Сегодня 29 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

«Помни…» — судёнышко, плыви. Рецензия

⇣ Содержание
Жанр Приключение
Издатель Ice-Pick Lodge
Издатель в России Нет
Разработчик Ice-Pick Lodge
Минимальные требования Windows 7 и выше, процессор уровня Intel Core i5-6300U с тактовой частотой 2,5 ГГц, 4 Гбайт ОЗУ, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 560, 3 Гбайт на жёстком диске
Рекомендуемые требования Процессор уровня Intel Core i5-7400 с тактовой частотой 3,0 ГГц, 6 Гбайт ОЗУ, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GTX 960
Дата выхода 10 февраля 2022 года
Локализация Не требуется
Возрастной ценз не определен
Платформы PC, PlayStation 4, Xbox One, One S, Series X|S, также в планах выпуск на Nintendo Switch, Android и iOS
Официальный сайт

Играли на PC

«Помни…» (или Know by Heart для зарубежной публики) — игра уникальная, пусть и в рамках истории одной конкретной игровой студии. Что мы обычно подразумеваем, когда говорим об «экспериментальной игре»? Нестандартные игровые механики, новаторский подход к повествованию, смелое визуальное и звуковое решение, в котором авторы вообще не оглядываются на публику. «Помни…» — игра в полной мере экспериментальная, только по меркам Ice-Pick Lodge. То есть с ней всё обстоит ровным счетом наоборот: студия, прославившаяся произведениями на стыке театра, ролевок живого действия, работающими с самим понятием «игры», попыталась сделать максимально «обычную» игру — с простыми механиками, традиционными методами повествования и личной историей в основе. Получилось? И могло ли получиться?

#Давно это было, в юности. Там…

С трудом очнувшись от тяжёлого сна — опять погоня за собой-ребенком среди искаженных декораций своего детства, конечно, безуспешная, — Миша поплёлся к входной двери: кто-то очень настойчиво трезвонит. Да и на работу, в принципе, уже пора — хоть и проснулся до будильника. За дверью Монгол, школьный товарищ, а теперь участковый — сосед допился до того, что забыл, как выглядят его родные дети. Надо помочь. А потом на работу. Миша — контролёр на вокзале, проверяет пропуска всех въезжающих и выезжающих. Город-то закрытый, даром что недалеко от Казани. На дворе осень — но какого года, сказать никто не может. Время здесь остановилось где-то в восьмидесятых. Штамп, ещё штамп, все имена вбиты в протокол, так, а это у нас тут кто? Анастасия Ка… Ася приехала!!

 Условный, схематичный, но почему-то такой родной мир

Условный, схематичный, но почему-то такой родной мир

Пришло время блуждать по волнам памяти: возвращение подруги детства (и не просто подруги, романтические чувства время победить не в силах — с другой стороны, а как победить, если время остановилось?), а затем и остальной их небольшой компании, с которыми они делали снеговиков, ели мороженое на улице зимой, ловили рыбу, били окна, зависали на школьной крыше, пускали бумажные кораблики. Да, кораблики… А что, если вернуть это время назад? Давай угоним машину у дяди Коли и рванём по нашим местам. Благо таким нашим местом был весь город — улица в три дома, где так всё просто и знакомо. А, давайте, ребят?

 Суетных дней взметённый карнавал — места, где мы обращаемся к воспоминаниям, обозначены опавшими листьями

Суетных дней взметённый карнавал — места, где мы обращаемся к воспоминаниям, обозначены опавшими листьями

Ася вернулась в командировку в НИИ из Москвы, Артём тоже по работе — и тоже из столицы, Алмаз — в первую очередь на мамин день рождения, из Казани. И только Миша никуда не уезжал — он словно дух и этого места, и того времени, когда они были все вместе. И поначалу у Миши получается затянуть друзей в ностальгическое путешествие. Точнее, оно само находит его — инициативным главного героя «Помни…» не назвать. Следом за этим Мишу находят и намёки ответного внимания со стороны Аси — и всё начинает налаживаться само собой. Под лежачий камень уже, кажется, сейчас хлынет поток…

…но мы же говорим об игре Ice-Pick Lodge, верно? Так что начинается все, конечно, с прогулок по бесконечно уютному городку, который наверняка узнает любой житель России, бывавший за пределами мегаполисов, и в котором ты то и дело натыкаешься на воспоминания, связанные с разными местами и сколь незначительными, столь и дорогими событиями — под приятную, но довольно безликую фортепианную музыку Николая Кашевника. Но все это быстро сменяется… конечно же, эпидемией! И вот уже в городе появляются патрули, объявляется комендантский час, в воздухе тревожно гудят ветролёты (Алмаз никак не мог запомнить, как они называются правильно — или отказывался это делать!), в детском приюте вспыхивает пожар. Ты можешь убрать Дыбовского из игры «ледорубов», но убрать из неё «Мор» не так уж просто.

#Священная болезнь

Хотя в этом безымянном городе дело обходится без сжигаемых в степи тел и дьявольской постановки из десятков смертей — болезнь в «Помни…», как несложно догадаться, затрагивает память, — все начинают забывать, причём исключительно своих близких. Все, кроме Миши — потому что он и есть память, это его реальное место обитания. Но в какой-то момент фокус сместится с него на Алмаза. А потом на Монгола. А потом… всё, хватит перечислений. И многоточий — это заразно.

 From East Grestin to Orvech Vonor! Кстати, заполнять бланки можно, просто вбивая имена на клавиатуре — натуралистично

From East Grestin to Orvech Vonor! Кстати, заполнять бланки можно, просто вбивая имена на клавиатуре — натуралистично

«Помни…» примерно в середине совершает довольно резкий переход из состояния нежно-ностальгического в тревожно-сюрреалистическое, из уютной игры — мягкой игрушки в игру-аллегорию. Да, миссия сделать «обычную» игру если не провалена, то как минимум искажена — остранение неизбежно происходит.

 Одна из мини-игр — надо налить ровно тот чай, который просили

Одна из мини-игр — надо налить ровно тот чай, который просили

Впрочем, фирменная театральность на самом деле есть в «Помни…» с самого начала — и если сценки встречи с воспоминаниями смотрятся в ткани игры органично, то персонажи, разговаривающие на манер «Мора» и «Тургора» книжным, слегка казенным языком, идут против органики приземленного в быт произведения. «Помни…» не то чтобы написана плохо, она написана не в такт произведению, словно бы вне контекста. Единственное, что может оправдать громоздкость языка, — интерпретация действия как происходящего в голове Миши. Впрочем, нет, на самом деле даже это не оправдывает казённый язык.

А слова здесь крайне важны — игровой процесс за скобками незамысловатых, но дающих некоторую вариативность диалогов если и не отсутствует, то устроен очень просто. Перед нами маленький, но полностью доступный для прогулок (слово «исследование» здесь применимо едва ли) город воспоминаний и россыпь мини-игр разной степени надоедливости (хотя мне все скорее понравились, кроме корявого складывания кораблика из бумаги) — все это вписано в линейное повествование с некоторой вариативностью в деталях. По сути, игровой процесс полностью подчинён повествованию, но герои здесь могут бегать и, более того, делают это в обязательном порядке — так что назвать «Помни…» симулятором ходьбы нельзя.

 …и в небо по трубе

…и в небо по трубе

Но не асинхронный с настроением игры текст и не куцый игровой процесс мешает «Помни…» раскрыться по-настоящему — как не мешает этому и перемена настроения в середине игры. На самом деле не мешает, по сути, ничего — мы имеем дело с произведением настолько личным и конкретным в тематике, что всё определяется простым «проймёт/не проймёт», «совпадёте по настроению с автором/не совпадёте». Оценка любой игры — безусловно, субъективна, но здесь эта субъективность встаёт просто во весь рост.

***

На мой вкус, это, безусловно, сентиментальное (на всех уровнях — от музыки и темы до декораций и освещения в различных сценах, особенно постановочных, когда камера уходит из своего обычного поднебесного положения), пронизанное темой ностальгии и сожалений по ушедшему детству произведение. Но едва ли универсально трогательное и проникновенное. Где-то ему не хватает более аккуратной постановки, где-то повествование слегка скатывается в сумбур и теряет внятность. Это несовершенная игра, и не только в техническом плане. Но если вы испытываете тоску по счастливому беззаботному детству, первая юношеская любовь до сих пор нет-нет, да и уколет сердечко, а сквозь шум времени слышатся юные смешные голоса, «Помни…» сможет вас зацепить. Струны моей души произведение Айрата Закирова тронуло совсем легонько.

Достоинства:

  • трогающая душу атмосфера застывшего в позднем СССР маленького городка;
  • красиво реализованная механика погружения в воспоминания;
  • история не так проста, как кажется.

Недостатки:

  • слишком книжные, неестественные диалоги;
  • местами сумбурное и неровное по темпу повествование.

Графика

Низкополигональный стиль кому-то может не понравиться, а отсутствие лиц, особенно на крупных планах — испугать, но в своём стиле игра выполнена хорошо. Отмечу отличную работу со светом (здесь есть перемена времени суток и погоды) и неплохую постановку (немногочисленных) сюжетных сценок.

Звук

Фоновая фортепианная неоклассика Николая Кашевника неплохо создаёт настроение, но не слишком трогает. А вот финальная песня Екатерины Яшниковой бьёт точно в цель — и заставляет вспомнить песню из «Лиги Энтузиастов-Неудачников», во многом схожей по настроению игры.

Одиночная игра

Классический point-and-click, но в открытом для исследования мире (да, есть маркеры — и карта, которую надо открывать со временем!), перемежающийся разными мини-играми: то собрать пазл из обрывков фотографии, то налить всем чай, то машину дотолкать до гаража. Святая простота — геймплей тут сопровождает сюжет, не сильно от него отвлекая.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Ориентировочное время прохождения

Примерно 5-6 часов.

Общее впечатление

Сентиментальная и обманчиво простая в своей тематике игра, которая пытается поговорить с нами на тему зацикленности на прошлом и умении отпускать — иногда против своей воли.

Оценка: 7,5/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Крупное обновление добавило в No Man’s Sky возможность создавать собственные космические корабли — фанаты мечтали об этом с 2016 года 3 ч.
CD Projekt раскрыла, как продвигается разработка The Witcher 4, и похвасталась успехами Cyberpunk 2077 3 ч.
Громкие анонсы «без рекламы и лишней болтовни»: ведущие инди-разработчики устроят собственную игровую презентацию The Triple-i Initiative 5 ч.
Databricks представила открытую LLM DBRX, превосходящую GPT-3.5 Turbo 5 ч.
«Всегда обидно, когда хейтеры оказываются правы»: Earthblade от авторов Celeste не выйдет и в 2024 году 6 ч.
США запретили властям использовать ИИ, который ущемляет американцев 6 ч.
Экшен-платформер Nine Sols от создателей Devotion наконец получил дату выхода — это смесь Hollow Knight и Sekiro: Shadows Die Twice в стиле даопанка 8 ч.
Разработчики Homeworld 3 раскрыли, как улучшат игру после критики фанатов 9 ч.
Экс-глава EA Russia Тони Уоткинс сделает Astrum Entertainment «компанией №1» на российском рынке видеоигр 11 ч.
Магазин чат-ботов ChatGPT провалился, но им пользуются ученики школ и университетов 11 ч.
Amazon потратит почти $150 млрд на расширение ЦОД, чтобы стать лидером в области ИИ 2 ч.
Новая статья: Обзор лазерного 4К-проектора Hisense Laser Mini Projector C1: передовые технологии в действии 3 ч.
В Китае запустили связь 5.5G — первыми её поддержку получили смартфоны Oppo Find X7 3 ч.
Apple представит обновлённые планшеты iPad Pro и iPad Air в начале мая, если слухи верны 5 ч.
Глобальное потепление замедлило вращение Земли, и в этом уже нашли плюсы 6 ч.
Nautilus запустила линейку инфраструктурных решений EcoCore для модульных ЦОД 6 ч.
Китай нарастил закупки нидерландского оборудования для выпуска чипов в несколько раз, несмотря на санкции 6 ч.
Оптика для HBM: стартап Celestial AI получил ещё $175 млн инвестиций, в том числе от AMD и Samsung 6 ч.
Logitech представила беспроводную низкопрофильную клавиатуру Signature Slim K950 7 ч.
Под давлением пользователей Google преодолела аппаратные ограничения для внедрения ИИ в Pixel 8 8 ч.