Жанр | Приключение |
Издатель | Merge Games |
Разработчик | Goodwin Games |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i3-10300 3,7 ГГц / AMD Ryzen 3 3300X 3,8 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 650 / AMD Radeon HD 7750, 4 Гбайт на накопителе, аккаунт в Steam |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core i5-10400 2,9 ГГц / AMD Ryzen 5 3600 3,6 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 4 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 960 / AMD Radeon R9 285 |
Дата выхода |
5 сентября 2024 года |
Локализация | Текст |
Возрастной ценз | От 12 лет |
Платформы | PC, PlayStation 5, Xbox Series X, Switch |
Официальный сайт |
Играли на PC
Первые кадры Selfloss напоминают сразу о нескольких популярных инди-проектах: от Brothers: A Tale of Two Sons до Little Nightmares. Симпатичная стилизованная картинка, грустная музыка и меланхоличная атмосфера — все это увлекает уже во вступлении. Но чем дальше, тем сильнее ощущается потеря фокуса. Все же игра для автора-одиночки (к которому впоследствии присоединились еще несколько человек) была тем еще долгостроем, и в какой-то момент начинает казаться, что ему хотелось уже любой ценой добраться до финальных титров.
В миг между жизнью и смертью человек оказывается во владениях Марены. И для каждого этот миг длится по-своему. Кто-то годами служит богине, пока она не позволит душе отправиться в загробный мир. Казимира же ждала другая судьба. Ему госпожа повелела вернуться в мир живых с особым поручением — бороться с Миазмой.
Мир Selfloss, вдохновленный одновременно славянским и скандинавским фольклором, медленно погибает от загадочной болезни. Она заражает и живые создания, и саму землю. Только воду не переносит. Не сказать, что настал апокалипсис, — скорее увядание. Медленное, порой даже незаметное, но неумолимое.
Для борьбы с заразой Казимиру сразу же выдают магический посох, который своим светом способен выжигать Миазму. Или как минимум ослаблять зараженных монстров, чтобы затем можно было добить их серпом. Удобству инструмента и Алан Уэйк позавидует, ведь посох можно воткнуть в землю и управлять им на расстоянии, призывая обратно одной кнопкой, как Кратос призывает свой топор. На этой нехитрой схеме строится как боевая система, так и решение головоломок. Какой-то глубиной они не отличаются, но разнообразных вариаций на тему «посвети сюда, чтобы там открылась дверь» хватает на семь-восемь часов прохождения.
Цель у Казимира необычная. Для спасения мира нужно отыскать косатку — китовые в Selfloss считаются священными созданиями, способными помочь в борьбе с Миазмой. Кто-то даже поклоняется им как богам. По дороге мы столкнемся с разными сказочными персонажами, от гномов до русалок. Находится место как знакомым героям вроде Бабы Яги, так и целой выдуманной расе — эльфурам. Последние, конечно же, напоминают эльфов, но со своими уникальными особенностями.
Мы постоянно узнаем что-то новое: из редких записок, пространных диалогов и через само окружение. Казимир повидает множество живописных мест. Вот крепость, где люди держали оборону в войне с великанами. Затонувший храм в честь давно забытого божества. Или просто умиротворяющие зеленые островки посреди бушующих рек.
Вода играет важную роль как в истории, так и в игровом процессе. Лодка для Казимира столь же важна, как и посох. Как минимум четверть всего прохождения придется сплавляться по речкам и гоняться за рыбами. Даже большинство битв с боссами протекают именно в морской стихии. К счастью, лодкой очень приятно управлять: на воде удачно соблюден баланс между инерцией и отзывчивостью, так что закладывать виражи на крутых порогах в радость.
За время путешествия как по воде, так и на своих двоих судьба сведет Казимира с разными героями, переживающими горькую утрату. Часть нашего задания — как раз помогать несчастным. Для этого требуется провести ритуал, который и называется «селфлосс» (да, на русском он так и называется здесь). У него лишь два требования: важный предмет для погибшего и душа рыбы Лосс. Что, к сожалению, лишь предлог для затягивания странствий Казимира.
Для такой важной темы, как горечь утраты и переживание связанной с этим боли, Selfloss слишком поверхностна. Она включает грустную музыку и показывает красивую картинку, как душа черепашки-детеныша уплывает в воздух. Но ничего не говорит о муках. Черепаха-мать просто благодарна герою и перевозит его к следующей локации. Надеешься, что сценарий еще покатает на эмоциональных качелях. Тем более что вторая история – о несчастной любви русалки – дает уже больше контекста, чтобы проникнуться и сопереживать.
Но к середине прохождения игра практически забывает о сакральном ритуале, в честь которого и названа. Повествование сводится к борьбе с черными кляксами Миазмы. Фоном звучат банальные мысли. Терять близких больно. Отпускать — тяжело. Но жизнь продолжается. Конечно, любой рассказ сведется к подобным выводам, если пытаться упрощать. Но в Selfloss это сделано, во-первых, в лоб, а во-вторых, еще и вполсилы. Финал историю тоже не красит — слишком уж внезапный поворот, который ничто не предвещало. Светлым пятном в эмоциональном плане остается лишь судьба самого Казимира. Хоть ее и раскрывают буквально в первый час, все равно старика оказывается по-настоящему жаль.
Несмотря на долгую разработку, отполировать игру все равно не удалось. В первую очередь хочется пожурить слабую отзывчивость, особенно когда дело касается сражений. Дальность удара смехотворно низкая. Доходит до того, что если первый удар попадает в цель, то второй вполне может ее не достичь. Странно работает кувырок, словно бы через раз. Да, между двумя перекатами есть как минимум секундный перерыв, но иногда Казимир просто отказывается уходить от удара (видимо потому, что старость — не радость, суставы уже не те). Но и вне боя протагонист может застрять в каком-нибудь камушке или оказаться бессильным перед ступенькой. Окончательно добивает виртуальный оператор, который хоть и берет симпатичные ракурсы, но со своей медлительностью периодически теряет старичка из виду.
* * *
Вступление Selfloss подает большие надежды. И любовь создателей к своему детищу чувствуется. Картинка, несмотря на отсутствие технологичности, радует глаз приятным стилем и изобретательностью. В механики заложены хорошие идеи, а в историю — серьезные темы. Но как произведению игре недостает цельности, что особенно сильно проявляется ближе к финалу.
Достоинства:
Недостатки:
Графика |
Стилизованная лоу-поли-картинка чарует эстетикой меланхоличной сказки. |
Звук |
Минорный эмбиент и нотки инди вызывают неожиданные ассоциации с Death Stranding. Есть даже схожий сегмент с вокальной партией, сопровождающей героя по дороге к цели. |
Одиночная игра |
Неплохое приключение на пару вечеров, с удачным балансом между загадками, сражениями и путешествием по красивым пейзажам. Но почти каждому элементу недостает полировки. |
Оценочное время прохождения |
7-8 часов размеренного прохождения. |
Коллективная игра |
Не предусмотрена. |
Общее впечатление |
Selfloss стоит потраченного времени, но оставляет горькое послевкусие от нереализованного потенциала. |
Оценка: 7,5/10
Видео: