Оригинал материала: https://3dnews.ru/984619

Baba Is You — толкай, меняй, голову ломай. Рецензия

Жанр Головоломка
Издатель Hempuli
Разработчик Hempuli
Системные требования Процессор Intel Celeron 440 2,0 ГГц/AMD Athlon 64 X2 3800+ 2,0 ГГц, 1 Гбайт ОЗУ, видеокарта с 128 Мбайт памяти и поддержкой DirectX 9, например NVIDIA GeForce 6600 GT/ATI Radeon X1300, 200 Мбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam
Дата выхода 13 марта 2019 года
Возрастной ценз от 3 лет
Платформы PC, Nintendo Switch

Игра протестирована на PC

Выстраивать игру вокруг одной механики, со временем дополняя ее, куда сложнее, чем запихивать в проект все и отовсюду. Вдобавок с минимализмом нужно еще и не переборщить, а то получится, что идеи хватает всего на пару-тройку часов, как в занимательной, но быстро надоедающей Minit. А уж среди головоломок никто не мог подобраться к Джонатану Блоу с его меланхоличной The Witness, использующей простую задумку с рисованием линий. Не мог до выхода Baba Is You — удивительного логичного пазла, полного зубодробительных загадок и желания поставить с ног на голову правила реального мира.

#Я — это...

В основе творения финского разработчика Арви Тейкари (Arvi Teikari) лежит концепция взаимодействия с окружающей реальностью через условия. Каждый из уровней работает по заданным для него правилам вроде Door is Shut («дверь — закрыта»), Rock is Push («камень — толкать») или же вынесенного в заголовок Baba Is You («Баба — это ты»). Последнее, например, говорит о том, что вы управляете забавным зверьком с таким именем. Причем само уравнение состоит из трех независимых блоков: «Baba», «Is» и «You» соответственно. Вот тут-то и начинается веселье.

 Толкай камни, смелый кролик! Или что ты там такое

Толкай камни, смелый кролик! Или что ты там такое

Стоит передвинуть одну из переменных, сделав формулу неактивной, как сразу же теряешь контроль над персонажем. Почему? Так игра же не знает, кто ты! Так-так-так, а если превратить себя в камень, подставив Rock вместо Baba? Оп, сработало. Хорошо, хорошо, а вот на этом уровне я не могу добраться до флага, потому что он окружен стеной… Хм-м-м-м, поставить этот блок сюда, этот — туда. Вжух, мне теперь и не нужно никуда перебираться, я стал сразу всеми стенами на уровне и могу ими ходить! Зрелище настолько же шикарное, насколько безумно звучит описание.

Мозг в первый час отчаянно сопротивляется таким выкрутасам и пытается подходить к игре, цепляясь за правила из реального мира. Однако это как раз таки стоит отбросить в первую очередь — Baba Is You заставляет мыслить куда шире, интереснее, заходить с совершенно неожиданной стороны. Через какое-то время начинаешь оценивать уровни не как набор неказистых картинок, а как список уравнений и прикидываешь на ходу, как бы так их переписать, чтобы добраться до победного предмета. Или стать им самому. Или притащить его к себе, контролируя одновременно и зверька, и парочку камней на другой стороне экрана.

 Из правил складываются целые поэмы

Из правил складываются целые поэмы

Забавно, что чаще всего решение оказывается до элегантного простым и логичным, но далеко не тривиальным. Какие-то блоки на уровне будут специально направлять не в ту сторону, намеренно запутывать, предлагать избыточные возможности. Если вы склонны к усложнению простых вещей, то попасться на крючок и пойти не в ту сторону в игре будет проще простого. Тем интереснее пытаться понять, что действительно важно, а что служит для отвлечения внимания.

Естественно, со временем Baba Is You становится все сложнее. Появляются модификаторы вроде «AND» («Кеке и Баба — это ты») и «HAS» («В ящике есть ключ»). Роботов и призраков при помощи правил можно заставить двигаться без вашего участия и так далее и тому подобное. Однако основная идея остается неизменной — нужно изменить окружение, просто толкая имеющиеся блоки перед собой. Причем порой приходится делать это на ограниченном пространстве, когда нужно думать не только об изменении условий, но и в каком порядке перемещать составляющие, чтобы ни одна из них случайно не залезла в угол, из которого ее уже не вытащить. В такие моменты происходящее вообще похоже на удивительную смесь визуального программирования и логистики Sokoban.

 Любовь — это ты :3

Любовь — это ты :3

Хотя больше всего Baba Is You удивляет другим. Когда мозг уже взорван, а игра закрыта, она все равно остается с тобой. Продолжаешь искать ключ к задачке, но уже прокручивая варианты в своей голове. За счет простоты исполнения и предельной логичности правил проект не привязан к графической оболочке вообще, поэтому немалое количество загадок мне удалось расколоть не перед монитором, а занимаясь посторонними делами. Озарение приходило внезапно, оставалось лишь сесть за компьютер и проверить работоспособность придуманного решения.

Единственное, к чему можно придраться на этом головоломном празднике, — не совсем продуманная кривая сложности. Появляются ситуации, когда с начальными уровнями какой-то зоны приходится бодаться пару дней, а финальные локации на этой же территории проходятся влет. Такое ощущение, будто бы их накидывали случайным образом. Правда, никакого дискомфорта это не вызывает, тем более для продвижения вперед никто не заставляет зачищать все на 100 %, а за счет нескольких одновременно доступных для прохождения уровней можно постоянно менять обстановку, прыгая от одной загадки к совершенно другой. Благодаря этому игра не надоедает, а постоянная смена правил хоть немного защищает голову от перегрева.

Все гениальное просто, что в очередной раз доказала Baba Is You. Она не за красивые глаза выиграла в категориях «Лучшая студенческая игра» и «Достижения в дизайне» на прошлогоднем фестивале независимых игр. Игру можно запустить на пять минут с целью попробовать неожиданно пришедшее в голову решение, а можно потратить несколько часов, пробиваясь через замечательные головоломки, ставящие с ног на голову представление о взаимодействии с виртуальным миром. Здесь нет красивой графики The Witness, но работают обе игры по схожему принципу — заставляют вынуть мозг из головы, повертеть его так и сяк, а потом попробовать вернуть на место. Вдруг хотя бы так получится подобрать нестандартный ключик к необычной задаче! И кажется, нет лучшего чувства в мире, чем радость долгожданной победы после сотен экспериментов с правилами отдельно взятого уровня.

Саркастичное примечание редакции: эта рецензия куплена богатыми финскими разработчиками, которые решили не вкладывать деньги в графику, а направить средства на хорошие отзывы в прессе

Достоинства:

  • огромное количество самых разнообразных загадок;
  • мозг будет кипеть, солнце — совершать свой ход по небосводу, но оторваться от игры очень трудно...
  • ...а если все-таки выключишь ее, то сможешь прокручивать решения в своей голове...
  • ...вот она, сила продуманных головоломок!

Недостатки:

  • скачущая кривая сложности.

Графика

Простенько и даже корявенько, но картинка явно была не в приоритете.

Звук

Музыкальный ряд не отвлекает, но и не вызывает особых впечатлений. Удобнее поставить что-нибудь свое и отправиться пересобирать этот мир.

Одиночная игра

Геймплей в чистом виде. Попробуйте-ка додуматься, как перепрограммировать уровень для решения задачи из доступных на локации переменных, при этом учитывая свободное пространство вокруг себя.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Общее впечатление

Baba Is You — элегантная головоломка, которая минимальным количеством средств добивается максимального результата. Простая с виду, но очень глубокая внутри.

Оценка: 10/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

    Выбор редактора


    Оригинал материала: https://3dnews.ru/984619