Сегодня 25 сентября 2017
18+
Аналитика

История компьютерного кинематографа."Сердце дракона"

1993 год, кроме невероятного "Парка Юрского периода" ("Jurassic Park"), многим запомнился ещё и телесериалом "Вавилон 5" ("Babylon 5"). Созданием компьютерных спецэффектов к нему занимались студии Foundation Imaging (ответственная за пробный фильм и первые три сезона) и Netter Digital Imaging (все последующие сезоны).


Вавилон 5 можно назвать первым телесериалом, повсеместно использующим компьютерную графику

Для работ над фильмом и первым сезоном использовались компьютеры Commodore Amiga 2000 с платами Video Toaster и Lightwave 3D с Modeler 3D в качестве ПО для моделирования. Остальные эпизоды создавались при помощи двадцати станций на базе процессоров Pentium и DEC Alpha, а также компьютеров Apple Macintosh.

При помощи компьютерной графики в "Вавилоне 5" были смоделированы все космические корабли и битвы, а также инопланетные существа; кроме этого компьютерными является и множество спецэффектов, присутствующих в телесериале.

Созданная в 1993 году Джеймсом Кэмероном (James Cameron), Стеном Уинстоном (Stan Winston) и Скоттом Россом (Scott Ross) студия Digital Domain уже в 1994 году принесла "первый плод" - компьютерные спецэффекты в фильме "Правдивая ложь" ("True Lies"), номинированом в 1994 году на премию Academy Award в категории "Лучшие визуальные эффекты".


 
Digital Domain создала компьютерные ракеты и их дымные шлейфы

Спецэффекты в фильме "Интервью с вампиром" ("Interview with the vampire") являются результатом совместной работы студий Digital Domain и Stan Winston Studios. Среди различных техник, нашедших применение в фильме, можно выделить компьютерную графику, наложенные цифровым методом задние планы (этот метод получил название "мейт-пейнтинг" (matte painting)), морфинг (один из наиболее правдоподобных в истории). Одним из самых зрелищных спецэффектов является сцена смерти Лестата (Lestat): уникальная комбинация аниматроники, управляемой оператором с помощью теле-экзоскелета, и компьютерного морфинга.


Подготовка аниматронной куклы Лестата в недрах Stan Winston Studios

Dream Quest в 1994 году позволила создателям фильма "Ворон" ("The Crow") закончить свою работу после того, как в процессе съёмок трагически погиб известный актёр Брендон Ли (Brandon Lee). Студия отвечала за компоузинг (наложение) лица Ли на тела дублёров, а также за манипуляцию определёнными кадрами для появления актёра в сценах, в которых он изначально отсутствовал.

Звездой 1994 года стал фильм "Форрест Гамп" ("Forrest Gump"), обладатель кинопремии Academy Award в номинации "Лучшие визуальные эффекты".

"Форрест Гамп" по праву носит титул первого фильма, все 11 компьютерных спецэффекта в котором должны были быть не заметными обычному пользователю. И опускающееся гусиное перо, и шарики для настольного тенниса, и взрыв напалма, и, конечно же, взаимодействие актёра Тома Хэнкса (Tom Hanks) с "людьми из прошлого" (Джоном Ф. Кеннеди (John F. Kennedy), Джоном Ленноном (John Lennon) и др.) - все эти и другие компьютерные эффекты были созданы усилиями студии Industrial Light & Magic (ILM). Если перо, шарики и взрыв были изначально созданы на компьютере, и не являются чем-то экстраординарным, то интеграция актёра в видеохроники 30-летней давности (тем же Кеннеди) - процесс более трудоёмкий: Том Хэнкс был снят на фоне "синего экрана", после чего на этот видеоматериал были наложены заранее отсканированные кадры с президентом Америки. Текст сценария был превращён в движение губ Джона Кеннеди, после чего, вместе с анимацией мускул и челюсти, был наложен на его лицо. Для придания же реалистичности картинке (коррекции движения лица и цветопередачи) наложенные на лицо эффекты размывали.


Том Хэнкс пожимает руку Джону Кеннеди

Среди других фильмов 1994 года, содержащих компьютерные спецэффекты, можно отметить следующие: "Маска" ("The Mask"), "Скорость" ("Speed"), "Звёздный путь: Поколения" ("Star Trek: Generations"), "Флинстоны" ("The Flinstones"), "Звёздные врата" ("Star Gate"), "Особь" ("Species"), "Франкенштейн Мери Шелли" ("Mary Shelley's Frankenstein") и "Тень" ("The Shadow").


Компьютерная поверхность "Звёздных врат"

Не смотря на царствовавший тогда 1995 год, в умах режиссёра Роберта Лонго (Robert Longo) и сценариста Уильяма Гибсона (William Gibson), снимавших фильм "Джонни Мнемоник" (Johny Mnemonic) "буйствовал" XXI век. Визуализацией Интернета образца 2021 года для фильма занимались сразу три студии: Sony Pictures Imageworks, Braid Media Arts и C.O.R.E. Digital Pictures. В качестве оборудования применялись как станции Silicon Graphics, так и Macintosh вместе с РС (на новых тогда процессорах Pentium), из инструментария ПО были задействованы Alias PowerAnimator 5.0, Adobe Photoshop и Autodesk 3D Studio. Результат получился просто невероятным, и выглядит "на уровне" по сей день.


Кто может отказаться от такого Интернета?

В этом же году вышел ещё один фильм на компьютерную тематику - "Хакеры" ("The Hackers"). Несмотря на то, что "сказку" об информационных грабителях снимали в США, компьютерную графику (представлявшей собой опять-таки визуализацию Интернета) создавала студия Artem Visual Effects, расположенная в Лондоне. Результат её работы Вы можете увидеть ниже.


А этот Интернет - образца 1995 года

В 1995 году вышел фильм "Бейб" ("Babe"), заработавший, благодаря своему главному герою, компьютерному поросёнку, награду Academy Award в номинации "Лучшие визуальные эффекты". Гвоздём же 1995 года стала кинолента "Каспер" ("Casper"), 350 эпизодов для которой создала студия ILM. Если в "Парке Юрского периода" (52 эпизода) компьютерные спецэффекты присутствовали на экране 6 минут, то в "Каспере" эта цифра составила 40 минут!

Но не количеством сгенерированной графики знаменит фильм. "Каспер" является первой кинолентой, в которой одна из ведущих ролей была отдана компьютерному персонажу.


Каспер - первое в мире компьютерное приведение

Графически-насыщенными фильмами 1995 года также стали: "Бэтмен навсегда" ("Batman Forever"), "Золотой глаз" ("Golden Eye"), "Судья Дредд" ("Judge Dredd") и "Смертельная битва" ("Mortal Combat").

Наступивший 1996 год принёс с собой киноленты с невероятными спецэффектами: "Джуманджи" ("Jumanji"), "Смерч" ("Twister"), "День независимости" ("Independence Day") - вот лишь некоторые из них. Но поговорим мы сегодня об ещё одном представителе того времени - фильме "Сердце дракона" ("Dragonheart"). Чем он знаменит? Читайте дальше.

Сага о чешуйчатом

По традиции пару слов о сюжете. В незапамятные времена (если быть точнее, в X столетии) правил один король по имени Фрейн (Питер Храйк, Peter Hric). И был он очень жестоким, верша собственное правосудие над своими подданными. В этом ему помогал его сын, Эйнон (Дэвид Тивлис, David Thewlis), которого отец воспитывал по своему "образу и подобию".

Во время подавления одного из крестьянских бунтов Эйнон был смертельно ранен, и единственным его спасением был дракон (люди в XI столетии верили в чудодейственную магию этих рептилий). В обмен на рыцарскую клятву быть в будущем добрым и справедливым, дракон Драко (Draco) (озвучивание - Шон Коннери (Sean Connery)) излечил юношу, отдав ему половину своего сердца. Соблюдение же договорённости со стороны принца было положено на плечи рыцаря Боуэна (Деннис Куэйд, Dennis Quaid).

Через некоторое время после смерти своего отца и восхождения на трон Эйнон дал всем понять, что стал ещё более ужасным правителем, чем свой предок. Тогда рыцарь Боуэн решил, что во всём виноват дракон, и принял решение, во чтобы-то ни стало, уничтожить всех рептилий. Когда в живых остался лишь один Драко, Боуэн выяснил, что дракон, в общем-то, ни в чём не виноват. Поэтому, заручившись его поддержкой, бравый рыцарь отправился требовать разъяснений у короля Эйнона, попутно используя "чешуйчатого" в качестве средства для отбирания денег у богатых и раздачи их бедным.

Первый компьютерный дракон

Рассказывает режиссёр "Сердца дракона" Роб Кохен (Rob Cohen): "Нашей главной задачей было продолжение развития идеи, заложенной в фильме "Парк Юрского периода". Но, в отличие от динозавров, Драко - не просто пассивное животное. Он - первый полностью компьютерный актёр: он разговаривает, имеет ощущения, выражает эмоции, имеет душу и чувство юмора. Он представляет собой Шона Коннери (озвучивающего Драко) в ипостаси дракона высотой 5,5 м и длиной 13 метров".


Режиссёр фильма Роб Кохен

"Исторически сложилось, что фильмы про сказочных существ (вернее, эпизоды с их участием) снимались в тёмное время суток, чтобы скрыть от зрителя последствия закраски различных проводов, поддерживающих аниматроннику, а также её внешний вид. Я же хотел видеть Драко во всём величии при дневном освещении. Дракон, летящий в лучах солнца, намного более удивителен, чем, если бы он проделывал тоже при тусклом свете луны. Я хотел увидеть, как Драко, не менее реальный, чем лошадь Боуэна, идёт рядом с самим рыцарем. Было время, когда поместить компьютерное существо в дневную сцену было практически нереально, но с тех пор технология сильно ушла вперёд". Но, несмотря на то, что Драко в фильме - компьютерное произведение искусства, изначально он создавался другими методами.

Ранняя аниматронная версия дракона была подготовлена в студии Джима Хенсона (Jim Henson). Изначально именно аниматронику, вкупе с технологией "go-motion" (о которой можно прочитать в статье о создании "Парка Юрского периода") Филла Тайппетта (Phil Tippett), планировалось использовать для создания Драко в "Сердце дракона".


"Фильм "Убийца драконов" ("Dragonslayer") так и остался единственной кинолентой, использовавшей технологию "go-motion"

Тем не менее, как и в случае с фильмом Стивена Спилберга (Steven Spielberg), окончательное решение было принято в пользу компьютерной графики успевшей уже стать легендарной студии ILM. Тем не менее, Филл Тайппетт не остался "за бортом".


Если компьютерных художников ILM можно условно назвать "мамами" Драко, то его "папой" является именно Филл Тайппетт"

"Наше участие в "Парке Юрского периода" заключалось в создании хореографии, а также последовательности движений доисторических рептилий", - рассказывает Тайппетт.


Студия, в которой был "рождён" Драко

"Нашей главной обязанностью перед "Сердцем дракона" был дизайн, вследствие чего мы отвечали не только за создание внешнего вида дракона, но и за моделирование простой аниматики для "грубых" сцен сценария, которые служили наглядным примером для определения длительности эпизода".


Кадр аниматики, созданной студией Филла Тайппетта

Следующая страница →
 
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии