Оригинал материала: https://3dnews.ru/987144

Обзор беззеркальной фотокамеры Fujifilm X-T30: лучшая travel-камера?

Основные особенности камеры. Дизайн, эргономичность и управление. Камера в работе

Основные особенности камеры

Fujifilm X-T30 – беззеркальная камера с сенсором X-Trans CMOS IV формата APS-C, с разрешением 26,1 Мп и процессором обработки изображений X Processor 4. Ровно такую же связку мы видели в вышедшей в конце прошлого года флагманской камере X-T3. Производитель при этом позиционирует новинку как камеру для широкого круга пользователей: основная идея заключается в том, чтобы предоставить фотографу максимальные возможности флагмана при сохранении небольших размеров.

Камера может быть интересна как начинающим фотолюбителям, которые пока не знакомы со всеми тонкостями ручных настроек и обработки фотоснимков, так и опытным фотографам, которые, к примеру, ищут легкий и компактный инструмент для путешествий. X-T30 демонстрирует довольно удачный баланс между «серьезным» и «развлекательным», но, независимо от того, с какой стороны вы к ней подступитесь, – обещает качественный результат. В ходе теста я постаралась охватить максимум популярных сюжетов, чтобы составить представление о том, кому из пользователей действительно подойдет новинка Fujifilm. Камера была протестирована с двумя объективами: штатным 18-55 ммf/2,8-4 и светосильным 23 мм f/2,0.

Fujifilm X-T30 Fujifilm X-T20 Fujifilm X-T3
Сенсор изображения 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS IV 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS III 23,6 × 15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS IV
Эффективное разрешение сенсора 26,1 мегапикселя 24,3 мегапикселя 26,1 мегапикселя
Встроенный стабилизатор изображения Нет Нет Нет
Байонет Fujifilm X-mount Fujifilm X-mount Fujifilm X-mount
Формат фото JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW
Формат видео MPEG 4 MPEG 4 MPEG 4
Размер кадра До 6240 × 4160 До 6000 × 4000 До 6240 × 4160
Разрешение видео До 4096 × 2160, 30p До 3840 × 2160, 30p До 4096 × 2160, 60p
Чувствительность ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 100, 25600 и 51200 ISO 160–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200
Затвор Механический затвор: 1/4000 – 30 с;
электронный затвор: 1/32000 – 30 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Механический затвор: 1/4000 – 30 с;
электронный затвор: 1/32000 – 1 с;
длительная (Bulb)
Механический затвор: 1/8000 – 30 с;
электронный затвор: 1/32000 – 1 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Скорость серийной съемки До 8 кадров в секунду, до 20 кадров в секунду с электронным затвором; с дополнительным кропом 1,25х – до 30 кадров в секунду До 8 кадров в секунду с механическим затвором, до 14 кадров в секунду с электронным затвором До 11 кадров в секунду с механическим затвором, до 30 кадров в секунду с электронным затвором
Автофокус Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек Гибридный, 325 точек, из которых 169 - фазовые, расположенные на матрице Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек
Экспозамер, режимы работы TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный TTL-замер в 256 точках, многоточечный/центровзвешенный/средневзвешенный/точечный TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный
Экспокоррекция +/- 5 EV с шагом 1/3 ступени +/- 5 EV с шагом 1/3 ступени +/- 5 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Да, встроенная, ведущее число 7 (ISO 200) Да, встроенная, ведущее число 7 (ISO 200) Нет, внешняя комплектная
Автоспуск 2/10 с 2/10 с 2/10 с
Карта памяти Один слот SD/SDHC/SDXC (UHS-I) Один слот SD/SDHC/SDXC (UHS-I) Два слота SD/SDHC/SDXC (UHS-II)
Дисплей 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, наклонный 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, наклонный 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, поворотный в двух плоскостях
Видоискатель Электронный (OLED, 2,36 млн. точек) Электронный (OLED, 2,36 млн. точек) Электронный (OLED, 3,69 млн. точек)
Интерфейсы HDMI, USB 3.1 (Type-C), 2,5-мм для внешнего микрофона/пульта ДУ HDMI, USB, 2,5-мм для внешнего микрофона/пульта ДУ HDMI, USB 3.1 (Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм разъем для наушников, 2,5-мм разъем для пульта ДУ
Беспроводные модули Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi Wi-Fi, Bluetooth
Питание Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2В) Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2В) Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2В)
Габариты 118,4 × 82,8 × 46,8 мм 118,4 × 82,8 × 41,4 мм 133 × 93 × 59 мм
Масса 383 грамма (вкл. батарею и карту памяти) 383 грамма (вкл. батарею и карту памяти) 539 граммов (с аккумулятором и картой памяти)
Актуальная цена 64 990 рублей за версию без объектива (body), 92 990 рублей за версию с комплектным объективом XF 18-55mm f/2,8-4 49 990 рублей за версию без объектива (body), 59 990 рублей за версию с комплектным объективом 106 990 рублей за версию без объектива (body), 134 900 рублей за версию с объективом 18-55mm f/2.8-4 (kit)

#Дизайн и эргономичность

Стиль камер Fujifilm хорошо узнаваем: отсылки к ретромоделям с их аналоговыми органами управления, стильный, но не вычурный дизайн. X-T30 выпущена в трех цветовых вариантах: помимо полностью черного корпуса пользователю доступны два двухцветных – с темно-серыми и серебристыми вкраплениями. Последние, на мой взгляд, смотрятся особенно стильно и не избито – в конце концов, если камера предназначена для творческих людей, то и возможность проявить свою индивидуальность за счет нестандартного цветового решения инструмента должна быть им приятна. В некотором роде подобная фотокамера становится еще и модным аксессуаром, и это удачный ход, одна из составляющих успеха аппаратов Fujifilm.

Камеру отличают весьма скромные (с учетом класса и возможностей аппарата) размеры и небольшой вес – 383 грамма с батареей и картой памяти. Безусловно, это большой плюс для тех, кто хочет иметь возможность снимать с комфортом в путешествиях или на длительных прогулках. Мне было очень удобно носить Fujifilm X-T30 на себе с утра до вечера. Второй объектив при этом легко помещается в поясной сумке – таким образом, вы освобождаете себя от необходимости носить рюкзак, который может оттянуть плечи, даже не будучи особенно тяжелым. К вопросу об объективах: наряду с новой камерой компания Fujifilm выпустила новый широкоугольный фиксированный объектив XF 16 мм f/2,8 R WR, который также отличается легкостью и компактностью. К сожалению, пока мне не удалось его протестировать, однако, думаю, для любителей пейзажной съемки эта оптика будет более интересна, чем привычный уже фикс 23 мм, – в ее пользу играет и более широкий угол обзора, и влагозащита.

Внешне X-T30 очень напоминает свою предшественницу X-T20, даже весит ровно столько же, но на полмиллиметра толще. Ряд нюансов, тем не менее, поменялся. Давайте посмотрим подробнее, как организовано управление камерой.

На левом ребре расположен отсек с разъемами USB Type-C (ура, этот актуальный порт теперь уже норма во всех современных камерах!), HDMI и микрофонным входом, который также используется для соединения с проводным пультом дистанционного управления. Разъем – 2,5 мм, на полноценный 3,5-мм мини-джек Fujifilm не расщедрилась. В камере реализована функция зарядки через кабель, таким образом, вам не нужно каждый раз доставать батарею и носить с собой отдельное зарядное устройство – такая схема выглядит уже несколько устаревшей, но она актуальна для серьезных фотографов, которые параллельно со съемкой привыкли заряжать дополнительный аккумулятор – для потенциальных пользователей X-T30 эта опция не кажется обязательной.

На правой грани камеры находится небольшой выступ для хвата правой рукой, который позволяет держать камеру более комфортно. Для моей небольшой руки его вполне достаточно, а вот мужчинам с крупными ладонями хват может показаться менее удобным. Это компактная, «низкая» камера, стоит иметь в виду. Если в таком виде она вам покажется неудобной, то можно купить опциональную ручку, увеличивающую камеру по вертикали.

На верхней панели слева мы видим селектор выбора режима протяжки и дополнительных режимов съемки. С помощью него можно быстро установить режим серийной съемки, съемки панорамы, режим мультиэкспозиции, выбрать один из двух творческих фильтров, а также активировать режим съемки видео. Это достаточно оригинальный орган управления, характерный своим набором функций именно для камер Fujifilm.

Правее него находятся:

  • горячий башмак для подключения внешней вспышки + встроенная вспышка;
  • селектор выбора значения выдержки, при установке селектора на значение «A» выдержка будет подбираться камерой самостоятельно;
  • кнопка спуска, совмещенная с рычагом включения/выключения камеры;
  • функциональная клавиша (Fn);
  • диск ввода экспокоррекции.

На задней панели расположены, слева направо:

  • кнопка удаления снимков;
  • кнопка просмотра снимков;
  • электронный видоискатель;
  • две настраиваемые кнопки AE-L и колесо навигации;
  • трехдюймовый наклонный сенсорный экран;
  • джойстик для перемещения по меню – это новый орган управления, которого не было на модели X-T20;
  • кнопка вызова меню;
  • кнопка переключения типа отображаемой на дисплее информации.

Справа находится выступ под большой палец, и на ней – кнопка вызова быстрого меню. Сразу скажу, что для меня такое расположение оказалось не очень удобным, так как в процессе работы я периодически случайно нажимала эту клавишу – производителю стоило либо понизить чувствительность, либо слегка утопить ее в корпус, либо вообще переместить на другую позицию. Уже после тестирования, в процессе написания обзора, компания выпустила обновление, благодаря которому для активации быстрого меню необходимо удерживать клавишу Q некоторое время. Проблема должна быть устранена.

На передней панели находится байонет Fujifilm X Mount и кнопка высвобождения объектива.

Слева от байонета – рычаг переключения типа фокусировки (покадровая, следящая, ручная). По идее, такое расположение довольно удобно, но и здесь я несколько раз столкнулась с ситуацией, когда рычаг переключался сам по себе (вероятно, я задевала его рукой во время съемки) и оказывался в положении «М». Можно не обратить на это внимание сразу и из-за этого получить какое-то число снимков с браком по фокусу. Повышенная чувствительность части клавиш и селекторов – самая заметная проблема управления Fujifilm X-T30.

Справа вверху находится программируемое колесо.

Снизу мы видим штативное гнездо и совмещенный отсек для батареи и карты памяти. Находятся они в непосредственной близости друг от друга, так, что при использовании штатива открыть отсек и сменить карту памяти не получится – придется сначала откручивать площадку. Это я отношу к минусам эргономики камеры. В отличие от старшей модели X-T3, Fujifilm X-T30 имеет один слот для карты памяти формата SD, что, конечно, не так удобно; но, памятуя о том, что и некоторые топовые беззеркалки, рассчитанные на профессиональную работу, до сих пор выпускаются также с одним слотом, существенным минусом это назвать не могу. В камере используется батарея NP-W126S.

В процессе настройки фотокамеры при съемке задействован и объектив. К примеру, на штатном объективе 18-55 мм расположен рычаг, с помощью которого вы можете установить автоматический (положение «А») или ручной выбор значения диафрагмы – в этом случае она регулируется с помощью поворота ближнего кольца; правда, здесь нет цифровых обозначений, и отслеживать выбранное значение необходимо на экране камеры. На других объективах (например, 23мм f/2,0) значения диафрагмы указаны возле кольца. Также стоит сказать, что на объективе 18-55 мм имеется стабилизатор изображения и рычаг для его включения/выключения – в X-T30 не предусмотрен встроенный в камеру стабилизатор, полагаться в этом плане можно только на оптику.

#Дисплей, управление и автономность

Чуть подробнее хочу остановиться на дисплее Fujifilm X-T30. Как уже было сказано, его диагональ – три дюйма, а разрешение – 1,04 млн точек. Это на сегодняшний день стандарт для данного класса камер, хотя в эпоху смартфонов с шестидюймовыми дисплеями с разрешением не менее Full HD подобное, несомненно, выглядит архаично. Экран оснащен сенсорной поверхностью: прикасаясь к ней, вы можете выбирать точку фокусировки, – принцип аналогичен тому, что мы используем при съемке на смартфон; подобная схема стала уже массовой, хоть здесь прогресс в специализированных фотокамерах поспевает. При желании в меню можно выбрать настройку, при которой камера будет не только фокусироваться, но и делать кадр при прикосновении к сенсорному экрану. Для меня это не очень удобно, но кому-то такая функция наверняка придется по душе. Разумеется, сенсорный экран можно отключить. Из минусов – сенсорное управление недоступно при перемещении по основному меню при том, что в быстром меню оно доступно. Экран имеет наклонный механизм, который облегчает съемку из трудных позиций, например с уровня земли. Но повернуть экран в лицевую плоскость и сделать селфи вы не сможете. Это я тоже отнесу к минусам, так как камеры подобного класса все же больше рассчитаны не на «суровых» профи, а на фотолюбителей и, возможно, блогеров, для которых возможность снимать себя действительно важна.

Построение кадра по экрану на современных беззеркалках мне по умолчанию удобнее, чем работа через видоискатель, но в процессе мне приходилось комбинировать оба варианта, так как экран не всегда удовлетворял потребностям: не только при ярком солнце, но иногда и в облачную погоду при съемке, например, из нижней позиции изображение выглядело слишком темным и плохо различимым. В большинстве же ситуаций возможностей дисплея мне хватало.

Общие впечатления от управления камерой остались положительными, но с рядом нюансов, которые я обозначила выше. В мою руку камера легла отлично. Мне нравится работать с аналоговыми органами управления. Если вы используете оптику без выделенного кольца для регулировки диафрагмы, экспопару можно вводить с помощью специально выделенных селекторов – это освобождает от необходимости часто обращаться к меню. Несмотря на достаточно небольшие размеры камеры, органы управления не слишком миниатюрные и не мешают друг другу. Мне симпатична идея вынести на отдельный орган управления часть творческих функций, поскольку это стимулирует обращаться к ним чаще. Когда, к примеру, режим мультиэкспозиции запрятан глубоко в меню, про него можно и не вспомнить, а имея его под рукой, вы нет-нет да и снимете креативный сюжет, который разнообразит ваше творчество.

Fujifilm X-T30 хорошо держит заряд. Я не ставила перед собой задачи дождаться полной разрядки камеры, но для меня красноречивым показателем является то, что, прогуляв с ней полный день в путешествии, не экономя кадры (впрочем, и не снимая в режиме репортажа, разумеется), я к вечеру имела камеру, разряженную только наполовину. По стандарту CIPA батареи хватает на 380 кадров – могу примерно подтвердить заявленную производителем информацию.

Основное меню камеры содержит шесть стандартных разделов и седьмой, с возможностью его наполнения самостоятельно (так называемое «Мое меню»).

Разделы обозначены символами, перемещение между ними и внутри осуществляется с помощью джойстика и кнопок на камере (сенсорное управление, повторюсь, не доступно). Меню достаточно обширное и местами многоступенчатое, поскольку в камере есть много настроек, позволяющих тонко адаптировать инструмент под конкретные задачи пользователя. Возможно, новичку, переходящему на X-T30, допустим, со смартфона, такое количество функций покажется пугающим, но использовать их все, разумеется, не обязательно. Опытный же пользователь наверняка оценит богатство настроек. Только пункт, посвященный фокусировке, имеет несколько страниц. Меню русифицировано и вполне понятно – оно, безусловно, громоздкое, но работать с ним не сложно. Для удобства пользователя, как и в других камерах Fujifilm, здесь есть быстрое меню, вызываемое кнопкой Q: оно организовано в виде таблицы и содержит 16 пунктов. По умолчанию в него внесены самые популярные настройки, но пользователь может заменить их теми, которые нужны именно ему.

 Организация быстрого меню на Fujifilm X-T30

Организация быстрого меню на Fujifilm X-T30

Камера в работе

#Съемка в JPEG. Творческие функции

Среди потенциальных пользователей Fujifilm X-T30 наверняка будет много тех, кто пока не готов к работе с форматом RAW и серьезной обработке снимков, поэтому важно оценить, какой результат мы сможем получить, фотографируя в JPEG в автоматическом или полуавтоматическом режиме, и как сможем разнообразить свои кадры с помощью доступных в камере художественных приемов.

Для начала отмечу, что нюансы управления не позволяют установить на камере привычный многим режим «авто» одним касанием. Если вы хотите, чтобы камера сама подобрала все настройки экспозиции, необходимо поставить режим «А» на селекторе выбора выдержек, а также на объективе. В меню при этом выбрать автоматическое управление светочувствительностью. С одной стороны, это может показаться не слишком удобным, но, на мой взгляд, аналоговые органы управления больше стимулируют экспериментировать с настройками, пробуя оставлять на автомате лишь один параметр и варьируя другой.

Внутрикамерный JPEG в целом смотрится очень достойно. За исключением сложных по свету ситуаций, фото верно проэкспонированы, и динамический диапазон у них весьма неплох – то есть и в светах, и в тенях различимы детали. Разумеется, когда в кадре есть очень большой контраст, пересветов или «проваленных» теней избежать не удается – в таких случаях, конечно, формат RAW незаменим независимо от того, снимаете вы на любительскую технику или на профессиональную.

На данных сюжетах присутствуют значительные перепады яркости, при этом камера сохранила и цвет неба, и детали в самых темных участках

Цветопередача в большинстве случаев естественная, но при съемке в пасмурный день или в тени есть тенденция делать снимки немного холоднее:

 В оригинале цвет стола значительно более зеленый, автоматический баланс белого увел цвета в холодную сторону.

В оригинале цвет стола значительно более зеленый, автоматический баланс белого увел цвета в холодную сторону

Камера со штатным объективом дает достаточно неплохую в плане резкости картинку. Конечно, по уровню детализации нельзя сравнить с полнокадровыми беззеркалками с повышенным разрешением (вроде Sony a7R III, Nikon Z7 или Panasonic Lumix S1R), которые позволяют очень сильно кадрировать фото без потери качества. Но для качественной печати (скажем, форматом A3) и тем более для размещения в интернете ее возможностей вам хватит.

Примеры снимков с большим количеством деталей и их фрагменты

Работа с объективом 23 мм f/2,0 позволяет получить красивое размытие фона, однако при полностью открытой диафрагме снимки зачастую получаются излишне мягкими, будто с применением софт-фильтра (это может быть особенностью конкретного экземпляра оптики):

Компания Fujifilm предлагает пользователю богатый арсенал программных «фишек», которые помогут без лишних сложностей добавить творчества в процесс фотосъемки.

Во-первых, это уже упомянутые и вынесенные на верхний селекторный диск функции съемки панорамы и мультиэкспозиции, которые хотя и есть во многих камерах, но часто остаются незаслуженно забытыми. Здесь же они всегда под рукой. Съемка панорамы предельно проста: пользователю всего лишь необходимо плавно двигать камеру в указанном направлении на протяжении нескольких секунд. Разумеется, со штатива делать это более правильно, но обычно и съемка с рук дает вполне приемлемый результат. Правда, в случае контрастных сюжетов могут быть сложности с экспозицией. Разумеется, результат не настолько качественный, как при самостоятельной съемке и склейке панорам в редакторе, но, будем честны, мало кто готов заниматься этим, так что автоматический результат от X-T30 вполне неплохо может дополнить фоторепортаж о красивой местности:

 Пример съемки панорамы на Fujifilm X-T30

Пример съемки панорамы на Fujifilm X-T30

 Снятая с рук панорама может выйти кривой – обратите внимания, как исказилась линия горизонта. Важно следить за плавностью своих движений, а в идеале, конечно, - использовать штатив

Снятая с рук панорама может выйти кривой – обратите внимание, как исказилась линия горизонта. Важно следить за плавностью своих движений, а в идеале, конечно, использовать штатив

Функция мультиэкспозиции позволяет объединить два кадра в одно изображение. Надо отметить, что во многих камерах эта опция реализована более подробно и дает возможность объединить больше двух изображений, а также выбрать алгоритм, по которому они будут накладываться друг на друга. Однако, опять же, плюс X-T30 в том, что здесь она становится доступна в одно касание.

Примеры применения функции мультиэкспозиции

Как и в других камерах Fujifilm, в X-T30 присутствует фирменная разработка – режимы моделирования различных типов пленки, которая позволяет сделать кадры более «атмосферными», не меняя их так радикально, как обычно это делают привычные по другим камерам «художественные» фильтры. Мне особенно нравятся возможности работы с черно-белыми пленочными профилями, так как они имеют дополнительные внутренние настройки, позволяющие выбирать имитацию цветного светофильтра. Таким образом, в зависимости от того, объект какого цвета вы снимаете, можно подобрать наиболее гармоничный вариант.

Один и тот же сюжет, снятый с одним и тем же пленочным профилем, но с моделированием различных светофильтров: желтого, зеленого и синего. Обратите внимание, как по-разному смотрится ближний дом (в оригинале желтый) на этих кадрах

Ниже можно увидеть примеры съемки одного сюжета с применением различных пленочных профилей.

Также добавить в кадр атмосферы может эффект пленочного зерна. Есть опция, позволяющая выбрать степень его выраженности – сильную или слабую. В сочетании с пленочными профилями может получиться неплохая стилизация под ретро-кадр.

 Эффект черно-белой пленки + пленочного зерна

Эффект черно-белой пленки + пленочного зерна

В Fujifilm X-T30 есть также и набор творческих фильтров, но с ними все сложно: отыскать их в меню я просто не смогла. Однако два любимых фильтра можно «повесить» на уже упомянутый не раз селектор слева вверху, чтобы они были всегда под рукой, и там их можно время от времени менять. Добавить же выбор фильтра в быстрое меню невозможно. Этот момент в структуре камеры меня смущает, так как если какая-то функция в камере есть, хотелось бы иметь возможность пользоваться ей без ограничений.

Пример снимков с художественными фильтрами

Автофокус, серийная съемка. Работа на высоких ISO. Работа с RAW-файлами. Съемка видео. Заключение

#Автофокус, серийная съемка

Работа автофокуса – та область, в которой Fujifilm X-T30, по информации производителя, даже превосходит старшую модель X-T3. В камере улучшено отслеживание лица и глаз — теперь можно выбрать человека, за которым сохраняется приоритет фокусировки. Также есть опция определения не только близко расположенных лиц, но и лиц, занимающих всего 7 процентов кадра. Благодаря 26,1-Мп сенсору X-Trans CMOS IV с задней засветкой и чипу X-Processor 4 точность гибридной автофокусировки (сочетает в себе контрастный метод и фазовые датчики на сенсоре – общим числом 425) не изменилась по сравнению со старшей моделью.

На практике автофокус показал себя очень достойно: камера фокусируется быстро независимо от того, какой алгоритм вы выбрали: по одной точке, по всему полю или по одному из сегментов. В большинстве сюжетов резкость оказывается там, где надо, но иногда, разумеется, нужно подсказать камере главный объект – это легко сделать прикосновением к сенсорному экрану.

По-настоящему приятно впечатлили возможности портретной съемки. В настройках вы можете задать определение лица, определение глаз и даже выбор конкретного глаза. То есть, задав приоритет, к примеру, правого глаза, вы можете быть уверены, что в фокусе будет именно он независимо от того, какое положение перед камерой примет объект съемки. Я специально просила моделей двигаться и крутить головой перед камерой, чтобы убедиться, что она не теряет глаз и держит фокус на нем. В реальной практике же мне достаточно было просто функции фокусировки по глазам, без конкретизации. Примеры портретной съемки. В первом случае задан приоритет обоих глаз, во втором – левого глаза:

Показательные условия для проверки автофокуса – съемка в темноте/при сложном освещении, а также съемка движущихся объектов.

Кадр ниже сделан на концерте с ярким контровым светом. Камера сфокусировалась быстро и корректно:

Снимки человека, бегущего на камеру, сделаны в режиме следящего автофокуса и серийной съемки с механическим затвором (8 кадров в секунду). Длина серии при съемке в формате RAW без сжатия + JPEG составила 18 кадров. Камера способна снимать со скоростью до 20 кадров в секунду с электронным затвором на максимальном разрешении и до 30 кадров в секунду при кропе в 1,25 раза. Все – с покадровой следящей фокусировкой. При относительно небольшом буфере ценность столь высокой скорости снижается, но возможность все равно уникальная для камеры этого класса. Отметим, что из 18 снимков 12 сфокусированы верно и на 6 модель выпала из зоны резкости. При этом после нескольких несфокусированных кадров камера снова может «поймать» бегущего человека и сфокусироваться корректно.

Пример фокусировки при съемке движения: камера корректно «ведет» бегущего человека в начале, затем фокус теряется, но камера быстро находит модель снова

Работа на высоких ISO

Диапазон светочувствительности Fujifilm X-T30 составляет 160-12800 единиц ISO с возможностью расширения «вниз» до 125, 100 и 80 единиц и «вверх» до 25600 и 51200 единиц.

Хочу отметить продуманный подход Fujifilm в отношении установки светочувствительности. В большинстве съемочных ситуаций автоматическая установка ISO себя абсолютно оправдывает – современные камеры редко требуют полного контроля над экспозицией. В X-T30, помимо конкретного значения светочувствительности, вы можете выбрать одну из трех установок Auto ISO: в каждой из них пользователь задает минимальный порог ISO, максимальный порог ISO и максимальную допустимую выдержку. Это очень удобно, поскольку вы можете создать комбинацию настроек для разных съемочных ситуаций. Например, если вы часто снимаете динамичные сцены – животных, детей в движении, спорт, вам будет важна короткая выдержка, и в этом случае верхний порог ISO может быть высоким. Но допустим, так же часто вы фотографируете пейзажи, где короткая выдержка не принципиальна, зато важно, чтобы на снимках не было шума. Вы создаете два разных сета Auto ISO, и остается лишь вовремя переключаться между ними. Таким образом, вы можете быть спокойны, что камера не поднимет светочувствительность слишком высоко там, где это не нужно.

Итак, дневные кадры оставили приятное впечатление, но на что способна Fujifilm X-T30 при съемке в темное время суток или в помещениях со слабой освещенностью? Давайте посмотрим, может ли небольшая камера продемонстрировать серьезные результаты. Для начала покажу несколько примеров из «реальной» жизни.

Этот кадр сделан в сумерках на значении ISO 1600. При просмотре на мониторе, даже при значительном приближении, шумы не заметны. Резкость тоже очень достойная. Небольшое падение детализации и «замыливание» можно заметить, если приблизить фактуру (например, кирпичи на стене) очень сильно. При этом, если немного поднять контурную резкость в редакторе, фото будет смотреться еще лучше.

Фото сделано на значении ISO 2500. Здесь тоже нет видимого невооруженным глазом шума.

На этом снимке значение ISO уже больше – 3200. Справа – фрагмент фото, по нему мы можем заключить, что небольшой шум уже заметен, однако детализация по-прежнему хороша: обратите внимание, как передана фактура бумаги на этикетке, – это при том, что шумодав включен. На самом деле не каждая камера даже более высокого класса показывает такой хороший результат на значении ISO 3200.

ISO 5000: небо уже не такое однородное, но шум ненавязчивый и деликатный. На мой взгляд, он не сильно сказывается на восприятии изображения.

И самая сложная задача – съемка портрета на ISO 12800. Конечно, фактура кожи не передается так, как на низких ISO, и шумы заметны без приближения, но при этом снимок нельзя назвать «мыльным», количество шумов – очень приемлемое, и сам шум имеет приятный характер – он монохромный (т. е. изображение не пестрит цветными точками) и напоминает скорее пленочное зерно.

Ниже вы можете увидеть пример съемки тестовой сцены на разных значениях ISO:

ISO 80

ISO 100

ISO 125

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

ISO 51200

Скачать RAW-файлы (554 Мбайт)

#Работа с RAW-файлами

Возможности редактирования RAW-файлов – важный показатель для тех пользователей, которые занимаются съемкой более серьезно и нацелены на максимальный результат. RAW-формат позволяет раскрыть потенциал снимков, сделанных при сложном, контрастном освещении. Давайте рассмотрим пару таких примеров. На фотографиях ниже – большой перепад яркости: одни фрагменты сцены освещены солнцем, другие находятся в глубокой тени. В формате JPEG часть деталей теряется, наша задача – «проявить их» при конвертации.

Слева – внутрикамерный JPEG, справа – RAW, сконвертированный с настройками по вкусу

Как мы видим, изображения стали гораздо более сбалансированными, детали в тенях теперь хорошо читаются. Сильные пересветы удалось восстановить не до конца, но в целом на снимках теперь гораздо больше фактуры. Для того чтобы в подобных сложных сюжетах информация в светах не терялась, вы можете изначально проэкспонировать кадр по наиболее ярким областям и в дальнейшем вполне успешно «вытащить» тени в редакторе. Конечно, при сильном осветлении на снимке появляются шумы, но в случае с Fujifilm X-T30 они не выглядят «пугающе», нужно приближать изображение, чтобы заметить артефакты:

Слева – внутрикамерный JPEG, справа – RAW, сконвертированный с настройками по вкусу. В данном случае при съемке экспозиция настраивалась по ярко освещенной части здания. Большая часть снимка при этом оказалась недоэкспонированной, но это вполне успешно исправляется при конвертации

Ниже можно увидеть еще ряд примеров с различными сюжетами, где обработка RAW помогла сделать кадры более выразительными:

Общее впечатление от работы с RAW-файлами осталось приятным. Снимки поддаются гибкой корректировке, но при съемке следует избегать существенных пересветов.

Скачать RAW-файлы(328 Мб)

#Съемка видео

Хотя X-T30 не позиционируется как камера, предназначенная в первую очередь для видеографов, она обладает вполне продвинутыми функциями видеосъемки. Доступна съемка в разрешении 4K с частотой до 30 кадров в секунду, камера способна записывать звук высокого неплохого качества без дополнительного оборудования. Видео на Fujifilm X-T30 снимается с разрешением 6K (6240 × 3510) и затем конвертируется в 4K (здесь – 4096 × 2160). Камера также поддерживает формат DCI (17:9), что придает вашему видео более «кинематографический» вид.

Пример видеосъемки в 4К

Скачать оригинал (646 Мбайт)

Что важно, режим распознавания лиц и глаз при автофокусировке доступен и во время съемки видео. Также в распоряжении пользователя – знакомые по фотосъемке режимы моделирования пленки. Ниже можно посмотреть примеры съемки видео с имитацией черно-белой пленки и пленки Velvia:

Пример съемки видео с имитацией черно-белой пленки

Скачать оригинал (460 Мбайт)

Пример съемки видео с имитацией пленки Velvia

Скачать оригинал (262 Мбайт)

Видео с параметрами 4К/30p может быть записано в формате 4:2:0 8 бит на SD-карту. Запись F-log и 4:2:2 10 бит тоже доступна, но уже на внешний рекордер через порт HDMI.

При работе с зум-объективом, приближая отдельные участки сцены, будьте готовы к тому, что камера может сфокусироваться на них не сразу, она не очень быстра в этих ситуациях. Полунажатие на кнопку съемки помогает ускорить процесс. По общему уровню работы с видео X-T30, конечно, не дотягивает до X-T3, прорывной камеры для Fujifilm в этом направлении (как минимум не хватает режима 4K/60p, достаточного количества разъемов на корпусе, а длина видео в 4К здесь ограничена десятью минутами), но прогресс компании в этом плане все равно более чем очевиден. Для любительской съемки, записи видео для домашнего архива возможностей Fujifilm X-T30 вполне достаточно.

Хотя про разъемы стоит сказать еще одно: USB Type-C может использоваться не только для зарядки камеры или передачи данных на компьютер, но также и для подключения наушников – через переходник или напрямую.

#Заключение

Fujifilm X-T30 – хороший выбор для фотолюбителей, которые ищут небольшой инструмент с большими возможностями по умеренной цене. Это легкая и вполне удобная в управлении камера, с которой будет не сложно освоиться новичку. Здесь есть интересные творческие функции, которые позволят делать разнообразные снимки, не вникая во все тонкости настроек и обработки. Но и опытному фотографу скучно с X-T30 быть не должно: качество съемки хорошее, возможностей гибко настроить аппарат под себя – много, RAW-файлы обладают достойным потенциалом.

Такая камера – довольно удачный вариант для travel-фото. Благодаря легкости и компактности ее удобно брать с собой, она достаточно долго для беззеркалки держит заряд и обеспечивает весьма высокое качество изображения, которого уж точно хватит для ведения блога в интернете. Однако X-T30 лишена пыле- и влагозащиты, это действительно минус для travel-камеры, когда мы имеем дело с непостоянством погоды. Также в ней не хватает внутрикамерного стабилизатора, очень здорово помогающего при съемке ночных сюжетов.

Для стрит-фото, когда мы не так ограничены в выборе удачного дня для съемки, эта камера подходит еще лучше. Удобная функция отслеживания лиц/глаз в кадре отлично помогает при съемке жанровых сцен. В принципе, X-T30 неплоха и для пейзажной съемки, но лично мне в этом смысле не хватает детализации – однако все зависит от ваших целей и задач. Вы можете сделать на нее неплохие портреты даже штатным объективом, но для того, чтобы потенциал камеры раскрылся полностью, лучше все-таки взять специализированный светосильный объектив – выбор в арсенале Fujifilm есть. В качестве более-менее серьезной репортажной камеры я бы Fujifilm X-T30 не рассматривала – малый буфер нивелирует высокую скорость серийной съемки, а добавляет проблем не всегда уверенно работающий следящий автофокус.

Как бы то ни было, продолжатель дела очень успешной X-T20 у Fujifilm получился на славу – при цене в 64 990 рублей нет оснований предполагать, что она не повторит успеха предшественницы.

Скачать RAW-файлы (1,73 Гбайт)

Достоинства:

  • легкость и компактность;
  • хорошее время автономной работы;
  • достойная работа автофокуса (не в следящем режиме);
  • качественный результат в JPEG;
  • уверенная работа на высоких ISO, деликатная работа шумодава;
  • интересные творческие функции.

Недостатки:

  • экран не поворачивается во фронтальную плоскость;
  • нет сенсорной навигации по основному меню;
  • нюансы управления (случайные нажатия, неудачное расположение кнопки вызова быстрого меню);
  • нет пыле-влагозащиты;
  • плохо организован доступ к художественным фильтрам;
  • несовершенный механизм следящего автофокуса.
3DNews рекомендует!


Оригинал материала: https://3dnews.ru/987144