На фоне ожесточённых споров о влиянии искусственного интеллекта на окружающую среду Google провела собственное исследование. В нём говорится, что, благодаря повышению эффективности, ИИ-помощник Gemini использует минимальное количество воды и энергии для каждого запроса. Однако эксперты уверены, что подобные заявления технологического гиганта сознательно вводят общественность в заблуждение.
Источник изображения: Pixabay
По оценкам Google, для ответа на средний текстовый запрос Gemini требуется около 0,26 миллилитра воды (пять капель) и примерно 0,24 Вт⋅ч электроэнергии (девять секунд работы телевизора). Это, по словам компании, приводит к выбросам около 0,03 грамма углекислого газа. В отчёте также отмечено, что в этом году Google начала исключать из своих климатических целей определённые категории выбросов парниковых газов, которые, по её словам, являются «периферийными» или находятся вне прямого контроля компании.
Предоставленные Google данные оказались заметно ниже, чем в предыдущих подобных независимых исследованиях. Отчасти это можно объяснить повышением эффективности, однако, по мнению экспертов, Google упустила из виду ключевые данные, что дало неполную картину воздействия Gemini на окружающую среду.
Источник изображения: Techspot
«Они просто скрывают важную информацию, — утверждает доцент Калифорнийского университета Шаолэй Рен (Shaolei Ren). — Это действительно распространяет неверный сигнал по всему миру». Он занимается изучением потребления воды и загрязнения воздуха, связанных с ИИ, и является одним из авторов статьи, упомянутой Google в своём исследовании Gemini.
Эксперты указали, что Google не учитывает косвенное использование воды в своих оценках. В исследовании учитывалась лишь та вода, которую ЦОД используют в своих системах охлаждения. Но фактически, большая часть воды, потребляемой ЦОД, приходится на электроэнергию, для выработки которой также требуются гигантские объёмы воды, что Google упускает из виду в данном исследовании. «Вы видите, по сути, лишь верхушку айсберга», — прокомментировал отчёт Google аспирант Института экологических исследований Амстердамского свободного университета Алекс де Врис-Гао (Alex de Vries-Gao).
Источник изображения: unsplash.com
Google утверждает, что указанный в её отчёте показатель расхода воды в 0,26 мл на средний запрос «на порядки меньше предыдущих оценок», которые в исследовании Рена достигали 50 мл. По мнению Рена, это сравнение вводит в заблуждение, так как он в своём исследовании учитывал как прямое, так и косвенное потребление воды ЦОД.
Google не учитывает ещё один важный показатель, связанный с энергопотреблением и загрязнением окружающей среды. В отчёте компании представлен только «рыночный» показатель выбросов углерода, учитывающий обязательства компании по поддержке роста использования возобновляемых источников энергии в энергосетях. Более комплексный подход должен учитывать местоположение ЦОД и текущее соотношение чистой и грязной энергии в местной энергосети. Эксперты считают, что Google следовало использовать именно такой подход, следуя стандартам, установленным международным «Протоколом по парниковым газам».
Google ссылается на предыдущее исследование, проведённое Реном и де Врис-Гао. Однако учёные утверждают, что Google сравнивает результаты, «как яблоки с апельсинами». Дело в том, что их предыдущие работы основывались на средних значениях, а Google использует медианные показатели, чтобы, как утверждает компания, «исключить искажение результатов выбросами, потребляющими чрезмерно много энергии». Компания также не сообщила количество слов или токенов для текстовых запросов, которые учитывались в отчёте.
Источник изображения: unsplash.com
Google ещё не представила свою новую работу на рецензирование, хотя представитель компании заявил, что компания планирует сделать это в будущем. По словам Google, компания стремится к большей прозрачности в отношении потребления воды, энергопотребления и выбросов углерода, а также предлагает более стандартизированные параметры для оценки воздействия на окружающую среду. Google утверждает, что идёт дальше предыдущих исследований, учитывая энергию, потребляемую простаивающими машинами и вспомогательной инфраструктурой центров обработки данных, например, системами охлаждения.
Google утверждает, что за последний год значительно повысила энергоэффективность Gemini, добившись 33-кратного снижения потребления электроэнергии на один запрос. По данным компании, углеродный след медианной подсказки за тот же период сократился в 44 раза. «Мы гордимся инновациями, лежащими в основе нашего повышения эффективности, и намерены продолжать существенно совершенствоваться в ближайшие годы», — говорится в блоге Google.
Однако, реальная картина выглядит более мрачной. Повышение эффективности может привести к увеличению загрязнения из-за опережающего роста потребления ресурсов искусственного интеллекта — к печальному явлению, известному как парадокс Джевонса. Так называемые «выбросы углерода, обусловленные амбициями» Google, выросли на 11 % в прошлом году и на 51 % с 2019 года, поскольку компания продолжает активно развивать ИИ.