Сегодня 23 февраля 2025
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Игры

Torn Away — у войны не детское лицо. Рецензия

Жанр Приключение
Издатель perelesoq, Hawthorn Games
Разработчик perelesoq
Системные требования

Windows 7 и выше, процессор уровня Intel Core 2 Duo E6750 с частотой 2,66 ГГц или AMD Athlon 64 X2 Dual Core 5000+ с частотой 2,6 ГГц, 4 Гбайт оперативной памяти, видеокарта уровня NVIDIA GeForce GT 430 с 1 Гбайт видеопамяти или AMD Radeon HD 5570 с 1 Гбайт видеопамяти, 5 Гбайт на накопителе

Дата выхода 29 сентября 2023 года
Возрастной ценз Нет
Платформы

PC

Официальный сайт

Ася Голубева живет в Сталинграде с мамой и папой. Она не так давно пошла в школу. Любит рисовать и конфеты «Белочка». С социальными контактами у Аси не очень, поэтому она решает этот вопрос самостоятельно, придумывая целые характеры: кукла Барыня вредная и рубит правду-матку (и отвечает за чувство вины); умудренная сединами (еще бы, сколько лет она с Асей!) лошадка-скакалка Аркадий утешает и дарит надежду. Но Ася умеет не только рисовать, но и шить — ей удается подлатать варежку отца, присланную с фронта, и даже пришить к ней пуговицы. Теперь это не просто варежка, а целый боевой товарищ. Товарищ Варежка. С ним Асе предстоит пройти слишком много всего — и преждевременно повзрослеть.

По сути, рецензия на Torn Away в декабре — это своеобразный постмортем. Нет, не по игре, вышедшей еще в сентябре (это не кооперативный проект, где отключенные серверы означают конец — одиночное приключение будет жить столько, сколько длится человеческая память), а по студии perelesoq, ее выпустившей. Дебютный проект стал, возможно, последним для студии — инвестор отказался продолжать сотрудничество, будущее «перелеска» в тумане.

 У Аси, конечно же, есть дневник, в котором она записывает главное, что с ней и ее близкими происходит

У Аси, конечно же, есть дневник, в котором она записывает главное, что происходит с ней и ее близкими

Это нельзя назвать ни поводом наконец поговорить об этой игре, ни ситуацией, блокирующей этот разговор. Просто мы в любом случае не слишком часто рассказываем о новых проектах российских разработчиков, тем более на столь серьезную и чувствительную тему, как ребенок на войне. В кино и литературе она разработана очень серьезно (от «Иванова детства» и «Иди и смотри» до «Всего невидимого нам света»), а вот в видеоиграх, даже откровенно антивоенных, почти всегда речь идет о человеке, взявшем в руки оружие (Spec Ops: The Line) или хотя бы саперную лопатку (Valiant Hearts). Из исключений вспоминается разве что This War of Mine.

Torn Away сосредоточена на конкретной истории — вымышленной, безусловно, но отзывающейся горьким чувством в душе уже на уровне синопсиса. Отец на фронте, город практически захвачен, девочка с мамой отправляются на принудительные работы в Германию… Нет, перед нами не дневники Анны Франк или Тани Савичевой, которых перемалывают жернова истории, оставляя после себя только клочки бумаги. Но Ася Голубева тоже не субъект истории, а объект — все, что она может, это терпеть, бежать и прятаться, получая удар за ударом. А единственной, с кем она может обсудить весь кошмар, от которого у нее не получается проснуться, с какого-то момента оказывается ее варежка. Ну да, Товарищ Варежка.

Воображаемые друзья (от Карлсона до Гитлера) — это хорошо проверенный прием выражения потаенных переживаний ребенка, но в данном случае он кажется просто замечательным способом одновременно добавить динамики в процесс. Убирать из игры слова в принципе, как в Limbo или недавней Planet of Lana, да и вообще часто в играх подобного формата, разработчики не стали, и Товарищ Варежка оказывается во многих ситуациях единственным комментатором — и единственной опорой для Аси.

 По-настоящему жуткие моменты в Torn Away тоже есть — в том числе они подчеркиваются комментариями Товарища Варежки

По-настоящему жуткие моменты в Torn Away тоже есть — в том числе они подчеркиваются комментариями Товарища Варежки

Но, несмотря на работу уже известных актеров (варежку озвучил Сергей Гилев, Асю — совсем юная, но уже работавшая в кино Марта Козлова из «Войны Анны»), озвучка как будто бы немного не клеится. Сложно сказать, в чем конкретно проблема, — может быть, в несовершенной звукорежиссуре, а может быть, актеры недоработали интонационно, но то и дело ощущается небольшой диссонанс между происходящим на экране и тем, что произносят ключевые персонажи. Совсем не было у меня вопросов разве что к озвучке мамы Аси — тем более что большая ее часть пришлась на сцену столь мощного эмоционального накала, что тут не до поиска диссонансов.

Впрочем, куда больший диссонанс вызывает непосредственно физика движения главной героини. Torn Away по большей части — традиционный сайдскроллер: немного бега, немного пряток, немного перетаскивания ящиков, смешать, но не взбалтывать. Но, даже с учетом того, что перед нами ребенок, а не мастер спорта по всем возможным дисциплинам (как почти тридцатилетний Тревор Хиллс из недавней American Arcadia), двигается Ася очень коряво. Неаккуратная анимация, отсутствие сцепки между персонажем и окружением, неудобное управление — именно как сайдскроллер Torn Away не удалась: чувство потока на нуле, погружения через действие не происходит. Даже паузы между экшен-эпизодами, где нам надо исследовать окружение, искать предметы и порой решать элементарные головоломки, могут утомить — хотя на атмосферу работают хорошо. Но это сугубо сюжетная игра — может, история и ее подача искупают неудобства при прохождении?

 Девочка со спичками

Девочка со спичками

Сама по себе тема — и достаточно безжалостное ее раскрытие — вызывает у меня как у игрока некоторое чувство вины от подобных придирок. Что значит твой дискомфорт по сравнению с дискомфортом Аси? Да, отчасти принимается — возможно, тебе должно быть дискомфортно. Но, к сожалению, у perelesoq не получается главное — копнуть глубже базовых установок. Война — это безусловный кошмар; единственный, кто выигрывает в ней, — Смерть. На войне страдают в первую очередь самые беззащитные. Дети на войне взрослеют слишком быстро. По обе стороны — обычные, нормальные (а иногда и ненормальные) люди.

Добавить что-то к сказанному у Torn Away, по сути, не получается — это достаточно честное и приземленное произведение, пусть и не без минимальных элементов волшебной сказки (и небольших элементов хоррора). Но оно не вырастает выше истории, которую рассказывает. Причем создатели игры интересно работают с подачей: нелинейное повествование; видения-маркеры, которые позже становятся реальностью; время от времени камера становится субъективной, позволяя лучше сжиться с героиней. Но общее ощущение поспешности и определенной поверхностности, которое появляется в начале игры, так и не покидает до конца.

 Мы — лед

Мы — лед

Что точно здорово в Torn Away, так это как игра выглядит. У perelesoq получилось найти для нее оригинальный, самобытный стиль, который сами создатели характеризуют как смесь соцреализма с современной французской анимацией. Условные (но не лишенные деталей задники), легкая небрежность и угловатость рисовки, экспрессивное небо, приглушенная цветовая гамма — о технологичности речи не идет (тем более анимация, повторюсь, неудачная), но свой стиль у Torn Away есть, и он хорош. То же касается и музыки — от фоновых композиций до финальной песни.

***

Высочайшая эмоциональность темы ребенка на войне оказывается отчасти и ловушкой — мы не ищем вместе с рассказчиками ответы на поставленные вопросы и не открываем в себе что-то новое; все ответы на поверхности, они даны давно (пусть человечество раз за разом их и игнорирует). Это в значительной мере антивоенная экскурсия, а не настоящее произведение искусства, хотя нельзя сказать, что игра не получилась: интерактивность здесь к месту, Асе по-настоящему сопереживаешь.

Но Torn Away, несмотря на все свои недостатки, в любом случае штучный продукт. И из-за сложной, редкой темы, которая отчасти и обрекла студию на неудачу. И благодаря отличному художественному исполнению. И благодаря внезапной болезненной актуальности — игра должна была выйти еще в конце 2021-го. А вышла уже сейчас.

