Изначально краткий рассказ о создании той или иной кинокартины планировалось публиковать в начале статей из цикла "Компьютерные спецэффекты в фильмах". Но, если в начале 90-х гг. прошлого века число подобных лент можно было пересчитать при помощи пальцев рук, уже в 1996 году их количество перевалило за два десятка. С каждым следующим годом эта цифра постоянно росла, поэтому было принято решение создать отдельный цикл, который и будет освещать хроники выхода фильмов, в которых были применены компьютерные спецэффекты, а также краткое описание их создания. Сегодня мы поговорим о картинах 1997 года.
21 января в кинотеатрах США стартовал показ первого эпизода Специальной Редакции "Звёздных войн" ("Star Wars: Special Edition"). Её созданию была посвящена отдельная статья, так что останавливаться на трилогии мы не будем.
7 февраля состоялась премьера фильма "Пик Данте" ("Dante's Peak"), о котором мы упоминали в статье про "Звёздные войны".
Через три дня, 10 февраля, вышли фильмы "Реликт" ("The Relic") и "Турбулентность" ("Turbulence").
Для триллера "Реликт" Stan Winston Studios создала аниматронные модели монстра Котога (Kothoga), в то время как студия VIFX (50 эпизодов со спецэффектами) работала над его трёхмерной копией, использованной в сценах с большим количеством резких и быстрых движений. Кроме того, VIFX была задействована для анимации огня в конце фильма, а также компоузинга изображения, снятого на фоне "синего экрана", и рисованных фонов. Что касается экранной графики в фильме, за неё отвечала Banned from the Ranch Entertainment. Все компьютерные дисплеи в "Реликте" были созданы специально для фильма.
Над картиной "Турбулентность" работали студии Boss Film Studios, Pacific Title Digital и др. PTD отвечала за сцены внутри самолёта, снятые на фоне "зелёного экрана". Поскольку съёмка велась, когда Боинг был на земле, студия заменила вид из иллюминаторов на небо или облака, представлявшие собой рисованные фоны. PTD также занималась сканированием некоторых штормовых фонов, включавших вспышки молний, и их компоузингом в кадры с авиалайнером. Для съёмок турбулентности Boss Film Studios использовала девять слоёв рисованных облаков, анимированных по отдельности. Для этой же цели студией была создана трёхмерная модель Боинга 747 (а также истребителя F-14, появляющегося в конце фильма).
Фильм "Анаконда" ("Anaconda") вышел на экраны кинотеатров США 11 апреля. Несмотря на то, что для съёмок картины были использованы настоящие змеи, большинство эпизодов было снято при помощи аниматронных кукол (студии Edge Innovations и Steve Johnson's XFX) и компьютерных моделей (Sony Pictures Imageworks). Трёхмерная анаконда появлялась во множестве сцен с "замедленным движением" ("slow motion"), которые были сняты со скоростью 48 кадров/с. Кроме того, компьютерная модель змеи применялась в эпизодах под водой, а также в сцене с водопадом. Кроме анаконды, Sony Pictures Imageworks работала над эпизодом "трахеотомии", в котором актёр Джон Войт (Jon Voight) вставляет трубку в разрез на горле Эрика Штольца (Eric Stoltz) для того, чтобы тот мог дышать.
25 апреля вышла картина "Вулкан" ("Volcano") - дальняя родственница "Пика Данте" ("Dante's Peak"). Львиная доля из 250 насыщенных спецэффектами эпизодов была отдана на реалистичное отображение потока лавы, которому в фильме уделили большую часть времени. Для её создания супервайзер (глава) по спецэффектам "Вулкана" Мэт Бек (Mat Beck) решил совместить два метода: смоделированную при помощи компьютера трёхмерную лаву и её настоящий аналог, правда, в уменьшенном варианте. Миниатюрная лава применялась в кадрах, в которых неподвижная камера была размещена максимально низко над землёй. Для их создания использовали макеты в 1/8 реальной величины, на которых были размещены ложные объекты, изображавшие автомобили и обломки строений.
Компьютерный вариант (моделирование - студия Light Matters, Inc., компоузинг - VIFX и POP Film) использовали в сценах с большим количеством движения, например, в "съёмках с вертолёта". Во время моделирования лавы на компьютере художники использовали фотографии миниатюр для создания текстур.
5 мая состоялась премьера картины "Пятый элемент" ("The Fifth Element"). Созданием 220 эпизодов со спецэффектами занималась студия Digital Domain. Как и в "Вулкане", во время съёмок фильма были использованы и миниатюрные модели, и компьютерная графика. Например, если Нью-Йорк 2259 года представлял собой миниатюрный макет, то автомобили в городе, в зависимости от их движения, были либо дистанционно управляемыми физическими, либо трёхмерными моделями. Для трёхмерного моделирования применялось ПО компаний Side Effects, Softimage и Arete. Финальный рендеринг взял на себя пакет RenderMan студии Pixar.
23 мая вышло долгожданное продолжение "Парка Юрского периода" ("Jurassic Park") под названием "Затерянный мир: Парк Юрского периода" ("The Lost World: Jurassic Park"), которым опять занималась студия Industrial Light & Magic. Наиболее значительным нововведением ILM стала интеграция трёхмерных динозавров в реальные видеосъёмки. Если первая часть фильма была революционной в плане использования компьютерной анимации, то "Затерянный мир" добавил к ней динамическое движение виртуальной камеры в статичных кадрах. Кроме того, были значительно улучшены эффекты освещения и компоузинг трёхмерных элементов в основном видеоряде.
6 июня вышел фильм "Воздушная тюрьма" ("Con Air"). Большинство спецэффектов картины представляют собой сцены снаружи и внутри похищенного лайнера С-123. Управляемая дистанционно миниатюрная модель самолёта была снята на фоне "зелёного экрана", а затем наложена на реальные видеосъёмки. Кроме того, студия Dream Quest Images создала трёхмерную модель автомобиля Corvette для эпизодов приземления С-123 в центре Лос-Анджелеса.
Через неделю свет увидела картина "Скорость 2" ("Speed 2: Cruise Control"), в производство которой были вовлечены студии ILM и Rhythm & Hues. Для эпизодов с катером ILM была смоделирована фотореалистичная трёхмерная модель судна, на тот момент наиболее сложная из всех, которые когда-либо студия создавала. Rhythm & Hues отвечала за подводные сцены - моделирование винтов катера, его якоря, а также сотен пузырьков под водой. Кроме того, студия создала трёхмерную модель самолёта, а также анимировала взрыв во время его столкновения с танкером.
20 июня состоялся первый показ картины "Бэтмен и Робин" ("Batman & Robin"), содержащей более 400 эпизодов со спецэффектами. Фильм мог похвастаться как фотореалистичными, так и анимационными трёхмерными персонажами. Для сцен, в которых игра актёра была сопряжена с опасностью или вообще невозможна (например, падение с высоты в сотни метров), были созданы трёхмерные двойники. Кроме того, студиями, вовлечёнными в создание фильма, была проделана гигантская работа по закраске страховочных тросов в кадрах.
Но наиболее значительным нововведением "Бэтмена и Робина" стал, без сомнения, эффект "Мёртвого времени" (Deadtime effect). О том, что он из себя представляет, мы поговорим в отдельной статье. А пока, для краткости: суть эффекта "Мёртвого времени" состоит в том, что все объекты сцены замирают, но камера продолжает вращаться вокруг или вдоль них (вспомните "Матрицу" ("The Matrix"), и всё сразу станет ясно).
Июль 1997 года подарил миру сразу шесть фильмов с отличными компьютерными спецэффектами.
2 июля в кинотеатрах появились "Люди в чёрном" ("Man in black"). Картина содержит в себе большое количество анимированных трёхмерных персонажей, созданных ILM (около 250 эпизодов). Кроме того, студия ответственна за сцены, отснятые на фоне "синего экрана", закраску страховочных тросов, а также финальный компоузинг изображения. В процессе съёмок фильма были также использованы традиционные техники создания спецэффектов: миниатюры и аниматронные куклы, созданные Rick Backer's Cinovation Studios, Steve Johnson's VFX, KNB EFX Group и ME*FX.
Буквально через неделю, 11 июля, вышли фильмы "Простое желание" ("A Simple Wish") и "Контакт" ("Contact").
Над "Контактом" работали такие "киты" индустрии как: Sony Pictures Imageworks (300 эпизодов), Weta Ltd. (48 эпизодов), ILM (40 эпизодов), а также 7 студий поменьше. В результате получился один из наиболее насыщенных спецэффектами фильмов 1997 года.
Уже первая сцена, изображающая полёт сквозь вселенную, была впоследствии названа одним из наиболее длинных эпизодов в киноиндустрии, созданных при помощи компьютера. Фильм также примечателен своими "невидимыми" компьютерными спецэффектами. Сюда входят: трёхмерные антенны радиотелескопов и модели обеих Машин (Machine) за стёклами окон, закраска страховочных тросов, рисованные задние фоны, замена теней различных объектов, а также морфинг (изменение формы объекта). Некоторые сцены, снятые в дневное время суток, необходимо было сделать ночными. Для этого ILM вырезала из видеокадров настоящее дневное небо, заменив его "компьютерным ночным". Как и фильм "Форрест Гамп" ("Forrest Gamp"), "Контакт" может похвастаться кадрами с бывшим президентом США Биллом Клинтоном (Bill Clinton), вставленными в видеоряд при помощи компоузинга и ротоскопинга.
16 июля состоялась премьера фильма "Джордж из джунглей" ("George of the Jungle"). Несмотря на свой малый бюджет (что, впрочем, не помешало ему собрать 105 млн. долл. в США), фильм может похвастаться довольно сложной компьютерной графикой и анимацией, а также реалистичными рисованными фонами (всего 60 эпизодов). Студия Dream Quest Images (DQI) немало потрудилась в добавлении человекоподобных выражений чувств настоящим животным - слонам и львам. В случае с травоядными великанами DQI заменила их настоящие глаза увеличенными трёхмерными. Но наиболее зрелищными являются 15 эпизодов, в которых фигурирует Шип (Shep) - компьютерный слонёнок, воображающий себя собакой. Являющийся первой трёхмерной "живой" моделью студии, Шип по праву стал наиболее правдоподобным анимированным персонажем в 1997 году. Кроме трёхмерной графики и анимации, а также рисованных фонов, студии DQI, CIS Hollywood и D-Rez работали над компоузингом сцен, снятых на фоне "синего экрана", а также закраской страховочных тросов.
25 июля вышла картина "Самолёт президента" ("Air Force One"), над которой трудились студии Boss Film Studios, Cinesite и Digiscope. Boss Film работала над эпизодами в начале фильма, включающие облёт самолёта. В зависимости от траектории полёта авиалайнера использовалась либо миниатюрная модель, либо её трёхмерный аналог. Компьютерный самолёт был настолько реалистичен, что им воспользовались при съёмках лайнера с близкого расстояния, для которых традиционно применяли миниатюры. Boss Film также создала рисованный фон московского аэропорта, используя различные фотографии настоящей локации. Студия Cinesite отвечала за съёмки актёра Гаррисона Форда (Harrison Ford) на фоне "зелёного экрана", Digiscope - за финальный компоузинг изображения.
В последний день месяца, 31 июля, стартовал показ картины "Спаун" ("Spawn"), над которым работали более 22 студий! Недаром количество эпизодов со спецэффектами, изначально составлявшее 77 штук, было, со временем, увеличено до 400. Львиной долей этих сцен занималась студия ILM. Её "перу" принадлежит: создание и анимация плаща Спауна, эффекты трансформации его тела (появление различных цепей, захватов и шипов), анимация превращения Клоуна и т.д.
15 августа вышел фантастический фильм "Сквозь горизонт" ("Event Horizon"). Визуальные эффекты (250 эпизодов) для картины практически полностью были созданы в Европе студиями Cinesite, Computer Film Company и The Magic Camera Company. Что же касается миниатюр, их моделированием занималась студия Mass.Illusion, находящаяся в США. Несмотря на большое количество космических сцен, наиболее оригинальными эпизодами являются те, действие в которых происходит внутри космического корабля "Сквозь горизонт". Наиболее зрелищный из них - цифровое изымание глазных яблок у героев фильма. Для этого актёры носили контактные линзы, которые служили специальными метками. Студией Cinesite был произведён 3D-треккинг этих меток для того, чтобы художники имели возможность создать внутреннее представление голов актёров. Контактные линзы, а также настоящие глаза были закрашены отделом двухмерного моделирования студии. Напоследок в кадры был добавлен созданный Cinesite трёхмерный элемент для того, чтобы через пустые глазницы зрителю было видно внутреннюю часть головы. Из других зрелищных спецэффектов можно выделить взаимодействие актёров с трёхмерными предметами (и бутылкой воды в частности) во время невесомости, прохождение сквозь скопления жидкого охладителя и др.
Неделю спустя на экранах кинотеатров США появился фильм "Мутанты" ("Mimic"), повествующий о вирусе и мутировавших тараканах. Большое количество спецэффектов в картине было создано при помощи аниматроники, полноразмерных моделей, компьютерной анимации, а также миниатюр. За компьютерных монстров отвечали студии C.O.R.E. Digital Pictures и Hybride, в то время как физическими моделями занималась Gajdecki Visual Effects. Над дизайном жуков "Мутантов", а также других созданий, фигурирующих в фильме, работал ТайРубен Эллингсон (TyRuben Ellingson), бывший директор дизайн-отдела студии ILM.
29 августа состоялась премьера фильма "Кулл-завоеватель" ("Kull The Conqueror"), основной массой спецэффектов для которого занималась студия MetroLight Studios. Наиболее интересны в фильме эффекты пламени. Несмотря на то, что небольшая часть из них представляла собой статичные двухмерные кадры огня, MetroLight проделала большую работу по компоузингу и ротоскопингу изображения, позволив героям фильма ходить перед пламенем в длинных, по 5-6 секунд, сценах. Кроме того, заслуживают внимания: эпизод с анимированным Поцелуем Огня, несколько эпизодов с морфингом, а также анимация распада тела одного из героев во время его падения в огонь.
26 сентября вышла картина "Миротворец" ("The Peacemaker"), созданием "невидимых" спецэффектов для которой занимались студии Pacific Data Images (приблизительно 40 эпизодов) и Pacific Title Digital (около 50 эпизодов). Над начальными эпизодами фильма, снятыми в дневное время суток, была произведена цветокоррекция, чтобы они выглядели "ночными". PDI и PTD объединили свои усилия для создания дыма, вздымающегося из труб поезда. Для множества сцен потребовался сложный ротоскопинг, поскольку актёры фильма играли на фоне анимированного дыма. Цифровые источники света, отражения и блики, атомный взрыв и крушение русского поезда, взрыв вертолёта, трёхмерные ландшафты, а также множество сцен, снятых на фоне "синего экрана" позволяют назвать спецэффекты "Миротворца" одними из наиболее зрелищных в 1997 году (хотя практически не заметных простому зрителю).
"Адвокат дьявола" ("The Devil's Advocate") вышел на экраны кинотеатров США 17 октября. Фильм содержит множество пиротехнических элементов, эпизоды с морфингом, а также большое количество сцен, снятых на фоне "синего экрана". Кроме того, Computer Film Company создала и анимировала для него модели демонов, а также их цифровые лица, наложенные на настоящих актёров.
Через неделю, 24 октября, появилась картина "Гаттака" ("Gattaca"). Из приблизительно 70 эпизодов со спецэффектами большая часть представляет собой запуск похожего на Шаттл космического корабля. При этом, если его снимали с близкого расстояния, использовали миниатюрную модель, построенную студией Hunter-Gratzner Industries. Для сцен, в которых корабль виден издалека, была создан его трёхмерный аналог.
В последний день октября состоялась премьера фильма "Красный угол" ("Red corner"), 33 эпизодами со спецэффектами для которого занималась студия Digital Domain. Все съёмки в Бейджинге представляют собой компоузинг снятого на фоне "синего экрана" изображения с двух- и трёхмерными рисованными фонами, основанными на фотографиях китайского города.
7 ноября стартовал показ фильма "Звёздный десант" ("Starship Troopers"), которому посвящена отдельная статья из цикла "Компьютерные спецэффекты в фильмах".
Выход картины "Смертельная битва: Аннигиляция" ("Mortal Kombat: Annihilation") состоялся 21 ноября. Большинство компьютерных спецэффектов в фильме (над которыми работали 13 студий) представляют собой вспышки света, искрящуюся цифровую анимацию и эффекты искажения. Кроме того, в наличии анимированные трёхмерные существа и миниатюрные макеты локаций. В сценах в начале фильма была произведена замена настоящего неба на компьютерное. Всего же в процессе фильма цифровым небосводом могут похвастаться около 70 эпизодов. Одними из наиболее зрелищных эпизодов являются путешествия героев на специальных шарах в недрах Земли. Использующие миниатюрные модели, а также компоузинг фигур людей, эти эпизоды - наиболее фотореалистичные в фильме.
28 ноября мир увидели сразу две новых картины - "Чужой: возрождение" ("Alien: Resurrection") и "Флаббер: Попрыгунчик" ("Flubber"). Каждый фильм заслуживает отдельной статьи, которые появятся на 3DNews в ближайшее время.
19 декабря режиссёр Джеймс Кэмерон (James Cameron) представил миру своё последнее произведение - фильм "Титаник" ("Titanic"), ставший, если не брать во внимание инфляцию доллара и фильм "Унесённые ветром" ("Gone With the Wind"), самой прибыльной картиной за всю историю существования кинематографа (мировой прокат - 1,8 млрд. долл.) Но об этом мы поговорим с Вами в отдельной статье.
В один день с "Титаником" вышла картина "Мышиная охота" ("Mousehunt"), содержащая 160 эпизодов со спецэффектами. Для сцен с бесстрашным и ловким мышонком была использована комбинация видеосъёмок настоящей тренированной мыши, аниматронной версии, построенной Stan Winston Studios, а также компьютерной модели, смоделированной и анимированной Rhythm & Hues Studios (20 эпизодов). Кроме мышки студия создала также и другие трёхмерные объекты: скачущую по мышеловкам вишенку, оливки и другую еду, которую несёт на себе мышонок, вращающуюся монету, тараканов, поднимающихся по пачке из-под сигарет и т.д. Из "не мышиных" сцен можно выделить ящик, в котором находился Котзилла (Catzilla), созданный и анимированный R&H.
Под занавес 1997 года, 25 декабря мир увидели картины "Кундун" ("Kundun") и "Американский оборотень в Париже" ("An American Werewolf In Paris").
Большинство спецэффектов из первого фильма представляли собой компоузинг рисованных фонов. Фильм, снятый большей частью в Марокко, также содержал в себе добавленные или изменённые цифровым методом горы и небо для симуляции Тибета. Из невидимых эффектов стоит также отметить дублирование толп людей.
И, напоследок, пару слов об "Американском оборотне". Как и в большинстве фильмов про различных чудовищ, для съёмок были использованы как аниматронные, так и компьютерные модели (Santa Barbara Studios). Для эпизодов во второй половине фильма, в которых фигурирует заброшенная церковь, были использованы рисованные фоны: один для дневных сцен, второй - для ночных. Во время видеосъёмок эпизода банджи-джампинга с Эйфелевой башни актёры были сняты на фоне "зелёного экрана", а затем "вставлены" в основной видеоряд. Кроме того, для придания эпизоду драматичности в кадры была добавлена луна и окружающие её анимированные тучи.