Жанр | Приключение |
Издатель | Annapurna Interactive |
Разработчик | Giant Sparrow |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i3-2125 3,3 ГГц/AMD Phenom II X4 965 3,4 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 750/AMD Radeon HD 7790, 5 Гбайт на жестком диске |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i7-860 Quad 2,8 ГГц/AMD FX-8120 3,1 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 750 Ti/AMD Radeon HD 7850 |
Дата выхода | 25 апреля 2017 года |
Возрастной ценз | от 16 лет |
Платформы | PC, PlayStation 4 |
Официальный сайт |
Игра протестирована на PlayStation 4
«Симуляторы ходьбы» эволюционируют с каждым новым релизом. Сперва Dear Esther и Gone Home популяризировали жанр, а затем их последователи, такие как The Vanishing of Ethan Carter, Everybody’s Gone to the Rapture и Firewatch, принялись его углублять. Теперь свет увидела What Remains of Edith Finch, сумевшая вывести это направление на новую высоту.
На сей раз игрок берет на себя роль семнадцатилетней девушки Эдит — последней выжившей из рода Финчей. Впервые за долгое время она приезжает в родной дом и прогуливается по его комнатам и окрестностям, пытаясь понять, как и почему умер тот или иной член семьи. Говорят, гибель Финчей была связана с наложенным на них проклятьем, из-за чего мать Эдит запирала комнаты после каждой новой смерти и запрещала прикасаться к вещам покойных. Но действительно ли виновато проклятье? Что на самом деле стало причиной случившегося? Это мы и узнаем.
Краткий экскурс для тех, кто с нами недавно. Подобные игры называются «симуляторами ходьбы» из-за того, что геймплей в них заключается в прогулках по различным локациям. Будь это поле, дорога, лес, дом с несколькими комнатами — персонаж на протяжении нескольких часов перемещается от одного места к другому. Иногда он взаимодействует с предметами и может как-то прокомментировать то, что видит, либо запустить воспоминание — повествование зачастую этим и ограничивается. Окружение выстраивается так, чтобы игроку было интересно его изучать.
В What Remains of Edith Finch выбран несколько иной подход. Да, Эдит тоже постоянно находится в движении, обнаруживает новые комнаты и разговаривает сама с собой по любому поводу. Находит ли она потайной лаз или вспоминает семейные посиделки, задает себе вопросы или пытается отыскать ответы — ей всегда есть что сказать. Субтитры появляются прямо на стенах, мебели и других крупных объектах, а не внизу экрана, поэтому от исследования окружения не отвлекаешься ни на минуту.
Это заметно оживляет происходящее. Пробираясь между шкафами, героиня в прямом смысле слова сбивает висящие в воздухе буквы. Иногда слова улетают в окно или в камин после того, как Эдит проговорит фразу. Камера всегда автоматически фокусируется на тексте, так что вертеться в поисках субтитров не придется. Порой с одними лишь словами здесь происходит больше действия, чем с реальными предметами.
Избытка активных объектов на локациях нет. Рассматривать книги на полках и всякие разбросанные игрушки, конечно, никто не запрещает, но интерактивными записками дом не усыпан, а нажимать кнопку Х ради каждой маленькой вещи не нужно. По большому счету, важный интерактивный объект в той или иной комнате зачастую один — оставленный бывшим членом семьи листок с текстом. Эдит начинает его читать, и игрок переносится в прошлое, чтобы пережить последние моменты жизни усопшего родственника героини. Тут-то What Remains of Edith Finch и выходит на прежде невиданные высоты.
Каждая новая история предлагает уникальную игровую механику, из-за чего уже спустя несколько минут называть проект «симулятором ходьбы» язык не поворачивается. Рекомендация не смотреть трейлеры до прохождения может показаться банальной, но в данном случае она актуальна как никогда. Для статьи мы постарались подобрать скриншоты, не способные испортить впечатление от игры (а такие есть даже на официальной странице в Steam!) — не оценивайте игру только по ним. Вас ждет уйма сюрпризов и неожиданных решений, но, поскольку титры вы увидите уже через два с половиной часа, пересказывать здесь даже одну-единственную историю будет непростительно.