Достоинства:

  • тяжелая и редкая для видеоигр тема;
  • интересное визуальное исполнение.

Недостатки:

  • глубокая тема раскрывается создателями максимально шаблонно;
  • неудобное управление и корявая анимация;
  • местами диссонанс в озвучке.

Графика

Нельзя назвать Torn Away красивой игрой — но она не должна быть такой. Точно можно сказать, что у нее есть свой стиль, и он весьма впечатляющий.

А вот с анимациями главной героини проблемы — двигается она совсем неловко, причем дело явно не только в том, что это ребенок.

Звук

Если для визуального ряда в числе источников вдохновения названы французская анимация и соцреализм, то для звукового ряда — картины Хаяо Миядзаки, французская же новая волна и экспериментальная электроника. Не могу сказать, что смог услышать все заявленное, но музыка как минимум здорово подчеркивает атмосферу.

Одиночная игра

Сочетание сайдскроллера, point-and-click и вставок с видом от первого лица — звучит лучше, чем оно есть на самом деле. Но в основном впечатление портят неловкая анимация и неотзывчивое управление. Как минимум с разнообразием ситуаций у Torn Away нет проблем.

Коллективная игра

Не предусмотрена.

Ориентировочное время прохождения

3,5-4 часа.

Общее впечатление

Трогательная и трагичная, пусть и неглубокая, Torn Away могла бы стать своеобразным локомотивом, тянущим в мир видеоигр традиционные для других видов искусства, но редко появляющиеся здесь темы. Однако стала скорее исключением, только подтвердившим правило.

Оценка: 7,0/10

Подробнее о системе оценок

Видео:

     
     
    Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

    window-new
    Soft
    Hard
    Тренды 🔥
    Количество слияний и поглощений в российском IT-секторе в 2024 году выросло на треть 46 мин.
    В рекордной краже криптовалюты у ByBit обвинили северокорейских хакеров 11 ч.
    OpenAI провела зачистку ChatGPT от аккаунтов из Китая и Северной Кореи, подозреваемых во вредоносной деятельности 11 ч.
    «Нам просто нужно больше мощностей»: OpenAI постепенно поборет зависимость от Microsoft 11 ч.
    Трамповская криптооттепель: Coinbase удалось малой кровью отделаться от иска Комиссии по ценным бумагам США 11 ч.
    Apple выпустила первую бету iOS 18.4, в которой появились «приоритетные уведомления» 13 ч.
    Новая статья: Kingdom Come: Deliverance II — ролевое вознесение. Рецензия 24 ч.
    Apple отключила сквозное шифрование в iCloud по требованию властей Великобритании 21-02 23:43
    Взрывной платформер Shotgun Cop Man от создателя My Friend Pedro предложит спуститься в ад и арестовать Дьявола — трейлер и демоверсия в Steam 21-02 22:01
    Valve заблокировала игру в российском Steam по требованию Роскомнадзора 21-02 20:20
    Lenovo сообщила о двузначном росте выручки за III финансовый квартал по всем подразделениям — ISG снова в плюсе благодаря ИИ 50 мин.
    В облаке Google Cloud появились инстансы A4X на базе суперускорителей NVIDIA GB200 NVL72 2 ч.
    STMicroelectronics представила фотонный чип для 1,6-Тбит/с сетей 2 ч.
    Несмотря на риск землетрясений, геотермальную энергию ждёт светлое будущее, считают учёные 2 ч.
    Размышляющий ИИ DeepSeek R1 встроят в смартфоны Infinix Note 50 6 ч.
    Nvidia признала, что не знает, когда сможет решить все проблемы видеокарт GeForce RTX 5000 8 ч.
    Huawei захватила больше половины рынка складных смартфонов в Китае — на втором месте Honor 8 ч.
    В Asus разогнали GeForce RTX 5090 до 3,5 ГГц и установили несколько рекордов 9 ч.
    Норвежцы представили человекоподобного робота для дома и семьи — он мягкий и обтекаемый 10 ч.
    Дженсен Хуанг снял с DeepSeek обвинения в обвале акций Nvidia — это инвесторы всё не так поняли 12 ч.