Сегодня 02 июня 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Процессоры и память

Правда ли, что для Radeon лучше Ryzen? Исследуем процессорозависимость AMD Radeon RX 5600 XT

⇣ Содержание

Ещё несколько лет тому назад весьма популярной в компьютерном сообществе была дискуссия о «раскрытии потенциала». Пользователи бесконечно ломали копья на форумах, а технические издания наперебой пытались давать различные «исчерпывающие ответы» на вопрос, какой процессор необходим и достаточен для того, чтобы получить от той или иной видеокарты максимум отдачи. Как раз в ту пору распространение получили тесты процессорозависимости графических ускорителей, и на их основе даже родилось эмпирическое правило о том, что видеокарта должна быть примерно вдвое дороже процессора, и только тогда систему можно будет считать идеально сбалансированной.

Но сейчас, к сожалению, простые для понимания соответствия сформулировать уже невозможно. По мере того как в процессорах росло количество вычислительных ядер, производительность CPU становилась сложной комплексной характеристикой, которая стала определяться и частотой, и числом ядер, и размером кеш-памяти, и скоростью памяти, и, в конце концов, строением микроархитектуры. Всё это привело к тому, что игровые движки начали претерпевать серьёзные эволюционные изменения и получать совершенно разнонаправленные оптимизации, вследствие чего привычные универсальные «идеальные пары» процессоров и видеокарт распались.

Хотя сейчас разговоры о «раскрытии потенциала» утихли, это вовсе не значит, что проблема выбора решилась сама собой. Вопрос о наилучшем соответствии комплектующих никуда не делся. Другое дело, что однозначного ответа на него теперь не существует. В различных играх и в разных игровых ситуациях оптимальное соотношение мощности CPU и GPU может быть разным, но тем не менее некое понимание о сбалансированной в среднем конфигурации сформировать всё-таки возможно.

Однако при этом нужно иметь в виду, что все такие рекомендации не только носят эмпирический характер, но и меняются по мере появления новых игр и внесения изменений в игровые движки. CPU и GPU в современных играх несут ответственность за различные стадии подготовки изображения. Центральный процессор занимается обработкой активности пользователя, просчётом внутренней логики игры и поведения второстепенных персонажей, а также моделированием всего игрового окружения и физики среды. Кроме того, одной из наиболее важных задач процессора в большинстве игр является также управление потоками данных и передача необходимой информации в графический процессор. GPU же при этом занят исключительно вопросами визуализации – на основании полученных от центрального процессора данных он строит картинку, которая затем выводится на монитор. И всё это – во многом последовательные этапы одного процесса, поэтому в конечном итоге на частоту кадров повлияет производительность как видеокарты, так и процессора.

Для обзоров CPU мы обычно выполняем тесты с наиболее производительной графической подсистемой, а в тестах видеокарт применяем максимально производительные процессоры. Это делается для того, чтобы уменьшить влияние второго компонента игровой системы на итоговое быстродействие и сфокусировать всё внимание на главном герое обзора. Однако в реальной жизни пользователи вынуждены решать задачу выбора оптимального железа не по двум направлениям раздельно, а в комплексе, с учётом того, что в большинстве случаев существует неотъемлемое требование – уложиться в выделенный бюджет.

Иными словами, в современном мире вопрос про «раскрытие потенциала видеокарты» должен быть переформулирован в несколько другой форме: каким образом целесообразнее распоряжаться имеющимся бюджетом при проектировании игровой системы? И именно на такой вопрос мы и попробуем ответить в данном тестировании применительно к системам среднего уровня, рассчитанным на разрешение Full HD. При помощи серии тестов мы проверим, как производительность игровой сборки, оснащённой графической картой стоимостью 25-30 тысяч рублей, будет зависеть от выбора CPU. Большинство пользователей в пару с такой видеокартой, скорее всего, возьмут процессор вроде Ryzen 5 3600 или Core i5-10400 – это типичное интуитивное решение, но мы проверим, насколько этот «выбор миллионов» верен и не пора ли его пересмотреть в пользу какой-либо другой модели.

В качестве видеокарты для тестовых испытаний был выбран графический ускоритель Radeon RX 5600 XT. Это довольно распространённый вариант для систем среднего уровня, который по своей цене находится где-то рядом с GeForce RTX 2060. Безусловно, предложения NVIDIA среди видеокарт последнего поколения популярнее у покупателей, но исследование их процессорозависимости мы уже проводили, поэтому сегодня центральное место в тестовой системе займёт всё-таки Radeon RX 5600 XT. Тем более что «красная» видеокарта в данном случае как минимум не проигрывает предложениям конкурента по соотношению цены и производительности.

Здесь уместно напомнить, что Radeon RX 5600 XT – это почти RX 5700, основанная на том же графическом процессоре Navi 10 и не только обладающая идентичным числом потоковых процессоров (2304), но и способная даже похвастать чуть более высокими рабочими частотами. Главное различие между RX 5600 XT и RX 5700 кроется в видеопамяти: у старшей видеокарты её объём составляет 8 Гбайт, тогда как младшая довольствуется 6 Гбайт, что, естественно, отражается и на ширине шины (192 бит против 256 бит). В плане производительности это означает, что RX 5700 лучше подходит для более высоких разрешений и её вполне можно рекомендовать для гейминга в 1440p. Более простая Radeon RX 5600 XT при этом позиционируется производителем как вариант для Full HD, и на сайте AMD про неё прямо говорится как про «идеальную видеокарту для игр с разрешением 1080p». И это, честно говоря, недалеко от истины: многочисленные обзоры показывают, что для такого разрешения мощности RX 5600 XT хватает с лихвой, по крайней мере если опираться на быстродействие в ныне существующих играх.

Более того, многие обозреватели считают, что реальные серийные карты на практике выглядят более привлекательно по сравнению с GeForce RTX 2060, поскольку обеспечивают чуть более высокую производительность при немного более низкой цене. При этом оба варианта имеют одинаковый объём видеопамяти, а потому их перспективность вряд ли стоит оценивать по-разному. С формальной точки зрения у GeForce RTX 2060 в активе есть поддержка аппаратной трассировки лучей, однако мы бы не стали записывать её в число значащих плюсов. Во-первых, по состоянию на данный момент технология RTX не обрела заметной популярности, а во-вторых, уровень производительности RTX 2060 при трассировке лучей в большем числе случаев таков, что от активации этой технологии всё равно придётся отказаться.

Для проведения тестов мы воспользовались вариантом Radeon RX 5600 XT в исполнении Sapphire Plus, которое можно считать бюджетным. Тем не менее, поскольку большинство RX 5600 XT наследуют дизайн печатной платы и системы охлаждения от более мощных видеокарт RX 5700 или даже RX 5700 XT, это совсем не страшно. Из Sapphire Radeon RX 5600 XT Pulse получилась довольно удачная карта: она экономичная, холодная и тихая.

#Описание тестовых систем и методики тестирования

Исследование процессорозависимости Radeon RX 5600 XT мы решили провести с максимально широким набором процессоров актуальных поколений. Поэтому в конечном итоге в тестах сошлись сразу три платформы и огромный набор различных CPU последних поколений с числом ядер от четырёх и выше. Полный список участвующего в тестах железа представлен ниже:

  • Процессоры:
    • AMD Ryzen 9 3900XT (Matisse, 12 ядер + SMT, 3,8-4,7 ГГц, 64 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 7 3800XT (Matisse, 8 ядер + SMT, 3,9-4,7 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 3600XT (Matisse, 6 ядер + SMT, 3,8-4,4 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 3500X (Matisse, 6 ядер, 3,6-4,1 ГГц, 32 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 3400G (Picasso, 4 ядра + SMT, 3,7-4,2 ГГц, 4 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 5 2600 (Pinnacle Ridge, 6 ядер + SMT, 3,4-3,9 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 3 3300X (Matisse, 4 ядра + SMT, 3,8-4,3 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 3 3200G (Picasso, 4 ядра, 3,6-4,0 ГГц, 4 Мбайт L3);
    • AMD Ryzen 3 3100 (Matisse, 4 ядра + SMT, 3,6-3,9 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-10900K (Comet Lake, 10 ядер + HT, 3,7-5,3 ГГц, 20 Мбайт L3);
    • Intel Core i9-9900K (Coffee Lake Refresh, 8 ядер + HT, 3,6-5,0 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-10700K (Comet Lake, 8 ядер + HT, 3,8-5,1 ГГц, 16 Мбайт L3);
    • Intel Core i7-9700K (Coffee Lake Refresh, 8 ядер, 3,6-4,9 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-10600K (Comet Lake, 6 ядер + HT, 4,1-4,8 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-10400 (Comet Lake, 6 ядер + HT, 2,9-4,3 ГГц, 12 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-9600K (Coffee Lake Refresh, 6 ядер, 3,7-4,6 ГГц, 9 Мбайт L3);
    • Intel Core i5-9400 (Coffee Lake Refresh, 6 ядер, 2,9-4,1 ГГц, 9 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-10300 (Comet Lake, 4 ядра + HT, 3,7-4,4 ГГц, 8 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-10100 (Comet Lake, 4 ядра + HT, 3,6-4,3 ГГц, 8 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-9350K (Coffee Lake Refresh, 6 ядер, 4,0-4,6 ГГц, 8 Мбайт L3);
    • Intel Core i3-9100 (Coffee Lake Refresh, 6 ядер, 3,6-4,2 ГГц, 6 Мбайт L3).
  • Процессорный кулер: Noctua NH-D15.
  • Материнские платы:
    • ASRock X570 Taichi (Socket AM4, AMD X570);
    • ASRock Z390 Taichi (LGA1151v2, Intel Z390);
    • ASUS ROG Maximus XII Hero (Wi-Fi) (LGA1200, Intel Z490).
  • Память: 2 × 16 Гбайт DDR4-3600 SDRAM, 16-19-19-39 (G.Skill TridentZ Neo RGB F4-3600C16D-32GTZNC).
  • Видеокарта: Sapphire Radeon RX 5600 XT Pulse (Navi 10 XLE, 1750/14000 МГц, 6 Гбайт GDDR6 192-бит).
  • Дисковая подсистема: Samsung 970 EVO Plus 2TB (MZ-V7S2T0BW).
  • Блок питания: Thermaltake Toughpower DPS G RGB 1000W Titanium (80 Plus Titanium, 1000 Вт).

Все сравниваемые процессоры тестировались с настройками, принятыми производителями плат по умолчанию. Это значит, что для платформ Intel обозначенные в спецификациях ограничения по энергопотреблению игнорируются, вместо чего используются предельно возможные частоты в целях получения максимальной производительности. В таком режиме эксплуатирует процессоры подавляющее большинство пользователей, поскольку включение лимитов по тепловыделению и энергопотреблению в большинстве случаев требует специальной настройки параметров BIOS.

Частота памяти в тестовых системах выбиралась в зависимости от используемого процессора. Все процессоры Ryzen с дизайном Matisse (с архитектурой Zen 2), а также все Core i9, i7 и i5 были протестированы с памятью, работающей в режиме DDR4-3600 с настройками таймингов по XMP. Младшие представители серии Core i5 были также протестированы с DDR4-2666 с таймингами 15-15-15-35, поскольку это – максимальная для них частота памяти, доступная в недорогих материнских платах на чипсетах, отличных от Z370, Z390 и Z490. По той же причине с DDR4-2666 тестировались и все процессоры серии Core i3. Что касается процессоров Ryzen с архитектурой Zen+ (Pinnacle Ridge и Picasso), то для них выбирался режим памяти DDR4-3200 с таймингами 16-18-18-36.

Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Pro (v2004) Build 19041.208 с использованием следующего комплекта драйверов:

  • AMD Chipset Driver 2.07.14.327;
  • AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 20.9.1;
  • Intel Chipset Driver 10.1.31.2.

Для проверки игровой производительности платформ использовались следующие игры и настройки:

  • Assassin’s Creed Odyssey. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra High. Разрешение 2560 × 1440: Graphics Quality = High.
  • Borderlands 3. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Graphics Quality = Badass. Разрешение 2560 × 1440: DirectX 12, Graphics Quality = High.
  • Civilization VI: Gathering Storm. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra. Разрешение 2560 × 1440: DirectX 12, MSAA = 4x, Performance Impact = Ultra, Memory Impact = Ultra.
  • Far Cry 5. Разрешение 1920 × 1080: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, Motion Blur = On. Разрешение 2560 × 1440: Graphics Quality = Ultra, HD Textures = On, Anti-Aliasing = TAA, Motion Blur = On.
  • Hitman 2. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Anti-Aliasing = FXAA, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = On, Shadow Maps = Ultra, Shadow Resolution = High. Разрешение 2560 × 1440: DirectX 12, Super Sampling = 1.0, Level of Detail = Ultra, Anti-Aliasing = FXAA, Texture Quality = High, Texture Filter = Anisotropic 16x, SSAO = On, Shadow Maps = Ultra, Shadow Resolution = High.
  • Horizon Zero Dawn. Разрешение 1920 × 1080: Preset = Ultimate. Разрешение 2560 × 1440: Preset = Favor Performance.
  • Metro Exodus. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, Tesselation = Full, Advanced PhysX = On, Hairworks = On, Ray Trace = Off, DLSS = Off. Разрешение 2560 × 1440: DirectX 12, Quality = High, Texture Filtering = AF 16X, Motion Blur = Normal, Tesselation = Full, Advanced PhysX = On, Hairworks = On, Ray Trace = Off, DLSS = Off.
  • Shadow of the Tomb Raider. Разрешение 1920 × 1080: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA. Разрешение 2560 × 1440: DirectX12, Preset = Highest, Anti-Aliasing = TAA.
  • Total War: Warhammer II. Разрешение 1920 × 1080: DirectX 12, Quality = Ultra. Разрешение 2560 × 1440: DirectX 12, Quality = High.
  • World War Z. Разрешение 1920 × 1080: DirectX11, Visual Quality Preset = Ultra. Разрешение 2560 × 1440: DirectX11, Visual Quality Preset = Ultra.

Во всех игровых тестах в качестве результатов приводится среднее количество кадров в секунду, а также 0,01-квантиль (первая перцентиль) для значений FPS. Использование 0,01-квантиля вместо показателей минимального FPS обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Власти Японии готовы стать поручителем по кредитам для Rapidus, строящей в Японии предприятие по выпуску 2-нм чипов 6 ч.
Проект STMicroelectronics по строительству предприятия в Италии получит 2 млрд евро субсидий 6 ч.
Привет из 2014-го: Asus выпустила обновлённую GeForce GT 710 EVO с 2 Гбайт GDDR5 15 ч.
Apple выбрала процессоры М2 Ultra и М4 для серверов, на которых будут работать ИИ-функции iPhone 19 ч.
Выставка Computex 2024 откроется 4 июня, но презентации AMD, Intel и Nvidia пройдут раньше 20 ч.
iPhone 5s официально устарел, а iPod touch 6 стал винтажным 20 ч.
Vivo оккупировала значительную часть майского рейтинга производительности AnTuTu 21 ч.
Игровой монитор Xiaomi G Pro 27i на панели Mini LED с 1152 зонами затенения выйдет на мировой рынок 21 ч.
Starlink хочет открыть для пользователей спутниковую сотовую связь уже осенью 22 ч.
Новые спутники Starlink могут уничтожить радиоастрономию на Земле, предупреждают учёные 01-06 12:01