Все эпизоды заканчиваются одинаково: человек, которым управляет игрок, погибнет. Для видеоигр смерть персонажа — обыденность, ведь сохранения и контрольные точки всегда предоставляют нам еще один шанс. Но здесь пользователю приходится намеренно подводить членов семьи к трагичному финалу. Идея работает как часы, и порой с мыслью «Вот черт, неужели мне придется это сделать» совершаешь такое, что сдерживать эмоции становится очень непросто.
Впечатления от прохождения What Remains of Edith Finch сложно сравнивать с чем-то напрямую — все-таки видеоигры вызывают те или иные чувства иначе, чем другие формы искусства. Они позволяют вжиться в героя, управлять его действиями, наблюдать за происходящим его глазами — в кинематографе этот прием применяется очень редко, так как не позволяет в полной мере прочувствовать происходящее. А здесь эта особенность используется на полную катушку.
За два с половиной часа испытываешь весь спектр эмоций, от радости и умиления до горечи и тоски. Кто-то из Финчей погиб в молодости, так и не испытав все, что может дать жизнь. Другой представитель рода был уже стар, но все равно не заслуживал такой участи. Каждую историю авторы преподносят в потрясающе красивой манере, не скатываясь до «шок-контента». Мы видим окружающий мир глазами самых разных людей, у которых свои фантазии, представления, мечты и идеалы. Это реализовано настолько убедительно, что после некоторых эпизодов ком стоит в горле, а сам игрок долго переваривает увиденное и, сделав глубокий вдох, отправляется дальше.
Возможно, именно из-за минимального количества интерактивных предметов What Remains of Edith Finch так захватывает. Каждое действие имеет значение, каждая произнесенная героем фраза важна для понимания его характера. Все без исключения локации очень красивые и скрупулезно детализированные, но мы можем их лишь рассматривать. Видеть вещи погибших, придумывать у себя в голове фрагменты из их прошлого. Если бы Эдит было что сказать по поводу каждой мелкой соринки, это неминуемо разрушило бы всю атмосферу. Разработчики из Giant Sparrow добились примерно того же эффекта, что и датчане из Playdead в Inside. Они проделали кропотливую, филигранную работу — здесь нет ничего лишнего, нет пустых эпизодов, которые можно было бы выкинуть и ничего не потерять.
Актеры (за редкими исключениями) справились с работой отлично. В одной из историй, к сожалению, качество озвучки проседает — отчасти это можно объяснить окружением, в котором разворачивается действие, но все же слух диалоги режут. Как будто деньги на гонорары профессионалам вдруг закончились, и пришлось разработчикам самим прочесть заготовленный текст. Сам этот эпизод, к счастью, в визуальном и музыкальном смысле один из лучших — кое-какая известная композиция точно станет неожиданностью. Так что впечатление все равно не портится.
***
What Remains of Edith Finch — пример того, насколько уникальным может быть повествование в видеоиграх. Это короткое, но оттого не менее удивительное приключение, вызывающее столько эмоций, сколько не способны подарить многие продолжительные блокбастеры. Игра настолько сильно двигает вперед «симуляторы ходьбы», что делает само название жанра практически бессмысленным и устаревшим. Не отказывайте себе в прохождении, точно не пожалеете.
Достоинства:
Недостатки:
Графика | Одна из самых красивых игр года – она берет не технологиями, а работой художников. Впечатляющие виды, детализированное окружение, красивые эффекты и оригинальные дизайнерские решения. | 9 |
Звук | К актерам есть претензии лишь в одном эпизоде, в остальном они выступили очень хорошо. Музыка удивляет – встречаются как классические мотивы, так и довольно неожиданные композиции. | 9 |
Одиночная игра | Двухчасовое приключение, где далеко не всегда нужно просто ходить и изучать предметы. Великолепная манера подачи истории, возможная только в видеоиграх и выводящая жанр на новый уровень. | 9 |
Коллективная игра | Не предусмотрена. | – |
Общее впечатление | Этот потрясающий проект вам запомнится надолго. А когда-нибудь потом наверняка захочется к нему вернуться – чтобы вновь увидеть, как красиво и поэтично может быть показана смерть. | 9 |
Видео: