⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор беззеркальной фотокамеры Panasonic Lumix S1R: вторжение чужого
Съемка в JPEG. Художественные фильтры и стили изображения Несмотря на то, что камеры уровня Panasonic Lumix S1R подразумевают съемку в RAW и последующую обработку снимков, оценить качество работы в JPEG тоже важно – ведь, например, у репортажных фотографов часто стоит задача выкладывать снимки незамедлительно. Первое, что обратило на себя мое внимание, – хороший динамический диапазон снимков уже в JPEG. К примеру, сюжет ниже был снят при сложном контровом освещении, когда даже глазом непросто различить детали в отдаленных тенях. На снимке же тени получились проработанными, нигде они не слились в темное пятно. Также хорошо различима и фактура освещенного асфальта: Второй важный момент – впечатляющая резкость и детализация изображения. Напомню, в камере отсутствует низкочастотный фильтр, и, в сочетании с огромным разрешением снимков (8368 × 5584 пикселей), это дает отличный результат и возможности для радикального кадрирования изображений: Автоматический баланс белого оставил не самое лучшее впечатление. При съемке пейзажей и уличных сцен в ясную погоду цвета, как правило, смотрятся вполне естественно и приятно: А вот при съемке в сумерках, в тени, при смешанном и искусственном свете результаты мне понравились значительно меньше. Снимки с автобалансом белого зачастую получаются слишком холодными, с уходом в фиолетовый или красноватый тон, что особенно заметно при съемке портретов: При этом надо отметить, что в S1R есть множество предустановок баланса белого: холодный авто, теплый авто и так далее, так что настроить камеру для получения более удачного варианта цвета несложно. В Panasonic Lumix S1R присутствует традиционный для компании набор художественных фильтров: их много, они довольно разнообразные и интересные. Мне нравится использовать их для съемки сюжетов, не предполагающих глубокой обработки, – например, чтобы добавить атмосферы кадру и тут же опубликовать его в соцсетях: Ниже вы можете посмотреть примеры одной сцены со всеми фильтрами. Галерея снимков: filters
Помимо использования фильтров, вы также можете влиять на цветовое решение своих снимков с помощью опции «Стиль съемки». В камере есть заготовленный набор стилей и, конечно, возможность настроить свои собственные, управляя контрастом, насыщенностью и другими параметрами изображения. Далее – пример съемки одного сюжета с разными стилями, предлагаемыми пользователю компанией Panasonic. Галерея снимков: styles
В камере реализованы различные варианты брекетинга – не только по экспозиции, но и по цвету, фокусу, глубине резкости и др. Здесь также есть популярная функция мультиэкспозиции, позволяющая без задействования специальных программ накладывать изображения друг на друга: Одна из интересных особенностей S1R, которая уже встречалась ранее в камерах Pentax (K-1 II, к примеру) и Olympus, – возможность съемки со сдвигом матрицы для получения снимка со сверхвысоким разрешением. Здесь – вплоть до 187 мегапикселей. Правда, какого-то запредельного уровня детализации снимки в таком разрешении не демонстрируют, прибавка не соответствует четырехкратному росту разрешения. Тем не менее для фотографов, снимающих на билборды, подобный режим может стать неплохим подспорьем. ⇡#Съемка на высоких ISOКачество изображений при недостаточной освещенности – один из важнейших параметров для оценки камеры. Современные полнокадровые беззеркалки задали высокий уровень, и было интересно посмотреть, чем ответит компания Panasonic. Рассмотрим съемку на разных значениях ISO на примере серии сделанных подряд кадров. Первое фото сделано на значении ISO 1600. Оно выглядит отлично, намек на шум можно заметить только при очень сильном приближении – это касается и JPEG, и RAW. На следующем фото светочувствительность поднята до значения ISO 2500, и картина примерно та же. Чуть заметнее стали шумы в RAW (опять же, надо приблизить снимок, чтобы их заметить), но внутрикамерный шумодав с ними достойно справился, не повлияв при этом ощутимо на детализацию: Далее – снимок, сделанный на значении ISO 5000. Он также выглядит очень достойно, но здесь уже можно более отчетливо различить и шум, и разницу между JPEG и RAW: в результате работы внутрикамерного шумодава детали стали не такими четкими, цвет более блеклый и в целом появился намек на «мыльность» картинки: Следующий пример более показателен: здесь съемка велась на значении ISO 6400. Большую часть кадра занимает небо, обратите внимание, как на нем проявилась работа системы шумоподавления: оно смотрится рыхлым, не очень привлекательным. В этом случае мне больше нравится, как смотрится RAW-файл, пусть и с хорошо заметными шумами. Убрать шумы на небе можно с помощью выборочной коррекции в фоторедакторе. Для полноты картины я сделала также непостановочный кадр на верхнем значении ISO – 25600. Мы видим, что JPEG выглядит очень «мыльно» по сравнению с RAW, при этом в RAW уже критическое значение шума и деградация цвета. Такое значение ISO, конечно, уже нельзя назвать рабочим – подобный снимок максимум можно выложить в инстаграм✴, в маленьком разрешении сильные шумы нивелируются. Для сравнения покажу также другой тип сюжета. Я попробовала Panasonic Lumix S1R в качестве репортажной камеры. Поскольку фото с мероприятия нужны были, как это часто бывает, срочно, съемка велась в формате JPEG. Кадр сделан на телеобъектив 70-200 мм с максимальной светосилой ƒ/4, поэтому светочувствительность пришлось поднять до значения ISO 6400. Не могу сказать, что результат показался мне очень хорошим. Несмотря на включенную функцию шумоподавления, шум все же выражен достаточно очевидно, при этом общая резкость картинки далека от идеальной. Помимо этого, заметны проблемы с передачей тона кожи – можно увидеть неравномерность на снимках ниже:
Итого в плане работы на высоких ISO Panasonic Lumix S1R держится достойно, но без откровений. В репортажной и портретной съемке, если вам нужно действительно высокое качество, я бы рекомендовала ограничиться работой на ISO 3200, а это весьма немного по современным меркам. Для пейзажной, travel, стрит-фотографии, если небольшой шум для вас не критичен, вполне можно использовать значения вплоть до ISO 5000. ⇡#АвтофокусВ камере применена система контрастного автофокуса – это отличает ее от ближайших конкурентов, использующих фазовую или гибридную (включающую оба типа) систему автофокуса. Всего в Panasonic Lumix S1R используется 225 точек фокусировки – по современным меркам это не очень много, но в данном случае важно не количество, а качество работы фирменной системы Depth from Defocus, вызывающей немало споров при разговорах о камерах Lumix G-серии. Фокусируется камера действительно быстро, однако не могу сказать, что всегда точно. При съемке портретов проблем не было – S1R сразу находит и выделяет лицо и глаза модели; из-за промашек по фокусу иногда возникает ситуация, когда резкость уходит на дальний глаз (как правило, в случае, когда он лучше освещен): В режиме следящей фокусировки при съемке бегущего человека S1R показала себя неплохо, большинство кадров сфокусированы корректно, но промашки все же есть: Когда в кадре присутствует несколько человек одновременно, стоит подсказывать камере, на ком фокусироваться. Самое очевидное решение – изобразить в резкости того, кто ближе, – почему-то зачастую не работает, в фокусе оказываются персонажи на дальнем плане: Одно из главных новшеств системы фокусировки – возможность распознавания не только людей, но и животных в кадре. Съемка кошек – это действительно сложная задача, потому что редкое животное способно усидеть на месте больше пары секунд, и я надеялась, что новая технология Panasonic Lumix S1R поможет существенно снизить процент брака. Но по большому счету он остался таким же, как при съемке на камеры, лишенные данной опции. Кажется, фотоаппарат далеко не всегда распознает, где у животного находятся глаза: В итоге я быстро перешла к установке области фокусировки вручную (мне удобнее делать это касанием сенсорного дисплея), что привело к более адекватным результатам: При съемке предметных композиций или пейзажей, в которых требуется фокус на переднем плане, камере тоже надо подсказывать, где следует сфокусироваться. Иногда она ошибается в довольно очевидных для меня, как фотографа, ситуациях. Добиться фокуса в нужном месте не всегда получается сразу. Что касается скорости работы системы фокусировки при сложном/недостаточном освещении, то она оставила положительные впечатления: действительно, ощутимых различий по сравнению со съемкой днем я не заметила, камера очень цепко схватывает объект (но опять же не всегда тот, который должен быть главным по задумке). ⇡#Съемка 6К-фотоФункция съемки 4К-фото уже давно представлена в камерах Panasonic Lumix G-серии. Суть ее в том, что камера при использовании электронного затвора снимает серию фото уменьшенного разрешения, но с очень большой скоростью. Полученный результат можно просмотреть в формате видеоролика и выбрать отдельные кадры, чтобы сохранить их в виде фотографий. Такой формат хорош для съемки динамичных сюжетов. В S1R технология перекочевала с камеры GH5 – здесь доступна съемка серии фото не только в разрешении 4К, но и в 6К. В этом режиме автофокус показал себя хуже, чем при съемке аналогичного сюжета в режиме серийной съемки: промашек было гораздо больше. Ниже вы можете видеть ролик, автоматически склеенный камерой в режиме съемки 6К: ⇡#Пост-фокусФункция пост-фокуса – еще одна собственная разработка компании Panasonic, которую мы уже наблюдали в ряде ранее выпущенных камер. Удобство ее заключается в том, что пользователь может выбирать плоскость фокусировки не в процессе съемки, а после. По сути, технология заключается в том, что камера быстро делает ряд кадров в разрешении 4К с брекетингом по фокусу. Полученные снимки можно просмотреть на камере в формате видеоролика и указать вручную область, которую вы хотите видеть в резкости. Конечно, использовать эту функцию для каждого сюжета нет смысла, но в случае особенно ответственной сцены или сцены, где вы хотите получить ряд кадров с одинаковой композицией, но разной фокусировкой, опция вполне перспективна. Наглядный пример функции пост-фокуса можно увидеть ниже: ⇡#Работа стабилизатораТо, что меня по-настоящему впечатлило в работе с Panasonic Lumix S1R, – это стабилизатор. Признаться, когда слышишь от производителя о системе стабилизации, которая позволяет удлинить выдержку в 6 раз, относишься к этому со скепсисом: вероятно, речь идет о единично зафиксированных случаях в идеальных обстоятельствах. Мне было интересно понять, чего смогу добиться я, фотографируя привычные сюжеты без штатива. Следующий кадр сделан на объектив 50 мм с рук на выдержке 1/5 секунды. На увеличенном фрагменте можно хорошо оценить резкость: «шевеленки» здесь нет. Еще один пример, съемка более динамичного сюжета: здесь целью было получить смазанные автомобили, которые подчеркивают движение в кадре. Фокусное расстояние в данном случае больше – 75 мм, а выдержка даже чуть длиннее – 1/4 секунды. Итак, мы видим, что работа стабилизатора может разнообразить снимок с художественной точки зрения, но, конечно, главное – это возможность снимать статичные сюжеты с рук, не повышая сильно чувствительность. Действительно, в тех ситуациях, где раньше невозможно было получить качественное фото без штатива, теперь такой мощный стабилизатор может здорово выручить. В качестве наглядного примера хочу показать пару практически идентичных фото, снятых с разницей в несколько секунд. В первом случае верная экспозиция достигалась повышением ISO, во втором – удлинением выдержки (чувствительность все равно немалая – ISO 5000, но на выдержке длиннее был бы заметен смаз катера в движении, чего мне не хотелось). Согласитесь, пороговое значение светочувствительности сказалось на качестве снимка гораздо хуже, а резкость второго изображения весьма достойная (если фото планируется не для печати, а для размещения в интернете, то после уменьшения и программного поднятия резкости микронюансы, связанные с отсутствием штатива, нивелируются). Единственное, о чем никогда нельзя забывать, – движущиеся объекты в кадре на длинной выдержке, разумеется, все равно смажутся, и этот эффект не всегда желателен. Поэтому, увы, применить возможности стабилизатора, например, к репортажной съемке не получится – там в случае слабого освещения придется повышать ISO. Следует отметить, что в Panasonic S1/S1R могут совместно работать стабилизаторы в самой камере и в оптике (в объективах LUMIX S они предусмотрены, в том числе и 5-осевые, как и в самой камере). За счет этого и достигается столь высокая эффективность. Еще один момент, уже скорее забавный, чем необходимый, – при активации стабилизатора можно увидеть в кадре двигающуюся точку, которая как раз показывает, как у вас двигаются руки при съемке и какие колебания удается стабилизировать камере. Польза этого режима в том, что вы вдобавок к стабилизатору можете сами отслеживать ситуацию с колебаниями камеры и «вручную» их корректировать, опираясь на какие-то объекты или задерживая дыхание. Для того чтобы подобные заявления не были голословными, разумеется, необходимо проводить сравнительное тестирование, но, думаю, на сегодняшний день это лучший стабилизатор, который мне приходилось видеть в фотокамере. ⇡#Работа с RAW-файламиНа момент нашего тестирования Panasonic Lumix S1R официальные обновления продукции Adobe еще не вышли, поэтому файлы с камеры были сначала преобразованы в формат DNG с помощью Adobe DNG Converter и лишь затем обработаны в Camera RAW. Исходя из этого, выводы об обработке фото нельзя назвать окончательными, но составить общее впечатление мы можем. В качестве первого примера сложного сюжета я использовала кадр, снятый на закате: солнце почти опустилось, и нижняя часть снимка оказалась сильно затемненной, из-за чего сюжет смотрится блекло и неинтересно. Задача здесь была в том, чтобы «вытянуть» тени, сделав фото более сбалансированным и визуально легким: При осветлении теней закономерно проявился шум – здесь он не особенно портит общую картину, но при желании при обработке можно применить опцию шумоподавления, тогда картинка будет выглядеть более «гладко», но менее детализированно. На следующем снимке использовался матричный экспозамер, и очень яркий фон привел к сильному недосвету на лице, соответственно, целью было также осветление теней. Проблем с этим не возникло, но на этом снимке отчетливо видны шумы на фоне. На лице же они не очень заметны: Противоположная ситуация: сильно пересвеченный портрет из-за не смененного вовремя ISO. С пересветами, как правило, бороться значительно труднее, чем с тенями, но здесь результат, на мой взгляд, хороший: фактуру кожи удалось полностью восстановить: Ниже – еще несколько примеров обработки RAW-файлов: В целом работа с RAW-файлами оставила приятное впечатление, – снимки содержат хороший потенциал и в тенях, и в светах, но, разумеется, совсем «выбитые» яркие участки восстановить не получится. Примеры фото из этого раздела и раздела, посвященного ISO, в формате RAW (362 Мбайт) ⇡#ВидеосъемкаНесмотря на позиционирование Panasonic Lumix S1R в качестве преимущественно фотокамеры с видеосъемкой, задвинутой на второй план, возможности и в этом плане у камеры очень серьезные. Они заметно «режутся», конечно, высоким разрешением сенсора, что вынуждает камеру использовать заметный кроп для получения 4К-картинки c частотой 60 кадров в секунду, и ограничиваются возможности видеосъемки в темноте (запас по чувствительности у сенсора с фотодиодами меньшего размера заметно меньше). Есть и «принудительные» ограничения в сравнении с Lumix S1 – например, длина ролика не может превышать 15 минут, тогда как у S1 при съемке 30p этого ограничения попросту нет, а при съемке 60p длина ролика может достигать 29 минут 59 секунд. Также, в отличие от S1, R-версия не может снимать Full HD с частотой до 180 кадров в секунду. 60 кадр/с – предел. В этом режиме, кстати, тоже используется зона кадра, соответствующая стандарту APS-C. Полная поверхность доступна при съемке 4К на частоте 30 кадров в секунду. Тем не менее в камере есть и разъемы для наушника с микрофоном, и совместимость с адаптером DMW-XR1, который предоставляет более совершенные микрофоны, нежели используемые в камере. Съемка доступна с цветностью 4:2:0 и глубиной 8 бит (в S1 возможен 10-битный цвет) в форматах AVCHD (только вплоть до Full HD) и MP4 с кодеком H.265 (до 4K). Битрейт – до 150 Мбит/с при съемке 4К и до 28 Мбит/с при съемке Full HD. Скачать оригинал видео (1,14 Гбайт) В сравнении с той же GH5 возможности для съемки видео у S1R не столь велики, камера едва ли подойдет для профессиональных видеографов, но за счет вполне рабочего автофокуса и хорошего конечного качества картинки (пусть тут и недоступны Log-профили) записать какое-то дополнительное видео на фотосессии или свадьбе по требованию клиента вполне можно, не говоря уже об исчерпывающих возможностях съемки видео «для себя». ⇡#ЗаключениеLumix S1R, несмотря на ее новаторство и знаковый как для Panasonic, так и для всей индустрии в целом статус, показалась мне неоднозначной и полной противоречий камерой. На одной чаше весов – огромное разрешение снимков, прекрасная резкость и детализация, на другой – не слишком внятная работа автофокуса. С одной стороны – впечатляющие возможности стабилизатора, а с другой – средняя работа на высоких ISO (даже с учетом поправки на повышенное разрешение сенсора). Большой вес самого аппарата и комплекта с новой оптикой на первый взгляд менее существенен, но в конечном счете тоже оказывает сильное влияние на решение о покупке той или иной камеры/системы. При этом и качество сборки камеры, и ее эргономика, и новая оптика – все это оставляет очень приятное впечатление. Я бы рекомендовала присмотреться к Panasonic Lumix S1R рекламным, студийным, портретным, пейзажным фотографам – все тем, кто имеет возможность работать вдумчиво, неспешно, статично и на небольших значениях ISO. Вы сможете взять от этой камеры максимум. Travel-фотографов остановит вес и габариты техники, но если это не важно и вы нацелены на серьезный результат – тогда S1R также может стать хорошим вариантом. Регулярные ошибки автофокуса и не лучший в классе показатель работы при высокой светочувствительности не позволяют рекомендовать камеру как оптимальный вариант для репортажных фотографов. При сравнении с прямыми конкурентами в этом сегменте, Nikon Z7 и Sony a7R III, преимуществами Panasonic S1R может стать совместимость с оптикой Leica SL без использования переходников, более высокое разрешение вместе с возможностью съемки со сверхвысоким разрешением, самый эффективный стабилизатор в своем классе, лучший видоискатель и наиболее гибкая схема управления. У системы неплохие перспективы (в том числе и за счет более совершенного, чем у Sony, байонета), но на сегодняшний день она страдает привычными для ранней стадии развития системы болезнями: небольшим парком оптики, несовершенной системой автофокуса и не до конца проработанной программной частью (Panasonic стоит в начале долгого пути). Главный же ограничитель на этом этапе – габариты и вес, за счет которых она приближается к зеркальным системам. RAW-файлы (первая часть) (891 Мбайт) RAW-файлы (вторая часть) (1,89 Гбайт) Достоинства:
Минусы:
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|
✴ Входит в перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; |