Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Обзор беззеркальной фотокамеры Panasonic Lumix S1R: вторжение чужого

⇣ Содержание

#Основные особенности камеры

Для Panasonic, в отличие от Nikon, Canon и Sony, новый ход оказался по-настоящему радикальным – S1 и S1R стали первыми полнокадровыми камерами в истории компании. Вместе с ними представлена новая линейка оптики, новый байонет, новое… все.

Panasonic стартовала в новом для себя мире с двумя близкими, но различными по направленности камерами: Lumix DC-S1, с меньшим разрешением сенсора (24 мегапикселя) и расширенными возможностями съемки видео, – классический для компании универсальный аппарат, тогда как S1R ориентирована в первую очередь на профессиональных фотографов, видеосъемка для этой модели вторична. Поговорим мы именно про S1R.

Итак, знакомьтесь: Panasonic Lumix S1R – беззеркальная фотокамера с сенсором полного размера и сменной оптикой. Камера оснащена абсолютно новыми байонетом Leica L, который совместим не только с «родными» линзами, но и с объективами Leica SL (полнокадровая линейка Leica). Собственных объективов под новый байонет у Panasonic на сегодняшний день существует три: Lumix S PRO 50 мм F1.4, LUMIX S 24-105 мм F4 и LUMIX S PRO 70-200 мм F4. Все они попали ко мне на тест вместе с камерой. Помимо Leica SL и Panasonic (линейка объективов будет расширяться довольно быстрыми темпами), планируется также выпуск оптики Sigma – знаменитая японская компания помогала Panasonic в разработке байонета и активно подключится к развитию новой серии.

Производитель позиционирует свою новинку как инструмент для серьезной профессиональной работы. Действительно, здесь мы видим целый ряд впечатляющих характеристик.

#Новый сенсор

На данный момент разрешение сенсора S1R, составляющее 47,3 Мп, – самое большое в своем классе. По данной характеристике новинка превосходит вышедшие в прошлом году Nikon Z7 с разрешением 45,7 Мп и Sony a7R III с разрешением 42,4 Мп. CMOS-матрица лишена низкочастотного фильтра, поэтому можно ожидать, что с новинкой Panasonic мы получим изображения огромного разрешения с отличной детализацией, пригодные для печати очень большим форматом, а также открывающие большие просторы при кадрировании изображений. Оборотной стороной такого большого разрешения, разумеется, является и огромный вес кадров, который предъявляет особые требования к системе хранения и обработки изображений. Помимо этого, при разработке сенсора было уделено внимание максимальному снижению цифрового шума. Технология основана на использовании асферических микролинз, «волновода» для направления света в пиксель и глубоких фотодиодов для более эффективного захвата света. Эта технология отличается от обратной подсветки (BSI), используемой в камерах Sony и Nikon с высоким разрешением, которая помещает светочувствительную область ближе к поверхности чипа. Диапазон светочувствительности Panasonic Lumix S1R – 100-25 600 единиц ISO с возможностью расширения до ISO 50-51 200.

#Новый байонет

В Panasonic Lumix S1R используется байонет Leica L, отличающийся большим диаметром (51,6 мм, Canon RF – 54 мм, Nikon Z – 55 мм, Sony E – 46,1 мм), малым рабочим отрезком (20 мм) и большим количеством контактов. Это позволяет создавать в рамках системы светосильную оптику высокого качества с теоретическими характеристиками выше, чем для Sony E, – правда, перед Nikon и Canon серьезного преимущества Leica L не дает.

#Новый процессор

Камера оснащена процессором Venus Engine Beauty. По утверждению производителя, эта разработка позволяет обеспечить отличное качество передачи текстур и цветовых нюансов как в светах, так и в тенях.

#Новый видоискатель

В камерах (как в S1R, так и в S1) применен новый OLED-видоискатель разрешением 5,76 Мп. На данный момент такого разрешения нет ни у одной из конкурирующих камер – в них используются, как правило, видоискатели c разрешением 3,69 Mп (полнокадровые камеры Sony, Nikon и Canon).

Видоискатель может быть настроен на обновление со скоростью 120 или 60 кадров в секунду. Производитель декларирует задержку всего в 0,005 секунды, и это также лучший показатель в классе.

#Стабилизатор изображения Dual I.S.

В камере реализована система 5-осевой стабилизации, так же как в Nikon Z и Sony a последних поколений, – здесь есть преимущество перед Canon EOS R. Стабилизация работает как в режиме фото, так и в режиме видеосъемки (в том числе в формате 4К) на всех фокусных расстояниях. Производитель говорит о возможности снимать с рук на выдержках в шесть раз более длинных, чем привычное для фотографов соотношение «1/фокусное расстояние».

#Особенности системы фокусировки

В новой камере Panasonic используется система контрастного автофокуса Depth from Defocus AF – тот же принцип, что и в аппаратах Panasonic Micro Four Thirds, но с большей вычислительной мощностью. При этом в S1R мы впервые встречаем новую функцию в системе распознавания объектов: если раньше камеры способны были распознавать в кадре исключительно людей, то теперь к ним прибавились и представители животного мира: кошки, собаки, птицы, что облегчает точную фокусировку и их отслеживание в кадре.

Преимущество контрастной системы – очень высокая чувствительность, автофокус Lumix S1R способен работать практически в полной темноте, при -6EV. Заявленная реальная скорость фокусировки при благоприятных условиях освещения – 0,08 секунды. В темноте она, конечно, понижается, но не до критических значений, фокусировка работает все равно бодро.

Ключевые характеристики помимо выделенных выше:

  • сенсорный ЖК-дисплей с диагональю 2,1 мегапикселя;
  • скорость съемки – 9 кадров в секунду с фокусировкой по первому кадру, 6 кадров в секунду с непрерывной автофокусировкой;
  • режим съемки в высоком разрешении (187 мегапикселей);
  • съемка видео UHD 4K / 60p с 1,09-кратным кадрированием и биксингом пикселей;
  • два слота для карт памяти: один для карт формата XQD, второй для SD-карт;
  • автономность – 360 снимков на одном заряде по стандарту CIPS при использовании ЖК-дисплея;
  • возможность зарядки через USB-кабель, в том числе от зарядных устройств для ноутбуков / планшетов и портативных аккумуляторов.
Panasonic S1R Panasonic S1 Nikon Z7 Sony a7R III Canon EOS R
Сенсор изображения 36 × 24 мм (полный кадр) 36 × 24 мм (полный кадр) 36 × 24 мм (полный кадр) 36 × 24 мм (полный кадр) 36 × 24 мм (полный кадр)
Эффективное разрешение сенсора 47,3 мегапикселя 24,2 мегапикселя 45,7 мегапикселя 42,4 мегапикселя 30,3 мегапикселя
Стабилизатор изображения 5-осевой 5-осевой 5-осевой 5-осевой Нет
Байонет Leica L Leica L Z Nikon Sony E Canon RF
Формат фото JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW, Dual Pixel RAW, C-Raw
Формат видео AVCHD, MP4 AVCHD, MP4 MOV, MP4 XAVC S, AVCHD 2.0, MP4 MOV, MP4
Размер кадра до 8368 × 5584 пикселя до 6000 × 4000 пикселей до 8256 × 5504 пикселя до 7952 × 5304 пикселя до 6720 × 4480 пикселей
Разрешение видео до 3840 × 2160, 60p до 3840 × 2160, 60p до 3840 × 2160, 30p до 3840 × 2160, 30p до 3840 × 2160, 30p
Чувствительность ISO 100–25 600 с возможностью расширения до 50–51 200 ISO 100–51 200 с возможностью расширения до 50–204 800 ISO 64–25 600 с возможностью расширения до 32–102 400 ISO 100–32000 с возможностью расширения до 50, 51200 и 102400 ISO 100–40000 с возможностью расширения до ISO 50, 51200 и 102400
Затвор Механический затвор: 1/8000 – 30 с; электронный - до 1/16000
длительная выдержка (Bulb)
Механический затвор: 1/8000 – 30 с; электронный - до 1/16000
длительная выдержка (Bulb)
Механический затвор: 1/8000 – 30 с;
длительная выдержка (Bulb)
Механический затвор: 1/8000 – 30 с;
длительная выдержка (Bulb)
Механический затвор: 1/8000 – 30 с;
длительная выдержка (Bulb)
Скорость серийной съемки До 9 кадров в секунду До 9 кадров в секунду До 9 кадров в секунду До 10 кадров в секунду с электронным затвором До 8 кадров в секунду в обычном режиме, до 5 кадров в секунду со следящей фокусировкой
Автофокус Контрастный, 225 точек Контрастный, 225 точек Гибридный (контрастный + фазовый), 493 точки Гибридный, 399 точек фазового АФ в полнокадровом режиме; 255 точек фазового АФ + 425 точек контрастного АФ Dual Pixel CMOS AF с покрытием до 88% датчика по горизонтали и до 100% по вертикали
Экспозамер, режимы работы Сенсорная система с 1728 точками: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам Сенсорная система с 1728 точками: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области TTL-замер в 384 зонах: оценочный, частичный, центровзвешенный, точечный
Экспокоррекция + 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV + 5,0 EV с шагом 1, 1/3 или 1/2 EV + 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV + 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV + 5,0 EV с шагом 1/3 или 1/2 ступени
Встроенная вспышка Нет, X-синхронизация
1/320 с
Нет, X-синхронизация
1/320 с
Нет, X-синхронизация
1/200 с
Нет, X-синхронизация
1/250 с
Нет, X-синхронизация 1/200 с
Автоспуск 2/10 с 2/10 с 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с
2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров)
2/10 с
Карта памяти Два слота: XQD и SD типа UHS-II Два слота: XQD и SD типа UHS-II Слот для XQD/CF-Express Два слота, совместимых с картами Memory Stick (PRO, Pro Duo) и SD/SDHC/SDXC типа UHS I/II Слот для SD/SDHC/SDXC типа UHS II
Дисплей Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн. точек Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн. точек Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн. точек Сенсорный наклонный, ЖК, 3 дюйма, разрешение 1,4 млн. точек Сенсорный поворотный ЖК, 3,2 дюйма, 2,1 млн. точек; дополнительный монохромный дисплей
Видоискатель Электронный (OLED, 5,76 млн. точек) Электронный (OLED, 5,76 млн. точек) Электронный (OLED, 3,69 млн. точек) Электронный (OLED, 3,69 млн. точек) Электронный (OLED, 3,69 млн. точек)
Интерфейсы USB Type-C (USB 3.1), HDMI, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ USB Type-C (USB 3.1), HDMI, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ USB Type-C (USB 3.0), HDMI тип C, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ USB Type-C (USB 3.0), microUSB, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, microHDMI тип D, разъем для синхронизатора HDMI, USB 3.1 (USB Type-C), 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ
Беспроводные модули Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth (SnapBridge) Wi-Fi, NFC, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth
Питание Литий-ионный аккумулятор DMW-BLJ31, 23 Вт·ч (3050 мА·ч, 7,4 В) Литий-ионный аккумулятор DMW-BLJ31, 23 Вт·ч (3050 мА·ч, 7,4 В) Литий-ионный аккумулятор EN-EL15b, 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7 В) Литий-ионный аккумулятор NP-FZ100, 16,4 Вт·ч (2280 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор LP-E6N емкостью 14 Вт·ч (1865 мА·ч, 7,2В)
Габариты 149 × 110 × 97 мм 149 × 110 × 97 мм 134 × 101 × 68 мм 126,9 × 95,6 × 73,7 мм 135,8 × 98,3 × 84,4 мм
Масса 1020 граммов (с аккумулятором и картой памяти) 1021 грамм (с аккумулятором и картой памяти) 675 граммов (с аккумулятором и картой памяти) 657 граммов (с аккумулятором и картой памяти) 660 граммов (вкл. батарею и карту памяти)
Актуальная цена 269 990 рублей (версия без объектива), 339 990 рублей (версия с объективом 24-105mm f/4) 179 990 рублей (версия без объектива) 237 000 рублей (версия без объектива), 274 990 рублей (версия с объективом 24-70mm f/4) 230 000 рублей за версию без объектива (body) 159 990 рублей за версию без объектива (body), 219 990 рублей за версию с объективом (kit)

#Дизайн, эргономичность и управление

Уже с первых секунд Panasonic Lumix S1R производит внушительное впечатление своими размерами, весом и внешним видом. Камера выглядит достаточно строго и стильно, однако без изысков и заигрываний с дизайном – максимум внимания здесь уделяется функциональности и надежности.

Корпус камеры литой, выполнен из магниевого сплава, все швы защищены уплотнителем – Lumix S1R подходит для съемки в любых погодных условиях, пыле- и влагозащищена. Производитель гарантирует исправную работу при температурах до -10 градусов (по факту, конечно, можно использовать камеру и при более низких температурах).

 Panasonic S1R с объективом 24-105 мм

Panasonic S1R с объективом 24-105 мм

Вес камеры с батареей без объектива – больше килограмма (1020 г), это весьма солидный показатель для данного класса камер (для сравнения: Nikon Z7 с батареей весит 675 граммов, а Sony a7R III – 657 граммов). Можно сказать, что Panasonic следует своим собственным традициям: делать максимально крупные и тяжелые камеры в каждом классе – до этого все отмечали габариты и вес моделей серии GH, сравнимых с зеркалками. Теперь вот полнокадровая беззеркалка, которая весит в полтора раза больше, чем ее прямые конкуренты. Выигрыша в сравнении с полнокадровыми зеркальными камерами здесь попросту нет, если говорить о «тушке». С оптикой S1R, конечно, и меньше, и легче профессиональных зеркалок.

Тем не менее все новые объективы Panasonic, о которых говорилось выше и которые мне удалось протестировать, также имеют внушительные габариты. Полный комплект техники, доставшейся мне на тест, весил очень солидно. Признаюсь, с кофром, в который были уложены все три объектива и камера, я смогла осилить лишь двухчасовую прогулку – после этого удовольствие от съемки на высококлассную технику сменилось банальной усталостью и болью в спине. Таким образом, планируя съемку, особенно если она будет происходить «на ходу», лучше заранее прикинуть, какие из объективов действительно стоит с собой взять. В поход с таким набором техники идти будет тяжело, однако если вы настоящий (и физически крепкий) энтузиаст и готовы на все ради качества кадров – возможно, это ваш выбор.

Пройдемся по основным конструктивным особенностям камеры.

Видоискатель. О его конструкции уже говорилось выше. Напомню, его разрешение – самое большое в классе. Выглядит он также непривычно крупным. Видоискатель снабжен большим круглым резиновым наглазником, который при желании можно снять, однако мне работать с ним было комфортно. Датчик глаза рядом с видоискателем можно настроить таким образом, чтобы камера переходила в спящий режим через указанное количество секунд после того, как вы отведете ее от лица – это один из способов рационально расходовать ресурс батареи. Видоискатель отлично зарекомендовал себя в работе – изображение в нем «живое» и детализированное.

S1R оснащена сенсорным жидкокристаллическим дисплеем с диагональю 3,2 дюйма и разрешением 2,1 мегапикселя, который может наклоняться при съемке как в альбомной, так и в портретной ориентации.

На верхней панели расположен также монохромный ЖК-дисплей, отображающий основные параметры съемки. В беззеркалках даже серьезного уровня он зачастую отсутствует, но это очень полезная и удобная вещь.

Диск выбора режима протяжки слева сверху имеет два положения режима непрерывной серийной съемки (обозначены I и II). Их можно настроить для установки предпочитаемой скорости съемки или для доступа к съемке 6K / 4K Photo.

Джойстики и переключатели. S1R оснащена восьмипозиционным задним джойстиком для быстрого перемещения точки автофокусировки, что является явным улучшением по сравнению с четырехпозиционными джойстиками на моделях системы Panasonic Micro Foyr Thirds. Вы можете выбрать, насколько быстро перемещается точка автофокусировки. Также можно настроить функцию, которая выбирается нажатием на джойстик (сброс положения точки автофокусировки, использование в качестве кнопки Fn, доступ к меню – либо можно не назначать никакую функцию).

Двухпозиционный переключатель на передней панели камеры можно настроить для управления одной из ряда функций: режим зоны автофокуса, тип затвора, автоспуск и др.

Слева на задней панели камеры находится рычаг блокировки, причем вы можете выбирать, что именно вы хотите с его помощью блокировать – какие-то отдельные элементы управления или, например, временно деактивировать сенсорный экран.

Подсветка органов управления – одна из особенностей, которая отличает S1R от большинства конкурентов. Это очень полезная и удобная функция при съемке в условиях низкой освещенности, когда органы управления с трудом различимы. Кнопки можно настроить либо на постоянное освещение, либо так, чтобы они загорались при нажатии кнопки подсветки ЖК-дисплея верхней панели.

Двойной слот для карт памяти – еще одна важная конструктивная особенность. Это то, чего мне лично очень не хватило у конкурирующих камер, таких как Nikon Z7 и Canon EOS R. S1R позволяет вести как последовательную, так и параллельную запись на две карты памяти. В условиях ответственной коммерческой работы наличие резервной копии материалов – безусловно, очень существенное преимущество. Один слот предназначен для использования карт SD стандарта вплоть до UHS-II, второй – для карт XQD. Слот SD позволяет использовать карты V90, что обеспечивает максимально высокую скорость съемки и записи информации.

В целом набор органов управления и возможности для гибкой настройки всего и вся в камере можно назвать беспрецедентным на рынке. Например, клавиши регулировки баланса белого, светочувствительности и компенсации экспозиции можно настроить таким образом, чтобы вы регулировали настройки при их удержании и повороте диска или при повороте диска после однократного нажатия; можно сделать так, чтобы один диск при настройке светочувствительности отвечал за изменение ISO, а другой – за верхний предел в режиме Auto ISO или оба просто регулировали ISO; для компенсации экспозиции вы можете выбрать, по какой шкале выставлять компенсацию для вспышки. И подобных деталей – великое множество. Более того, профиль настроек можно сохранить на карту памяти (!). Это полезно для фотографов, которые берут камеру в аренду и не хотят каждый раз все настраивать под себя заново. Нужно сказать, что файлы настроек S1 и S1R не совместимы.

#Батарея

В Panasonic Lumix S1R установлена совершенно новая и непривычно огромная батарея DMW-BLJ31 емкостью 23 Вт·ч (3050 мА·ч, 7,4 В) – не только сама камера в полтора раза тяжелее, чем конкуренты, но и аккумулятор в полтора раза более крупный и большей емкости. При съемке репортажа с включенным предпросмотром кадра и наведении по экрану батареи хватило на семь часов работы с перерывами – примерно 600 кадров. По стандарту CIPA заявлено 380 кадров – это, конечно, с большим запасом.

Заряжать батарею можно как с помощью зарядного устройства, так и при помощи обычного USB-кабеля.

#Интерфейс

Panasonic сильно переработала интерфейс S1/S1R, упорядочив структуру меню и изменив систему быстрого меню. Каждая вкладка основного меню разбита на подразделы, обозначенные серией значков. Это позволяет относительно быстро переходить к нужному разделу.

Быстрое меню организовано в формате матрицы форматом 3 × 4 рядом с небольшим окном предварительного просмотра или растянутого на весь экран массива 6 × 2. Надо сказать, в любом случае это настоящий прорыв по сравнению с камерами G-cерии, которые как раз всегда отличались очень слабой организацией меню быстрого доступа. Само собой, элементы, входящие в матрицу, настраиваются, а настройки для видео и фото выводятся в соответственных режимах раздельно. Есть сенсорный ввод. Последний не только используется для навигации по интерфейсу, но и позволяет задавать точку фокусировки.

#Беспроводная связь

Камера оснащена беспроводными интерфейсами Wi-Fi 802.11ac и Bluetooth 4.2. Здесь ничего нового – фотокамерой можно управлять со смартфона, передавать снимки без проводов, но фоновой передачи при помощи Bluetooth, как в Nikon SnapBridge, тут нет. Bluetooth служит только для быстрого сопряжения уже «знакомых» друг с другом устройств.

#Камера в работе

Съемка в JPEG. Художественные фильтры и стили изображения

Несмотря на то, что камеры уровня Panasonic Lumix S1R подразумевают съемку в RAW и последующую обработку снимков, оценить качество работы в JPEG тоже важно – ведь, например, у репортажных фотографов часто стоит задача выкладывать снимки незамедлительно.

Первое, что обратило на себя мое внимание, – хороший динамический диапазон снимков уже в JPEG. К примеру, сюжет ниже был снят при сложном контровом освещении, когда даже глазом непросто различить детали в отдаленных тенях. На снимке же тени получились проработанными, нигде они не слились в темное пятно. Также хорошо различима и фактура освещенного асфальта:

Второй важный момент – впечатляющая резкость и детализация изображения. Напомню, в камере отсутствует низкочастотный фильтр, и, в сочетании с огромным разрешением снимков (8368 × 5584 пикселей), это дает отличный результат и возможности для радикального кадрирования изображений:

Слева – оригинал снимка, справа – кроп. Параметры съемки: f/8, 1/60, ISO 160

Автоматический баланс белого оставил не самое лучшее впечатление. При съемке пейзажей и уличных сцен в ясную погоду цвета, как правило, смотрятся вполне естественно и приятно:

А вот при съемке в сумерках, в тени, при смешанном и искусственном свете результаты мне понравились значительно меньше. Снимки с автобалансом белого зачастую получаются слишком холодными, с уходом в фиолетовый или красноватый тон, что особенно заметно при съемке портретов:

Снимок слева сделан в помещении с естественным дневным светом, вдали от окна; снимок справа – на улице в пасмурную погоду в преддверии сумерек

При этом надо отметить, что в S1R есть множество предустановок баланса белого: холодный авто, теплый авто и так далее, так что настроить камеру для получения более удачного варианта цвета несложно.

В Panasonic Lumix S1R присутствует традиционный для компании набор художественных фильтров: их много, они довольно разнообразные и интересные. Мне нравится использовать их для съемки сюжетов, не предполагающих глубокой обработки, – например, чтобы добавить атмосферы кадру и тут же опубликовать его в соцсетях:

Ниже вы можете посмотреть примеры одной сцены со всеми фильтрами.

Помимо использования фильтров, вы также можете влиять на цветовое решение своих снимков с помощью опции «Стиль съемки». В камере есть заготовленный набор стилей и, конечно, возможность настроить свои собственные, управляя контрастом, насыщенностью и другими параметрами изображения. Далее – пример съемки одного сюжета с разными стилями, предлагаемыми пользователю компанией Panasonic.

В камере реализованы различные варианты брекетинга – не только по экспозиции, но и по цвету, фокусу, глубине резкости и др.

Пример съемки сюжета с брекетингом по глубине резкости

Здесь также есть популярная функция мультиэкспозиции, позволяющая без задействования специальных программ накладывать изображения друг на друга:

Одна из интересных особенностей S1R, которая уже встречалась ранее в камерах Pentax (K-1 II, к примеру) и Olympus, – возможность съемки со сдвигом матрицы для получения снимка со сверхвысоким разрешением. Здесь – вплоть до 187 мегапикселей. Правда, какого-то запредельного уровня детализации снимки в таком разрешении не демонстрируют, прибавка не соответствует четырехкратному росту разрешения. Тем не менее для фотографов, снимающих на билборды, подобный режим может стать неплохим подспорьем.

#Съемка на высоких ISO

Качество изображений при недостаточной освещенности – один из важнейших параметров для оценки камеры. Современные полнокадровые беззеркалки задали высокий уровень, и было интересно посмотреть, чем ответит компания Panasonic.

Рассмотрим съемку на разных значениях ISO на примере серии сделанных подряд кадров. Первое фото сделано на значении ISO 1600. Оно выглядит отлично, намек на шум можно заметить только при очень сильном приближении – это касается и JPEG, и RAW.

Слева – снимок в JPEG, справа – RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На следующем фото светочувствительность поднята до значения ISO 2500, и картина примерно та же. Чуть заметнее стали шумы в RAW (опять же, надо приблизить снимок, чтобы их заметить), но внутрикамерный шумодав с ними достойно справился, не повлияв при этом ощутимо на детализацию:

Слева – снимок в JPEG, справа – RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Далее – снимок, сделанный на значении ISO 5000. Он также выглядит очень достойно, но здесь уже можно более отчетливо различить и шум, и разницу между JPEG и RAW: в результате работы внутрикамерного шумодава детали стали не такими четкими, цвет более блеклый и в целом появился намек на «мыльность» картинки:

Слева – снимок в JPEG, справа – RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Следующий пример более показателен: здесь съемка велась на значении ISO 6400. Большую часть кадра занимает небо, обратите внимание, как на нем проявилась работа системы шумоподавления: оно смотрится рыхлым, не очень привлекательным. В этом случае мне больше нравится, как смотрится RAW-файл, пусть и с хорошо заметными шумами. Убрать шумы на небе можно с помощью выборочной коррекции в фоторедакторе.

Слева – снимок в JPEG, справа – RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Для полноты картины я сделала также непостановочный кадр на верхнем значении ISO – 25600. Мы видим, что JPEG выглядит очень «мыльно» по сравнению с RAW, при этом в RAW уже критическое значение шума и деградация цвета. Такое значение ISO, конечно, уже нельзя назвать рабочим – подобный снимок максимум можно выложить в инстаграм, в маленьком разрешении сильные шумы нивелируются.

Слева – снимок в JPEG, справа – RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Для сравнения покажу также другой тип сюжета. Я попробовала Panasonic Lumix S1R в качестве репортажной камеры. Поскольку фото с мероприятия нужны были, как это часто бывает, срочно, съемка велась в формате JPEG. Кадр сделан на телеобъектив 70-200 мм с максимальной светосилой ƒ/4, поэтому светочувствительность пришлось поднять до значения ISO 6400. Не могу сказать, что результат показался мне очень хорошим. Несмотря на включенную функцию шумоподавления, шум все же выражен достаточно очевидно, при этом общая резкость картинки далека от идеальной. Помимо этого, заметны проблемы с передачей тона кожи – можно увидеть неравномерность на снимках ниже:


Итого в плане работы на высоких ISO Panasonic Lumix S1R держится достойно, но без откровений. В репортажной и портретной съемке, если вам нужно действительно высокое качество, я бы рекомендовала ограничиться работой на ISO 3200, а это весьма немного по современным меркам. Для пейзажной, travel, стрит-фотографии, если небольшой шум для вас не критичен, вполне можно использовать значения вплоть до ISO 5000.

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12800

ISO 25600

Скачать RAW-файлы (573 Мбайт)

#Автофокус

В камере применена система контрастного автофокуса – это отличает ее от ближайших конкурентов, использующих фазовую или гибридную (включающую оба типа) систему автофокуса. Всего в Panasonic Lumix S1R используется 225 точек фокусировки – по современным меркам это не очень много, но в данном случае важно не количество, а качество работы фирменной системы Depth from Defocus, вызывающей немало споров при разговорах о камерах Lumix G-серии.

Фокусируется камера действительно быстро, однако не могу сказать, что всегда точно. При съемке портретов проблем не было – S1R сразу находит и выделяет лицо и глаза модели; из-за промашек по фокусу иногда возникает ситуация, когда резкость уходит на дальний глаз (как правило, в случае, когда он лучше освещен):

В режиме следящей фокусировки при съемке бегущего человека S1R показала себя неплохо, большинство кадров сфокусированы корректно, но промашки все же есть:

В первых двух кадрах камера поймала фокус на лице, в третьем (по хронологии он промежуточный) фокус ушел на рюкзак

Когда в кадре присутствует несколько человек одновременно, стоит подсказывать камере, на ком фокусироваться. Самое очевидное решение – изобразить в резкости того, кто ближе, – почему-то зачастую не работает, в фокусе оказываются персонажи на дальнем плане:

 Пример вполне распространенной ошибки фокусировки

Пример вполне распространенной ошибки фокусировки

Одно из главных новшеств системы фокусировки – возможность распознавания не только людей, но и животных в кадре. Съемка кошек – это действительно сложная задача, потому что редкое животное способно усидеть на месте больше пары секунд, и я надеялась, что новая технология Panasonic Lumix S1R поможет существенно снизить процент брака. Но по большому счету он остался таким же, как при съемке на камеры, лишенные данной опции. Кажется, фотоаппарат далеко не всегда распознает, где у животного находятся глаза:

В итоге я быстро перешла к установке области фокусировки вручную (мне удобнее делать это касанием сенсорного дисплея), что привело к более адекватным результатам:

При съемке предметных композиций или пейзажей, в которых требуется фокус на переднем плане, камере тоже надо подсказывать, где следует сфокусироваться. Иногда она ошибается в довольно очевидных для меня, как фотографа, ситуациях. Добиться фокуса в нужном месте не всегда получается сразу.

Что касается скорости работы системы фокусировки при сложном/недостаточном освещении, то она оставила положительные впечатления: действительно, ощутимых различий по сравнению со съемкой днем я не заметила, камера очень цепко схватывает объект (но опять же не всегда тот, который должен быть главным по задумке).

#Съемка 6К-фото

Функция съемки 4К-фото уже давно представлена в камерах Panasonic Lumix G-серии. Суть ее в том, что камера при использовании электронного затвора снимает серию фото уменьшенного разрешения, но с очень большой скоростью. Полученный результат можно просмотреть в формате видеоролика и выбрать отдельные кадры, чтобы сохранить их в виде фотографий. Такой формат хорош для съемки динамичных сюжетов. В S1R технология перекочевала с камеры GH5 – здесь доступна съемка серии фото не только в разрешении 4К, но и в 6К.

В этом режиме автофокус показал себя хуже, чем при съемке аналогичного сюжета в режиме серийной съемки: промашек было гораздо больше.

Ниже вы можете видеть ролик, автоматически склеенный камерой в режиме съемки 6К:

Пример видеоролика, получаемого при съемке 6К-фото

#Пост-фокус

Функция пост-фокуса – еще одна собственная разработка компании Panasonic, которую мы уже наблюдали в ряде ранее выпущенных камер. Удобство ее заключается в том, что пользователь может выбирать плоскость фокусировки не в процессе съемки, а после. По сути, технология заключается в том, что камера быстро делает ряд кадров в разрешении 4К с брекетингом по фокусу. Полученные снимки можно просмотреть на камере в формате видеоролика и указать вручную область, которую вы хотите видеть в резкости. Конечно, использовать эту функцию для каждого сюжета нет смысла, но в случае особенно ответственной сцены или сцены, где вы хотите получить ряд кадров с одинаковой композицией, но разной фокусировкой, опция вполне перспективна. Наглядный пример функции пост-фокуса можно увидеть ниже:

Пример видеоролика, получаемого при активации режима «Пост-фокус»

#Работа стабилизатора

То, что меня по-настоящему впечатлило в работе с Panasonic Lumix S1R, – это стабилизатор. Признаться, когда слышишь от производителя о системе стабилизации, которая позволяет удлинить выдержку в 6 раз, относишься к этому со скепсисом: вероятно, речь идет о единично зафиксированных случаях в идеальных обстоятельствах. Мне было интересно понять, чего смогу добиться я, фотографируя привычные сюжеты без штатива. Следующий кадр сделан на объектив 50 мм с рук на выдержке 1/5 секунды. На увеличенном фрагменте можно хорошо оценить резкость: «шевеленки» здесь нет.

Еще один пример, съемка более динамичного сюжета: здесь целью было получить смазанные автомобили, которые подчеркивают движение в кадре. Фокусное расстояние в данном случае больше – 75 мм, а выдержка даже чуть длиннее – 1/4 секунды.

Итак, мы видим, что работа стабилизатора может разнообразить снимок с художественной точки зрения, но, конечно, главное – это возможность снимать статичные сюжеты с рук, не повышая сильно чувствительность. Действительно, в тех ситуациях, где раньше невозможно было получить качественное фото без штатива, теперь такой мощный стабилизатор может здорово выручить. В качестве наглядного примера хочу показать пару практически идентичных фото, снятых с разницей в несколько секунд. В первом случае верная экспозиция достигалась повышением ISO, во втором – удлинением выдержки (чувствительность все равно немалая – ISO 5000, но на выдержке длиннее был бы заметен смаз катера в движении, чего мне не хотелось). Согласитесь, пороговое значение светочувствительности сказалось на качестве снимка гораздо хуже, а резкость второго изображения весьма достойная (если фото планируется не для печати, а для размещения в интернете, то после уменьшения и программного поднятия резкости микронюансы, связанные с отсутствием штатива, нивелируются). Единственное, о чем никогда нельзя забывать, – движущиеся объекты в кадре на длинной выдержке, разумеется, все равно смажутся, и этот эффект не всегда желателен. Поэтому, увы, применить возможности стабилизатора, например, к репортажной съемке не получится – там в случае слабого освещения придется повышать ISO.

Оба кадра сняты на фокусном расстоянии 105 мм. Параметры снимка слева: f/4, 1/100, ISO 25600. Параметры снимка справа: f/4, 1/25, ISO 5000

Следует отметить, что в Panasonic S1/S1R могут совместно работать стабилизаторы в самой камере и в оптике (в объективах LUMIX S они предусмотрены, в том числе и 5-осевые, как и в самой камере). За счет этого и достигается столь высокая эффективность. Еще один момент, уже скорее забавный, чем необходимый, – при активации стабилизатора можно увидеть в кадре двигающуюся точку, которая как раз показывает, как у вас двигаются руки при съемке и какие колебания удается стабилизировать камере. Польза этого режима в том, что вы вдобавок к стабилизатору можете сами отслеживать ситуацию с колебаниями камеры и «вручную» их корректировать, опираясь на какие-то объекты или задерживая дыхание.

Для того чтобы подобные заявления не были голословными, разумеется, необходимо проводить сравнительное тестирование, но, думаю, на сегодняшний день это лучший стабилизатор, который мне приходилось видеть в фотокамере.

#Работа с RAW-файлами

На момент нашего тестирования Panasonic Lumix S1R официальные обновления продукции Adobe еще не вышли, поэтому файлы с камеры были сначала преобразованы в формат DNG с помощью Adobe DNG Converter и лишь затем обработаны в Camera RAW. Исходя из этого, выводы об обработке фото нельзя назвать окончательными, но составить общее впечатление мы можем.

В качестве первого примера сложного сюжета я использовала кадр, снятый на закате: солнце почти опустилось, и нижняя часть снимка оказалась сильно затемненной, из-за чего сюжет смотрится блекло и неинтересно. Задача здесь была в том, чтобы «вытянуть» тени, сделав фото более сбалансированным и визуально легким:

Слева – RAW-файл, сконвертированный с настройками по умолчанию, справа – он же, обработанный по вкусу

При осветлении теней закономерно проявился шум – здесь он не особенно портит общую картину, но при желании при обработке можно применить опцию шумоподавления, тогда картинка будет выглядеть более «гладко», но менее детализированно.

На следующем снимке использовался матричный экспозамер, и очень яркий фон привел к сильному недосвету на лице, соответственно, целью было также осветление теней. Проблем с этим не возникло, но на этом снимке отчетливо видны шумы на фоне. На лице же они не очень заметны:

Слева – RAW-файл, сконвертированный с настройками по умолчанию, справа – он же, обработанный по вкусу

Противоположная ситуация: сильно пересвеченный портрет из-за не смененного вовремя ISO. С пересветами, как правило, бороться значительно труднее, чем с тенями, но здесь результат, на мой взгляд, хороший: фактуру кожи удалось полностью восстановить:

Слева – RAW-файл, сконвертированный с настройками по умолчанию, справа – он же, обработанный по вкусу

Ниже – еще несколько примеров обработки RAW-файлов:

В целом работа с RAW-файлами оставила приятное впечатление, – снимки содержат хороший потенциал и в тенях, и в светах, но, разумеется, совсем «выбитые» яркие участки восстановить не получится.

Примеры фото из этого раздела и раздела, посвященного ISO, в формате RAW (362 Мбайт)

#Видеосъемка

Несмотря на позиционирование Panasonic Lumix S1R в качестве преимущественно фотокамеры с видеосъемкой, задвинутой на второй план, возможности и в этом плане у камеры очень серьезные. Они заметно «режутся», конечно, высоким разрешением сенсора, что вынуждает камеру использовать заметный кроп для получения 4К-картинки c частотой 60 кадров в секунду, и ограничиваются возможности видеосъемки в темноте (запас по чувствительности у сенсора с фотодиодами меньшего размера заметно меньше). Есть и «принудительные» ограничения в сравнении с Lumix S1 – например, длина ролика не может превышать 15 минут, тогда как у S1 при съемке 30p этого ограничения попросту нет, а при съемке 60p длина ролика может достигать 29 минут 59 секунд. Также, в отличие от S1, R-версия не может снимать Full HD с частотой до 180 кадров в секунду. 60 кадр/с – предел. В этом режиме, кстати, тоже используется зона кадра, соответствующая стандарту APS-C. Полная поверхность доступна при съемке 4К на частоте 30 кадров в секунду.

Тем не менее в камере есть и разъемы для наушника с микрофоном, и совместимость с адаптером DMW-XR1, который предоставляет более совершенные микрофоны, нежели используемые в камере. Съемка доступна с цветностью 4:2:0 и глубиной 8 бит (в S1 возможен 10-битный цвет) в форматах AVCHD (только вплоть до Full HD) и MP4 с кодеком H.265 (до 4K). Битрейт – до 150 Мбит/с при съемке 4К и до 28 Мбит/с при съемке Full HD.

Пример видеоролика в разрешении 4К

Скачать оригинал видео (1,14 Гбайт)

В сравнении с той же GH5 возможности для съемки видео у S1R не столь велики, камера едва ли подойдет для профессиональных видеографов, но за счет вполне рабочего автофокуса и хорошего конечного качества картинки (пусть тут и недоступны Log-профили) записать какое-то дополнительное видео на фотосессии или свадьбе по требованию клиента вполне можно, не говоря уже об исчерпывающих возможностях съемки видео «для себя».

#Заключение

Lumix S1R, несмотря на ее новаторство и знаковый как для Panasonic, так и для всей индустрии в целом статус, показалась мне неоднозначной и полной противоречий камерой. На одной чаше весов – огромное разрешение снимков, прекрасная резкость и детализация, на другой – не слишком внятная работа автофокуса. С одной стороны – впечатляющие возможности стабилизатора, а с другой – средняя работа на высоких ISO (даже с учетом поправки на повышенное разрешение сенсора). Большой вес самого аппарата и комплекта с новой оптикой на первый взгляд менее существенен, но в конечном счете тоже оказывает сильное влияние на решение о покупке той или иной камеры/системы. При этом и качество сборки камеры, и ее эргономика, и новая оптика – все это оставляет очень приятное впечатление.

Я бы рекомендовала присмотреться к Panasonic Lumix S1R рекламным, студийным, портретным, пейзажным фотографам – все тем, кто имеет возможность работать вдумчиво, неспешно, статично и на небольших значениях ISO. Вы сможете взять от этой камеры максимум.

Travel-фотографов остановит вес и габариты техники, но если это не важно и вы нацелены на серьезный результат – тогда S1R также может стать хорошим вариантом.

Регулярные ошибки автофокуса и не лучший в классе показатель работы при высокой светочувствительности не позволяют рекомендовать камеру как оптимальный вариант для репортажных фотографов.

При сравнении с прямыми конкурентами в этом сегменте, Nikon Z7 и Sony a7R III, преимуществами Panasonic S1R может стать совместимость с оптикой Leica SL без использования переходников, более высокое разрешение вместе с возможностью съемки со сверхвысоким разрешением, самый эффективный стабилизатор в своем классе, лучший видоискатель и наиболее гибкая схема управления. У системы неплохие перспективы (в том числе и за счет более совершенного, чем у Sony, байонета), но на сегодняшний день она страдает привычными для ранней стадии развития системы болезнями: небольшим парком оптики, несовершенной системой автофокуса и не до конца проработанной программной частью (Panasonic стоит в начале долгого пути). Главный же ограничитель на этом этапе – габариты и вес, за счет которых она приближается к зеркальным системам.

RAW-файлы (первая часть) (891 Мбайт)

RAW-файлы (вторая часть) (1,89 Гбайт)

Достоинства:

  • очень высокое разрешение снимков (лучшее в классе);
  • отличная резкость и детализация;
  • хороший динамический диапазон в JPEG, широкие возможности для обработки RAW;
  • прекрасная работа стабилизатора при любых фокусных расстояниях;
  • качественная новая оптика, возможности использования оптики Leica, в разработке – новые объективы Sigma;
  • съемка 6К-фото;
  • большие возможности для внутрикамерной работы с цветом: фильтры, стили фото, расширенный выбор предустановок баланса белого;
  • надежный конструктив камеры, пыле- и влагозащита, возможности для работы в сложных погодных условиях;
  • очень гибкая система управления;
  • 2 слота для карт памяти, в том числе XQD (в новых прошивках – совместим с CFexpress);
  • отличный видоискатель с лучшим разрешением в классе;
  • очень хорошая автономность.

Минусы:

  • большой вес;
  • самые большие габариты в классе;
  • не очень точная работа автофокуса;
  • среднее качество съемки на высоких ISO;
  • сложности с передачей тона кожи при работе с автоматическим балансом белого;
  • не самые серьезные возможности для съемки видео;
  • ограниченный набор оптики на сегодняшний день;
  • цена.
 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Облако Vultr привлекло на развитие $333 млн при оценке $3,5 млрд 3 ч.
Разработчик керамических накопителей Cerabyte получил поддержку от Европейского совета по инновациям 3 ч.
Вышел первый настольный компьютер Copilot+PC — Asus NUC 14 Pro AI на чипе Intel Core Ultra 9 5 ч.
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 10 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 10 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 11 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 18 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 23 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 21-12 16:44
Первая частная космическая станция появится на два года раньше, но летать на неё будет нельзя 21-12 15:47