Сегодня 02 июня 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

The Last Guardian — пернатый друг. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр Приключение
Издатель Sony Interactive Entertainment
Разработчик genDESIGN, SIE Japan Studio
Дата выхода 7 декабря 2016 года
Возрастной ценз от 12 лет
Платформы PlayStation 4

Уходящий год можно по праву назвать успешным для долгостроев. DOOM, размахивая дробовиком и лязгая грязным индастриалом, показал, кто все-таки главный шутер во вселенной. Небольшая команда выпустила занимательный платформер Owlboy, находившийся в разработке порядка десяти лет. Даже Final Fantasy XV — и та добралась до прилавков. Для полного счастья не хватало лишь The Last Guardian, но из-за многочисленных переносов до последнего не верилось, что релиз состоится. Впрочем, одно дело — выпустить горячо ожидаемую игру, а другое — эти ожидания оправдать.

#Взгляд в прошлое

Рассказывая о The Last Guardian, невозможно не упомянуть ее создателя. Фумито Уэда — человек огромного таланта и невероятной скромности, но, по иронии судьбы, известный на весь мир. Он не выстреливал блокбастерами каждый год, а его игры не сидели месяцами на верхних строчках чартов продаж. Да и за свою карьеру в качестве руководителя он выпустил всего три проекта, если считать нашего сегодняшнего гостя. Однако не будь ICO и Shadow of the Colossus, индустрия бы пошла совсем по другому пути.

 Архитектура очень напоминает предыдущие проекты Уэды. Можно предположить, что события The Last Guardian разворачиваются в одном мире с ICO и «Колоссами»

Архитектура очень напоминает предыдущие проекты Уэды. Можно предположить, что события The Last Guardian разворачиваются в одном мире с ICO и «Колоссами»

И это не просто красивая фраза — немалое количество разработчиков, среди которых значится и Хидэтака Миядзаки, в той или иной мере вдохновлялись творчеством Уэды. Именно после прохождения ICO создатель серии Souls решил начать с чистого листа и заняться играми. Теперь попробуйте-ка представить мир без феноменальных Demon’s Souls и Dark Souls.

Так что же особенного в его проектах? Они, в отличие от большинства других, не перегружены механиками, предельно лаконичны и минималистичны и построены вокруг одной идеи. Мальчик встретил девушку (ICO), убийство огромных монстров (Shadow of the Colossus) — звучит незамысловато и даже банально, но все дело в том, как это подать. Уэда рассказывает трогательные истории и сближает с немногословными персонажами при помощи геймплея и разнообразных мелочей. Стоит взять за руку девушку Йорду, как контроллер начнет вибрировать в такт ее сердцебиению. Вроде бы незначительная деталь, но герой на экране — уже не набор текстур, а живой человек, ведь вы можете почувствовать его в своей реальности.

С Shadow of the Colossus получилось еще интереснее. Это, пожалуй, единственная игра, где победа — событие грустное. Наблюдая за тем, как сказочное, сильное, свободное существо валится на землю, не испытываешь радости. Оно жило здесь много лет и прожило бы еще столько же, не встреться с вашим мечом и эгоистичным желанием воскресить возлюбленную. Шестнадцать колоссов — шестнадцать оборванных жизней, забирать которые все сложнее и сложнее в эмоциональном плане.

 И титул «Мимими-2016» уходит Трико!

И титул «Мимими-2016» уходит Трико!

#Возвращаясь в настоящее

The Last Guardian полагается на те же принципы. Одна идея — на этот раз дружба мальчика и дикого зверя, минимум механик, максимум атмосферы. С первого знакомства с Трико, похожего на помесь собаки, кошки и птицы, и до последней строчки титров игра пропитана духом приключений. Причем из-за того, что здесь практически нет загрузок, отсутствует интерфейс, а сохранение осуществляется на фоне, повествование плавно течет вперед, не прерываясь из-за каких-либо условностей. Попав в этот красочный мир, можно увязнуть надолго.

Не в последнюю очередь эффект погружения создается благодаря поведению необычного существа. Если у вас есть домашние животные, то вы наверняка заметите в Трико знакомые черты. Команда аниматоров и звуковых инженеров проделала огромную и сложную работу — существо не воспринимаешь как виртуальное, оно действительно живое, пусть и находится по ту сторону экрана. Зверь двигается и звучит так, будто это образец реально существующего вида. Он любопытен, любит смотреть, куда это направился его человеческий друг, и переживает, если ситуация выходит из-под контроля.

