Жанр | Приключение |
Издатель | Ice-Pick Lodge |
Издатель в России | Нет |
Разработчик | Ice-Pick Lodge |
Минимальные требования | Windows 7 и выше, процессор уровня Intel Core i5-6300U с тактовой частотой 2,5 ГГц, 4 Гбайт ОЗУ, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 560, 3 Гбайт на жёстком диске |
Рекомендуемые требования | Процессор уровня Intel Core i5-7400 с тактовой частотой 3,0 ГГц, 6 Гбайт ОЗУ, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 960 |
Дата выхода | 10 февраля 2022 года |
Локализация | Не требуется |
Возрастной ценз | не определен |
Платформы | PC, PlayStation 4, Xbox One, One S, Series X|S, также в планах выпуск на Nintendo Switch, Android и iOS |
Официальный сайт |
Играли на PC
«Помни…» (или Know by Heart для зарубежной публики) — игра уникальная, пусть и в рамках истории одной конкретной игровой студии. Что мы обычно подразумеваем, когда говорим об «экспериментальной игре»? Нестандартные игровые механики, новаторский подход к повествованию, смелое визуальное и звуковое решение, в котором авторы вообще не оглядываются на публику. «Помни…» — игра в полной мере экспериментальная, только по меркам Ice-Pick Lodge. То есть с ней всё обстоит ровным счетом наоборот: студия, прославившаяся произведениями на стыке театра, ролевок живого действия, работающими с самим понятием «игры», попыталась сделать максимально «обычную» игру — с простыми механиками, традиционными методами повествования и личной историей в основе. Получилось? И могло ли получиться?
⇡#Давно это было, в юности. Там…
С трудом очнувшись от тяжёлого сна — опять погоня за собой-ребенком среди искаженных декораций своего детства, конечно, безуспешная, — Миша поплёлся к входной двери: кто-то очень настойчиво трезвонит. Да и на работу, в принципе, уже пора — хоть и проснулся до будильника. За дверью Монгол, школьный товарищ, а теперь участковый — сосед допился до того, что забыл, как выглядят его родные дети. Надо помочь. А потом на работу. Миша — контролёр на вокзале, проверяет пропуска всех въезжающих и выезжающих. Город-то закрытый, даром что недалеко от Казани. На дворе осень — но какого года, сказать никто не может. Время здесь остановилось где-то в восьмидесятых. Штамп, ещё штамп, все имена вбиты в протокол, так, а это у нас тут кто? Анастасия Ка… Ася приехала!!
Пришло время блуждать по волнам памяти: возвращение подруги детства (и не просто подруги, романтические чувства время победить не в силах — с другой стороны, а как победить, если время остановилось?), а затем и остальной их небольшой компании, с которыми они делали снеговиков, ели мороженое на улице зимой, ловили рыбу, били окна, зависали на школьной крыше, пускали бумажные кораблики. Да, кораблики… А что, если вернуть это время назад? Давай угоним машину у дяди Коли и рванём по нашим местам. Благо таким нашим местом был весь город — улица в три дома, где так всё просто и знакомо. А, давайте, ребят?
Ася вернулась в командировку в НИИ из Москвы, Артём тоже по работе — и тоже из столицы, Алмаз — в первую очередь на мамин день рождения, из Казани. И только Миша никуда не уезжал — он словно дух и этого места, и того времени, когда они были все вместе. И поначалу у Миши получается затянуть друзей в ностальгическое путешествие. Точнее, оно само находит его — инициативным главного героя «Помни…» не назвать. Следом за этим Мишу находят и намёки ответного внимания со стороны Аси — и всё начинает налаживаться само собой. Под лежачий камень уже, кажется, сейчас хлынет поток…
…но мы же говорим об игре Ice-Pick Lodge, верно? Так что начинается все, конечно, с прогулок по бесконечно уютному городку, который наверняка узнает любой житель России, бывавший за пределами мегаполисов, и в котором ты то и дело натыкаешься на воспоминания, связанные с разными местами и сколь незначительными, столь и дорогими событиями — под приятную, но довольно безликую фортепианную музыку Николая Кашевника. Но все это быстро сменяется… конечно же, эпидемией! И вот уже в городе появляются патрули, объявляется комендантский час, в воздухе тревожно гудят ветролёты (Алмаз никак не мог запомнить, как они называются правильно — или отказывался это делать!), в детском приюте вспыхивает пожар. Ты можешь убрать Дыбовского из игры «ледорубов», но убрать из неё «Мор» не так уж просто.
Хотя в этом безымянном городе дело обходится без сжигаемых в степи тел и дьявольской постановки из десятков смертей — болезнь в «Помни…», как несложно догадаться, затрагивает память, — все начинают забывать, причём исключительно своих близких. Все, кроме Миши — потому что он и есть память, это его реальное место обитания. Но в какой-то момент фокус сместится с него на Алмаза. А потом на Монгола. А потом… всё, хватит перечислений. И многоточий — это заразно.
«Помни…» примерно в середине совершает довольно резкий переход из состояния нежно-ностальгического в тревожно-сюрреалистическое, из уютной игры — мягкой игрушки в игру-аллегорию. Да, миссия сделать «обычную» игру если не провалена, то как минимум искажена — остранение неизбежно происходит.
Впрочем, фирменная театральность на самом деле есть в «Помни…» с самого начала — и если сценки встречи с воспоминаниями смотрятся в ткани игры органично, то персонажи, разговаривающие на манер «Мора» и «Тургора» книжным, слегка казенным языком, идут против органики приземленного в быт произведения. «Помни…» не то чтобы написана плохо, она написана не в такт произведению, словно бы вне контекста. Единственное, что может оправдать громоздкость языка, — интерпретация действия как происходящего в голове Миши. Впрочем, нет, на самом деле даже это не оправдывает казённый язык.
А слова здесь крайне важны — игровой процесс за скобками незамысловатых, но дающих некоторую вариативность диалогов если и не отсутствует, то устроен очень просто. Перед нами маленький, но полностью доступный для прогулок (слово «исследование» здесь применимо едва ли) город воспоминаний и россыпь мини-игр разной степени надоедливости (хотя мне все скорее понравились, кроме корявого складывания кораблика из бумаги) — все это вписано в линейное повествование с некоторой вариативностью в деталях. По сути, игровой процесс полностью подчинён повествованию, но герои здесь могут бегать и, более того, делают это в обязательном порядке — так что назвать «Помни…» симулятором ходьбы нельзя.
Но не асинхронный с настроением игры текст и не куцый игровой процесс мешает «Помни…» раскрыться по-настоящему — как не мешает этому и перемена настроения в середине игры. На самом деле не мешает, по сути, ничего — мы имеем дело с произведением настолько личным и конкретным в тематике, что всё определяется простым «проймёт/не проймёт», «совпадёте по настроению с автором/не совпадёте». Оценка любой игры — безусловно, субъективна, но здесь эта субъективность встаёт просто во весь рост.
***
На мой вкус, это, безусловно, сентиментальное (на всех уровнях — от музыки и темы до декораций и освещения в различных сценах, особенно постановочных, когда камера уходит из своего обычного поднебесного положения), пронизанное темой ностальгии и сожалений по ушедшему детству произведение. Но едва ли универсально трогательное и проникновенное. Где-то ему не хватает более аккуратной постановки, где-то повествование слегка скатывается в сумбур и теряет внятность. Это несовершенная игра, и не только в техническом плане. Но если вы испытываете тоску по счастливому беззаботному детству, первая юношеская любовь до сих пор нет-нет, да и уколет сердечко, а сквозь шум времени слышатся юные смешные голоса, «Помни…» сможет вас зацепить. Струны моей души произведение Айрата Закирова тронуло совсем легонько.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Низкополигональный стиль кому-то может не понравиться, а отсутствие лиц, особенно на крупных планах — испугать, но в своём стиле игра выполнена хорошо. Отмечу отличную работу со светом (здесь есть перемена времени суток и погоды) и неплохую постановку (немногочисленных) сюжетных сценок. |
Звук |
Фоновая фортепианная неоклассика Николая Кашевника неплохо создаёт настроение, но не слишком трогает. А вот финальная песня Екатерины Яшниковой бьёт точно в цель — и заставляет вспомнить песню из «Лиги Энтузиастов-Неудачников», во многом схожей по настроению игры. |
Одиночная игра |
Классический point-and-click, но в открытом для исследования мире (да, есть маркеры — и карта, которую надо открывать со временем!), перемежающийся разными мини-играми: то собрать пазл из обрывков фотографии, то налить всем чай, то машину дотолкать до гаража. Святая простота — геймплей тут сопровождает сюжет, не сильно от него отвлекая. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Ориентировочное время прохождения |
Примерно 5-6 часов. |
Общее впечатление |
Сентиментальная и обманчиво простая в своей тематике игра, которая пытается поговорить с нами на тему зацикленности на прошлом и умении отпускать — иногда против своей воли. |
Оценка: 7,5/10
Видео: