Жанр | Приключение |
Издатель | Sony Interactive Entertainment |
Разработчик | genDESIGN, SIE Japan Studio |
Дата выхода | 7 декабря 2016 года |
Возрастной ценз | от 12 лет |
Платформы | PlayStation 4 |
Уходящий год можно по праву назвать успешным для долгостроев. DOOM, размахивая дробовиком и лязгая грязным индастриалом, показал, кто все-таки главный шутер во вселенной. Небольшая команда выпустила занимательный платформер Owlboy, находившийся в разработке порядка десяти лет. Даже Final Fantasy XV — и та добралась до прилавков. Для полного счастья не хватало лишь The Last Guardian, но из-за многочисленных переносов до последнего не верилось, что релиз состоится. Впрочем, одно дело — выпустить горячо ожидаемую игру, а другое — эти ожидания оправдать.
Рассказывая о The Last Guardian, невозможно не упомянуть ее создателя. Фумито Уэда — человек огромного таланта и невероятной скромности, но, по иронии судьбы, известный на весь мир. Он не выстреливал блокбастерами каждый год, а его игры не сидели месяцами на верхних строчках чартов продаж. Да и за свою карьеру в качестве руководителя он выпустил всего три проекта, если считать нашего сегодняшнего гостя. Однако не будь ICO и Shadow of the Colossus, индустрия бы пошла совсем по другому пути.
И это не просто красивая фраза — немалое количество разработчиков, среди которых значится и Хидэтака Миядзаки, в той или иной мере вдохновлялись творчеством Уэды. Именно после прохождения ICO создатель серии Souls решил начать с чистого листа и заняться играми. Теперь попробуйте-ка представить мир без феноменальных Demon’s Souls и Dark Souls.
Так что же особенного в его проектах? Они, в отличие от большинства других, не перегружены механиками, предельно лаконичны и минималистичны и построены вокруг одной идеи. Мальчик встретил девушку (ICO), убийство огромных монстров (Shadow of the Colossus) — звучит незамысловато и даже банально, но все дело в том, как это подать. Уэда рассказывает трогательные истории и сближает с немногословными персонажами при помощи геймплея и разнообразных мелочей. Стоит взять за руку девушку Йорду, как контроллер начнет вибрировать в такт ее сердцебиению. Вроде бы незначительная деталь, но герой на экране — уже не набор текстур, а живой человек, ведь вы можете почувствовать его в своей реальности.
С Shadow of the Colossus получилось еще интереснее. Это, пожалуй, единственная игра, где победа — событие грустное. Наблюдая за тем, как сказочное, сильное, свободное существо валится на землю, не испытываешь радости. Оно жило здесь много лет и прожило бы еще столько же, не встреться с вашим мечом и эгоистичным желанием воскресить возлюбленную. Шестнадцать колоссов — шестнадцать оборванных жизней, забирать которые все сложнее и сложнее в эмоциональном плане.
The Last Guardian полагается на те же принципы. Одна идея — на этот раз дружба мальчика и дикого зверя, минимум механик, максимум атмосферы. С первого знакомства с Трико, похожего на помесь собаки, кошки и птицы, и до последней строчки титров игра пропитана духом приключений. Причем из-за того, что здесь практически нет загрузок, отсутствует интерфейс, а сохранение осуществляется на фоне, повествование плавно течет вперед, не прерываясь из-за каких-либо условностей. Попав в этот красочный мир, можно увязнуть надолго.
Не в последнюю очередь эффект погружения создается благодаря поведению необычного существа. Если у вас есть домашние животные, то вы наверняка заметите в Трико знакомые черты. Команда аниматоров и звуковых инженеров проделала огромную и сложную работу — существо не воспринимаешь как виртуальное, оно действительно живое, пусть и находится по ту сторону экрана. Зверь двигается и звучит так, будто это образец реально существующего вида. Он любопытен, любит смотреть, куда это направился его человеческий друг, и переживает, если ситуация выходит из-под контроля.
К тому же движения животного, его глаза и голос в полной мере заменяют традиционный интерфейс. Если оно что-то не понимает, то сядет, наклонит голову и, посмотрев на вас, вопрошающе вскрикнет. В опасной ситуации наоборот — зверь выгнет спину, начнет издавать угрожающие звуки, а его движения станут резкими. Волнуясь, прижмет уши к голове. С водой вообще забавно — нужно несколько раз позвать Трико, прежде чем он, нерешительно переминаясь с ноги на ногу, решится намокнуть. Со временем учишься читать настроение пернатого друга по тому, как он себя ведет, и все больше привязываешься к нему. И как можно не влюбиться в такого забавного и практически реального чудика?
Хотя, как и в любой другой игре с виртуальными напарниками, были опасения по поводу искусственного интеллекта. Мало кому захочется начинать участок заново просто из-за того, что ИИ откровенно «тупит». The Last Guardian тоже может раздражать до самого финала, но только если не разобраться в механике приказов. Ситуация такая — в определенный момент появляется возможность жестами указывать Трико, что ему делать. Бездумно тыкая во все кнопки подряд, вы просто запутаете бедное животное.
Признаться честно, минут 10–15 у меня совсем не получалось заставить зверя слушаться. Он переломал все ящики в округе, а я уже подумывал о загрузке с контрольной точки, не видя другого выхода. Однако стоило, чуть поэкспериментировав, понять принцип, по которому отдаются приказы и за какие действия отвечают отдельные клавиши, как Трико начал делать именно то, что от него требовалось, и в дальнейшем ни разу не ошибался. Уже потом, после прохождения, стало понятно, что по-другому и не могло быть. Эта небольшая «притирка» — тоже часть взаимоотношений между человеком и сказочным существом. В какой-то мере раздражающая, да, но крайне важная для дальнейшего продвижения и успешного завершения непростого путешествия.
Сами локации тоже не предполагают спешки. Мало того, что их приятно разглядывать, так они еще и заставляют работать головой. Отличительная черта геймдизайна Уэды — решение какой-либо задачки предельно логично, но до него нужно додуматься самому. Его игры не тыкают в лицо огромными маркерами с подписями: «НАЖМИ НА РЫЧАГ» или «ИДИ СЮДА», а предлагают следовать правилу «Что будет, если я сделаю так?». В той же ICO никто не рассказывал про меч, разрезающий веревки, или палки, загорающиеся от огня, ведь это и так очевидно. Правда, The Last Guardian куда легче ICO — обычно требуется просто внимательно осмотреть уровень и понять, как можно использовать Трико для того, чтобы добраться во-о-о-он до того выступа.
Хотя, несмотря на верность традициям, один аспект The Last Guardian все-таки подглядела у крупнобюджетных ААА-проектов. В игре хватает заскриптованных моментов — порой можно отложить контроллер в сторону и просто наблюдать за тем, как Трико медленно и осторожно забирается на очередную башню. Причем с первого раза понять, что действие заранее прописано, довольно сложно. Спасибо отличной анимации — кажется, что зверь действительно ищет путь самостоятельно. Вообще, необычно видеть кинематографическую постановку у Фумито, но в том числе благодаря ей создается та самая пресловутая атмосфера приключения.
⇡#А что вы делали все это время?
Насколько хорошо The Last Guardian удается увлечь в геймплейном плане, настолько же плохо у нее с технической частью. Понятно, что игра пережила переезд с PlayStation 3 на PlayStation 4 и переписывание движка, но консоль-то на рынке уже больше трех лет, а оптимизация тут отсутствует начисто. Сложно припомнить другой эксклюзив PS4, который бы работал настолько плохо. Кадровая частота практически никогда не держится на стабильных 30 кадрах/с — она болтается где-то около 20–25, а местами и того ниже. В паре эпизодов проект вообще переходит на слайд-шоу, что совсем уж неприемлемо. Вполне вероятно, таким образом Sony просто подталкивает к покупке PS4 Pro, поскольку там подобных проблем не наблюдается. Если, правда, не использовать 4К-режим, в котором производительность тоже оставляет желать лучшего.
Да и рэгдолл-физика в 2016 году выглядит не слишком уместно. Смотреть на то, как тело героя, уцепившегося одной рукой за спину зверя, выписывает невероятные кульбиты, после которых конечность вырвало бы с мясом, просто смешно. То же касается и врагов — если Трико начинает кого-то кусать, то тело противника ведет себя совсем уж неадекватно. Рядом с превосходно анимированным животным это выглядит очень плохо.
Хотя больше всего вопросов вызывает даже не ужасная частота кадров, а отвратительная, мерзкая камера. Большинство смертей случаются именно из-за ее страстной любви к идиотским ракурсам. Скажем, нужно спуститься со зверя на какую-то небольшую платформу, причем сделать это быстро, но оператор покажет сцену так, что без тщательного прицеливания герой отправится прямиком в пропасть. Про катания на спине в закрытых помещениях лучше вообще забыть, если, конечно, не хотите проверить свой вестибулярный аппарат на прочность. Обидно, но постоянная борьба с камерой мешает наслаждаться The Last Guardian в полной мере.
Вроде бы недостатков и немного, но все они из разряда чуть ли не критичных. В проекте, который находился в разработке девять лет, странно видеть неадекватного оператора, а настолько провальную оптимизацию порой не встретишь даже в мультиплатформе среднего пошиба. Есть надежда на патчи, но они могут залатать лишь небольшие баги, а не исправить более важные вещи.
В остальном же The Last Guardian — достойный последователь ICO и Shadow of the Colossus. Как и предыдущие игры Уэды, эта подойдет не всем, — особенно аккуратными стоит быть любителям современных проектов с тысячами подсказок, — но это не отменяет того факта, что японскому геймдизайнеру удалось создать удивительное приключение, рассказывающее о дружбе человека и дикого зверя. И человек этот — вы. Вы приручаете животное, учитесь общаться и взаимодействовать с ним и все больше и больше проникаетесь симпатией к необычному созданию. К финалу путешествия настолько привязываешься к Трико, что отпускать пернатого совершенно не хочется, ведь за десять часов он становится настоящим другом. Эх, существовали бы такие виды в реальной жизни!
Достоинства:
Недостатки:
Графика | Несмотря на отличное освещение, классный художественный дизайн и невероятную анимацию, отвратительная оптимизация не дает поставить оценку выше. Низкая кадровая частота портит впечатление, а размытые текстуры, встречающиеся то тут, то там, напоминают о бывшей целевой платформе игры. |
7 |
Звук | Местами мощные, местами трогательные оркестровые треки композитора Такеши Фурукавы хорошо ложатся на происходящие события и дополняют картину эпичного приключения. А Трико звучит так, будто это реальное существо. |
9 |
Одиночная игра | Если вы ждали от Фумито Уэды чего-то необычного, то The Last Guardian — это именно оно. Не просто сборник идей ICO и Shadow of the Colossus, а самостоятельное произведение о дружбе, самопожертвовании и преодолении трудностей. |
9 |
Коллективная игра | Не предусмотрена. |
— |
Общее впечатление | Уэда старается сделать из своих проектов нечто большее, чем просто игры. И, пусть и с огромной задержкой, он и в третий раз попал точно в цель. Жаль, что на этот раз необычное полотно подпорчено плохой оптимизацией и работой камеры, но даже они не помешают насладиться одним из самых незаурядных приключений этого года. |
8 |