Аналитика

"Звёздный десант". Компьютерные спецэффекты в фильме

⇣ Содержание

Сегодня мы поговорим о "Звёздном десанте" ("Starship Troopers"), ставшим, по мнению многих, лучшим фильмом 1997 года в жанре фантастического кино. К тому же, он содержал более 500 эпизодов со спецэффектами, что позволило, до выхода фильма "Титаник", назвать его одной из наиболее совершенных по своему техническому исполнению кинокартин.

Когда и как?

Обладатель Academy Award Фил Тайппетт (Phil Tippett) уже знаком нам по работе над фильмами "Парк Юрского периода" и "Сердце дракона" ("Dragonheart"). Но его имя стало известным ещё в далёкие 80-е, когда он работал над картинами: "Звёздные войны: Эпизод V: Империя наносит ответный удар" ("Star Wars. Episode V: The Empire Strikes Back"), "Уиллоу" ("Willow"), "Робот полицейский 2" ("RoboCop 2") и др. Его компания, Tippett Studio, создала спецэффекты для 250 эпизодов "Звёздного десанта".


Фил Тайппетт возле одной из моделей жука-воина в натуральную величину (5,5 м)"

Тайппетт был знаком с продюсером фильма, Джоном Дэвидсоном (Jon Davidson) с 1976 года. "Мы вдвоём работали над картинами Роджера Кормэна (Roger Corman)", - вспоминает Фил. "Нам обоим нравились научно-фантастические фильмы, и мы всегда хотели сотрудничать в этом жанре". Тайппетт, а также режиссёр "Звёздного десанта" Пол Верховен (Paul Verhoeven), продюсер Дэвидсон и сценарист Эд Ньюмеер (Ed Neumeier) работали вместе над фильмом "Робот полицейский", вышедшим в 1987 году.


Продюссер "Звёздного десанта" Пол Верховен

"Звёздный Десант" был отличной возможностью повторного воссоединения всей творческой команды. Мы провели отличное время, сотрудничая вместе, а "Десант" обладал таким потенциалом, что я хотел быть вовлечён в его создание с самого начала", - говорил Тайппетт.

Работая над проектом фильма с 1990 года, Фил отметил, что с того времени сценарий перетерпел множество изменений. В то время как он изменялся, развивались и визуальные спецэффекты, с помощью которых планировалось создавать жуков. Тайппетт вспоминает: "В 90-е всё было иначе, чем сейчас… мы начали думать о съёмках фильма ещё в то время, до появления "Парка Юрского периода". В наших планах было использование традиционного метода фотографирования моделей: или с помощью технологии stop-motion, или аниматронных кукол. Всё изменилось в 1993 году с появлением на экранах фильма Стивена Спилберга (Steven Spielberg)". Cразу после выхода "Парка Юрского периода" Верховен, Дэвидсон, Ньюмеер и сам Тайппетт начали думать, каким образом жуки будут представлены в "Звёздном десанте". "После "Парка" мы пришли к единогласному решению, что вся жучиная братия будет создана при помощи компьютера".

Жучиная братия

Глава отдела художников Крейг Хейс (Craig Hayes) отвечал за дизайн всех видов насекомых, фигурирующих в "Звёздном десанте". "Мы хотели продолжить тематику Второй Мировой войны, представленной Верховеном, в дизайне арахнидов. Сродни различным элементам войны, жук-воин напоминает мобильную пехоту, жуки-танкеры - танки Второй Мировой; тяжёлая артиллерия воплощена в плазменных жуках и т.д."

Для того чтобы stop-motion-аниматоры могли анимировать трёхмерных динозавров в "Парке Юрского периода", Хейс и Тайппетт разработали "Устройство для Цифрового Ввода" ("Digital Input Device"), сокращённо УЦВ, позволявшее человеку в режиме реального времени физически управлять компьютерной моделью. После использования устройства в фильмах "Парк Юрского периода" и "Дрожь 2" ("Tremors 2"), Tippett Studio применила его для создания десятков эпизодов в "Звёздном десанте". "Мы продолжали улучшать УЦВ даже после выхода "Парка", - говорит Тайппетт, - "Крейг добился того, чтобы устройство было более отзывчивым по отношению к движениям человека, управлявшего им. Данные меры позволили многократно сократить время, потраченное аниматорами". Кроме УЦВ, для анимации арахнидов были использованы традиционные техники: "захват движения" (motion capture) и "покадровая анимация" (keyframe animation).



Несмотря на то, что жучиная братия практически везде трёхмерна, в некоторых случаях для съёмок понадобились аниматронные куклы. Для "Звёздного десанта" их создала студия Amalgamated Dynamics

Тайппетт добавил: "В большинстве случаев условия движения жуков диктовали эскизы Крейга… мы создали большое количество аниматики, а также добавили насекомым вес и ограничения в их движении для того, чтобы увидеть, насколько реалистично арахниды могут ходить, бегать и атаковать. Кроме того, мы потратили месяцы на исследования, которые включали в себя чтение книг и просмотр множества документальных видеофильмов про различных насекомых".





Трёхмерные жуки (сверху в низ: жук-воин, плазменный жук, жук-танкер и летающий жук) в фильме очень реальны. Немалая заслуга в этом лежит на средствах из создания и анимации: рабочих станциях SGI Octane2, и программе Softimage 3D

Освещение трёхмерных моделей жуков отняло у Tippett Studio немало времени, поскольку в "Звёздном десанте" они должны были присутствовать как в ночных сценах, которые освещала луна, так и дневных, освещаемых солнцем. Рассказывает Главный технический директор Лерри Уисс (Larry Weiss), отвечавший за эти эффекты: "Во время работы над дневными сценами мы старались воссоздать освещение, которое создавало настоящее небо. Для этого мы комбинировали направленные лучи, а также группу источников света, идущих не только от солнца, но и отражающихся от земли". Замеры положения светила проводились во время видеосъёмок: были использованы фотографирование серой сферы, а также макеты жуков. "Мы определяли цвет и интенсивность каждого из этих источников света". Благодаря такому подходу трёхмерные насекомые в фильме выглядят невероятно реальными, органично вписываясь в окружающую среду.

Для эпизодов, в которых в кадре одновременно находятся сотни жуков-воинов, были использованы различные методы экономии процессорной мощности для уменьшения времени финального рендеринга. "Некоторые кадры были настолько сложны, что их просчёт занимал 32 часа. Для уменьшения этого времени Дерби Джонстон (Darby Johnston) разработал систему, которая уменьшала количество полигонов у моделей арахнидов, находящихся вдали от камеры", - вспоминает Уисс. "Мы использовали т.н. "спрайтовую" технику, суть которой состояла в следующем: рендеринг полного вращения виртуальной камеры вокруг одного жука был занесён в библиотеку".

Технический Директор отметил, что Джонстон написал алгоритм, определявший, какой из кадров вращения, в зависимости от маршрута насекомого, а также положения камеры, необходим в данный момент, и затем вставлял его в видеоряд. "Предпринятые меры намного упростили нашу работу, а также позволили уменьшить время финального рендеринга, в результате чего самые сложные кадры просчитывались за 18 часов".


Сотни жуков наводнили блокпост Виски (Whisky). Рендеринг сцены, как, впрочем, и всех остальных, осуществлён при помощи пакета RenderMan студии Pixar

Не жуками едиными

Обязанности Tippett Studio не ограничивались моделированием арахнидов и их анимацией. Студия была также вовлечена в создание различных эффектов на основе частиц, таких как огненный поток жука-танкера и энергетические выстрелы плазменного жука. Лерри Уисс вспоминает: "Во время моделирования внешнего вида "дыхания" жука-танкера, мы просмотрели множество документальных видеосъёмок настоящей лавы. Несмотря на то, что огненный поток не должен был быть лавой, он обладал некоторыми из её свойств. Мы долго работали с пакетом Dynamation компании Wavefront для того, чтобы окончательный вид соответствовал нашим требованиям".


Трёхмерные модели солдат, созданных Tippett Studio, сгорают в потоке пламени жука-танкера

Что касается сгустков плазмы, их создание отняло у студии больше времени и сил, поскольку все данные для их моделирования были использованы не только самой Tippett Studio, но и Sony Pictures Imageworks. "Наша студия создала плазменные выстрелы при помощи Dynamation", - говорит Уисс, - "а затем передала данные по их моделированию студии Sony Pictures Imageworks, поскольку они нужны были ей для работы над своими эпизодами. Уолт Хайнимен (Walt Hyneman), заместитель начальника отдела компьютерных спецэффектов Sony Луиса Цеторелли (Louis Cetorelli), был посредником в передаче наших данных. Выстрелы, совершаемые плазменными жуками, были смоделированы Tippett Studio, в то время как заряды плазмы, летящие в воздухе, или проходящие между космическими кораблями и сквозь них, были созданы Sony Pictures Imageworks при помощи наших наработок в Dynamation".



На рисунке вверху изображены сгустки плазмы Tippett Studio; внизу, среди космических кораблей - работа Sony Pictures Imageworks

Космические корабли и баталии

Ни один хороший фильм жанра научной фантастики не обходится без космических эпизодов. "Звёздный десант" в этом плане не стал исключением. За хореографию движения массивных звёздных крейсеров во время межпланетных перелётов отвечал глава отдела визуальных эффектов Скот Андерсон (Scott E. Anderson). Боевыми же сценами заведовал Ден Редфорд (Dan Radford), сотрудник Sony Pictures Imageworks.

В процессе чтения сценария, Андерсон, получивший награду Academy Award за свою работу над фильмом "Бейб" ("Babe", 1995), понимал, что "Звёздный десант" будет содержать множество амбициозных космических сцен. Первое, что пришлось сделать Скоту - решить, каким образом будут представлены корабли - физическими, или же трёхмерными моделями. По его словам: "Практически с самого начала моей работы над фильмом я считал, что для "Звёздного десанта" будет логичнее использовать миниатюрные макеты. Поскольку на первом месте стояла детализация корабля, модель должна была быть большой, что также говорило против использования компьютеров. К тому же, я всё ещё полагал, что в то время физические макеты были "на шаг впереди" своих трёхмерных аналогов". Тем не менее, малые корабли, истребители поддержки и десантные транспорты, в части эпизодов для большей гибкости и манёвренности были смоделированы на компьютере.

Миниатюрные макеты, созданные для "Звёздного десанта", по праву носят титул одних из самых сложных. Не даром над ними трудились сразу три студии: Thunderstone (подразделение моделирования Sony Pictures Imageworks), Boss Film и ILM.

Мастерская студии Thunderstone

Дейв Чемберлейн (Dave Chamberlain), главный дизайнер Thunderstone, вспоминает про количество созданных студией макетов кораблей: "Больших звёздных крейсеров класса Роджер Янг (Rodger Young) было построено 13 штук. Сюда входила одна 5,4 метровая модель с отсоединяемыми секциями для эпизода разрушения, шесть 2,7 м кораблей и шесть 46 см миниатюр для съёмок с большого расстояния". Кроме того, по заказу ILM студия Thunderstone построила для неё двенадцать 15 см. моделей. Чемберлейн продолжает: "Мы сделали четыре 1,35 м десантных транспорта и одну 76 см модель. В дополнение для них была построена платформа для запуска в том же масштабе. Кроме вышеперечисленных кораблей, нами были сделаны: спасательная шлюпка в масштабе 1:5, истребитель поддержки в масштабе 1:24, а также незаконченная модель космической станции Тайкондирога (Ticonderoga) высотой 2,4 м и несколько звёздных крейсеров такого же масштаба для студии ILM".




Модели кораблей размером 15 см (вверху), 46 см (посредине) и крейсер-гигант длиной 5,4 м (внизу)

Другие студии также построили модели для своих сцен. По словам Чемберлейна: "Boss Films создала ещё одну 5,4 м модель, ILM, в дополнение к доработке станции Тайкондирога, несколько 1,2 м крейсеров с разрушенными корпусами. Thunderstone создала причальные доки для Роджера Янга, которые были использованы ILM в её эпизодах с лунным кольцом (ей же созданным)".

Тот же 5,4 м корабль, рядом с которым, для сравнения, стоит человек

"Мы занимались постройкой кораблей на протяжении почти четырнадцати месяцев", - вспоминает Чемберлейн. "Если брать во внимание работу всех трёх студий, "Звёздный десант" можно назвать наиболее объёмным проектом, использующим миниатюрные модели, причём не только по их количеству, но и по размерам".


И в фильмах бывают "пасхальные яйца" - на задней части верхней надстройки одной из моделей кораблей класса Роджер Янг можно увидеть небольшую копию Тысячелетнего Сокола из саги "Звёздные войны"

Фотографирование миниатюрных кораблей было также нелёгкой задачей. Специально для фильма Sony построила два самых больших крана для моделей в истории кинематографа. По словам Чемберлейна: "Больший кран имел название Джайентор (Gigantor). Второй, Трайекс (Triax), был стандартным трёхосевым механизмом с той лишь разницей, что его размеры превосходили остальные подобные краны в четыре раза. Во время съёмок 5,4 м модели она обычно всегда была неподвижной, а перемещалась лишь камера. Исключение составил эпизод разрушения Роджера Янга пополам: Джайентор двигал одну половину корабля, а Трайекс - вторую".

Сцены разрушения кораблей в "Звёздном десанте" - то, чем Sony по праву может гордиться. Скот Андерсон говорит: "Во время моих ранних бесед с Полом Верховеном он дал мне понять, что требует ощущения эпической войны от всех визуальных эффектов. Поэтому я действительно хотел сфокусироваться на больших сражениях".

"Именно требование Верховена по поводу наличия в фильме драматических батальных сцен привело нас к созданию наиболее сложных и детализированных эпизодов, которые Sony Pictures Imageworks когда-либо создавала. Нередко в одном кадре одновременно присутствовало несколько сотен отдельных элементов", - заканчивает он.

Эти элементы, включавшие в себя фотосъёмку моделей, рисованные фоны звёздного неба, плазменный огонь, пиротехнику, интерактивные источники света, а также сами корабли, были совмещены командой компоузеров Sony. Глава отдела компоузинга Sony Джей Купер (Jay Cooper) вспоминает: "Чудовищность размера и насыщенности некоторых эпизодов заставила наши компьютеры изрядно потрудиться. Часть эпизодов, над которыми я работал, особенно последовательность разрушения Роджера Янга, содержала более чем 200 элементов огня в кадре. Большинство компьютерных программ зависают или начинают "тормозить" уже при 50 элементах". Для своих нужд Sony использовала системы компоузинга Composer и Cineon компании Wavefront.

Для того чтобы объяснить всю сложность сцен разрушения, Дейв Чемберлейн рассказывает о процессе съёмок эпизода, в котором происходит столкновение двух звёздных крейсеров: "Столкновение двух кораблей было сделано "в один заход" - мы решили по-настоящему столкнуть их один с другим. Одна модель была установлена на Джайенторе, а вторая - на Трайексе. Мы провели съёмки движения первого корабля, затем убрали один сегмент в носовой части, в результате чего на его месте оказалась большая дыра. Затем мы столкнули их вместе. Движения обоих кранов были запрограммированы таким образом, чтобы нос второго корабля летел прямо в дыру первого. При этом мы не дали кораблям прикоснуться друг к другу во избежание поломок. Отдел компьютерного моделирования добавил анимацию постепенной деформации первого корабля после удара, а также пламя взрывов на обоих крейсерах".

Столкновение двух звёздных крейсеров

Sony Pictures Imageworks провела съёмки сотен различных пиротехнических взрывов специально для того, чтобы потом вставить их в свои эпизоды. Нередко каждый кадр содержал от 50 до 100 отдельных пиро-элементов. Джей Купер отметил: "Всего было отснято около двух часов миниатюрных взрывов. Все взрывы на кораблях в фильме настоящие, а не компьютерные. Сложность их компоузинга потребовала от команды из четырёх человек приблизительно полтора месяца на создание наиболее сложных кадров".


Для съёмок этой сцены была использована 2,7 м модель Роджера Янга. Миниатюра - Thunderstone, компоузинг - Sony Pictures Imageworks

Скот Андерсон подвёл итоги работы Sony следующими словами: "Мы завершили 125 эпизодов. 75 из них были самыми сложными, с которыми мне приходилось сталкиваться за свою карьеру".


Нередко в фильме мелькают эпизоды, в которых на экране одновременно видно десятки кораблей Федерации. Все они - дистанционно управляемые миниатюрные модели

Не боевые сцены

В самом начале фильма есть эпизод, в котором астероид, направляющийся к Земле, уничтожает оборонительные орудия лунного кольца. Другие лунные эпизоды, такие как полёт Кармен Ибенез (Дэнис Ричардс, Denise Richards) на тренировочном флайере, её управление Роджером Янгом во время отчаливания из дока, а также оба эпизода со станцией Тайкондирога были созданы студией Industrial Light & Magic под управлением супервизора Скота Скуайриса (Scott Squires).



Вверху - 1,35 м модель десантного транспорта, внизу - истребитель поддержки

Для эпизода с астероидом ILM построила 90 см космический "булыжник" для его большего соответствия модели студии Boss Film. По словам Скуайриса: "нам необходимо было удостовериться, что оба астероида будут выглядеть и двигаться схожим образом". Оборонительные орудия лунного кольца были созданы в том же масштабе, что и сама станция. Лазерные же лучи были анимированы на компьютере и затем помещены в кадры. Скуайрис добавил: "Мы также провели съёмки пиро-версии астероида, которая была затем взорвана. После этого мы наложили оба видеоряда на этапе компоузинга".

Лунное кольцо было создано путём съёмки одной и той же его секции. Внутренности кольца были построены с рассчётом на отсоединение верхних частей, благодаря которым было возможно движение дистанционно управляемой камеры. "Флайер Кармен представлял собой трёхмерную модель. Изначально мы планировали построить миниатюру, но из-за необходимости в сложных движениях как внутри, так и снаружи кольца мы решили, что целесообразнее будет смоделировать её на компьютере".

Копируй/вставь. При помощи именно такого метода было создано лунное оборонительное кольцо

В следующем эпизоде, над которым трудилась ILM, Кармен пилотирует Роджер Янг во время его вылета из дока. Скуайрис вспоминает: "Мы потратили много времени на аниматику сцены, тщательно устанавливая временные метки и переснимая каждый кадр, пока Пол (Андерсон) не остался доволен". ILM построила 2,7 м модель звёздного крейсера, а также док лунной станции (над частями которого также поработала студия Thunderstone). "Стыковочные кабеля дока представляли собой трёхмерные модели", - говорит Скуайрис, - "Пар и газ были созданны при помощи программ моделирования на основе частиц. Мы также добавили в кадры трёхмерных рабочих в космических скафандрах".

Один из отдельных космических эпизодов в "Звёздном десанте" демонстрирует столкновение Роджера Янга с астероидом арахнидов. Задача по съёмке визуальных эффектов для него легла на плечи студии Boss Film Studios под управлением супервизоров Дэвида Джонса (David Jones) и Джима Райджела (Jim Rygiel), в то время как их компоузингом занималась студия POP Film.

Первая же сцена претендует на звание самой сложной во всём эпизоде. Камера покрывает огромные расстояния, демонстрируя вначале весь Роджер Янг, а затем, плавно приближаясь к рубке управления, дежурящую в ней Кармен Ибенез. Когда студия начала свою работу, часть с живыми видеосъёмками была уже отснята, поэтому Boss не могла вносить никаких изменений в сцену. Том Дедрес (Tom Dadras), супервизор по визуальным эффектам Boss Film, делится своими воспоминаниями: "Имея на руках готовую часть отснятых видеоданных, нам приходилось, во время разработки сцены, отталкиваться именно от неё".

"Как только мы закончили с аниматикой сцены, последовал этап съёмок звёздного крейсера", вспоминает Дедрес. Несмотря на то, что Boss Film построила для своих нужд 5,4 м модель Роджера Янга, размеры рубки управления, высота которой составляла всего 1,4 см, не позволяла приблизить камеру близко к модели. Решением стало создание трёхмерной рубки, которая заменит оригинал в определённое время движения камеры. Цифровая модель рубки была смоделирована на основе сосканированной студией Viewpoint части 5,4 м модели крейсера, в то время как текстуры подготовила Sassoon Film Design.

Верхний рисунок - 5,4 м модель, средний - трёхмерная рубка управления, нижний - живое видео

Финальным компоузингом сцены занималась студия POP Film. Продюсер Андре Д'Амико (Andrea D'Amico) вспоминает: "Из-за своей сложности эта сцена стала нелёгким испытанием не только для самой Boss, но и для наших компоузеров. Необходимо было очень постараться, чтобы совместить части Boss и наши, между моделью корабля, трёхмерной рубкой управления и живыми видеосъёмками. Будем надеяться, зритель не заметит переход между ними, и примет сцену за реальность".

В то время как эпизод продолжается, Роджер Янг сталкивается с летящим навстречу ему астероидом, в результате чего теряет верхнюю надстройку. Дедрес рассказал, что Boss построила две модели. "Первая представляла собой полноценный астероид, обладавший возможностью вращения в любом направлении, которое было нам необходимо. Вторая 6,6 м модель являлась лишь частью астероида. Она использовалась в кадрах столкновения со звёздным крейсером".


Столкновение Роджера Янга с астероидом арахнидов

Съёмка самой сцены была нелёгкой задачей. "Модель астероида, сталкивающаяся с Роджером Янгом, имеет другой масштаб по сравнению с кораблём", - объясняет Дедрес, - "поэтому съёмка обоих элементов была произведена отдельно. Нам пришлось заранее спланировать буквально каждое их движение, а также освещение и тени, благодаря чему модели, снятые отдельно и построенные в различных масштабах, выглядели бы так, как если бы находились рядом".

Не меньше труда в сцену положила и студия POP Film. Д'Амико вспоминает: "Нами была сгенерирована карта звёздного неба, которая должна была соответствовать небу Sony из эпизодов сражений. Мы также занимались кадрами, в которых фигурировали основные двигатели Роджера Янга. Добавление дополнительного потока энергии, вырывающегося из них, заставило изрядно попотеть наши компьютеры". Достижение одинакового внешнего вида работающих двигателей кораблей Sony и Boss было также большой необходимостью. "Наш отдел компьютерного моделирования тесно сотрудничал с Sony", - вспоминает Д'Амико. "Мы использовали их шейдеры для создания голубой пылающей энергии, вырывающейся из двигателей".


Плазменные потоки, вырывающиеся из сопел двигателей звёздных крейсеров

"Вы хотите знать больше?"

Несмотря на свой "юный" возраст, студия Banned From The Ranch (сокращённо BFTR) успела заработать хорошую репутацию, участвуя в создании таких фильмов как "Пик Данте" и "Спаун". Для "Звёздного десанта" студия занималась компьютерной графикой в эпизодах Федеральной Сети (FedNet). Ван Линг (Van Ling), основатель и супервизор BFTR, вспоминает: "Пол Верховен хотел, чтобы наша графика была помесью заголовков из пропагандистских фильмов Второй Мировой войны, трейлеров второсортных фильмов 1950-х гг., а также Интернет-интерфейса "наведи и кликни".

Специально для "Звёздного десанта" BFTR создала несколько логотипов, включавших стандартный, появляющийся в начале фильма, а также его производные для других сцен: траурный чёрно-белый для сцены поражения, в огне - для начала войны и т.д.


Стандартный логотип Земной Федерации. Не напоминает фашистскую свастику?

В большинстве случаев логотипы BFTR были наложены на компьютерную графику других студий. Создание студиями ILM, VCE, Compound Eye и Sony компьютерных спецэффектов велось одновременно. Линг отметил: "Мы разрабатывали дизайн наших логотипов и их местоположение на основе тестовых сцен других студий, точно не зная, каким будет финальный результат".


Компоузинг на компоузинге: логотип VCE наложен поверх трёхмерного жука-воина Tippett Studio

Питер Карен (Peter Kuran) из VCE комментирует: "Работать с Banned From The Ranch было довольно легко, поскольку обе студии использовали компьютеры Macintosh". BFTR создала всю свою анимацию при помощи программ After Effects, Photoshop и ElectricImage.

Увеличивая видимые границы

Рисованные фоны давно стали неотъемлемой частью фильма, увеличивая видимую перспективу и ландшафты, не существующие на самом деле. Для "Звёздного десанта" студия Compound Eye под управлением Марка Салливана (Mark Sullivan) создала 23 цифровых рисунка.

Один из эпизодов, над которым трудилась Compound Eye, демонстрировал разрушенное поселение мормонов (Mormon). Салливан вспоминает: "Всё началось с создания и фотосъёмок миниатюры. Используя фотографии в качестве примера, мы нарисовали фон". Фотографические элементы, такие как пыль, миниатюрные ветряные электростанции и люди были затем наложены на видеоизображение. "В Вайоминге мы забрались на вершину горы и провели съёмку гулявших внизу людей. Мы также подрисовали некоторые элементы фона, включая каменные образования для их более экзотического внешнего вида".




Фон целого (вверху) и разрушенного Буэнос Аиреса (посредине); нижний рисунок - фон планеты Пи (Pi)

Демонстрация внеземной природы в "Звёздном десанте" была также нелёгкой задачей. "Фоны, которые мы подготовили для эпизода в каньоне Хоппер (Hopper Canyon)", - говорит Салливан, - "включали в себя самое сложное движение камеры, с которым нам когда-либо приходилось работать. Изначально камера показывает наш фон, затем плавно поворачивается влево и вниз, демонстрируя зрителю пехоту, исследующую каньон".

Для сцены, в которой сотни пехотинцев вбегают в свои транспорты перед боем, рисованный фон был совмещён с панорамным фотографированием. "Мы пошли к Sony Pictures Imageworks, прихватив с собой наши проекты рисунков. После просчёта высоты положения камеры, угла наклона, а также типа линз, мы сфотографировали модели десантных транспортов, чтобы в конечном итоге интегрировать их в наш фон".

Другие спецэффекты

Множество спецэффектов в "Звёздном десанте", категоризировать которые к какой-то определённой группе невозможно, были созданы Питером Кареном и его компанией VCE. Воспитанник школы визуальных эффектов оригинальной трилогии "Звёздных войн", Карен со своей компанией работал над более чем 200 фильмами. Для "Звёздного десанта" VCE выполняла цифровое закрашивание элементов сцены, а также компоузинг изображения.

У лейтенанта Джина Расжака (Майкл Айронсайд, Michael Irongside) в начале фильма лишь одна рука. Но настоящий актёр - не инвалид. Карен рассказывает: "Эпизоды в классе были вначале сняты с Айронсайдом, носящим "протезную" руку, а затем без него. Протез был создан Кевином Яджером (Kevin Yagher) и привязывался к предплечью актёра, в то время как его настоящая рука была вырезана из кадра, а её место занял чистый задний фон".


Однорукий Расжак, инвалидом которого сделала не жизнь, а студия VCE

Таким же способом бы снят эпизод, во время которого Джонни Рико (Каспер Ван Дин, Casper Van Dien) находится в заполненном жидкостью контейнере, в то время как робот лечит рану на его ноге. Протез ноги Яджера был наложен цифровым методом на место здоровой ноги актёра на этапе компоузинга.

В дополнение к этим и другим, Карен отвечал за создание нескольких "невидимых" эффектов. Когда Джонни Рико публично наказывают за вину в убийстве солдата во время тренировки, в кадрах, в которых использование плети было бы слишком опасным, она была заменена на свой цифровой аналог. Карен также отметил: "Кровавые раны от плети на спине Рико были созданы при помощи макияжа, а затем убраны из кадра до того, как цифровая плеть пройдётся по спине".


Хлыст, а также раны на спине Рико были созданы при помощи компьютера и наложены на реальные кадры студией VCE

Пропаганда фашизма

За основу сюжета "Звёздного десанта" был взят одноимённый роман известного писателя-фантаста Роберта Хайнлайна (Robert Heinlein). В процессе работ над фильмом сюжет неоднократно изменялся в пользу добавления большего количества экшн-сцен. Но, в целом, он довольно неплохо передаёт задумки Хайнлайна.

После множества войн, расцвета преступности и коррупции к власти в мире приходят военные ветераны, создав глобальное правительство - Землю Федерацию, в которой существует всего два класса людей: "штатские" и "солдаты". Разница между ними состоит в том, что (по фильму): "солдат, в отличие от штатского, несёт персональную ответственность за безопасность государства, членом которого он является; защищая его интересы и, если необходимо, отдавая за него свою жизнь".

Смысл этих слов в том, что штатский не обладает правами гражданства. Только пройдя "Федеральную Службу" можно стать гражданином своей страны. Чтобы стать гражданином, Джонни Рико, а также его девушка Кармен Ибенез и друг Карл Дженкинс (Нил Патрик Харрис, Neil Patrick Harris), записываются на "Федеральную Службу"… как раз "во время", чтобы сражаться с угрозой из космоса - расой интеллектуальных насекомых под простым и лаконичным названием "Жуки".

Тем не менее, решив внести в "Звёздный десант" дух Второй Мировой войны, Пол Верховен добавил, по мнению многих критиков, обширное количество элементов фашизма (свастика, стиль одежды), феминизма и пропаганды середины прошлого столетия, которых в оригинальном романе Хайнлайна не было. Этим, а также рейтингом "R" (самый "строгий" рейтинг оценки фильмов в США, запрещающий просмотр фильма лицам до 18 лет) за излишнюю жестокость, "Звёздный десант" заработал себе, по словам критика Роджера Эберта (Roger Ebert) статус "детского фильма, который не сможет посмотреть ни один ребёнок".


Одежда высших чинов в "Звёздном десанте" до боли напоминает нацистскую униформу

"Присоединяйся сейчас!"

Выход "Звёздного десанта" состоялся 7 ноября 1997 года. Изначально планировалось выпустить фильм в августе, но паблишер Sony Entertainment насытила лето фантастическими картинами, и хотела придержать "Звёздный десант". Картину не смогла посмотреть молодёжь, а ведь, как известно, она составляет львиную долю аудитории научно-фантастических фильмов. В результате в США "Звёздный десант" собрал всего 54,7 млн. долл (бюджет составил 100 млн. долл.), в мире - 66,3 млн. долл. Суммарная же прибыль, как не трудно сосчитать, составила 121 млн. долл.

Тем не менее, фильм обзавёлся большим количеством фанатов, которые возжелали продолжения. Sony Entertainment не хотела рисковать дважды и сделала "Звёздный десант 2: Герой Федерации" ("Starship Troopers 2: Hero of the Federation") "direct-to-video"-релизом, поручив его создание Филлу Тайппетту (который теперь выступал не только в качестве супервизора по спецэффектам, но и режиссёром и сценаристом). К сожалению, ничтожно-малый бюджет в почти 7 млн. долл. (а также 3 месяца, отведённые на создание фильма) не позволил метру раскрыть все свои таланты, и отличная для своей цены компьютерная графика второй части не спасла ужасный сюжет и игру актёров-новичков.


По словам Тайппетта, модели жуков-воинов, созданные для "Звёздного десанта" в Softimage 3D, для второй части были перенесены в Alias Maya и незначительно улучшены

В одном из интервью Тайппетт упомянул о возможности появления "Звёздного десанта 3". Что же, посмотрим. Будем надеяться, что Sony Entertainment создаст настоящее продолжение первой части, не хуже самого оригинала.

P.S. На основе "Звёздного десанта" было создано несколько компьютерных игр (а также мультфильмов, выполненных, на манер "Шрека" ("Shrek"), в трёхмерной графике). Самой новой на данный момент является одноимённый 3D-шутер от первого лица, выход которого должен состояться в ближайшее время.


Шутер Starship Troopers - почувствуй себя в роли десантника!

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