Прошлое поколение большого кроссовера Audi Q7 было богатым на версии. Какое-то время автомобиль даже продавался с эксклюзивным шестилитровым дизельным мотором V12. Модификация Audi Q7 V12 TDI обладала невероятным запасом мощности и крутящего момента: 500 лошадиных сил и 1000 Н·м. Несмотря на это, флагманский паркетник немецкой марки никогда не был представлен в «горячих» модификациях S или RS. И лишь теперь производитель представляет первый в своем роде Audi SQ7 TDI. Чтобы подчеркнуть эксклюзивность модели, ее презентация прошла в штаб-квартире Audi, а не на Международном автосалоне в Женеве.
Новая модель интересна не только и даже не столько тем, что она является первенцем линейки SQ7, сколько использованием передовых технических решений — уже сейчас можно смело говорить о том, что Audi SQ7 TDI станет заметной вехой в истории автомобилестроения. Как нетрудно догадаться по названию, новинка оснащена дизельным мотором семейства TDI. Он-то и претендует на звание самого инновационного двигателя последних лет.
В двигателях внутреннего сгорания может использоваться два вида наддува (если он вообще применяется): с помощью турбокомпрессора или с помощью механического нагнетателя. Основная разница между ними заключается в том, какая сила вращает компрессор. В первом случае это энергия выхлопных газов, которые ускоряют отдельную крыльчатку. Во втором — ремень, который подключен к одному из шкивов ДВС. Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки, а порой производители даже комбинируют оба метода на одном моторе. Однако в последнее время стали все чаще говорить об электрических компрессорах. К примеру, подобная система применялась на концептах BMW 3.0 CSL Hommage, Audi Clubsport TT Turbo и Audi RS5 TDI. Именно Audi первой в мире реализовала новую технологию в серийном автомобиле.
В Audi SQ7 TDI используется принципиально новый мотор 4,0 TDI. В целом он основан на 4,2 TDI, который по сей день устанавливается на флагманский седан Audi A8. Однако общий объем доработок даже без учета электрического компрессора позволяет считать представленный агрегат действительно инновационным. На 4,0 TDI использовано два традиционных турбокомпрессора. Они работают по последовательному методу: один из них активируется на низких оборотах, а второй включается при высоких — это позволяет обеспечить высокий крутящий момент во всем диапазоне оборотов, а также минимизировать эффект турбоямы. Дополнительный электрический нагнетатель должен усилить эффект от использования двух последовательных компрессоров.
Новый электронаддув работает от небольшого электромотора мощностью около десяти лошадиных сил, получающего энергию по 48-вольтовой цепи, запитанной от отдельной литий-ионной батареи. Основным преимуществом данного агрегата является возможность выхода на рабочие обороты (скорость вращения крыльчатки может достигать 70 000 оборотов в минуту) всего за 250 миллисекунд. Таким образом, электрическому компрессору не требуется ждать, пока ДВС раскрутится или начнет производить много выхлопных газов, как это бывает в случае использования механических нагнетателей или турбокомпрессоров.
Для дальнейшего повышения эффективности работы на моторе 4,0 TDI использована необычная система газораспределения. Так, впускные клапаны могут работать в двух режимах — в зависимости от оборотов двигателя. Дополнительно при небольших нагрузках в каждом цилиндре функционирует только один выпускной клапан из двух.
В результате всех технических ухищрений Audi SQ7 TDI обладает впечатляющими характеристиками. Он развивает максимальную мощность 435 лошадиных сил, а весь крутящий момент в 900 Н·м доступен уже с 1 000 оборотов в минуту, то есть фактически с холостого хода! И хотя до V12 TDI с его 500 лошадиными силами и 1000 Н·м новинка не дотянула, следует учитывать превосходство старого агрегата в полтора раза по объему и по количеству цилиндров. К тому же Audi SQ7 TDI становится самым мощным в мире серийным дизельным кроссовером. Второе место у BMW X5/X6 M50d с его 381-сильной трехлитровой «шестеркой».
Audi SQ7 TDI радует впечатляющими динамическими параметрами. С 0 до 100 км/ч нескромных размеров кроссовер умеет ускоряться за 4,8 секунды (для сравнения: у Audi Q7 V12 TDI было 5,5 секунды, у BMW X5 M50d — 5,3). Максимальная скорость искусственно ограничена на отметке 250 км/ч. Вместе с тем средний заявленный расход топлива составляет всего 7,4 литра на 100 километров. Столь завидным сочетанием размеров, динамики и экономичности могут похвастаться далеко не все автомобили.
А еще Audi SQ7 TDI должен управляться лучше «гражданской» версии Q7. Для этого на новинку установлена доработанная подвеска, полноуправляемое шасси с поворачивающимися задними колесами и активный задний дифференциал. Стоимость превосходного во всех отношениях кроссовера составит 89 900 евро. Продажи в Европе начнутся уже текущей весной, а до России флагманский паркетник доберется осенью.
Компания Tesla Motors с завидной периодичностью представляет обновления своих машин. Электрический седан Model S производится лишь несколько лет, а сегодня уже трудно сосчитать количество различных апдейтов и улучшений. В последних версиях фирменного ПО появилась функция автопилотирования, а в прошлом году в продажу поступила флагманская версия P90D с двумя моторами общей мощностью 762 лошадиных силы, полным приводом и опциональным режимом Ludicrous Mode, позволяющим разгоняться с 0 до 96 км/ч (60 миль в час) за 2,8 секунды. Но все эти улучшения и обновления держатся в секрете до последнего мгновения: сотрудники компании умеют скрывать информацию. Однако на сей раз хакер Джейсон Хьюз (Jason Hughes) смог раздобыть сведения о готовящемся анонсе американской компании. Джейсон специализируется на испытании и улучшении систем безопасности, и ранее он уже расшифровывал программные обновления Tesla Motors.
Примечательно, что программист поделился далеко не всей информацией, которую ему удалось раздобыть. Он выложил зашифрованные данные на форуме Tesla Motors Club, участникам которого и предложил разрешить эту загадку. Открыто Джейсон Хьюз заявил лишь об одной новости: Tesla готовит новую версию Model S P100D. Согласно фирменной системе наименований, такая модификация должна получить тяговую батарею емкостью 100 кВт·ч. Сегодня флагманская комплектация Model S P90D оснащается аккумулятором на 90 кВт·ч. Дополнительная энергия позволит увеличить запас хода примерно до 480 километров (для Model S P90D заявлено 430 километров).
Хьюз не раскрыл остальную информацию, чтобы не портить американской компании сюрприз. При этом в своем «Твиттере» хакер сообщил, что в отместку инженеры Tesla Motors попытались откатить версию программного обеспечения его электроседана с 2.13.77 до 2.12.45, однако предприимчивый программист обрубил связь и не позволил им этого сделать. На действия сотрудников отрегировал Элон Маск (Elon Musk): «Это не было сделано по моей просьбе. Хороший взлом является подарком».
Одной из ключевых инноваций ближайшего десятилетия в области автомобилестроения станут системы автономного управления. Сейчас некоторые крупные производители обещают представить первые робокары к 2020 году. На данный момент отдельные машины уже умеют держаться выбранной полосы, соблюдать дистанцию до впередиидущего автомобиля и даже совершать обгоны, если водитель нажмет на указатель поворота. Но этого недостаточно, чтобы позволить транспортным средствам без участия людей колесить по дорогам общего пользования. Одним из наиболее убедительных подтверждений сложности создания компьютеризированной замены водителю является многолетний опыт Google в этой сфере. Американский IT-гигант имеет практически неограниченные ресурсы, но даже он уже больше десяти лет занимается разработкой, а конечный продукт пока так и не появился. Недавно пришло еще и досадное известие: робокар Google попал в дорожно-транспортное происшествие.
На самом деле авария с участием прототипа автономной машины не является чем-то из ряда вон выходящим. По данным Google, по состоянию на июль 2015 года умные автомобили компании пережили 23 столкновения. Однако во всех случаях виновниками были водители других транспортных средств. Но произошедшее в феврале ДТП (о нем стало известно не сразу, а видеозапись появилась спустя несколько недель) — это первый провал автопилота Google. Инцидент произошел в городе Маунтин-Вью штата Калифорния: там уже много лет испытывают робокары, к тому же в том районе находится штаб-квартира американской IT-компании.
