Сегодня 20 мая 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Программное обеспечение

Попытка номер три: обзор социальной AI-сети «Яндекс.Аура»

Упорству команды разработчиков «Яндекса» в попытках получить долю уже поделённого пирога на рынке социальных сетей можно только позавидовать. Ещё в далёком 2007 году компания предприняла попытку закрепиться в этом сегменте с выпуском собственного сервиса для ведения личных дневников и блогов «Я.ру» и приобретением службы поиска работы и сети деловых контактов «Мой круг». Тогда попытка оказалась так себе: первый проект продержался на плаву ровно 7 лет и был закрыт по причине потери к нему интереса со стороны пользовательской аудитории, вторая площадка просуществовала под крылом «Яндекса» на год дольше и в 2015-м была продана компании «Тематические медиа». Казалось бы, в этом вопросе окончательно поставлена точка, но не тут-то было! После четырёхлетнего затишья российский IT-гигант решил сделать третий заход на рынок соцсетей — на сей раз с проектом «Яндекс.Аура», созданным с прицелом на мобильную аудиторию и в полной мере использующим технологии машинного обучения и системы искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI) на базе нейронных сетей.

В настоящий момент подключиться к социальной сети «Яндекс.Аура» можно только по приглашениям от других пользователей и только при наличии аккаунта в «Яндекс.Почте» (на него высылается инвайт с заветной ссылкой). Сам разработчик объясняет такое ограничение особенностями программы бета-тестирования сервиса. На самом же деле это обычное стремление компании подогреть интерес публики к новинке на начальном этапе без каких-либо финансовых вложений, и не более того. Достаточно вспомнить, что всё это мы уже проходили на примере социальной сети Google+, вокруг которой тоже сначала создавался искусственный ажиотаж с рассылками приглашений, а теперь осуществляются рассылки несколько иного рода — о предстоящем закрытии этой так и не взлетевшей площадки. Впрочем, не будем о грустном.

Работает «Аура» внутри доступного для платформ Android и iOS универсального и довольно увесистого (под 300 Мбайт!) мобильного приложения «Яндекс». Увы, отдельного программного клиента для социальной сети не предусмотрено, веб-версии тоже. После активации приглашения значок нового сервиса становится доступным на главной странице приложения «Яндекс».

Перед началом работы с «Аурой» потребуется заполнить профиль — указать дату рождения и пол, определиться со списком интересов и загрузить фотографию, обязательно настоящую.

Как уже говорилось выше, ключевой особенностью «Ауры» является искусственный интеллект. Он автоматически подбирает пользователю возможных друзей и подходящие сообщества на основании данных о его возрасте, интересах и местонахождении. С помощью AI-технологий социальная сеть умеет находить людей с похожими увлечениями, единомышленников и интересных собеседников, живущих неподалёку. При поиске новых друзей сервис также учитывает окружение пользователя, то есть общих знакомых.

Помимо прямого общения с людьми в «Ауре» предусмотрены сообщества по интересам, в которых можно делиться своими впечатлениями, просить совета или комментировать чужие публикации. При размещении своих записей пользователи могут ограничить аудиторию по полу, возрасту и местонахождению. Сам редактор публикаций предельно прост и аскетичен — можно добавить только одно фото, текст объёмом до 2 200 знаков и выбрать цвет фона.

В отличие от других социальных сетей, публикации в «Ауре» отображаются не в виде бесконечной прокручиваемой ленты, а в форме пролистываемых влево-вправо карточек с фото, текстом и комментариями.

Не менее любопытной в мобильной социальной сети «Яндекса» является система оценки пользовательских публикаций. Так, чтобы поставить понравившемуся посту «лайк», карточку с записью нужно смахнуть с экрана смартфона или планшетного компьютера в правую сторону. Если же пост нейтральный либо не представляет интереса — просто пролистываем его влево, и в дальнейшем сервис будет предлагать меньше подобных материалов. В компании заверяют, что публикации, которые понравились многим, будут быстро набирать популярность, так что люди увидят их в первую очередь.

Наконец, ещё одной особенностью «Ауры» являются жёсткие требования к размещаемому контенту. Звучит странно, но это действительно так: в социальной сети «Яндекса» существуют строгая цензура и внушительный свод правил, запрещающих публикацию ненормативной лексики, шокирующих фотографий, оскорблений и ряда других материалов вплоть до заимствованного и содержащего в себе объекты авторских прав третьих лиц контента. Более того, правила площадки предписывают использование в пользовательском профиле только реальных фотографий участников соцсети — все изображения проходят модерацию на предмет соответствия установленным требованиям. Нарушение перечисленных требований может привести к удалению записей, блокировке аккаунта и другим ограничениям. Пожалуй, это самый спорный момент в новоявленном проекте «Яндекса».

Как бы то ни было, первые впечатления от сервиса довольно неоднозначные. С одной стороны, «Аура» привлекает идеями персонификации контента под конкретного пользователя с конкретными интересами и отказа от традиционной модели современных соцсетей, завязанной на кропотливом подборе френдленты и чтении публикаций узкого круга друзей. С другой — отталкивает «драконовскими мерами» в отношении размещаемого контента и откровенно сырой, даже на этапе бета-тестирования, реализацией. Сервис заметно притормаживает даже на мощном смартфоне, иногда дублирует записи, «подвисает» при пролистывании карточек и раздражает огромными плитками пользовательского интерфейса, начисто лишённого каких-либо настроек. Немало нареканий в адрес искусственного интеллекта «Ауры», алгоритмы которого почему-то склонны раз за разом транслировать в ленте просмотренные посты. Замечаний хватает, и нет ничего удивительного в том, что в «Яндексе» предпочитают умалчивать о сроках публичного запуска социальной сети.

Удастся ли «Яндексу» в третий раз штурмовать рынок соцсетей? Цензура, нацеленность исключительно на мобильных пользователей, отсутствие отдельного программного клиента и жёсткая привязка к сервисам «Яндекса» — все эти вещи играют не в пользу «Ауры». В описании проекта сказано, что он предназначен для общения «людей с похожими увлечениями и взглядами на жизнь». И это действительно так. Только вот найдутся ли у этих увлечённых людей мотивы регистрироваться и вести дискуссии на площадке с ограниченной свободой самовыражения, суровыми правилами игры и высокой вероятностью лишиться аккаунта за малейшее отступление от инструкций — это большой вопрос.

Аудитория соцсетей по своей природе инертна, и с ходу перетащить её на другой сервис не представляется возможным. Для свершения революции в этой сфере и переманивания пользователей на свою сторону недостаточного одних лишь громких фраз про "умные" алгоритмы, искусственный интеллект, машинное обучение и перекроенного на иной лад интерфейса программного решения. Необходим новый формат коммуникаций и совершенно иные подходы к сложившимся стандартам общения в Интернете, а этого новый сервис «Яндекса» на данный момент, увы, предложить не может. И по этой причине есть все основания полагать, что в перспективе, когда схлынет волна интереса к «Ауре», она станет сугубо нишевым социальным сервисом. Таким, как в своё время стал так и не оправдавший надежд разработчиков Google+.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Флибустьеры поневоле: в 2024 году почти три четверти российских игроков оказались пиратами 2 ч.
«Образ Джокера на Железном троне останется со мной навсегда»: релизный трейлер MultiVersus взбудоражил фанатов перед воскрешением игры 3 ч.
Подписка требует жертв: инсайдеры предупредили о подорожании Game Pass из-за Call of Duty 5 ч.
OpenAI отключила в ChatGPT голос Sky в из-за удивительного сходства с голосом Скарлетт Йоханссон 5 ч.
Google обвинила Microsoft в неспособности защитить клиентов от кибератак 5 ч.
Опубликованы первые тесты видеокарт в бенчмарке 3DMark Steel Nomad, который выйдет завтра 5 ч.
Гендиректор Take-Two: Rockstar постарается выпустить GTA VI без багов, но это не главное 8 ч.
«Обязателен для всех фанатов»: для ремастера культового квеста Grim Fandango вышел мод с улучшениями графики 9 ч.
С конца мая ЦБ начнет проверять, как в банках идёт импортозамещение ПО 9 ч.
«Встряхнёт игровую индустрию»: новый геймплейный трейлер Black Myth: Wukong привёл геймеров в восторг 10 ч.
Microsoft представила ноутбук Surface Laptop на Arm-процессоре Snapdragon X Elite с автономностью до 22 часов 10 мин.
Antec выпустит портативную приставку Core HS — это переименованная и подешевевшая AyaNeo Slide 19 мин.
Microsoft отказалась от AI PС и представила Copilot Plus PC — ИИ-ноутбуки будущего 32 мин.
NASA доставит на Марс европейский ровер «Розалинд Франклин» вместо «Роскосмоса» 2 ч.
FPGA с HBM2e: AMD без лишнего шума выпустила ускоритель Alveo V80 стоимостью всего $9,5 тыс. 3 ч.
Asus выпустила первый в мире WOLED-монитор с глянцевым экраном без бликов — 26,5-дюймовый ROG Strix OLED XG27AQDMG 4 ч.
HMD Global готовит смартфон с дизайном легендарного Nokia Lumia 920 4 ч.
В погоне за ИИ: большинство строящихся в Северной Америке ЦОД арендуют ещё до того, как они готовы, несмотря на рост цен 4 ч.
Глава Asus: эволюция ИИ ПК пойдёт сложным путём 5 ч.
На память HBM к концу года придётся 35 % производства DRAM по передовым техпроцессам 5 ч.