Сегодня 02 июня 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

«Помни…» — судёнышко, плыви. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр Приключение
Издатель Ice-Pick Lodge
Издатель в России Нет
Разработчик Ice-Pick Lodge
Минимальные требования Windows 7 и выше, процессор уровня Intel Core i5-6300U с тактовой частотой 2,5 ГГц, 4 Гбайт ОЗУ, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 560, 3 Гбайт на жёстком диске
Рекомендуемые требования Процессор уровня Intel Core i5-7400 с тактовой частотой 3,0 ГГц, 6 Гбайт ОЗУ, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 960
Дата выхода 10 февраля 2022 года
Локализация Не требуется
Возрастной ценз не определен
Платформы PC, PlayStation 4, Xbox One, One S, Series X|S, также в планах выпуск на Nintendo Switch, Android и iOS
Официальный сайт

Играли на PC

«Помни…» (или Know by Heart для зарубежной публики) — игра уникальная, пусть и в рамках истории одной конкретной игровой студии. Что мы обычно подразумеваем, когда говорим об «экспериментальной игре»? Нестандартные игровые механики, новаторский подход к повествованию, смелое визуальное и звуковое решение, в котором авторы вообще не оглядываются на публику. «Помни…» — игра в полной мере экспериментальная, только по меркам Ice-Pick Lodge. То есть с ней всё обстоит ровным счетом наоборот: студия, прославившаяся произведениями на стыке театра, ролевок живого действия, работающими с самим понятием «игры», попыталась сделать максимально «обычную» игру — с простыми механиками, традиционными методами повествования и личной историей в основе. Получилось? И могло ли получиться?

#Давно это было, в юности. Там…

С трудом очнувшись от тяжёлого сна — опять погоня за собой-ребенком среди искаженных декораций своего детства, конечно, безуспешная, — Миша поплёлся к входной двери: кто-то очень настойчиво трезвонит. Да и на работу, в принципе, уже пора — хоть и проснулся до будильника. За дверью Монгол, школьный товарищ, а теперь участковый — сосед допился до того, что забыл, как выглядят его родные дети. Надо помочь. А потом на работу. Миша — контролёр на вокзале, проверяет пропуска всех въезжающих и выезжающих. Город-то закрытый, даром что недалеко от Казани. На дворе осень — но какого года, сказать никто не может. Время здесь остановилось где-то в восьмидесятых. Штамп, ещё штамп, все имена вбиты в протокол, так, а это у нас тут кто? Анастасия Ка… Ася приехала!!

 Условный, схематичный, но почему-то такой родной мир

Условный, схематичный, но почему-то такой родной мир

Пришло время блуждать по волнам памяти: возвращение подруги детства (и не просто подруги, романтические чувства время победить не в силах — с другой стороны, а как победить, если время остановилось?), а затем и остальной их небольшой компании, с которыми они делали снеговиков, ели мороженое на улице зимой, ловили рыбу, били окна, зависали на школьной крыше, пускали бумажные кораблики. Да, кораблики… А что, если вернуть это время назад? Давай угоним машину у дяди Коли и рванём по нашим местам. Благо таким нашим местом был весь город — улица в три дома, где так всё просто и знакомо. А, давайте, ребят?

 Суетных дней взметённый карнавал — места, где мы обращаемся к воспоминаниям, обозначены опавшими листьями

Суетных дней взметённый карнавал — места, где мы обращаемся к воспоминаниям, обозначены опавшими листьями

Ася вернулась в командировку в НИИ из Москвы, Артём тоже по работе — и тоже из столицы, Алмаз — в первую очередь на мамин день рождения, из Казани. И только Миша никуда не уезжал — он словно дух и этого места, и того времени, когда они были все вместе. И поначалу у Миши получается затянуть друзей в ностальгическое путешествие. Точнее, оно само находит его — инициативным главного героя «Помни…» не назвать. Следом за этим Мишу находят и намёки ответного внимания со стороны Аси — и всё начинает налаживаться само собой. Под лежачий камень уже, кажется, сейчас хлынет поток…

…но мы же говорим об игре Ice-Pick Lodge, верно? Так что начинается все, конечно, с прогулок по бесконечно уютному городку, который наверняка узнает любой житель России, бывавший за пределами мегаполисов, и в котором ты то и дело натыкаешься на воспоминания, связанные с разными местами и сколь незначительными, столь и дорогими событиями — под приятную, но довольно безликую фортепианную музыку Николая Кашевника. Но все это быстро сменяется… конечно же, эпидемией! И вот уже в городе появляются патрули, объявляется комендантский час, в воздухе тревожно гудят ветролёты (Алмаз никак не мог запомнить, как они называются правильно — или отказывался это делать!), в детском приюте вспыхивает пожар. Ты можешь убрать Дыбовского из игры «ледорубов», но убрать из неё «Мор» не так уж просто.

#Священная болезнь

Хотя в этом безымянном городе дело обходится без сжигаемых в степи тел и дьявольской постановки из десятков смертей — болезнь в «Помни…», как несложно догадаться, затрагивает память, — все начинают забывать, причём исключительно своих близких. Все, кроме Миши — потому что он и есть память, это его реальное место обитания. Но в какой-то момент фокус сместится с него на Алмаза. А потом на Монгола. А потом… всё, хватит перечислений. И многоточий — это заразно.

 From East Grestin to Orvech Vonor! Кстати, заполнять бланки можно, просто вбивая имена на клавиатуре — натуралистично

From East Grestin to Orvech Vonor! Кстати, заполнять бланки можно, просто вбивая имена на клавиатуре — натуралистично

«Помни…» примерно в середине совершает довольно резкий переход из состояния нежно-ностальгического в тревожно-сюрреалистическое, из уютной игры — мягкой игрушки в игру-аллегорию. Да, миссия сделать «обычную» игру если не провалена, то как минимум искажена — остранение неизбежно происходит.

 Одна из мини-игр — надо налить ровно тот чай, который просили

Одна из мини-игр — надо налить ровно тот чай, который просили

Впрочем, фирменная театральность на самом деле есть в «Помни…» с самого начала — и если сценки встречи с воспоминаниями смотрятся в ткани игры органично, то персонажи, разговаривающие на манер «Мора» и «Тургора» книжным, слегка казенным языком, идут против органики приземленного в быт произведения. «Помни…» не то чтобы написана плохо, она написана не в такт произведению, словно бы вне контекста. Единственное, что может оправдать громоздкость языка, — интерпретация действия как происходящего в голове Миши. Впрочем, нет, на самом деле даже это не оправдывает казённый язык.

А слова здесь крайне важны — игровой процесс за скобками незамысловатых, но дающих некоторую вариативность диалогов если и не отсутствует, то устроен очень просто. Перед нами маленький, но полностью доступный для прогулок (слово «исследование» здесь применимо едва ли) город воспоминаний и россыпь мини-игр разной степени надоедливости (хотя мне все скорее понравились, кроме корявого складывания кораблика из бумаги) — все это вписано в линейное повествование с некоторой вариативностью в деталях. По сути, игровой процесс полностью подчинён повествованию, но герои здесь могут бегать и, более того, делают это в обязательном порядке — так что назвать «Помни…» симулятором ходьбы нельзя.

 …и в небо по трубе

…и в небо по трубе

Но не асинхронный с настроением игры текст и не куцый игровой процесс мешает «Помни…» раскрыться по-настоящему — как не мешает этому и перемена настроения в середине игры. На самом деле не мешает, по сути, ничего — мы имеем дело с произведением настолько личным и конкретным в тематике, что всё определяется простым «проймёт/не проймёт», «совпадёте по настроению с автором/не совпадёте». Оценка любой игры — безусловно, субъективна, но здесь эта субъективность встаёт просто во весь рост.

***

На мой вкус, это, безусловно, сентиментальное (на всех уровнях — от музыки и темы до декораций и освещения в различных сценах, особенно постановочных, когда камера уходит из своего обычного поднебесного положения), пронизанное темой ностальгии и сожалений по ушедшему детству произведение. Но едва ли универсально трогательное и проникновенное. Где-то ему не хватает более аккуратной постановки, где-то повествование слегка скатывается в сумбур и теряет внятность. Это несовершенная игра, и не только в техническом плане. Но если вы испытываете тоску по счастливому беззаботному детству, первая юношеская любовь до сих пор нет-нет, да и уколет сердечко, а сквозь шум времени слышатся юные смешные голоса, «Помни…» сможет вас зацепить. Струны моей души произведение Айрата Закирова тронуло совсем легонько.

Достоинства:

  • трогающая душу атмосфера застывшего в позднем СССР маленького городка;
  • красиво реализованная механика погружения в воспоминания;
  • история не так проста, как кажется.

Недостатки:

  • слишком книжные, неестественные диалоги;
  • местами сумбурное и неровное по темпу повествование.

Графика

Низкополигональный стиль кому-то может не понравиться, а отсутствие лиц, особенно на крупных планах — испугать, но в своём стиле игра выполнена хорошо. Отмечу отличную работу со светом (здесь есть перемена времени суток и погоды) и неплохую постановку (немногочисленных) сюжетных сценок.

Звук

Фоновая фортепианная неоклассика Николая Кашевника неплохо создаёт настроение, но не слишком трогает. А вот финальная песня Екатерины Яшниковой бьёт точно в цель — и заставляет вспомнить песню из «Лиги Энтузиастов-Неудачников», во многом схожей по настроению игры.

Одиночная игра

Классический point-and-click, но в открытом для исследования мире (да, есть маркеры — и карта, которую надо открывать со временем!), перемежающийся разными мини-играми: то собрать пазл из обрывков фотографии, то налить всем чай, то машину дотолкать до гаража. Святая простота — геймплей тут сопровождает сюжет, не сильно от него отвлекая.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Ориентировочное время прохождения

Примерно 5-6 часов.

Общее впечатление

Сентиментальная и обманчиво простая в своей тематике игра, которая пытается поговорить с нами на тему зацикленности на прошлом и умении отпускать — иногда против своей воли.

Оценка: 7,5/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Власти Японии готовы стать поручителем по кредитам для Rapidus, строящей в Японии предприятие по выпуску 2-нм чипов 7 ч.
Проект STMicroelectronics по строительству предприятия в Италии получит 2 млрд евро субсидий 8 ч.
Apple выбрала процессоры М2 Ultra и М4 для серверов, на которых будут работать ИИ-функции iPhone 20 ч.
Выставка Computex 2024 откроется 4 июня, но презентации AMD, Intel и Nvidia пройдут раньше 21 ч.
iPhone 5s официально устарел, а iPod touch 6 стал винтажным 21 ч.
Vivo оккупировала значительную часть майского рейтинга производительности AnTuTu 22 ч.
Игровой монитор Xiaomi G Pro 27i на панели Mini LED с 1152 зонами затенения выйдет на мировой рынок 22 ч.
Starlink хочет открыть для пользователей спутниковую сотовую связь уже осенью 24 ч.
Новые спутники Starlink могут уничтожить радиоастрономию на Земле, предупреждают учёные 01-06 12:01
Корейский профсоюз Samsung объявил забастовку, но на производство и поставки памяти это не повлияет 01-06 11:52