Жанр | Приключение |
Издатель | perelesoq, Hawthorn Games |
Разработчик | perelesoq |
Системные требования |
Windows 7 и выше, процессор уровня Intel Core 2 Duo E6750 с частотой 2,66 ГГц или AMD Athlon 64 X2 Dual Core 5000+ с частотой 2,6 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GT 430 с 1 Гбайт видеопамяти или AMD Radeon HD 5570 с 1 Гбайт видеопамяти, 5 Гбайт на накопителе |
Дата выхода | 29 сентября 2023 года |
Возрастной ценз | Нет |
Платформы |
PC |
Официальный сайт |
Ася Голубева живет в Сталинграде с мамой и папой. Она не так давно пошла в школу. Любит рисовать и конфеты «Белочка». С социальными контактами у Аси не очень, поэтому она решает этот вопрос самостоятельно, придумывая целые характеры: кукла Барыня вредная и рубит правду-матку (и отвечает за чувство вины); умудренная сединами (еще бы, сколько лет она с Асей!) лошадка-скакалка Аркадий утешает и дарит надежду. Но Ася умеет не только рисовать, но и шить — ей удается подлатать варежку отца, присланную с фронта, и даже пришить к ней пуговицы. Теперь это не просто варежка, а целый боевой товарищ. Товарищ Варежка. С ним Асе предстоит пройти слишком много всего — и преждевременно повзрослеть.
По сути, рецензия на Torn Away в декабре — это своеобразный постмортем. Нет, не по игре, вышедшей еще в сентябре (это не кооперативный проект, где отключенные серверы означают конец — одиночное приключение будет жить столько, сколько длится человеческая память), а по студии perelesoq, ее выпустившей. Дебютный проект стал, возможно, последним для студии — инвестор отказался продолжать сотрудничество, будущее «перелеска» в тумане.
Это нельзя назвать ни поводом наконец поговорить об этой игре, ни ситуацией, блокирующей этот разговор. Просто мы в любом случае не слишком часто рассказываем о новых проектах российских разработчиков, тем более на столь серьезную и чувствительную тему, как ребенок на войне. В кино и литературе она разработана очень серьезно (от «Иванова детства» и «Иди и смотри» до «Всего невидимого нам света»), а вот в видеоиграх, даже откровенно антивоенных, почти всегда речь идет о человеке, взявшем в руки оружие (Spec Ops: The Line) или хотя бы саперную лопатку (Valiant Hearts). Из исключений вспоминается разве что This War of Mine.
Torn Away сосредоточена на конкретной истории — вымышленной, безусловно, но отзывающейся горьким чувством в душе уже на уровне синопсиса. Отец на фронте, город практически захвачен, девочка с мамой отправляются на принудительные работы в Германию… Нет, перед нами не дневники Анны Франк или Тани Савичевой, которых перемалывают жернова истории, оставляя после себя только клочки бумаги. Но Ася Голубева тоже не субъект истории, а объект — все, что она может, это терпеть, бежать и прятаться, получая удар за ударом. А единственной, с кем она может обсудить весь кошмар, от которого у нее не получается проснуться, с какого-то момента оказывается ее варежка. Ну да, Товарищ Варежка.
Воображаемые друзья (от Карлсона до Гитлера) — это хорошо проверенный прием выражения потаенных переживаний ребенка, но в данном случае он кажется просто замечательным способом одновременно добавить динамики в процесс. Убирать из игры слова в принципе, как в Limbo или недавней Planet of Lana, да и вообще часто в играх подобного формата, разработчики не стали, и Товарищ Варежка оказывается во многих ситуациях единственным комментатором — и единственной опорой для Аси.
Но, несмотря на работу уже известных актеров (варежку озвучил Сергей Гилев, Асю — совсем юная, но уже работавшая в кино Марта Козлова из «Войны Анны»), озвучка как будто бы немного не клеится. Сложно сказать, в чем конкретно проблема, — может быть, в несовершенной звукорежиссуре, а может быть, актеры недоработали интонационно, но то и дело ощущается небольшой диссонанс между происходящим на экране и тем, что произносят ключевые персонажи. Совсем не было у меня вопросов разве что к озвучке мамы Аси — тем более что большая ее часть пришлась на сцену столь мощного эмоционального накала, что тут не до поиска диссонансов.
Впрочем, куда больший диссонанс вызывает непосредственно физика движения главной героини. Torn Away по большей части — традиционный сайдскроллер: немного бега, немного пряток, немного перетаскивания ящиков, смешать, но не взбалтывать. Но, даже с учетом того, что перед нами ребенок, а не мастер спорта по всем возможным дисциплинам (как почти тридцатилетний Тревор Хиллс из недавней American Arcadia), двигается Ася очень коряво. Неаккуратная анимация, отсутствие сцепки между персонажем и окружением, неудобное управление — именно как сайдскроллер Torn Away не удалась: чувство потока на нуле, погружения через действие не происходит. Даже паузы между экшен-эпизодами, где нам надо исследовать окружение, искать предметы и порой решать элементарные головоломки, могут утомить — хотя на атмосферу работают хорошо. Но это сугубо сюжетная игра — может, история и ее подача искупают неудобства при прохождении?
Сама по себе тема — и достаточно безжалостное ее раскрытие — вызывает у меня как у игрока некоторое чувство вины от подобных придирок. Что значит твой дискомфорт по сравнению с дискомфортом Аси? Да, отчасти принимается — возможно, тебе должно быть дискомфортно. Но, к сожалению, у perelesoq не получается главное — копнуть глубже базовых установок. Война — это безусловный кошмар; единственный, кто выигрывает в ней, — Смерть. На войне страдают в первую очередь самые беззащитные. Дети на войне взрослеют слишком быстро. По обе стороны — обычные, нормальные (а иногда и ненормальные) люди.
Добавить что-то к сказанному у Torn Away, по сути, не получается — это достаточно честное и приземленное произведение, пусть и не без минимальных элементов волшебной сказки (и небольших элементов хоррора). Но оно не вырастает выше истории, которую рассказывает. Причем создатели игры интересно работают с подачей: нелинейное повествование; видения-маркеры, которые позже становятся реальностью; время от времени камера становится субъективной, позволяя лучше сжиться с героиней. Но общее ощущение поспешности и определенной поверхностности, которое появляется в начале игры, так и не покидает до конца.
Что точно здорово в Torn Away, так это как игра выглядит. У perelesoq получилось найти для нее оригинальный, самобытный стиль, который сами создатели характеризуют как смесь соцреализма с современной французской анимацией. Условные (но не лишенные деталей задники), легкая небрежность и угловатость рисовки, экспрессивное небо, приглушенная цветовая гамма — о технологичности речи не идет (тем более анимация, повторюсь, неудачная), но свой стиль у Torn Away есть, и он хорош. То же касается и музыки — от фоновых композиций до финальной песни.
***
Высочайшая эмоциональность темы ребенка на войне оказывается отчасти и ловушкой — мы не ищем вместе с рассказчиками ответы на поставленные вопросы и не открываем в себе что-то новое; все ответы на поверхности, они даны давно (пусть человечество раз за разом их и игнорирует). Это в значительной мере антивоенная экскурсия, а не настоящее произведение искусства, хотя нельзя сказать, что игра не получилась: интерактивность здесь к месту, Асе по-настоящему сопереживаешь.
Но Torn Away, несмотря на все свои недостатки, в любом случае штучный продукт. И из-за сложной, редкой темы, которая отчасти и обрекла студию на неудачу. И благодаря отличному художественному исполнению. И благодаря внезапной болезненной актуальности — игра должна была выйти еще в конце 2021-го. А вышла уже сейчас.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Нельзя назвать Torn Away красивой игрой — но она не должна быть такой. Точно можно сказать, что у нее есть свой стиль, и он весьма впечатляющий. А вот с анимациями главной героини проблемы — двигается она совсем неловко, причем дело явно не только в том, что это ребенок. |
Звук |
Если для визуального ряда в числе источников вдохновения названы французская анимация и соцреализм, то для звукового ряда — картины Хаяо Миядзаки, французская же новая волна и экспериментальная электроника. Не могу сказать, что смог услышать все заявленное, но музыка как минимум здорово подчеркивает атмосферу. |
Одиночная игра |
Сочетание сайдскроллера, point-and-click и вставок с видом от первого лица — звучит лучше, чем оно есть на самом деле. Но в основном впечатление портят неловкая анимация и неотзывчивое управление. Как минимум с разнообразием ситуаций у Torn Away нет проблем. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Ориентировочное время прохождения |
3,5-4 часа. |
Общее впечатление |
Трогательная и трагичная, пусть и неглубокая, Torn Away могла бы стать своеобразным локомотивом, тянущим в мир видеоигр традиционные для других видов искусства, но редко появляющиеся здесь темы. Однако стала скорее исключением, только подтвердившим правило. |
Оценка: 7,0/10
Видео: