Неделю назад компания по производству электромобилей Fisker подала заявку на защиту от банкротства, после чего 6400 владельцев Fisker задались вопросом: что будет с их автомобилями в будущем? Хосе Де Барди (José De Bardi) вместе с несколькими другими владельцами пришли к выводу, что спасение утопающих является делом рук самих утопающих и основали некоммерческую организацию под названием «Ассоциация владельцев Fisker» (Fisker Owners Association, FOA).
«Нам нужно было организоваться, чтобы у нас была хоть какая-то возможность представлять интересы владельцев», —говорит Де Барди. На данный момент в FOA зарегистрировались около 1200 автолюбителей, что составляет почти пятую часть от общего числа проданных автомобилей Fisker.
Цели FOA донельзя прагматичные — обеспечить работоспособность своих электрокаров и возможность их сервисного обслуживания. В прошлом году Fisker начала поставки электрического внедорожника Ocean, цена которого находилась в диапазоне $41 000–70 000. У многих автомобилей были выявлены серьёзные недостатки в качестве сборки и проблемы с программным обеспечением, в том числе неудовлетворительный центральный сенсорный экран.
Часть наиболее серьёзных дефектов была устранена посредством обновлений программного обеспечения. Но владельцы недовольны сложностью обслуживания и нехваткой сертифицированных технических специалистов Fisker. Дело в том, что изначально Fisker запустила модель «прямого обращения к потребителю», подобную Tesla, которая не предусматривала традиционных дилерских центров. Затем в январе компания с «целью снижения затрат» начала создавать сеть дилерских центров Fisker, но довести эту работу до конца не успела.
Попытка спасти компанию от банкротства путём заключения инвестиционного контракта с автопроизводителем Nissan не увенчалась успехом. В прошлом году Fisker заработала $273 млн, но потеряла $940 млн и задолжала инвесторам $850 млн.
Пока владельцев электромобилей Fisker преследуют мелкие проблемы, но в будущем им потребуются обслуживание и запасные части. Что могут предпринять владельцы без компании Fisker, которая должна была обеспечивать это? FOA пока находится на ранних стадиях выяснения этого вопроса. Группа добровольцев работала круглосуточно, чтобы определить проблемы, с которыми владельцы могут столкнуться в будущем: юридические вопросы, проблемы с программным обеспечением и доступностью запасных частей.
Ситуация владельцев Fisker выглядит крайне сложной. Теоретически у автопроизводителей есть сценарий, разработанный во время финансового кризиса 2008 года, в соответствии с которым General Motors и Chrysler подавали заявки на защиту от банкротства. Тогда благодаря поддержке правительства США эти компании смогли выполнить свои обязательства перед клиентами после реструктуризации бизнеса.
Но в ходе судебного разбирательства выяснилось, что положение Fisker значительно сложнее. Адвокаты кредиторов утверждают, что Fisker должна была подать заявление о банкротстве ещё в конце прошлого года. Fisker планирует продать уже произведённые 4000 автомобилей каршеринговой компании, но этих средств не хватит для выполнения гарантийных обязательств. Все активы компании — автомобили, запчасти и интеллектуальная собственность — могут оказаться слишком ничтожными, чтобы привлечь стороннюю компанию для обслуживания и ремонта уже поставленных автомобилей.
«Банкротство никогда не бывает хорошим, — говорит профессор права Джон Поттоу (John Pottow). — Чем меньше бизнес, тем хуже проблемы». Главным для владельцев Fisker на данный момент является наличие комплексной страховки, которая сможет покрыть хотя бы часть потенциальных расходов на обслуживание и ремонт. Само собой, тарифы на страхование электромобилей Fisker существенно вырастут, а их цена на вторичном рынке радикально снизится.
Несколько других производителей электромобилей, в том числе Lordstown Motors, Arrival и Volta Trucks, также подали заявление о банкротстве на фоне более сложной, чем ожидалось, ситуации на рынке электромобилей и новых транспортных средств вообще. Техническое обслуживание Lordstown Motors взяла на себя другая компания, в то время как активы Arrival были проданы производителю электромобилей Canoo. Volta Trucks под руководством нового владельца провела реструктуризацию в начале этого года и планирует продолжить производство автомобилей.