Стр.1 - AMD HD2600XT GDDR4
Недавно мы познакомились с видеокартой
Sapphire HD2600 Pro и выяснили как у нее с производительностью в режимах с высокими настройками качества и включенным полноэкранным сглаживанием. Понятное дело, что столь тяжелая нагрузка для видеокарт среднего класса, оснащенных шиной памяти шириной 128-бит, весьма драматично сказывается на производительности. Мы вправе ожидать, что в более «легких» режимах, где требования к пропускной способности видеопамяти не столь сильны, результаты новинок HD2600XT и 8600GT окажутся значительно лучше. Более того, мы сравним производительность вышеупомянутых видеокарт с представителями предыдущего поколения (X1950Pro и 7900GS), которые в данный момент занимают ту же ценовую нишу, но обладают шиной памяти шириной 256-бит. Согласно выводам, озвученным в статье
«Так ли необходима шина памяти 256-бит в видеокартах middle-end? Теория и практика», в режимах без полноэкранного сглаживания видеокарты с шиной памяти 128-бит довольно незначительно отстают по производительности от своих 256-битных аналогов. Справедливо ли это утверждение для видеокарт среднего класса разных поколений, мы сегодня и выясним. И, конечно же, попытаемся выявить разницу в производительности двух вариантов видеокарты Radeon HD2600XT, оснащенных видеопамятью стандарта GDDR3 и GDDR4.
По традиции, сначала мы изучим внешний вид и особенности видеокарт, принимавших участие в тестировании, а затем перейдем к тестам.
AMD Radeon HD2600XT GDDR4
Как понятно из названия, перед нами образец референсной видеокарты AMD Radeon HD2600XT, оснащенный видеопамятью стандарта GDDR4. Видеокарта имеет довольно приличные размеры и оснащена довольно серьезным кулером «фирменного» красного цвета. Видеокарта оснащена двумя выходами DVI/Dual-Link, выходом HDTV/S-Video-out и занимает один стандартный слот PCI. Никакой упаковки к данному образцу не прилагалось (что понятно), зато в комплекте шел переходник DVI/HDMI.
Весьма полезный, кстати, переходник. С его помощью можно подключить к компьютеру напрямую «по цифре» любое устройство, оснащенное HDMI портом, лишь бы на видеокарте был выход DVI. Таким образом, можно избежать лишней пары преобразований цифра-аналог/аналог-цифра и значительно улучшить качество итоговой картинки. Особенно это актуально для панелей высокого разрешения (с поддержкой HDTV, например). Конечно, видеокарты, не относящиеся к AMD Radeon серии HD2xxx, не смогут вместе с изображением передавать на принимающее мультимедиа устройство звуковое сопровождение, но это не так критично, поскольку для домашнего кинотеатра очень часто используются отдельные колонки или системы объемного звучания.
Под кулером скрывается видеопроцессор и четыре чипа видеопамяти. Подсистема питания карты выполнена со всей серьезностью, несмотря на относительно невысокое энергопотребление чипа RV630XT, выполненного по тех.процессу 65 нм. Также присутствует место для установки чипа видеозахвата Rage Theatre, хотя сам чип на плате не распаян.
На обратной стороне предусмотрено место для дополнительных чипов видеопамяти, так что появление вариантов HD2600XT с удвоенным объемом видеопамяти не за горами.
Кулер выполнен по традиционной схеме – алюминиевая подошва, которая через термопрокладки охлаждает чипы памяти и силовые элементы системы питания, а в центре медный сердечник с напаянными на него ребрами, для охлаждения непосредственно GPU. Турбина обладает скромными размерами, но со своими обязанностями вполне справляется, и при этом практически бесшумна.
Как видите, в режиме 2D температура GPU находится на уровне около 60°, в 3D-режиме под нагрузкой температура видеопроцессора держится около 70°.
Как и следовало ожидать, на референсном образце видеопроцессор работает на рекомендованной частоте 800 МГц.
Общий объем видеопамяти, установленный на карту, составляет 256 Мб. Использованы чипы стандарта GDDR4 производства компании Samsung с плотностью 512 Мбит и временем выборки 0,9 нс, что соответствует номинальной частоте 1100 МГц (2200 МГц DDR). На этой частоте видеопамять штатно и работает.
Стр.2 - MSI HD2600XT GDDR3
MSI HD2600XT 512 Mb GDDR3 Heat Pipe Cooling
Следующая видеокарта, принимавшая участие в тестировании, хотя и построена на том же самом видеопроцессоре RV630XT, имеет ряд существенных отличий от референсной видеокарты, рассмотренной ранее.
Само собой, отличие заключается не в том, что продукт от MSI снабжен красивой упаковкой. Более важно то, что на ней указано. Прежде всего, это объем и тип видеопамяти – 512 Мб GDDR3. Ну и, конечно же, пассивная система охлаждения на основе тепловых трубок.
Обратная сторона упаковки содержит стандартное описание поддерживаемых видеопроцессором технологий и системные требования. Так, указывается необходимость в блоке питания мощностью не менее 450 Вт, обеспечивающего ток 30А по линии 12В. Данные требования выглядят несколько завышенными для видеокарты среднего класса, к тому же не снабженной разъемом дополнительного питания (это значит, что потребляемая мощность не превышает 75Вт - максимум для шины PCI-Express). Отметим также наличие в комплекте переходника DVI/HDMI для подключения цифровых панелей высокого разрешения. Полностью комплектация выглядит следующим образом:
- адаптер DVI/HDMI
- адаптер DVI/D-Sub
- переходник S-Video/Composite-out
- адаптер HDTV-out
- кабель S-Video
- руководство пользователя
- диск с драйверами
Как видите, вариант HD2600XT с видеопамятью стандарта GDDR3 выполнен с использованием более короткой PCB. Центральная часть, где находится видеопроцессор, закрыта алюминиевой крышкой, а тепловые трубки уходят на обратную сторону печатной платы, где и расположился пассивный кулер.
Со снятым кулером вид лицевой стороны печатной платы меняется не сильно. Под крышкой скрываются еще два чипа видеопамяти, ну и на этом все. Места для чипа видеозахвата не предусмотрено, но вряд ли это большой недостаток.
Обратная сторона PCB в значительной степени скрывается под радиатором из тонких алюминиевых пластин, пронзенных тремя тепловыми трубками.
Если снять кулер, то под ним обнаружатся еще четыре микросхемы видеопамяти. Пожалуй, на этом все достопримечательности и заканчиваются.
Несмотря на объемность конструкции кулера, она не отличается большим весом. Квадратная рамка удерживает теплообменник, примыкающий к GPU, а декоративная крышка с логотипом компании придает завершенный вид видеокарте в целом. Единственный нюанс, который может затруднить использование видеокарты MSI HD2600XT Heat Pipe Cooling в вашем компьютере – нестандартное расположение радиатора. Если слот PCI-Express, куда устанавливается видеокарта и слоты для оперативной памяти на материнской плате расположены слишком близко к друг другу, а вы используете оперативную память с выступающими радиаторами – радиатор видеокарты может в них упереться и помешать установке в слот. В какой-то степени это относится и к излишне «навороченным» радиаторам «северного моста» материнской платы. Впрочем, «примерка» MSI HD2600XT Heat Pipe Cooling к имеющимся в нашем распоряжении материнским платам показала, что такая ситуация скорее исключение, чем правило. Внешне простой, незамысловатый кулер, отличается отменной эффективностью охлаждения.
В «покое» температура GPU составляет около 55°, что даже меньше чем у референсной AMD HD2600XT, на которой, по всей видимости, вклад в дополнительный нагрев GPU дает видеопамять, поскольку контактирует с радиатором GPU. В 3D-режиме температура GPU на MSI HD2600XT оказывается несколько выше «референсной», что закономерно, все-таки пассивная система охлаждения. Однако, вряд ли можно считать превышение в 5° критичным. Для пассивной системы охлаждения – прекрасный результат!
Некоторые отличия во взаимном расположении надписей маркировки кристалла GPU имеются, но будьте уверены, перед нами совершенно стандартный чип RV630XT, работающий на частоте 800 МГц, как и положено.
Как уже говорилось выше, видеокарта MSI HD2600XT Heat Pipe Cooling оснащена объемом видеопамяти 512 Мб. Использовано восемь чипов стандарта GDDR3 производства Hynix с временем выборки 1,4 нс, что соответствует номинальной частоте 1400 МГц DDR. На этой частоте видеопамять штатно и работает.
Стр.3 - Point of View 8600GT
Point of View 8600GT
Теперь мы познакомимся с типичным представителем клана 8600GT, который, тем не менее, по своему примечателен.
Главной «фишкой» данной видеокарты 8600GT производства Point of View является, как вы уже поняли, наличие в комплекте игры «Рататуй» с очаровательным крысенком в главной роли. Видимо, этот герой настолько покорил сердца дизайнеров компании, что они без колебаний отдали ему «главную полосу», то есть – лицевую сторону коробки. Из достоинств собственно видеокарты, отметим поддержку HDCP.Она вам понадобится, если вы планируете смотреть лицензионные фильмы формата High Definition.
Обратная сторона коробки содержит типичное описание возможностей GPU 8600GT, на нескольких языках. Однако и здесь нашлось место для оформления в стиле «Рататуй» и толстенького друга главного героя.
Помимо диска с игрой «Рататуй» (кстати, на русском языке) в комплект также входят:
- адаптер DVI/D-Sub
- адаптер HDTV-out
- кабель «тюльпан»-«тюльпан»
- руководство пользователя
- диск с драйверами
Видеокарта Point of View 8600GT оснащена двумя портами DVI и аналоговым выходом S-Video/HDTV-out. Карта занимает два стандартных PCI слота из-за массивного радиатора.
С обратной стороны PCB дополнительных чипов видеопамяти не наблюдается, как и места под них. Крепление кулера очень похоже на то, что мы встречали у изделий от Palit, впрочем, подобные кулеры и крепления к ним может производить кто угодно.
Разводка печатной платы не похожа на то, что мы видели у других производителей, хотя общие черты, безусловно, присутствуют. На подложке GPU предусмотрительно нанесены довольно жесткие прокладки, предотвращающие чип от сколов, что актуально с таким массивным кулером. Сам кулер не представляет ничего особого - объемный алюминиевый радиатор плюс очень тихий вентилятор. За счет приличных размеров, и как следствие, большой площади ребер, даже небольших оборотов крыльчатки достаточно для хорошего охлаждения видеопроцессора.
Температура GPU в покое не превышает 50°, а в 3D-режиме под нагрузкой держится около 62°. Это лучший результат среди видеокарт, участвующих в этом тесте.
Маркировка несколько стерлась, но это самый обычный G84-300 ревизии A2, работающий на рекомендованной частоте 540 МГц.
Общий объем видеопамяти на карте Point of View 8600GT равен 256 Мб и набран четырьмя микросхемами стандарта GDDR3 производства Qimonda (бывшая Infineon). Время выборки – 1,4 нс, что соответствует номинальной частоте 1400 МГц DDR. На этой частоте видеопамять и работает. Как видите, характеристики Point of View 8600GT полностью соответствуют рекомендованным значениям.
На этом знакомство с внешним видом и особенностями участников тестирования мы закончим, и перейдем к тестам.
Стр.4 - Тестирование. Выводы.
В этот раз мы не проводили разгон видеокарт и тестировали их на номинальных режимах. Поиск стабильных частот при разгоне отнимает изрядную долю времени, к тому же не гарантирует повторения результата с другой такой же картой. Разгонять бесшумные продукты можно, но мы не являемся сторонниками такого подхода, поскольку приходится добавлять кулеры и система получается либо сильно громоздкой, либо шумной. Тем не менее, поклонников разгона просим не огорчаться, к этой теме мы еще обязательно вернемся.
Тестовый стенд
Шина
|
PCI-Express
|
CPU
|
|
MB
|
|
Memory
|
|
OS
|
WinXP + SP2 + DirectX 9.0c
|
PSU
|
Thermaltake ToughPower 750 Wt
|
Тестирование проводилось с помощью драйверов ForceWare 162.18 и Catalyst 7.7.
Поскольку в данный момент рассматриваем продукты среднего класса, обладающими шиной памяти 128-бит, то тестировать карты будем в качественных режимах, но без включения полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации. Помимо трех рассмотренных выше видеокарт HD2600XT GDDR3/4 и 8600GT, на диаграммах указаны результаты представителей прошлого поколения – X1950Pro и 7900GS (на рекомендованных частотах). Почему мы взяли именно их? Потому что по цене они очень близки новинкам среднего класса, однако обладают шиной памяти 256-бит, но лишены поддержки DX10. Сейчас, в отсутствии игр с поддержкой DirectX 10, сложно решить, чему отдать предпочтение – проверенным «старичкам» с широкой шиной памяти, способных показать весьма качественную картинку даже в режиме AA/AF, или же амбициозным новичкам, поддерживающим DirectX 10, но с шиной памяти всего 128-бит. Как уже показывалось в статье
«Так ли необходима шина памяти 256-бит в видеокартах middle-end? Теория и практика», в режиме No AA/AF разница должна быть не очень велика. Сейчас мы это и проверим. Так же мы выясним, насколько отличается производительность HD2600XT с видеопамятью GDDR3 и GDDR4.
В тестах 3DMark’05/06 новые видеокарты от AMD чувствуют себя прекрасно. Лидирует Radeon X1950Pro, практически наравне с ним идет HD2600XT GDDR4, и совсем чуть-чуть отстает от него HD2600XT с памятью GDDR3. Видеокарта 8600GT в этих тестах обходит «старичка» 7900GS, но в старом 3DMark’03 мы видим обратную картину. С сильным отрывом лидируют носители шины памяти 256-бит.
В игре Oblivion превосходство демонстрируют новинки от AMD, в то время как «старички» X1950Pro и 7900GS сильно отстают. Однако, с ростом разрешения разрыв в результатах заметно уменьшается.
Традиционно сильные позиции Radeon в игре Need for Speed Carbon остались непоколебимыми и в этот раз. Но впереди с заметным отрывом уже оказывается X1950Pro, а не HD2600XT.
В игре Serious Sam II, где фаворитами всегда были видеоадаптеры NVIDIA, вперед вырывается опять же X1950Pro. Тем не менее, результаты HD2600XT и 8600GT расположились «как положено».
Программисты AMD хорошо поработали над оптимизацией OpenGL драйвера для своих карт, и в результате в давней «вотчине» NVIDIA, игре Quake 4, HD2600XT GDDR4 чуть опережает 8600GT, но абсолютное лидерство принадлежит 7900GS, что неудивительно.
В игре Prey, построенной на том же движке что и Quake 4, впереди неожиданно оказывается HD2600XT GDDR4, хотя с увеличением разрешения он все же уступает лидирующую позицию, но кому? Опять же – Radeon X1950Pro.
В игре F.E.A.R. безусловным лидером снова оказывается X1950Pro, а обе карты HD2600XT проигрывают 8600GT, не спасает даже пропускная способность памяти GDDR4.
В игре Call of Juarez картина прямо противоположная. В аутсайдерах представители NVIDIA, а HD2600XT GDDR4 вполне успешно соревнуется с лидером – X1950Pro.
Сравнение HD2600XT GDDR3 и GDDR4
Результаты тестирования показали, что между вариантами HD2600XT с видеопамятью GDDR3 и GDDR4 большой разницы в производительности не наблюдается. Давайте копнем глубже, и поищем различия на более детальном уровне. Для этого мы воспользуемся методом, описанным
здесь. То есть, при фиксированной частоте GPU (а она у обоих вариантов HD2600XT одинакова), будем изменять частоту видеопамяти. Мы получим две линии результатов, такие, как показано на графике ниже.
В качестве тестового приложения мы взяли, как и прежде, Quake 4. Тесты проводились в разрешении 1280х1024 в режиме No AA/AF. Жирными точками на графиках отмечены состояния, соответствующие рекомендованным для этих карт частотам видеопамяти. Как видите, на штатных частотах вариант HD2600XT с памятью типа GDDR4 оказывается быстрее, но что будет, если мы будем разгонять видеопамять выше номинальных значений? Смотрите, угол наклона касательной к сиреневой линии (память GDDR3) в точке соответствующей штатной частоте выше, чем угол наклона аналогичной касательной для синей линии (память GDDR4). Это значит, что разгон видеопамяти на карте HD2600XT будет более эффективен с точки зрения роста результатов. Предварительные прикидки вы может сделать по графику, а как они соотносятся с реальным положением вещей, мы узнаем, когда протестируем видеокарты в разгоне. Ну и, наконец, из этого же графика мы можем понять, как влияют тайминги видеопамяти на производительность карты в целом. Для этого достаточно сравнить результаты, соответствующие одной и той же частоте видеопамяти. В таких условиях выше оказываются результаты HD2600XT с памятью GDDR3, что как раз и обусловлено более агрессивными таймингами видеопамяти, по сравнению с GGDR4.
Выводы
Собственно, мы получили вполне ожидаемые результаты. «Старички» X1950Pro и 7900GS, несмотря на возраст, демонстрируют хорошую производительность. Однако, в режимах без полноэкранного сглаживания новинки среднего класса с шиной памяти 128-бит вполне способны потягаться с ними на равных, а в исключительных случаях - даже обойти. Нынешние владельцы видеокарт X1950Pro и 7900GS вряд ли сейчас выиграют при переходе на видеокарты класса HD2600XT и 8600GT. C другой стороны, те, кто давно собирался сделать upgrade видеосистемы, могут подобрать по своему вкусу новую видеокарту среднего класса со сравнимой производительностью и поддержкой DirectX 10.
Что касается сравнения вариантов HD2600XT, то они оказались очень близки по производительности. Детальное исследование позволяет предположить, что в приложениях, критичных к полосе пропускания видеопамяти, небольшое преимущество будет у HD2600XT с памятью стандарта GDDR4. Если же приложение в первую очередь чувствительно к таймингам видеопамяти, то с большей вероятностью впереди окажется вариант с памятью GDDR3.