К тому же движения животного, его глаза и голос в полной мере заменяют традиционный интерфейс. Если оно что-то не понимает, то сядет, наклонит голову и, посмотрев на вас, вопрошающе вскрикнет. В опасной ситуации наоборот — зверь выгнет спину, начнет издавать угрожающие звуки, а его движения станут резкими. Волнуясь, прижмет уши к голове. С водой вообще забавно — нужно несколько раз позвать Трико, прежде чем он, нерешительно переминаясь с ноги на ногу, решится намокнуть. Со временем учишься читать настроение пернатого друга по тому, как он себя ведет, и все больше привязываешься к нему. И как можно не влюбиться в такого забавного и практически реального чудика?

 Хозяин, а куда ты?

Хозяин, а куда ты?

 Эй, ну возьми меня с собой!

Эй, ну возьми меня с собой!

Хотя, как и в любой другой игре с виртуальными напарниками, были опасения по поводу искусственного интеллекта. Мало кому захочется начинать участок заново просто из-за того, что ИИ откровенно «тупит». The Last Guardian тоже может раздражать до самого финала, но только если не разобраться в механике приказов. Ситуация такая — в определенный момент появляется возможность жестами указывать Трико, что ему делать. Бездумно тыкая во все кнопки подряд, вы просто запутаете бедное животное.

Признаться честно, минут 10–15 у меня совсем не получалось заставить зверя слушаться. Он переломал все ящики в округе, а я уже подумывал о загрузке с контрольной точки, не видя другого выхода. Однако стоило, чуть поэкспериментировав, понять принцип, по которому отдаются приказы и за какие действия отвечают отдельные клавиши, как Трико начал делать именно то, что от него требовалось, и в дальнейшем ни разу не ошибался. Уже потом, после прохождения, стало понятно, что по-другому и не могло быть. Эта небольшая «притирка» — тоже часть взаимоотношений между человеком и сказочным существом. В какой-то мере раздражающая, да, но крайне важная для дальнейшего продвижения и успешного завершения непростого путешествия.

Сами локации тоже не предполагают спешки. Мало того, что их приятно разглядывать, так они еще и заставляют работать головой. Отличительная черта геймдизайна Уэды — решение какой-либо задачки предельно логично, но до него нужно додуматься самому. Его игры не тыкают в лицо огромными маркерами с подписями: «НАЖМИ НА РЫЧАГ» или «ИДИ СЮДА», а предлагают следовать правилу «Что будет, если я сделаю так?». В той же ICO никто не рассказывал про меч, разрезающий веревки, или палки, загорающиеся от огня, ведь это и так очевидно. Правда, The Last Guardian куда легче ICO — обычно требуется просто внимательно осмотреть уровень и понять, как можно использовать Трико для того, чтобы добраться во-о-о-он до того выступа.

 Иногда игра превращается в захватывающий фильм, где все рушится и падает, а вы пытаетесь спастись

Иногда игра превращается в захватывающий фильм, где все рушится и падает, а вы пытаетесь спастись

Хотя, несмотря на верность традициям, один аспект The Last Guardian все-таки подглядела у крупнобюджетных ААА-проектов. В игре хватает заскриптованных моментов — порой можно отложить контроллер в сторону и просто наблюдать за тем, как Трико медленно и осторожно забирается на очередную башню. Причем с первого раза понять, что действие заранее прописано, довольно сложно. Спасибо отличной анимации — кажется, что зверь действительно ищет путь самостоятельно. Вообще, необычно видеть кинематографическую постановку у Фумито, но в том числе благодаря ей создается та самая пресловутая атмосфера приключения.

#А что вы делали все это время?

Насколько хорошо The Last Guardian удается увлечь в геймплейном плане, настолько же плохо у нее с технической частью. Понятно, что игра пережила переезд с PlayStation 3 на PlayStation 4 и переписывание движка, но консоль-то на рынке уже больше трех лет, а оптимизация тут отсутствует начисто. Сложно припомнить другой эксклюзив PS4, который бы работал настолько плохо. Кадровая частота практически никогда не держится на стабильных 30 кадрах/с — она болтается где-то около 20–25, а местами и того ниже. В паре эпизодов проект вообще переходит на слайд-шоу, что совсем уж неприемлемо. Вполне вероятно, таким образом Sony просто подталкивает к покупке PS4 Pro, поскольку там подобных проблем не наблюдается. Если, правда, не использовать 4К-режим, в котором производительность тоже оставляет желать лучшего.

Да и рэгдолл-физика в 2016 году выглядит не слишком уместно. Смотреть на то, как тело героя, уцепившегося одной рукой за спину зверя, выписывает невероятные кульбиты, после которых конечность вырвало бы с мясом, просто смешно. То же касается и врагов — если Трико начинает кого-то кусать, то тело противника ведет себя совсем уж неадекватно. Рядом с превосходно анимированным животным это выглядит очень плохо.

 Вы только посмотрите в эти глаза

Вы только посмотрите в эти глаза

Хотя больше всего вопросов вызывает даже не ужасная частота кадров, а отвратительная, мерзкая камера. Большинство смертей случаются именно из-за ее страстной любви к идиотским ракурсам. Скажем, нужно спуститься со зверя на какую-то небольшую платформу, причем сделать это быстро, но оператор покажет сцену так, что без тщательного прицеливания герой отправится прямиком в пропасть. Про катания на спине в закрытых помещениях лучше вообще забыть, если, конечно, не хотите проверить свой вестибулярный аппарат на прочность. Обидно, но постоянная борьба с камерой мешает наслаждаться The Last Guardian в полной мере.

Вроде бы недостатков и немного, но все они из разряда чуть ли не критичных. В проекте, который находился в разработке девять лет, странно видеть неадекватного оператора, а настолько провальную оптимизацию порой не встретишь даже в мультиплатформе среднего пошиба. Есть надежда на патчи, но они могут залатать лишь небольшие баги, а не исправить более важные вещи.

В остальном же The Last Guardian — достойный последователь ICO и Shadow of the Colossus. Как и предыдущие игры Уэды, эта подойдет не всем, — особенно аккуратными стоит быть любителям современных проектов с тысячами подсказок, — но это не отменяет того факта, что японскому геймдизайнеру удалось создать удивительное приключение, рассказывающее о дружбе человека и дикого зверя. И человек этот — вы. Вы приручаете животное, учитесь общаться и взаимодействовать с ним и все больше и больше проникаетесь симпатией к необычному созданию. К финалу путешествия настолько привязываешься к Трико, что отпускать пернатого совершенно не хочется, ведь за десять часов он становится настоящим другом. Эх, существовали бы такие виды в реальной жизни!

Достоинства:

  • Трико надолго останется в памяти после прохождения;
  • шикарная анимация зверя;
  • дизайн уровней, сочетающий красоту и интересные загадки;
  • непрерывность процесса благодаря почти полному отсутствию загрузок между локациями.

Недостатки:

  • постоянные падения частоты кадров;
  • отвратительнейшая камера.
Графика Несмотря на отличное освещение, классный художественный дизайн и невероятную анимацию, отвратительная оптимизация не дает поставить оценку выше. Низкая кадровая частота портит впечатление, а размытые текстуры, встречающиеся то тут, то там, напоминают о бывшей целевой платформе игры.

7

Звук Местами мощные, местами трогательные оркестровые треки композитора Такеши Фурукавы хорошо ложатся на происходящие события и дополняют картину эпичного приключения. А Трико звучит так, будто это реальное существо.

9

Одиночная игра Если вы ждали от Фумито Уэды чего-то необычного, то The Last Guardian — это именно оно. Не просто сборник идей ICO и Shadow of the Colossus, а самостоятельное произведение о дружбе, самопожертвовании и преодолении трудностей.

9

Коллективная игра Не предусмотрена.

Общее впечатление Уэда старается сделать из своих проектов нечто большее, чем просто игры. И, пусть и с огромной задержкой, он и в третий раз попал точно в цель. Жаль, что на этот раз необычное полотно подпорчено плохой оптимизацией и работой камеры, но даже они не помешают насладиться одним из самых незаурядных приключений этого года.

8

Подробнее о системе оценок

#Видео

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Власти Японии готовы стать поручителем по кредитам для Rapidus, строящей в Японии предприятие по выпуску 2-нм чипов 4 ч.
Проект STMicroelectronics по строительству предприятия в Италии получит 2 млрд евро субсидий 4 ч.
Привет из 2014-го: Asus выпустила обновлённую GeForce GT 710 EVO с 2 Гбайт GDDR5 13 ч.
Apple выбрала процессоры М2 Ultra и М4 для серверов, на которых будут работать ИИ-функции iPhone 16 ч.
Выставка Computex 2024 откроется 4 июня, но презентации AMD, Intel и Nvidia пройдут раньше 18 ч.
iPhone 5s официально устарел, а iPod touch 6 стал винтажным 18 ч.
Vivo оккупировала значительную часть майского рейтинга производительности AnTuTu 19 ч.
Игровой монитор Xiaomi G Pro 27i на панели Mini LED с 1152 зонами затенения выйдет на мировой рынок 19 ч.
Starlink хочет открыть для пользователей спутниковую сотовую связь уже осенью 20 ч.
Новые спутники Starlink могут уничтожить радиоастрономию на Земле, предупреждают учёные 23 ч.