Автомобиль Lexus RX450h, оснащенный комплексом автономного управления, совершал типичную поездку по Маунтин-Вью. На одной из улиц он попытался объехать мешки с песком, которые лежали на проезжей части. Во время перестроения робокар не учел приближения автобуса и протаранил его борт. На заснятом видеорегистратором ролике отчетливо видно, что робокар Google грубо нарушил правила дорожного движения.
Представители IT-гиганта уже выступили с заявлением: «В данном случае мы явно несем определенную ответственность, потому что, если бы наш автомобиль не двинулся туда, столкновения бы не произошло». Однако сотрудники Google использовали довольно «обтекаемые» фразы. «Наш автомобиль полагал, что автобус собирается снизить скорость или даже остановиться, чтобы позволить машине вернуться в поток, а также считал, что было достаточно места для маневра», — пытаются оправдать действия своей системы американские специалисты.
Пока еще не вынесено окончательное решение о дорожно-транспортном происшествии. Фактически автономный Lexus RX450h маневрировал в пределах одной полосы. Робокар рассчитывал, что следующие позади автомобили уступят ему дорогу: замедлятся или вовсе остановятся. Вероятно, примерно то же самое думал и сотрудник Google, который в тот момент сидел за рулем и мог в любой момент исправить действия компьютера. Сейчас можно сделать только один вывод: никто не идеален, в том числе и автопилот IT-гиганта. Теперь разработчики будут учитывать печальный опыт.
В будущем системы автопилотирования смогут сделать нашу жизнь комфортнее и безопаснее. Однако даже через 10, 20 или 30 лет, когда уже вовсю будут доступны умные машины, большую часть автопарка будут составлять самые обычные автомобили, управлять которым придется человеку. А это значит, что дорожно-транспортных происшествий не избежать. Поэтому в перспективе не менее важными окажутся и вопросы пассивной безопасности. На прошлой неделе выяснился еще один важный аспект: даже сидящие в специальном удерживающем устройстве дети подвергаются большой опасности. Специалисты Центра автомобильной безопасности (Center for Auto Safety) определили, что лучше устанавливать кресла для самых маленьких пассажиров позади незанятого сиденья, и на то есть веские причины.
Принято считать, что самым безопасным местом в автомобиле является сиденье непосредственно за водителем. Якобы шофер инстинктивно будет стараться вывести свою сторону из-под удара, вследствие чего спасет и сидящего за ним пассажира. Однако даже в теории данную гипотезу можно признать несостоятельной, ведь удары с машинами встречного потока, которые происходят на более высоких скоростях, вне зависимости от стороны движения чаще всего приходятся на водительскую сторону (как раз поэтому в большинстве краш-тестов с частичным перекрытием автомобиль врезается в препятствие именно этой стороной — такой метод практикуют и в Euro NCAP, и в Страховом институте дорожной безопасности США). Теперь жирную точку в спорах поставили сотрудники американского Центра автомобильной безопасности, которые решили довериться статистике. Она гласит, что в период с 1990 по 2014 год на дорогах США погибло около 900 детей, сидящих на задних креслах. При этом учитываются только аварии, в которых в машину с ребенком сзади врезалось другое транспортное средство.
Авторы исследования утверждают, что во многих случаях причиной фатального исхода стало разрушение конструкции передних кресел, в результате которого водитель или пассажир откидывались назад, тем самым придавливая ребенка. Конкретных чисел в отчете не содержится, и Центр автомобильной безопасности винит в этом недостаточно детальную информацию о дорожно-транспортных происшествиях.
Специалисты уверены, что виной всему является экономия производителей транспортных средств и использование устаревшего стандарта FMVSS 207, который ведет свою историю еще с 1967 года. В итоге сотрудники Центра автомобильной безопасности выступили с обращением к Национальному управлению безопасностью движения на трассах (NHTSA — National Highway Traffic Safety Administration) с требованием существенно ужесточить требования к прочности конструкции автомобильных сидений. Пока же исследователи рекомендуют автомобилистам устанавливать детские удерживающие устройства за пустым передним креслом. Если же это невозможно, то следует выбирать место за самым легким пассажиром (чем человек тяжелее, тем с большей вероятностью под его массой сломается кресло при ударе сзади).
На прошлой неделе было представлено сразу два очень необычных концепт-кара. Удивительно, что они не появились на Международном автосалоне в Женеве — по всей видимости, BMW и Toyota специально приберегли по одном проекту, чтобы выделиться на общем фоне.
Начнем с творения баварской компании. На самом деле, у нее есть более чем весомый повод не только для того, чтобы создать концепт, но и чтобы представить его нетривиальным способом: седьмого марта немецкая марка отмечает столетие со дня основания. В честь знаменательного события и был спроектирован BMW Vision Next 100. Данный проект должен продемонстрировать вектор развития компании в будущем. Логично было бы предположить, что на презентации речь шла в основном о системах автономного управления, которым столько внимания уделяют другие производители. Как бы не так!
Уже много лет BMW использует слоган Sheer Driving Pleasure, русскоязычный вариант которого звучит как «С удовольствием за рулем». Даже те, кто ни разу не водил BMW или у кого нет водительского удостоверения, отлично знают, что одной из отличительных черт этих машин является драйв. Именно поэтому в будущем «водитель будет по-прежнему неизменно находиться в фокусе». При этом автомобили BMW будут постоянно подключены к глобальной сети, наделены цифровым интеллектом и передовыми технологиями поддержки. Все меняется в этом мире, но удовольствие от вождения останется неизменным. Более того, в BMW обещают превратить водителя в так называемого Ultimate Driver: чувство драйва за рулем должно стать еще более отчетливым.
Сегодня большинство концептов создается ради экстерьера. Салон зачастую проектируется для галочки, а нередко шоу-кары и вовсе лишены его. Однако создание BMW Vision Next 100 началось именно с интерьера. Инженеры постарались по-новому скомпоновать внутреннее пространство, чтобы при заданных размерах кузова увеличить простор в салоне. Но, несмотря на использование куполообразного интерьера, новый концепт сохранил узнаваемый атлетический силуэт седана BMW.
В BMW Vision Next 100 предусмотрено два режима работы: Boost и Ease. В первом автомобилем полностью управляет человек. Задача компьютера — не вмешиваться. Однако в концепте все же предусмотрен автопилот: он активируется при выборе режима Ease. Но даже в этом случае робокар будет прислушиваться к водителю. Немцы называют свою систему «Компаньоном» (Companion): она сможет изучать привычки и предпочтения хозяина, чтобы максимально точно соответствовать его ожиданиям.
Хотя в BMW и говорят о сохранении традиционной эстетики седанов BMW, концепт довольно сильно отличается от современных серийных машин компании. Дизайнеры сохранили изгиб Хофмайстера и фирменные ноздри. Последние выполнены в ретростиле — когда-то они располагались вертикально. Примечательно, что BMW уже много лет практикует такой подход на концептах, но при этом пока не собирается возвращаться к нему на реальных легковушках.
Общая длина кузова BMW Vision Next 100 составляет 4,9 метра при высоте 1,37 — по общим габаритам шоукар близок к седану «пятой серии». Одной из ключевых фишек концепта является «живая геометрия». На его кузове предусмотрено почти 800 подвижных элементов. Многие из них сконцентрированы в районе арок. При повороте руля они продолжают обволакивать колеса, следуя за всеми их движениями. Благодаря этому удается достичь очень низкого коэффициента аэродинамического сопротивления — 0,18. Не забыли разработчики и об экологии — при производстве подобного автомобиля предполагается использовать преимущественно вторсырье или возобновляемые материалы. К примеру, для создания углепластиковых дверей будут использованы отходы от обычного производства композитных материалов.
Второй необычный концепт разработала компания Toyota. При разговоре про нетривиальные проекты этой марки трудно не вспомнить про Toyota KIKAI. Этот удивляющий своей внешностью автомобиль был представлен осенью прошлого года на автосалоне в Токио. Новинку, Toyota Setsuna, роднит с ним как минимум эксцентричный стиль. Но если KIKAI был практически полностью сделан из металла, то основным материалом для Setsuna было выбрано дерево.
Новинка была создана специально для показана на Неделе моды в Милане. Данный факт объясняет, почему Toyota Setsuna выглядит столь причудливо: японская компания попросту постеснялась бы везти подобный проект в Женеву, а вот для модного показа он отлично подходит. Концепт получился весьма компактным: общая длина кузова составляет всего 3 030 мм. Однако в первую очередь в нем удивляют не скромные размеры, а общий стиль и материалы.
Кузов современных автомобилей изготавливается из стали и алюминия, в редких случаях используются высокотехнологичные композитные материалы. Но Toyota Setsuna возвращает нас к зарождению автомобилестроения, когда многие элементы конструкции были деревянными. К примеру, внешние панели концепта сделаны из японского кедра, рама — из японской березы. Также дизайнеры использовали пол из вяза и рулевое колесо из кипариса. При этом для соединения элементов не используются гвозди, болты и шурупы: конструкция собирается по специальной технике okuriari — детали скрепляются при помощи системы пазов и выступов. При этом представители компании не уточнили, как поведет себя подобный шкаф на колесах в аварии.
Концепт наделили регулируемым педальным узлом, который позволяет удобно усесться за рулем даже ребенку. Toyota Setsuna является электрокаром: разработчики установили шесть вполне обыденных 12-вольтных свинцово-кислотных аккумуляторов. Интересно, как они сочетаются с рассказами об использовании экологически чистой древесины. На полном заряде Toyota Setsuna может приехать до 25 километров, максимальная скорость составляет 45 км/ч.
Презентация Toyota Setsuna состоится на выставке Salone del Mobile Milano 2016, которая пройдет с 12 по 17 апреля. Пока же японская компания опубликовала всего одно изображение концепта. По объективным причинам можно не надеяться на появление подобной модели в продаже.
Автомобильные компании нередко прибегают к созданию необычной рекламы. Недавно «рекламные войны» добрались даже до России. Тем не менее мировые бренды подкалывают друг друга на совершенно ином уровне. К примеру, в новом коротком видеоролике представители компании Mercedes-Benz поблагодарили BMW за 100 лет соперничества (BMW была основана в 1916 году). Однако следующая за этим фраза переворачивает все с ног на голову: «Предыдущие 30 лет были на самом деле немного скучными».
Рекламщики компании из Штутгарта намекают на тот факт, что Mercedes-Benz существенно старше BMW. На самом деле они немного лукавят: за отправную точку в данном случае взяты предприятия Benz & Cie. и Daimler-Motoren-Gesellschaft, которые ведут свою историю с 1883 и 1890 года соответственно. А вот бренд Mercedes-Benz появился на свет даже несколько позже BMW — в 1926 году. Тем не менее шпилька в адрес BMW явно удалась.
Если рекламный ролик Mercedes-Benz вам показался слишком коротким или даже скучным, то следующая видеозапись наверняка заставит сердце биться чаще, а надпочечники — вырабатывать тонны адреналина. А еще усиленно начнут работать потовые железы: новый выпуск Gymkhana был снят в Дубае.
Как и во всех предыдущих частях серии Gymkhana, главным действующим лицом является легендарный раллийный гонщик Кен Блок (Ken Block). Он по традиции выступает за рулем Ford Fiesta — с одноименным хетчбэком данный экземпляр роднит в основном лишь внешность, поскольку инженеры существенно изменили как силовой каркас, так и техническую начинку. Трехдверка получила двухлитровый турбированный мотор семейства EcoBoost, раскочегаренный до 600 лошадиных сил и 900 ньютон-метров. Вкупе с полным приводом, секвентальной трансмиссией и настроенной по-раллийному подвеской это позволило превратить компактный автомобиль в настоящий гоночный болид, который отлично подходит для жгучей смеси отличного асфальта и барханов.
По славной традиции Кен Блок успел подрифтить вокруг всего на свете: фонтанов, пальм, пассажирского самолета и даже движущегося на двух колесах пикапа Ford F-150 Raptor. Также за рулем карманного болида он выиграл заезд у Lexus LFA, Ferrari F12berlinetta, Lamborghini Aventador LP 750-4 Superveloce и Bugatti Veyron.
В завершение выпуска посмотрим еще одно необычное видео, в котором две бабушки пытаются совладать с Lamborghini Murcielago, пережившей глубокий тюнинг. Стоит признать, что дамы довольно умело управляются с 650-сильным итальянским спорткаром и при этом не нарушают правила дорожного движения. Одна напасть: двигатель у этой машины расположен в «багажнике».