Сегодня 02 июня 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

Принципы и основы цифровой звукозаписи

⇣ Содержание

На современном этапе развития техники, компьютерная студия на базе РС, превосходит по своим возможностям профессиональные студии Лондона и Лос-Анжелеса пятнадцатилетней давности.

Современные профессиональные студии отличаются от домашних в большинстве своем возможностями производства многоканального и hi-res-звука (аудио высокого разрешения), продуманной акустикой контрольных помещений, сложной мониторинговой системой и наличием специалистов высокого класса.

Но, согласитесь, сейчас простой аудио-компакт диск (CDDA) является основным пользовательским стандартом и уйдет он очень не скоро. А это 16 бит, 44.1 КГц…

Массовое производство CD началось в конце 80-х, и тогда это подразумевало очень сложный производственный процесс, а сегодня ведь совсем нет проблем в записи, сведении и мастеринге собственного CD в домашних условиях. Это основное отличие 2003 года от начала 90-х.

Я могу немного "приоткрыть тайну" и сказать, что половина той музыки, которую вы слышите по радио или ТВ, производилось на РС, технические характеристики которых соизмеримы с вашим домашним компьютером.

Задачей этого материала является освещение основных вопросов по комплектации домашней профессиональной студии, "на выходе" которой вы сможете получить качественный продукт, который могут принять в ротацию.

Тракты

Современный тракт студии звукозаписи состоит из двух основных частей: аналогового и цифрового. Раньше все записывалось на аналоговые носители. Поэтому были очень большие потери при копировании с одного накопителя информации на другой.

Другой минус чисто аналоговых трактов состоит в погрешностях в управлении. Например, мой по сей день любимый синтезатор Roland Jupiter-8 (начало 80-х), не мог позволить точную настройку звучания. Все зависело от многих параметров: степени "нагретости" и т.п. Даже один раз крутанув ручку потенциометра, вы потом не сможете точно зафиксировать ее в исходное положение.

С приходом цифровых технологий все существенно изменилось и упростилось. Во-первых, стало доступно копирование цифрового звукового сигнала без потерь в качестве. То есть вы можете копировать аудио-CD "один к одному".

Партии музыкантов стало возможным редактировать, копировать отдельные куски, собирать свои партии на их базе без потерь в качестве. Но и позиции музыкантов немного поменялись, так как теперь главный человек в студии - это звукорежиссер.

Во-вторых, найдя нужную настройку для эффект-процессора/плагина (пресет), вы сможете потом воспроизвести ее с той же точностью в любой момент.

Плюсы цифровых трактов стоит рассматривать и из физических соображений, поскольку теорема Нейквиста-Котельникова подверждает, что дискретный цифровой сигнал с частотой дискретизации 44100 Гц воспринимается человеческим ухом как непрерывный во всем слышимом частотном диапазоне.

Цифровые тракты не стоят на месте и развиваются таким же темпом как и раньше. Если посмотреть на все со стороны, то пользователю, нужно одно - выпустить компакт-диск со стандартными значениями 16 бит, 44.1 КГц.

Если видеть ситуацию именно с таких позиций, то все вопросы с супер-технологиями отпадают. Мы не выбрали и 50% от того арсенала, который сейчас доступен в диапазоне $200-500 (аппарат) и $400-800 (ПО).

Поэтому основное золотое правило домашней студии: соразмерность аппаратной части и программного обеспечения. Если она будет найдена, то на выпуск продукции вы будете тратить намного меньше времени. По собственному опыту могу сказать, что по отлаженной рабочей схеме можно выпускать по одной-две композиции в неделю (начиная от записи и заканчивая профессиональным мастерингом).

И, в принципе, не важно делаете вы это на базе Celeron-300 или Pentium-4, главное - это соразмерность аппарата и ПО.

Если говорить о современных трактах звукозаписи, то они просты: микрофон/инструмент - предусилитель - (АЦП-(компьютер)-ЦАП) - микшер - усилитель - акустические системы. На современном этапе вся обработка идет в компьютере за счет программно-аппаратного обеспечения.

Соответственно, "аналог" сейчас используется по минимуму - только микрофоны, звукосниматели, кабели, предусилители, микшеры и акустические системы (колонки). Все остальное возлагается на плечи компьютера.

Аналоговые тракты

Звуковая волна, распространяющаяся в воздухе, может быть преобразована в электрический (или как его еще называют, аналоговый) сигнал. То есть, изменения давления в воздухе должны быть пропорциональными изменениям напряжения или силы тока. Частота пульсации воздушной волны должна быть равна частоте пульсации напряжения или тока. Таким образом, мы переносим всю звуковую информацию в электрическое поле, и передаем ее посредством электрического сигнала. Устройства, которые позволяют произвести преобразования акустическая среда > аналоговый сигнал, называются микрофонами и звукоснимателями. Вот как раз на микрофонах мы и остановимся несколько подробнее, поскольку это одни из самых важных элементов студии.

Микрофоны

Микрофоны - это акустико-электрические преобразователи. Основная задача, которую решают эти устройства - превращения изменений колебаний воздушной среды (изменений звукового давления) в изменения электрического сигнала.

Основные понятия, которыми можно описать микрофон следующие:

  • Тип преобразования (динамический, конденсаторный);
  • Тип, предназначение микрофона (инструментальный, голосовой)
  • АЧХ;
  • Направленность;
  • Техническая спецификация;
  • Конструктивные особенности.

Сейчас наибольшее распространение получили динамические и конденсаторные микрофоны. Принцип действия динамического микрофона очень прост. К мембране, которая "ловит" звуковые волны и реагирует на них, снизу прикреплена катушка. Внутри катушки стационарно установлен магнит, прикрепленный к корпусу капсюля. Изменение положения катушки относительно магнита превращается в изменения электромагнитного поля и тем самым формируется электрический сигнал.



Устройство капсюля динамического микрофона

Конденсаторный микрофон еще более прост в объяснении, так как его мембрана является одной из обкладок конденсатора. Изменения ее состояния, превращаются в изменения электрической емкости и как следствие электромагнитного поля. Таким образом, мы также получаем аналоговый сигнал.



Устройство капсюля конденсаторного микрофона

Сигнал конденсаторных микрофонов получается очень слабым, и ему необходимо дополнительное усиление. Но с другой стороны, мембрану конденсаторного микрофона можно сделать очень тонкой и легкой, за счет чего мы улучшаем параметр чувствительности и расширяем частотный диапазон. Для конденсаторных микрофонов используется несколько типов усилителей, наиболее распространенным из который является транзисторный вариант. Многие из вас сталкивались с понятием "лампового" микрофона, что говорит о типе используемого усилителя. Также имеют распространение электретные микрофоны, где пластины конденсатора сделаны из специального материала и постоянно находятся в заряженном виде. Всем конденсаторным микрофонам требуется дополнительное питание, именуемое фантомным. Стандартный вариант - постоянное напряжение 48 В. Такое питание имеется в большинстве микшеров и предусилителей. С развитием видео и киноиндустрии фантомное питание встраивается и в некоторые типы профессиональных видеокамер.

Если говорить о положительных сторонах конденсаторных микрофоном, то кроме выигрыша в чувствительности мы получаем преимущество в возможностях изменения направленности микрофона, или как говорят диаграммы направленности. Для обычной мембраны стандартной диаграммой является кардиоида. В большинстве моделей используют два капсюля и располагают их "спина к спине". Далее все зависит от поляризирующего напряжения. Если оба капсюля находятся в фазе, то микрофон ловит весь звук вокруг себя и такая диаграмма называется круговой. Если же они находятся в противофазе, то мы получаем "восьмерку". Все остальные диаграммы носят комбинационный характер.

Кондесаторные микрофоны также делятся по размерам используемых диафрагм, которые могут быть малыми и большими. Первый вариант лучше себя характеризует с точки зрения достоверности АЧХ, ширины частотного диапазона и выдержке большего звукового давления. Конденсаторные микрофоны с большими мембранами обладают большей долей чувствительности и меньшим уровнем шума. Они чаще всего используются в студиях и, в большинстве своем, достаточно дороги. При этом страдает достоверность, поэтому говорят, что такие микрофоны "украшают" звук. Стоит отметить, что это весьма субъективный параметр, воспринимаемый на слух.

Основные технические характеристики микрофонов:


Номинальный частотный спектр. Это тот спектр частот, который может идентифицироваться после микрофонного преобразования.
Неравномерность частотной характеристики. Этот параметр характеризует разность между максимальной и минимальной чувствительностью микрофона в пределах номинального диапазона частот.
Чувствительность микрофона. Этот параметр характеризует отношение выходного напряжения к звуковому давлению. Измеряется в милливольтах на паскаль (мВ/Па).
Перепад чувствительности "фронт/тыл".
Выходное сопротивление.
Cопротивление нагрузки. Сопротивление нагрузки должно быть как минимум в три раза больше выходного сопротивления.
Уровень чувствительности. Этот параметр отражает уровень мощности, развиваемой микрофоном в номинальную нагрузку при давлении в один паскаль. Указывается в дБ.
Максимальный уровень звукового давления.
Уровень собственных шумов.
Динамический диапазон. Определяется как разность предельного звукового давления и уровня собственных шумов.

На современном этапе микрофоны делятся также на инструментальные и голосовые. Если микрофон не нужно держать в руке, а, например, подзвучить им бас-бочку, то он может любой формы и любых размеров. Также в нем не нужно задействовать весь частотный диапазон, достаточно ограничить его сверху до 12 КГц.

На самом деле инструментальные микрофоны - это часто устройства с субъективно измененной формой АЧХ. Используются они только в дорогих студиях. Их часто пытаются классифицировать по типу использования, инструменту, форме. Но, обычно это ни к чему не приводит, поскольку все зависит от производителя. Захочет он выпустить новую модель в виде пирамиды, будут "инструментальные микрофоны пирамидного типа".

Большинство звукорежиссеров предпочитают пользоваться "всеядными" моделями, которые подходят и для вокала, и для инструментов. Например, это такие модели как Shure SM 58 (динамический), AKG C 3000, AKG C 414, Neumann U87 и так далее. Не маловажные параметры при выборе микрофона - это его цена и советы специалистов.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Привет из 2014-го: Asus выпустила обновлённую GeForce GT 710 EVO с 2 Гбайт GDDR5 8 ч.
Apple выбрала процессоры М2 Ultra и М4 для серверов, на которых будут работать ИИ-функции iPhone 12 ч.
Выставка Computex 2024 откроется 4 июня, но презентации AMD, Intel и Nvidia пройдут раньше 13 ч.
iPhone 5s официально устарел, а iPod touch 6 стал винтажным 13 ч.
Vivo оккупировала значительную часть майского рейтинга производительности AnTuTu 14 ч.
Игровой монитор Xiaomi G Pro 27i на панели Mini LED с 1152 зонами затенения выйдет на мировой рынок 14 ч.
Starlink хочет открыть для пользователей спутниковую сотовую связь уже осенью 15 ч.
Новые спутники Starlink могут уничтожить радиоастрономию на Земле, предупреждают учёные 18 ч.
Корейский профсоюз Samsung объявил забастовку, но на производство и поставки памяти это не повлияет 18 ч.
Последний «дружественный» поставщик VSAT-оборудования Gilat Satellite Networks приостановил работу в РФ 18 ч.