Жанр | Экшен |
Издатель | Nacon |
Разработчик | ACE Team |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i3-4130 2,9 ГГц / AMD FX 8120 3,1 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 2 или 3 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 780 / AMD Radeon R7 260X, 12 Гбайт на жёстком диске |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i5-6402P 2,8 ГГц / AMD Ryzen 5 1600X 3,6 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 12 и 6 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce RTX 2060 / AMD Radeon RX 5600 XT |
Возрастной ценз | От 12 лет |
Локализация | Текст |
Платформы | PC, PlayStation 5, PlayStation 4, Xbox Series X, Xbox Series S, Xbox One |
Официальный сайт |
Играли на PlayStation 5
Чилийский коллектив ACE Team прежде всего известен трилогией Rock of Ages, а аудитория постарше помнит его дебютный проект — Zeno Clash. Файтинг от первого лица выделялся тогда не только необычным геймплеем, но и нестандартным визуальным стилем, вдохновлённым работами Иеронима Босха (Hieronymus Bosch) и Джона Бланша (John Blanche). Неприветливый мир, словно сошедший с картин художников-сюрреалистов, был населён причудливыми и жутковатыми существами, благодаря которым на игру обратили внимание. Сиквел, вышедший спустя четыре года, оказался хуже по всем параметрам, и про серию забыли. Теперь она вернулась — точнее, появилась новая игра в той же вселенной, получившая название Clash: Artifacts of Chaos.
Странно то, что Clash первым делом хочется сравнивать не с Zeno Clash, а с перезапуском God of War. Судите сами: главный герой — сильный лысый персонаж, вскоре после вступления он получает птичку-компаньона и зовёт её The Boy, а управляем мы протагонистом с видом от третьего лица. Даже мир здесь такой же псевдооткрытый — идти можно куда угодно, но все локации представляют собой переплетения дорожек-коридоров. Сравнивать инди-игру с блокбастером Sony, конечно, некорректно, однако даже на фоне более бюджетных приключенческих экшенов Clash оказывается не лучшей представительницей жанра.
Начинается всё с выбора боевой стойки — от неё зависит то, как главный герой будет совершать базовые атаки. Кнопка используется одна и та же, только анимации разные — персонаж может выбрасывать удары как боксёр или замахиваться перед каждой атакой. Вместо сильных ударов — особые приёмы, число которых растёт по мере прохождения. Всего их три: один активируется простым нажатием на соответствующую кнопку, а для остальных двух нужно наклонить стик в определённую сторону.
Хотелось бы провести аналогию с Sifu, тоже сделавшей упор на ближний бой, но Clash далеко не так хороша. Хотя в процессе исследования локаций находишь новые стойки и изучаешь приёмы, далеко не все они оказываются полезными. Противники не прощают ошибок, почти всегда успешно перехватывают инициативу в бою и просто не позволяют долго замахиваться или заряжать атаки. Но самая большая промашка игры — еле работающее парирование. После недавней Wo Long: Fallen Dynasty это выглядит особенно печально — когда на тренировочном полигоне пытаешься отбрасывать летящие в тебя камни, сделать это не так-то просто, а в сражениях с несколькими оппонентами лучше вообще не пытаться исполнять этот трюк. Зато хотя бы отскакивает персонаж охотно.
Сражаться придётся часто — на пути персонажа встречается немало разнообразных врагов, которые нередко выглядят так же абсурдно, как он сам. Пытаясь угнаться за трендами, разработчики реализовали в игре структуру соулслайка — время от времени находишь костры, позволяющие перевести дух и сохраниться, и в случае отдыха почти все побеждённые ранее враги воскресают на прежних местах. Сложность заключается не столько в расстоянии, которое приходится преодолевать от одной безопасной зоны к другой, сколько в наличии лишь одной аптечки, которую нужно каждый раз изготавливать у костра. Число «лечилок» можно увеличить, но мне удалось сделать это лишь во второй половине игры. Вдобавок трудно понять, что именно вы создали, смешав те или иные ингредиенты, — игра не уточняет, сколько здоровья прибавляет мясо кролика и какие травки дают временные усиления.
Костры нужны ещё и для того, чтобы менять внешний вид протагониста. Он обладает двумя формами: стандартной, которая позволяет ему взаимодействовать с объектами и разговаривать, и скелетообразной — лишь она способна пробираться через колючие заросли, преграждающие путь к сюжетным и бонусным локациям. Идея не свежая, но всё равно интересная — в виде скелета герой лишается экипировки и становится более уязвимым, зато в случае победы над мини-боссом заросли исчезнут, и персонаж сможет исследовать новую область в нормальном облике.
В скелета протагонист превращается ещё и в случае гибели — предполагается, что вы добежите до того места, где он умер, одолеете убивших его врагов и сможете перевоплотиться обратно. Задумка неплохая, но из-за редко расставленных костров она порой раздражает — иногда нужно слишком далеко идти, да и не факт, что это будет не зря. Временами мне хотелось пропустить этот этап и просто загрузить последнее сохранение, чтобы сэкономить время, но процесс этот не так удобен, как хотелось бы.
В принципе, так можно охарактеризовать всю игру — её словно пытались сделать как можно более неудобной для прохождения. Карта здесь есть, но открывается она шестью нажатиями, а персонаж на ней отмечен мерцающей точкой — то есть вы даже не поймёте, в какую сторону смотрите. Никаких указателей нет, что вроде бы хорошо для любителей хардкорных приключений старой школы, но даже они с ума сойдут, пытаясь сориентироваться в здешних локациях. Это нагромождение дорожек, холмиков и скал, которые сливаются в одно большое пятно — нет даже банальных стрелочек или знаков, которыми гейм-дизайнеры обычно подсказывают путь к следующей цели. Из-за этого не то что не знаешь порой, куда идти дальше, а просто не понимаешь, ведёт ли эта дорога к секретному сундуку, или там удастся по сюжету продвинуться.
Всё перечисленное усложняет исследование локаций, что огорчает, поскольку этим-то как раз заниматься увлекательно. На каждом углу разбросаны всякие безделушки, в том числе многочисленные фигурки, позволяющие увеличить силу атак персонажа. Всевозможные ресурсы можно обменивать у торговцев на различные предметы, среди которых одежда (которую видно на герое!) и оружие ближнего боя — полезное, но ломающееся после нескольких десятков ударов. Жаль ещё, что здесь настолько легко заплутать, что возвращаться к этим самым торговцам муторно — следовало либо расставить их на каждом углу, либо быстрое перемещение добавить. Поэтому даже если инвентарь переполнен материалами, целенаправленно идти за покупками желания не возникает вообще.
Добавьте сюда несбалансированную сложность, периодически выскакивающие баги, невыносимый интерфейс при попытке копаться в нём с геймпада — и получится кривоватая, хоть и симпатичная игра. Визуальный стиль необычный — это классический сел-шейдинг с заштрихованными текстурами. Штрихи можно убрать, и тогда получится что-то вроде бюджетной Borderlands, но штрихованным проект выглядит лучше и оригинальнее.
А вот дизайн персонажей трудно оценить однозначно — тут уж каждый сам для себя решает, приятно ли ему смотреть на таких чудаковатых созданий. Особенно они понравятся фанатам Zeno Clash — жаль, кроме этого, новинка вряд ли чем-то порадует поклонников серии, поскольку она слишком уж далеко ушла от предшественниц. Зато классический вид от первого лица иногда позволяют включать — когда накопишь энергию, можно активировать своеобразный режим берсерка и дубасить оппонента, закончив серию мощным ударом, который почти гарантированно отправит противника в нокаут.
Рекомендовать кому-либо игру трудно — и геймплейно она не идеальна, и сюжет не стоит потраченного времени. Птичка, которую в русской версии зовут Малышом, становится сиротой из-за гибели дедушки, и протагонист вызывается оберегать своего нового друга. Правда, друг оказывается проклят, и проклятье это позволяет ему либо лечить, либо калечить обитателей вымышленного мира под названием Зенозоик. В связи с этим Малыш привлекает внимание Гемини, владычицы могущественных артефактов, а потому протагонист вынужден сражаться с каждым, кто попытается навредить птенчику. Банально, предсказуемо и не слишком увлекательно, пускай и озвучены персонажи отлично.
***
Трудно не замечать сильные стороны Clash: Artifacts of Chaos, и временами все её механики вдруг начинают работать как надо: драться весело, путь к следующей цели очевиден, закоулки усыпаны секретами, а накопленные ресурсы меняешь на экипировку и прокачиваешь навыки. Но длится это от силы пару минут, после чего лавина недостатков накрывает с головой. Некоторые недочёты можно исправить патчами, но основная проблема наверняка останется неизменной — авторы Artifacts of Chaos попытались замешать в одном котле слишком много всего, но не проследили за тем, насколько во всё это интересно (и комфортно) играть.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Выглядит необычно, виды порой очень красивы. А вот дизайн персонажей наверняка понравится не всем. |
Звук |
К звуковой составляющей трудно придраться — и музыка прекрасная, и озвучены герои здорово. |
Одиночная игра |
Что-то среднее между Sifu и соулслайком, но на деле ни рыба ни мясо. |
Оценочное время прохождения |
8 часов. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Если бы Clash: Artifacts of Chaos охотнее показывала, куда нужно идти к следующей цели, а её механики лучше работали, рекомендовать её было бы проще. К сожалению, вышла недружелюбная игра, которую хочется полюбить, но не получается. |
Оценка: 6,0/10
Видео: