Жанр | Приключение, головоломка |
Издатель | Annapurna Interactive |
Издатель в России | Blah |
Разработчик | Geometric Interactive |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i7-2600 3,4 ГГц / AMD FX-8350 4,0 ГГц, 6 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 или 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 950 / AMD Radeon R9 380, 3 Гбайт на жёстком диске |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i7-3770 3,4 ГГц / AMD Ryzen R5 1400 3,2 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 4 или 8 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 960 / AMD Radeon RX 590 |
Дата выхода | 29 сентября 2023 года |
Локализация | Текст |
Возрастной ценз | От 7 лет |
Платформы | PC, Xbox Series X, Xbox Series S, Xbox One |
Официальный сайт |
Играли на Xbox Series S
После релиза Inside коллектив Playdead начал разваливаться. В частности, студию покинул её основатель Дино Патти (Dino Patti), создавший впоследствии новую компанию, которая выпустила посредственный платформер Somerville. А незадолго до этого от коллектива откололся Йеппе Карлсен (Jeppe Carlsen), ведущий дизайнер геймплея и Limbo, и Inside. Оба проекта навсегда вошли в списки лучших игр этого века, поэтому здорово, что Карлсен не расстался с индустрией и продолжает работать над чудесными и уникальными приключениями. Одно из них — Cocoon — вышло на днях, и его сразу можно обозначить как одну из лучших инди-игр года.
Новые лекала так же хороши
Безымянный и безмолвный персонаж появляется в странном мире, где флора и фауна тесно переплетены с металлическими конструкциями и роботизированными механизмами. Всякие растения с тянущимися липкими «языками» окружены негнущимися пластинами, а странные бутоны засасывают в себя шагающих мини-роботов. Главный герой — то ли прямоходящее насекомое с крыльями, то ли мутировавший человек.
Игры Playdead трудно назвать сюжетными — в них не произносится ни одного слова, нет яркого вступления, а концовки вызывают много вопросов. В этом плане Cocoon практически ничем не отличается от Limbo и Inside — происходящее вообще не объясняется, обо всём догадываешься сам, не зная, верны ли твои догадки. Но если платформеры Playdead были довольно мрачными и бедными на цвета историями, то здесь приключение более «позитивное» — нет пугающих пауков, готовых убить беззащитного протагониста, и девочек, преследующих его под водой.
Геймплей тоже иной — за происходящим мы наблюдаем не сбоку, а сверху, так что локации в Cocoon более открытые. Главное, что Карлсен перенёс сюда из своих прошлых работ, — это состояние потока, в котором проходишь игру от начала до конца. Cocoon погружает в себя с первых минут и ни разу не воздвигает на пути непроходимых препятствий — ты просто идёшь куда глаза глядят, нажимаешь на одну и ту же кнопку (управление максимально простое) и восхищаешься тем, насколько всё интуитивно понятно. Как построены локации, как расставлены объекты, как подсвечиваются кнопки или рычаги, с которыми возможно взаимодействовать, — всё понятно без единого слова.
Мало каким играм это удаётся, хотя очевидно, что далеко не все разработчики к такому стремятся. На каждую гениальную головоломку вроде The Witness находится что-то попроще — как, к примеру, недавняя Viewfinder, где и всплывающие подсказки с текстом есть, и диалогов ненужных выше крыши. Тем сильнее впечатляет проделанная в Cocoon работа, когда ты встречаешь предмет и сразу понимаешь, что с ним можно сделать и для чего. Видишь выпуклые символы на полу — пробуешь встать на них и нажать на кнопку. Видишь объект, который немного выделяется на фоне всего остального, — делаешь то же самое. Ни разу у меня не было моментов, когда бы я пытался взаимодействовать с чем-то, что для этого не предназначено, — наобум нажимать на всё подряд не приходится.
Поэтому сразу ясно, когда перед тобой головоломка, куда наверняка придётся позже вернуться, где и какие предметы нужно применять и так далее. Загадки очень приятные — не слишком мудрёные, но и по щелчку их чаще всего не проскочить. А если такое вдруг и случается, всё равно остаётся эстетическое удовольствие от происходящего благодаря красивейшему художественному дизайну. Да и геймплейно пазлы очень «тактильны» — одной кнопкой совершаешь много разных действий, что не перестаёт удивлять.
Основная «фишка» Cocoon связана с шарами, которые протагонист время от времени носит и размещает на специальных пьедесталах. Каждый такой шар содержит в себе большой мир — если поставить его в центре небольшого пруда и зажать кнопку, персонаж моментально перенесётся в совершенно другую локацию. Можно было бы назвать это причудливым «фаст-трэвелом», но система реализована чуть интереснее, нежели классическое быстрое перемещение. Эти шары можно снимать с пьедесталов и брать с собой при посещении других регионов, и каждый из них разблокирует геймплейные возможности, без которых решить те или иные головоломки невозможно.
Один из шаров, к примеру, показывает невидимые мосты и платформы — вы всегда знаете, в каких именно местах они появляются, но без соответствующего шара не увидите дорогу. Другой шар позволяет активировать своеобразные лифты, оформленные в виде исчезающих и появляющихся колонн. В какой-то момент этими сферами начинаешь чуть ли не жонглировать: посещаешь одну локацию, оттуда переносишься в другую, забираешь там шар, возвращаешься, ставишь на пьедестал, берёшь другой шар, с ним залетаешь в следующий регион… На словах это кажется запутанным, но на деле механика не вызывает ни проблем, ни трудностей. Каждый эпизод продуман и обкатан до мелочей — вы не сможете далеко убежать, если взяли с собой что-то не то, да и упасть куда-то не туда без возможности выбраться не дадут.
И в этом прелесть Cocoon — она похожа на огромную паутину (сравнение подходящее, учитывая антураж), но при этом в ней никогда не путаешься, а будто плывёшь по течению. Что-то похожее было в Hob от ныне почившей Runic Games — такое же приключение, переполненное крутыми идеями, в котором очень плавно переходишь от одной загадки к другой, от одного региона к другому, и изумляешься тому, как мастерски всё это соткано. Возможно, с точки зрения логики не всё здесь имеет смысл — если начинаешь анализировать и думать, зачем в этом мире архитекторы той или иной локации придумывали невидимые мосты, которые видны только при наличии какого-то оранжевого шара, магия чуточку рушится. Но лучше в такие детали не углубляться.
В недостатки можно занести лишь сражения с боссами — они слишком уж просты. Сама по себе Cocoon — очень спокойная и размеренная игра, здесь почти никогда не надо спешить или от чего-то убегать. Да и в боях с крупными противниками происходит не ахти какой экшен. Поэтому проходишь их либо с первого раза, либо со второго, причём в случае гибели персонажа отбрасывают совсем недалеко — можно сразу же попробовать ещё раз. Но выглядит всё это, надо признать, очень красиво, особенно после победы — следующий за этим спецэффект каждый раз впечатляет.
***
Cocoon — великолепная работа мастера, который в очередной раз смог сделать восхитительную приключенческую головоломку. И выглядит красиво, и играется изумительно — оторваться от неё невозможно, поскольку в процесс втягиваешься с первых же минут. Думаю, имя Йеппе Карлсена уже давно должно быть известно шире, чем названия студий, в которых он работал, — что бы ни делал гейм-дизайнер, получается что-то незабываемое и ни с чем не сравнимое.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Окружение в Cocoon — эдакая роботизированная флора, в которой обычные растения соседствуют с металлическими конструкциями, живущими своей жизнью. Очень нестандартно и выглядит порой завораживающе. |
Звук |
Музыки мало, и она ничем не примечательна, но неплохо дополняет загадочную атмосферу необычного мира. |
Одиночная игра |
Увлекательное приключение с отличными загадками и тонной интересных идей — как геймплейных, так и дизайнерских. |
Оценочное время прохождения |
Около 4 часов. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Одна из лучших приключенческих головоломок, впечатляющая крутыми идеями и их исполнением. Другого от дизайнера геймплея Limbo и Inside мы и не ожидали. |
Оценка: 9,0/10
Видео: