Представлять суббренд Republic of Gamers, равно как и выпускаемые под ним материнские платы, ноутбуки, мониторы и видеокарты, нет никакой нужды. Но смартфон, смартфон! Теперь есть и он – причем выходит на рынок он не в одиночестве, а с целым набором аксессуаров: от более чем уместных геймпада и хабов, позволяющих работать с ним при помощи внешнего монитора, до абсолютно оригинальных вещей вроде внешнего кулера (он входит в комплект) и приставки, добавляющей к смартфону второй экран.
Подход ASUS к игровому смартфону отличает не только создание целой экосистемы, но и нетипичный набор характеристик самого аппарата. Просто более агрессивным дизайном, улучшенной системой охлаждения и расширенным объемом оперативной памяти ROG Phone не ограничился – в него установлены AMOLED-дисплей с частотой обновления до 90 Гц (тут Razer Phone 2 может посоревноваться), стереодинамики, выведенные во фронтальную плоскоcть (на манер Sony Xperia XZ3), дополнительные сенсоры AirTriggers, расширяющие возможности управления, второй порт USB Type-C (на боковой грани), специально разработанная программная оболочка и еще ряд более мелких изменений.
ASUS ROG Phone был представлен еще на июньской Computex 2018, но добирается до рынка только сейчас. Заявленная цена на младшую версию (128 Гбайт основной памяти) составляет 69 990 рублей, но сразу говорить о конкуренции с флагманами Apple, Samsung, Huawei или Sony неверно, даже несмотря на обязательные сравнительные таблицы характеристик и производительности. Конечно, ROG Phone – обособленный экземпляр, со своей публикой и своими конкурентами в лице Xiaomi Black Shark и Razer Phone 2, и оценивать стоит его именно в этом разрезе.
На тест ASUS ROG Phone поступил во всеоружии – со всеми возможными на сегодняшний день аксессуарами, да еще и в фирменном чемодане. К сожалению, в полной комплектации и в чемодане гаджет в России не продается (в таком виде его можно найти только на Тайване), но очень впечатляет, конечно.
ASUS ROG Phone | ASUS Zenfone 5Z | Huawei Mate 20 Pr | Apple iPhone Xs Max | Samsung Galaxy Note9 | |
Дисплей | 6 дюймов, AMOLED, 2160 × 1080 точек, 402 ppi, емкостный мультитач |
6,2 дюйма, IPS, 2246 × 1080 точек, 402 ppi, емкостный мультитач | 6,39 дюйма, OLED, 3120 × 1440 точек, 538 ppi, емкостный мультитач |
6,5 дюйма, Super AMOLED, 2688 × 1242, 458 ppi, емкостный мультитач, технология TrueTone | 6,4 дюйма, Super AMOLED, 1440 × 2960, 516 ppi, емкостный мультитач |
Защитное стекло | Corning Gorilla Glass 6 | Corning Gorilla Glass (версия неизвестна) | Corning Gorilla Glass (версия неизвестна) | Нет информации | Corning Gorilla Glass 5 |
Процессор | Qualcomm Snapdragon 845: четыре ядра Kryo 385 Gold, частота 2,96 ГГц + четыре ядра Kryo 385 Silver, частота 1,7 ГГц | Qualcomm Snapdragon 845: четыре ядра Kryo 385 Gold, частота 2,8 ГГц + четыре ядра Kryo 385 Silver, частота 1,7 ГГц | HiSilicon Kirin 980: восемь ядер (2 × ARM Cortex A76, частота 2,6 ГГц + 2 × ARM Cortex A76, частота 1,92 ГГц + 4 × ARM Cortex A55, частота 1,8 ГГц); архитектура HiAI | Apple A12 Bionic: шесть ядер (2 × Vortex + 4 × Tempest) | Samsung Exynos 9810 Octa: восемь ядер (4 × Mongoose M3, частота 2,7 ГГц + 4 × Cortex-A55, частота 1,8 ГГц) |
Графический контроллер | Adreno 630, 710 МГц | Adreno 630, 710 МГц | ARM Mali-G76 MP10, 720 МГц | Apple GPU (4 ядра) | Mali-G72 MP18, 900 МГц |
Оперативная память | 8 Гбайт | 4/6/8 Гбайт | 6 Гбайт | 4 Гбайт | 6/8 Гбайт |
Флеш-память | 128/512 Гбайт | 64/128/256 Гбайт | 128 Гбайт | 64/256/512 Гбайт | 128/512 Гбайт |
Поддержка карт памяти | Нет | Есть | Да (только Huawei nanoSD) | Нет | Есть |
Разъемы | USB Type-C, мини-джек 3,5 мм, боковой аксессуарный разъем | USB Type-C, мини-джек 3,5 мм | USB Type-C | Lightning | USB Type-C, мини-джек 3,5 мм |
SIM-карты | Две nano-SIM | Две nano-SIM | Две nano-SIM | Одна nano-SIM и одна e-SIM | Две nano-SIM |
Сотовая связь 2G | GSM 850 / 900 / 1800 / 1900 МГц | GSM 850 / 900 / 1800 / 1900 МГц | GSM 850 / 900 / 1800 / 1900 МГц | GSM 850 / 900 / 1800 / 1900 МГц | GSM 850 / 900 / 1800 / 1900 МГц |
Сотовая связь 3G | WCDMA 800 / 850 / 900 / 1700 / 1800 / 1900 / 2100 | WCDMA 800 / 850 / 900 / 1900 / 2100 | HSDPA 800 / 850 / 900 / 1700 / 1900 / 2100 МГц | HSDPA 850 / 900 / 1700 / 1900 / 2100 МГц | HSDPA 850 / 900 / 1700 / 1900 / 2100 МГц |
Сотовая связь 4G | LTE Cat. 18 (до 1,2 Гбит/с): диапазоны 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 12, 13, 17, 18, 19, 20, 28, 29, 32, 34, 38, 39, 40, 41, 46 | LTE Cat. 15 (до 800 Мбит/с): диапазоны 1, 2, 3, 5, 7, 8, 18, 19, 20, 26, 28 | LTE Cat. 21 (до 1400 Мбит/с), диапазоны 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 17, 18, 19, 20, 26, 28, 34, 38, 39, 40 | LTE Cat. 16 (1024 Мбит/с): диапазоны 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 25, 26, 29, 30, 32, 34, 38, 39, 40, 41, 66, 71 | LTE Cat. 18 (1200/200 Мбит/с), диапазоны 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 12, 13, 17, 18, 19, 20, 25, 26, 28, 32, 38, 39, 40, 41, 66 |
Wi-Fi | 802.11a/b/g/n/ac, 802.11ad 60 ГГц | 802.11a/b/g/n/ac | 802.11a/b/g/n/ac | 802.11a/b/g/n/aс | 802.11a/b/g/n/ac |
Bluetooth | 5.0 | 5.0 | 5.0 | 5.0 | 5.0 |
NFC | Есть | Есть | Есть | Есть (Apple Pay) | Есть |
Навигация | GPS, A-GPS, ГЛОНАСС, BeiDou, Galileo, QZSS | GPS, A-GPS, ГЛОНАСС, BeiDou | GPS, A-GPS, ГЛОНАСС, BeiDou, Galileo, QZSS | GPS, A-GPS, ГЛОНАСС, Galileo, QZSS | GPS, A-GPS, ГЛОНАСС, BeiDou, Galileo |
Датчики | Освещенности, приближения, акселерометр/гироскоп, магнитометр (цифровой компас), ультразвуковые сенсоры AirTrigger | Освещенности, приближения, акселерометр/гироскоп, магнитометр (цифровой компас) | Освещенности, приближения, акселерометр/гироскоп, магнитометр (цифровой компас), ИК-датчик, 3D-сканер лица | Освещенности, приближения, акселерометр/гироскоп, магнитометр (цифровой компас), барометр, 3D-сканер лица | Освещенности, приближения, акселерометр/гироскоп, магнитометр (цифровой компас), барометр, датчик сердечного ритма, давления, ИК-сканер сетчатки |
Сканер отпечатков пальцев | Есть | Есть | Есть | Нет | Есть |
Основная камера | Двойной модуль, 12 Мп, ƒ/1,7 + 8 Мп, ƒ/2,0, фазовый автофокус и оптическая стабилизация на главной камере, одинарная светодиодная вспышка | Двойной модуль, 12 Мп, ƒ/1,7 + 8 Мп, ƒ/2,0, фазовый автофокус на главной камере, двойная светодиодная вспышка | Тройной модуль, 40 + 20 + 8 Мп, ƒ/1,8 + ƒ/2,2 + ƒ/2,4, гибридный автофокус, оптическая стабилизация, двойная светодиодная вспышка | Двойной модуль: 12 Мп, ƒ/1,8 + 12 Мп, ƒ/2,4, автофокус, четырехдиодная светодиодная вспышка, оптический стабилизатор в обеих камерах | Двойной модуль: 12 Мп с переменной диафрагмой ƒ/1,5/2,4 + 12 Мп, ƒ/2,4, гибридный автофокус, оптическая стабилизация в обеих камерах, светодиодная вспышка |
Фронтальная камера | 8 Мп, ƒ/2,0, фиксированный фокус | 8 Мп, ƒ/2,0, фиксированный фокус | 24 Мп, ƒ/2,0, фиксированный фокус, без вспышки | 7 Мп, ƒ/2,2, без автофокуса, без вспышки | 8 Мп, ƒ/1,7, автофокус, без вспышки |
Питание | Несъемный аккумулятор: 15,2 Вт·ч (4000 мА·ч, 3,8 В) | Несъемный аккумулятор на 12,54 Вт·ч (3300 мА·ч, 3,8 В) | Несъемный аккумулятор: 15,96 Вт·ч (4200 мА·ч, 3,8 В) | Несъемный аккумулятор: 12,06 Вт⋅ч (3174 мА·ч, 3,8 В) | Несъемный аккумулятор: 15,2 Вт·ч (4000 мА·ч, 3,8 В) |
Размер | 158,8 × 76,2 × 8,3 мм | 153 × 75,7 × 7,7 мм | 157,8 × 72,3 × 8,6 мм | 157,5 × 77,4 × 7,7 мм | 161,9 × 76,4 × 8,8 мм |
Масса | 200 граммов | 165 граммов | 189 граммов | 208 граммов | 201 грамм |
Защита корпуса | IPX4 (брызгозащита) | Нет | IP68 | IP68 | IP68 |
Операционная система | Android 8.1 Oreo, оболочка ROG UI | Android 8.0 Oreo, оболочка ZenUI | Android 9.0 Pie, оболочка EMUI | iOS 12 | Android 8.1 Oreo, собственная оболочка |
Актуальная цена | 69 990 рублей за версию c 128 Гбайт памяти | 29 990 рублей за версию 6/64 Гбайт, 40 190 рублей за версию 8/256 Гбайт | 69 990 рублей | от 85 200 рублей до 106 990 рублей | 69 990 рублей за версию 6/128 Гбайт, 89 990 рублей за версию на 8/512 Гбайт |
⇡#Дизайн, эргономичность и программное обеспечение
Как должен выглядеть игровой смартфон? Этим вопросом дизайнеры ROG Phone особенно даже не задавались: очевидно, так же, как все остальные игровые устройства, чем бы они ни были – периферией для ПК или самими этими ПК. Побольше ломаных линий, яркие цветовые акценты на общем темном фоне (удивительно, что не красные, а медные), а также решетки, намекающие на то, что внутри есть мускулы, которые требуют активного охлаждения. ASUS ROG Phone в целом выглядит так же, как и другие устройства, выпускаемые под брендом Republic of Gamers. И это скорее хорошо – в плане идентичности. В плане же чистой эстетики и конкуренции со столь же замысловатыми Xiaomi Black Shark и Razer Phone 2 – сказать сложнее. Но как минимум ASUS ROG Phone легко отличить от любого мейнстримного смартфона.
При этом он обладает сразу рядом типичных для смартфона 2018 года выпуска черт. Да, он недосчитался выреза под верхней гранью – ничто не должно отвлекать пользователя ROG Phone от картинки на экране, зато на месте стеклянные панели как спереди, так и на спинке, никуда не делись и металлические грани, вытянутый дисплей форматом 18:9 и двойная камера. Впрочем, кого я обманываю – все равно выдать эту вещь за что-то типическое не выйдет.
Цветовое решение – одно-единственное, ROG Phone может быть только черным. Как и на большинстве других устройств Republic of Gamers, никаких указаний на принадлежность к бренду ASUS на корпусе нет – только фирменный логотип ROG с подкрепляющей эту информацию подписью. И да, этот логотип светится при активации игрового режима на манер подсветки любого игрового ноутбука. Цвет можно настроить, равно как и пульсацию, в том числе и синхронизировав с другими ROG Phone, которые находятся в той же сети Wi-Fi, — сейчас все производители игровых устройств уверены, что любой геймер в полном восторге от этих игр с освещением.
ASUS ROG Phone для смартфона со всего лишь шестидюймовым дисплеем (2018-й, что ты делаешь, прекрати) обладает внушительными габаритами – 158,8 × 76,2 × 8,3 мм. Он даже больше, чем несоразмерно здоровый iPhone Xs Max. Вес соответствующий – 200 граммов. Да, это очень большой гаджет. И если для всех смартфонов со стеклянной спинкой я обычно рекомендую использовать чехол, то в данном случае он превратит ROG Phone в совсем уже монстра.
К слову, о чехле – он не идет в комплекте со смартфоном, а продается отдельно: это трехсоставная конструкция из пластика, которая частично крепится на корпусе ROG Phone при помощи липучек и, если честно, ощущается как инородный элемент. Хочется немедленно отлепить ее и убрать назад в коробку – что я и сделал после пяти минут использования зачехленного гаджета. Тем более что олеофобное покрытие как на дисплее, так и на спинке позволяет принять такое решение без серьезных последствий для внешнего вида устройства — если его, конечно, не ронять.
Несмотря на всю свою визуальную нестандартность, ASUS ROG Phone обладает довольно обыденной компоновкой: аппаратные клавиши включения и регулировки громкости на своих стандартных местах (правая грань), порт USB Type-C и мини-джек на нижней грани, а сканер отпечатков пальцев пусть и необычной формы (он здесь прямоугольный), но расположен на своем месте сзади, неподалеку от сходного с ним по виду блока двойной камеры.
Из необычных решений отмечаем еще раз два фронтальных динамика и порт для внешнего кулера, который можно использовать как альтернативный разъем USB Type-C. Решетка на задней панели, которую можно принять за воздуховод внутренней активной системы охлаждения, несет исключительно декоративное значение – никаких вентиляторов внутри ROG Phone, конечно, нет.
ASUS ROG Phone можно разблокировать как при помощи сканера отпечатков пальцев, так и за счет системы распознавания лица. Но 3D-сканера, как в iPhone X/Xs или Huawei Mate 20 Pro, ну или хотя бы ИК-подсветки на манер Xiaomi Mi 8/Mi MIX 3 тут нет — только фронтальная камера. Надежность невысокая, в темноте смартфон вас не увидит. Зато днем разблокировка таким методом срабатывает очень быстро, претензий никаких. Сканер отпечатков классический, емкостный, работает очень быстро. Но ему немного не хватает площади, поэтому процент брака чуть выше, чем у обычных, круглых сканеров, на которые подушечка пальца помещается целиком.
В свой игровой смартфон ASUS установила специфическую оболочку ROG UI поверх Android 8.1 Oreo (со временем обновится до 9.0 Pie). Несмотря на другое название, всем, кто когда-нибудь пользовался смартфонами тайваньской компании, она покажется знакомой – отличий от Zen UI не так уж много. Те же шрифты, те же панели уведомлений и настроек, очень близкий набор предустановленного ПО, навигационная панель, которую можно убирать с экрана (но при этом не управлять жестами, а уводить палец вниз, чтобы она вернулась на время). Из отличий бросается в глаза, конечно, характерная тема с особенными значками для всех фирменных приложений. Отдельное внимание надо уделить фону для рабочего стола в виде эдакого хай-тек-куба – при активации режима «разгона» он раскрывается и начинает демонически светиться красным.
Из уникальных для ROG Phone моментов, помимо оригинального оформления интерфейса, отмечу игровой центр, в котором можно отслеживать различные параметры аппаратной начинки вплоть до ее температуры, а также управлять внешней подсветкой, внешним вентилятором и игровыми профилями, которые можно прописать для каждой из установленных игр. Также встроенное ПО, само собой, умеет дружить с многочисленными аксессуарами – ради этого вся канитель с новой оболочкой, в принципе, и затевалась. В остальном она вполне обычная для ASUS – функциональная, быстрая и кажущаяся чуть перегруженной разными опциями.
Все бы хорошо, но у меня возникло много претензий к стабильности работы новой прошивки. Например, есть проблемы с распознаванием зарядного устройства – если зарядить смартфон при помощи оригинального адаптера ROG Phone не до конца, то он считает, что все еще заряжается, даже будучи отключенным от кабеля. Помогает только перезагрузка. Наблюдается и излишний нагрев при исполнении базовых функций (вроде воспроизведения видео) – явная беда в перераспределении нагрузок. Добавим сюда очень активный расход батареи даже в режиме ожидания. Наконец, упомяну еще ряд мелких моментов вроде отваливающихся без объяснения причин приложений. Надеюсь, все это будет поправлено в финальных прошивках.
Многие компании пытаются как-то экспериментировать в смартфонах с управлением: кто-то поднимает из прошлого проверенные методы (Samsung Galaxy Note и стилусы), кто-то задействует изогнутые края экрана (те же Samsung или Sony в Xperia XZ3), кто-то предлагает сжимать смартфон (HTC). Но самый интересный путь в своем дотошном подходе к созданию игрового смартфона нашла именно ASUS.
В смартфоне под «виртуальные» клавиши AirTriggers отведены две зоны на правой грани (которая превращается в верхнюю при альбомном хвате – необходимом для комфортной игры в большинстве приложений) и одна на левой грани. Это ультразвуковые сенсоры, на которые можно самостоятельно назначить различные команды по вкусу. Пользоваться ими удобно, при касании эти зоны вибрируют, давая адекватный отклик. И пользователь получает самое важное, что и требуется от игрового гаджета, – небольшое преимущество в игре за счет более удобного управления. Причем опция «сдавливания» на манер HTC U-серии здесь тоже есть – вне игрового режима на это действие можно повесить разные функции. По умолчанию оно активирует режим «разгона» ROG X.
Если AirTriggers недостаточно, на помощь приходит уже полноценный геймпад ASUS GameVice ценой 5 990 рублей. Он монтируется при помощи порта USB Type-C, не требует отдельной зарядки и обладает магнитной перемычкой, которая позволяет носить его в сложенном состоянии с собой повсюду – без страха, что он размотается и будет болтаться в рюкзаке как попало. Набор органов управления – типичный для геймпада: два стика, крестовина, четыре «педали», четыре кнопки и три дополнительных клавиши.
Всю эту машинерию можно настроить в приложении Game Genie (оно запускается одновременно с игрой), отдельно привязывая элементы интерфейса к органам управления для каждой игры. К сожалению, тут есть трудности – если к некоторым играм аналоговые клавиши и стики привязываются без малейших проблем (как, к примеру, в Asphalt 9), то к другим (к примеру, Shadowgun: Legends) – несколько коряво.
Док-станция TwinView ценой 19 990 рублей превращает ROG Phone в двухэкранный гаджет на манер Nintendo DS, только без подключенного геймпада, конечно, – его уже просто некуда подключать. Смартфон в этом случае убирается в чехол с дополнительным экраном и устанавливается там плотно, без возможности использовать дополнительные аксессуары. Станция обладает своим собственным аккумулятором емкостью 6000 мА·ч. Вещь своеобразная, но пригодится тем, кто привык делать несколько дел сразу – играть в игру, например, одновременно смотря (слушая) трансляцию на Twitch или Youtube. Ну или играть в игру и чатиться – почему нет?
Док-станции ASUS Mobile Desktop ценой 12 990 рублей и ASUS Professional Dock ценой 5 990 рублей позволяют подключить ROG Phone к монитору и периферии для создания почти полноценного игрового или рабочего десктопа на базе смартфона.
Их различия – в габаритах и функциональности. Если Professional Dock надо соединять с ROG Phone с помощью кабеля, а на самой станции есть только два USB Type-A (в первую очередь для мыши и клавиатуры) и по одному HDMI и Ethernet, то Mobile Desktop обладает аж четырьмя USB Type-A, двумя мини-джеками, HDMI, двумя DisplayPort, Ethernet-разъемом, USB Type-C, USB Micro B 3.0 и картридером для SD, а устанавливается смартфон прямо в док-станцию при помощи того самого бокового порта.
Док-станция WiGig ценой 17 990 рублей позволяет соединять смартфон с монитором без использования проводов (со стороны смартфона, разумеется, тогда как станцию с монитором все равно придется связать при помощи кабеля). Несмотря на формальную «смерть» формата, 60-гигагерцевый стандарт 802.11ad продолжает использоваться – для того, чтобы ROG Phone подключился к док-станции, нужно активировать соответствующий значок на панели уведомлений. Сравнивать WiGig с Miracast (с помощью этой системы можно подключить к монитору или телевизору почти любой смартфон) бессмысленно – у WiGig задержка составляет 20 мс, а у Miracast – 500 мс. Чтобы смотреть фильмы, Miracast подходит, чтобы играть в игры – нет.
На особенностях дизайна и управления ASUS не остановилась, наградив ASUS ROG Phone очень интересным дисплеем. Это шестидюймовый AMOLED с разрешением 2160 × 1080 точек, что обеспечивает плотность пикселей 402 ppi. Не бог весть что для флагмана – пикселизации шрифтов вы не заметите, но в играх и 4К-видео некоторый недостаток детализации разглядеть при большом желании можно. Однако фишка дисплея ROG Phone не в этом, а в возможности включить частоту обновления до 90 Гц.
Время отклика заявлено как 1 мс. То есть да, ROG Phone даст пусть небольшое, но преимущество в многопользовательских играх – при обеспечении нормального пинга вы будете замечать происходящее в той же PUBG Mobile раньше соперников. Единственные ваши конкуренты – это пользователи Razer Phone 2, у дисплея (ЖК-дисплея, прошу заметить!) которого частота обновления составляет 120 Гц.
В остальном AMOLED-матрица, которая используется в ROG Phone, вполне неплохая, но не выдающаяся. Замеренный максимум яркости – 407 кд/м2. Несколько не дотягивает до заявленного максимума в 550 кд/м2 – впрочем, тут, скорее всего, сказалась неотключаемая до конца подстройка дисплея под внешнее освещение (замеры мы делаем в темноте во избежание внешних засветок). Тем не менее показатели близки к тем, которые требуются для соответствия стандартам Gaming HDR и Mobile HDR, – отключать поддержку HDR, чтобы получить менее темную картинку (что рекомендуется для смартфонов, дисплей которых не соответствует стандарту до конца), не приходится.
Углы обзора свободные, при сильном отклонении взгляда от перпендикуляра и цвета не меняются, и контрастность почти не падает. Есть поляризационный слой, в солнечный день пользоваться смартфоном можно без малейших проблем.
В настройках можно не только традиционно выставить фильтр синего цвета для уменьшения усталости глаз перед сном или настроить отображение информации на смартфоне с заблокированным экраном (Always-On Display, почти обязательная функция для аппарата с OLED-дисплеем), но и отрегулировать цветопередачу – причем как при помощи предустановок, так и вручную. Я замерил цветопередачу дисплея ASUS ROG Phone с двумя предустановками – с «широкой» цветовой гаммой, предполагающей охват DCI-P3, и «обычной», настроенное на соответствие стандарту sRGB.
По умолчанию ASUS ROG Phone работает в режиме «широкая цветовая гамма». Средняя гамма в этом режиме составляет 2,09 при относительно нормальных кривых, а медиана цветовой температуры держится в районе 8 250 К, что заметно выше нормы (6 500 К). Среднее отклонение DeltaE по шкале Color Checker, включающей в себя как широкий спектр цветов, так и оттенки серого, составило 7,42 – увы, говорить о какой-либо точности цветопередачи в этом режиме нельзя. Картинка, яркая, холодная и заметно отличается от, так сказать, авторской.
При переключении цветопередачи в нормальный цветовой режим цветовой охват сужается, говорить о соответствии стандартам HDR уже не приходится. Впрочем, на sRGB тоже пока не похоже. Тем не менее повышается точность цветопередачи. Средняя гамма составляет 2,10, цветовая температура еще чуть вырастает (уже около 8 500 К в среднем), но среднее отклонение DeltaE по шкале Color Checker составляет 5,05 – уже лучше, чем в расширенном формате. Проблема тут в смещенном цветовом диапазоне и слишком холодных оттенках. В целом дисплей настроен средне, но добиться большей точности можно, настраивая цветопередачу вручную, благо такая возможность имеется.
ASUS ROG Phone не лишен мини-джека, причем этот разъем дублируется на всех аксессуарах и док-станциях, перекрывающих к нему доступ. В общем, ASUS не пытается в принудительном порядке заставить вас пользоваться беспроводными наушниками, хотя Bluetooth тут есть и стандарт aptX он поддерживает. При этом смартфон не обеспечивает какого-либо особенного качества звучания – оно тут на том же, достаточно неплохом, уровне, что и в ASUS Zenfone 5 или Zenfone 5Z. Несколько не хватает запаса по мощности – в транспорте приходится затаскивать ползунок громкости на максимум.
Зато ко встроенным динамикам не придерешься – тут и с запасом громкости полнейший порядок, и качество звучания для крохотных колоночек впечатляет, и стереоэффект имеется. Пожалуй, ASUS ROG Phone по этому параметру занимает верхнюю строчку наряду с Sony Xperia XZ3. Что касается микрофонов и разговорного динамика – то тут к ROG Phone нет претензий, разговаривать с его помощью комфортно.
⇡#«Железо» и производительность
ASUS ROG Phone использует разогнанную версию главной платформы 2018 года – Qualcomm Snapdragon 845. Наряду с четырьмя младшими ядрами Kryo 385 Silver с тактовой частотой 1,7 ГГц используются старшие ядра Kryo 385 Gold с частотой не 2,8 ГГц, как у всех, а 2,96 ГГц. Графическая подсистема при этом обычная – Adreno 630 с частотой 710 МГц. Напомню, что исполняется платформа по 10-нм техпроцессу.
В обычном состоянии Snapdragon работает на частотах до 2,8 ГГц – чтобы активировать разгон, надо включить режим ROG X, прихватив смартфон с двух сторон за сенсорные зоны AirTriggers. Фон на рабочем столе изменится, логотип на задней панели загорится – и ROG Phone готов к подвигам. Но тут, конечно, ASUS немного пускает пыль в глаза: дело в том, что разгон смартфон умеет включать и самостоятельно, без участия пользователя, – он сам способен понять, когда это требуется. Разницы в результатах бенчмарков с активированным ROG X и без него нет никакой.
Другой момент связан с системой охлаждения. ASUS заявляет об использовании специально разработанной для смартфона многослойной системы ROG GameCool с испарительной камерой и медным распределителем. А если вы планируете по-настоящему долго играть в самые требовательные игры – тут на помощь придет комплектный вентилятор AeroActive.
При этом к работе встроенной системы охлаждения и к эффективности внешнего вентилятора есть серьезные вопросы. Синтетический тест CPU Throttling Test показал, что платформа работает на своем максимуме (2,96 ГГц) пару минут, после чего частота старших ядер снижается до 2,24 ГГц, а под конец 15-минутной сессии – до 1,8 ГГц. Бенчмарк зафиксировал снижение производительности до 74 % (средняя производительность – 181 GIPS) без использования AeroActive и до 76 % (но зато с меньшей средней производительностью – 161 GIPS) – c AeroActive. Получается, без использования внешнего кулера теплоотвод смартфона работает даже лучше! В целом же ROG Phone, как можно увидеть на приложенном сравнительном графике, показал заметный прогресс по сравнению с Zenfone 5Z и выигрышно смотрится на фоне Android-флагманов, но, к примеру, Xiaomi Pocophone F1, принадлежащий к совсем другой ценовой категории, но оснащенный той же аппаратной платформой, продемонстрировал снижение частоты только до 91 %, но с более низким средним уровнем производительности (все-таки пики на неразогнанной платформе намного ниже). Также стоит добавить, что одновременное использование кулера AeroActive с другими аксессуарами, в том числе и с геймпадом GameVice, невозможно
Результаты теста системы охлаждения скорее нормальные, просто не впечатляют так, как можно было бы ожидать от специализированного игрового смартфона. При этом аппарат уверенно работает во всех современных играх – и переживать из-за возможного проседания кадровой частоты или необходимости понижать графические настройки не придется еще как минимум год, у ROG Phone есть запас. Который, возможно, еще даже подрастет, если команда ASUS поработает над прошивкой. Есть все-таки стойкое ощущение, что многие проблемы именно из-за нее, а не из-за недостаточно качественного «железа».
В ASUS ROG Phone используется исключительно 8 Гбайт оперативной памяти (хватит с избытком) и 128 или 512 Гбайт постоянной памяти – без возможности расширить емкость за счет карты памяти. На сегодняшний момент для покупки доступна только версия на 128 Гбайт.
⇡#Связь и беспроводные коммуникации
В ASUS ROG Phone используются две nano-SIM карты при одном радиомодуле (dual SIM, dual standby). Оба слота поддерживают работу с 4G-сетями. Смартфон работает с LTE Cat.18 на прием (до 1,2 Гбит/с) и LTE Cat.13 на передачу данных (до 150 Мбит/с). Список поддерживаемых диапазонов LTE обширен, в него входят все необходимые для корректной работы высокоскоростной связи в России.
Все беспроводные модули, необходимые для комфортного пользования современным смартфоном, на месте: Bluetooth 5.0, NFC (с поддержкой Google Pay), двухдиапазонный Wi-Fi (802.11a/b/g/n/ac) с 2x2 MIMO. Нет только ИК-датчика. Навигационный модуль взаимодействует с системами GPS, ГЛОНАСС, BeiDou, Galileo и QZSS и делает это быстро, точно и без сбоев.
ASUS не стала мудрствовать и, вложившись в производительность и аксессуары для ROG Phone, просто перенесла систему камер из Zenfone 5/5Z без каких-либо изменений.
Тыльный модуль состоит из двух камер: основная – с сенсором Sony IMX363 (12 мегапикселей, физические размеры – 1/2,55’’, размер пикселя – 1,4 мкм) и объективом светосилой ƒ/1,8 обладает углом обзора в 83 градуса; дополнительная – с 8-мегапиксельным сенсором и объективом светосилой ƒ/2,0 — уже предлагает угол в 120 градусов. Основной модуль оснащен автофокусом и 4-осевой оптической стабилизацией, широкоугольный этого лишен (нет ни стабилизации, ни автофокуса).
Программное обеспечение камеры тоже переехало напрямую из ZenUI. Интерфейс выглядит абсолютно так же, и функции точно те же, что мы видели в Zenfone 5Z. Камера дружит с искусственным интеллектом, распознавая различные сцены (из 16 вариантов) и подстраивая соответственным образом картинку, – причем делает это без лишнего рвения, как бывает на китайских смартфонах (Huawei или Xiaomi). Есть «профессиональный» режим с виртуальным горизонтом, гистограммой и большим числом ручных настроек, фирменный формат Super Resolution, в котором несколько снимков объединяется и в результате получается кадр с огромным разрешением (64 мегапикселя).
Есть программное размытие заднего плана, причем оно корректно работает не только на крупном плане, как на примере выше.
При съемке портретов — как крупным планом или поясных, так и ростовых — камера умело отделяет объект съемки от фона, создавая весьма приличное боке.
По качеству съемки ROG Phone вполне ожидаемо неплох – днем на кадрах, снятых на основную камеру, можно отметить нормальный динамический диапазон и естественную цветопередачу, ночью при должной сноровке и, желательно, активированном ручном режиме можно получать резкие снимки с хорошей детализацией. Широкоугольная камера грешит большими искажениями по краям кадра и слабым динамическим диапазоном, а также совсем неуверенно проявляет себя в ночных сценах – не хватает ни светосилы, ни оптического стабилизатора.
ASUS ROG Phone умеет снимать видео в 4К-разрешении с частотой до 60 кадров в секунду. Доступна стабилизация при Full HD-съемке. Есть возможность замедленной съемки (240 кадров в секунду) как в HD-разрешении, так и в Full HD.
Фронтальная камера тоже переехала с Zenfone 5Z: 8 мегапикселей, ƒ/2,0, фиксированный фокус, нет вспышки. Она радует как выбором фокусного расстояния (искажения не слишком велики), так и неплохим качеством съемки и при естественном свете, и при не очень ярком искусственном.
В ASUS ROG Phone установлен весьма емкий аккумулятор — 15,2 Вт·ч (4000 мА·ч, 3,8 В). В сочетании с AMOLED-экраном и зарекомендовавшей свою энергоэффективность платформой он должен был бы обеспечивать нормальную автономность – чтобы заряжать смартфон не чаще раза в день даже при условии активного его использования. А какое еще использование должно подразумеваться для игрового-то смартфона? Не мессенджеры же проверять раз в час. Увы, как я и писал выше в разделе про оболочку ROG UI, похвастаться смартфону тут нечем – аккумулятор съедается часов за 12, почти независимо от сценариев использования. Конечно, в режиме ROG X, да с запущенным PUBG Mobile, например, он проживет меньше, но это будут вполне солидные для столь экстремального сценария 5 часов.
В нашем традиционном тесте с воспроизведением HD-видео на максимальной яркости, при включенном беспроводном соединении, с действующими обновлениями, ROG Phone продержался чуть более 11 часов – спасибо AMOLED-дисплею.
В ROG Phone сразу два порта USB Type-C – на нижней и на боковой гранях. При желании можно играть на смартфоне без малейшего дискомфорта, подключив его к источнику питания. Другая особенность ROG Phone – сам адаптер питания с поддержкой мощности до 30 (!) ватт, из которых, правда, только 20 идут на зарядку самого смартфона, а еще 10 зарезервированы для зарядки подключенных к гаджету аксессуаров. Поддерживается быстрая зарядка, но на восполнение батареи емкостью 4000 мА·ч все равно уходит около двух часов.
И еще один интересный момент – это первый смартфон на моей памяти, в комплекте с которым идет кабель не USB Type-C/Type-A, а USB Type-C/Type-C. Для владельцев самых актуальных ноутбуков это, конечно, преимущество, но для любого ПК-боярина или обладателя ноутбука постарше — это повод искать другой провод.
ASUS ROG Phone – это не просто смартфон с агрессивным дизайном, актуальной платформой и большим количеством оперативной памяти, на который навесили для лучших продаж ярлык «игровой». Нет, проделана по-настоящему комплексная работа.
Сам гаджет получил быстрый AMOLED-дисплей с частотой отклика до 90 Гц, разогнанную версию платформы Qualcomm Snapdragon 845, уникальные органы управления, которые реально помогают в играх, едва ли не лучшие фронтальные динамики и особенную систему охлаждения.
Но только работой над смартфоном дело не ограничилось – к нему доступен целый ряд аксессуаров, превращающих ROG Phone в «модульный» проект, причем более осмысленный, чем в исполнении Lenovo Moto. Тут и комплектный вентилятор (который, правда, не дает никакого эффекта), и опциональный геймпад, и дополнительный экран, и пара док-станций для превращения смартфона в десктоп, и приставка для беспроводной передачи данных. И все сделано на высоком уровне.
ROG Phone не создан для общенародной популярности – это дорогой и пока довольно сырой (из-за недостаточно проработанной прошивки ROG UI) смартфон с ограниченным потенциалом продаж, но направление, в котором движется ASUS, выглядит очень интересно.
Достоинства:
Недостатки: