⇡#Введение — немного о корпорациях
Чаще всего, когда речь заходит о корпорации (слово-то какое серьезное, обстоятельное), на ум приходят такие монстры, как Boeing, IBM, Microsoft, Sony и, конечно же, Intel. Помнится, в одном ныне преставившемся бумажном журнале коллеги даже специально подчеркивали, что Intel — корпорация, а AMD — компания, так что первая, получается, куда солиднее. Было это, правда, лет эдак десять назад, но Intel за прошедшие года уж точно не уменьшилась. О том, чем отличается компания от корпорации, можно рассуждать долго, но как-то так повелось, что компания может быть любого размера, в то время как корпорация ассоциируется с чем-то действительно большим. То есть пара ребят с паяльником в гараже легко могут называть себя компанией (одна известная фруктовая компания, собственно, так и родилась), но вот на корпорацию они не тянут. Значит, должны быть какие-то особенности, по которым легко отличить корпорацию от всего остального. Это, например, корпоративный дух, миссия (у многих компаний своей четко сформулированной миссии может и не быть, и это, в первую очередь, их проблемы). Также корпорации часто бывают транснациональными, в то время как компании обычно ограничиваются одной страной. Оговоримся: данные выше определения нельзя назвать жесткими, это скорее некие общие размышления. Точно можно утверждать лишь то, что любая корпорация — это компания, но не любая компания может называться корпорацией. Собственно, поэтому, в дальнейшем мы будем именовать Intel то так, то так.
Есть и еще одно важное отличие: корпорации всегда действуют во многих сферах жизни или направлениях. Ребята с паяльником могут не вылезать за пределы своего гаража месяцами, в то время как корпорация все время так или иначе ведет и общественную деятельность. Сегодня я попробую рассказать об Intel как о корпорации. Про процессоры и так все знают. Но вся Intel целиком — слишком большая, в одну статью никак не поместится, так что я ограничусь российской ее частью. А чтобы не быть голословным, расскажу о том, что слышал или видел сам во время последнего пресс-тура в Новосибирск.
Для начала немного о том, что же это за зверь такой — корпорация Intel. Большинство представляет себе Intel как производителя процессоров, кто-то также может вспомнить о чипсетах, твердотельных накопителях, материнских платах. Люди, немного глубже разбирающиеся в теме, которых среди читателей 3DNews большинство, несомненно упомянут и ноутбуки Classmate PC, платформы для планшетных ПК и смартфонов, а также устройства для работы с сетями Wi-Fi и WiMAX. Здесь же стоит сказать, что Intel разрабатывает и медицинское оборудование, и потребительскую электронику. Вроде как складывается картина, похожая на целостную. Но это далеко не все.
В России отделения Intel есть в пяти городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новогороде и Сарове. Причем каждое из этих отделений занимается разработкой, и лишь три из них, включая новосибирское, — продажами. И ни одно не производит ни единого устройства. Что же делают в своих офисах работники российского подразделения Intel?
Конечно, мы уже рассказывали и о направлениях работы Intel в Нижнем Новгороде, и о новосибирском отделении компании (и не раз), поэтому не будем подробно останавливаться на конкретике, а поговорим о необычных, с точки зрения человека стороннего, активностях Intel и о взаимодействии последней с российской наукой.
⇡#Социальные и экологические программы
Начнем с того, что Intel, открывая где-либо отделение, старается сотрудничать как с местными государственными структурами, так и с частными перспективными компаниями. Более того, как корпорация с определенной миссией, Intel осознает свою ответственность за людей и экологию. Именно социальным активностям Intel и был посвящен один из докладов новосибирского пресс-тура.
Представим себе среднестатистический офис. В нем сидят разные люди, работают, общаются между собой или с кем-то за пределами этого офиса. А теперь представим, что все эти люди дружно вышли и посадили вокруг своего офиса по дереву. Неожиданно? Но работа в новосибирском отделении Intel так и устроена. Во-первых, потому что это просто пойдет на пользу экологической обстановке хотя бы вокруг офиса. Во-вторых, потому что сами сотрудники ощущают себя более полезными — а это важно для успешной работы.
Так же обстоят дела и во всех остальных отраслях. Можно долго говорить о проекте Intel Classmate PC, о том, что в глобальном плане сие есть правильные долгосрочные инвестиции, распространение компьютерной грамотности (что, не будем забывать, выгодно и самой Intel) и вообще полезное дело. Но воспринимается это как-то официально и сухо, как некие абстрактные добрые намерения. А когда слышишь, что сотрудники новосибирского отделения съездили, скажем, в детский дом и устроили там детям настоящий Новый Год — с подарками и Дедом Морозом — к самим этим сотрудникам начинаешь относиться как-то теплее.
К подобным же начинаниям можно отнести создание компьютерных классов, в том числе и в небольших поселениях, в рамках проекта «Учимся с Intel», оснащение локальных поликлиник компьютерной техникой (проект «Цифровая поликлиника»), попытки собрать наборы необходимых к школе вещей для первоклассников из малообеспеченных семей и многое-многое другое.
И если о социальных активностях мне раньше известно не было, то об образовательных проектах Intel слышал, наверное, каждый интересующийся российский школьник или студент. Например, еще 9 лет назад я сам участвовал в конференции Intel ISEF, проводимой в Москве каждый год. Тогда я еще был основной целевой аудиторией конференции, то есть школьником, и сейчас уже не принимаю никакого участия в этом проекте, но немало моих бывших одноклассников конференция вдохновила настолько, что они до сих пор помогают в ее проведении.
Образовательным проектам Intel уделяет больше внимания, и этому есть вполне логичное объяснение: компании нужны квалифицированные кадры, а самый простой способ получить хорошего и разбирающегося в теме сотрудника — заинтересовать его этой темой еще в детстве. Ну или хотя бы в студенческие годы, когда человек делает свой выбор уже более осознано.
Всевозможная забота о сохранности окружающей среды — это сейчас модно, и большинство компаний гонятся именно за модой, не слишком задумываясь о благих целях. Полагаю, что Intel думает и о моде, и о пользе для экологической ситуации, но выгодно отличается тем, что не скрывает и мыслей о сохранении денег. Поэтому всевозможные «зеленые» инициативы, объединенные под общим названием Green IT, в Intel приветствуются втройне. При этом инициативы бывают как глобальные, во всей корпорации, так и в отдельных локальных офисах.
На чем может сэкономить, скажем, новосибирский офис? В первую очередь, на электроэнергии. И для экологии польза, и копеечку бережет. Например, в дата-центрах автоматически выключается свет, так как больше 70% времени в помещениях центров никого нет. Или, скажем, когда температура воздуха снаружи опускается до +7 градусов Цельсия и ниже, охлаждение дата-центров переходит с кондиционеров на холодный уличный воздух. В Новосибирске, естественно, такая температура — частый гость, поэтому и экономия в результате получается существенная.
Можно сэкономить и на бумаге. Сетевые принтеры стоят далеко от «кубиков», в которых сидят сотрудники, поэтому часто, распечатав большой документ, люди просто забывают его забрать — отвлеклись, заработались. Как с этим бороться? Просто — надо спуститься к принтеру и ввести определенный PIN-код, только тогда начнется печать. Казалось бы, какая мелочь, тем не менее одно это позволяет новосибирскому отделению сэкономить до $6000 в год.
Также выгодно заменять старые компоненты кластеров на новые, более энергоэффективные — буквально за один год отказ от 10 серверов пятилетней давности в пользу одного современного окупает затраты на покупку этого самого сервера. Но это лишь сопутствующие усовершенствования и проекты, основная деятельность компании, естественно, связана с другим.
Неспроста, ой неспроста офис новосибирского отделения Intel находится вовсе даже не в самом Новосибирске, а Новосибирском Академгородке. Некоторые снобы утверждают, что Университет в России только один, но я позволю себе с ними не согласиться — мне встречались как умные и образованные люди из того же Новосибирского или, скажем, Южного федерального университета, так и не слишком образованные — из МГУ. Да и мнение компании Intel по этому вопросу тоже имеет какой-то вес — не случайно же новосибирское отделение так тесно сотрудничает с НГУ.
Сотрудничество это весьма многостороннее и многогранное. Начнем с более приземленных и более коммерческих его аспектов. Например, в НГУ находится совместная лаборатория Intel и университета под названием iLab. Руководит ей профессор Михаил Михайлович Лаврентьев, заодно являющийся деканом Факультета информационных технологий НГУ. Отметим, кстати, забавную символику лаборатории: сосна и кедр. В разговоре с сотрудниками было выяснено, что кедр символизирует НГУ, а сосна — Intel. В чем выражается совместность лаборатории? В том, что Intel предоставляет свои вычислительные мощности (два немаленьких кластера, расположенных здесь же, в лаборатории), свою техническую и финансовую поддержку. Сотрудники НГУ же решают свои задачи на этих кластерах, делятся своими знаниями с Intel и, самое главное, направляют часть студентов на практику в новосибирское отделение компании. Естественно, многие студенты там и остаются работать после окончания НГУ, с некоторыми из таких студентов мы имели возможность пообщаться лично. Среди задач, которые обсчитываются на кластерах iLab, можно отметить модулирование поведения цунами, усовершенствование современной системы навигации GPS и много других, не менее масштабных проектов. Задачи интересные — то, что надо для молодежи.
Также iLab каждый год устраивает зимние и летние школы, в которых участвуют студенты из 27 российских вузов. iLab, кстати, не единственная лаборатория, организованная совместными усилиями НГУ и транснациональной корпорации. Рядышком есть лаборатория HP — бывшая Hewlett-Packard также считает выгодным для себя сотрудничество с образовательными учреждениями.
Другой вариант сотрудничества — так называемая Школа Лидеров Intel, организацией которой тоже занимается iLab. Школа лидеров дает ее участникам то, чего обычные вузы дать не в состоянии — умение работать в команде, начинать новые проекты и доводить начатое до конца. Так, в рамках одной из сессий школы было приглашено почти 60 молодых ребят — студентов и аспирантов, у каждого из которых был свой проект — некая идея. Каждому было дано задание: за неделю собрать команду и этот проект запустить, причём всё необходимое для этого им предоставлялось. В результате выжило порядка 15 проектов, часть которых так и осталась жить в стенах НГУ, а четыре воплотились в маленькие фирмы, работающие по сей день.
Сибирское отделение Российской академии наук очень даже крупное, ведь в советское время сюда стягивалось огромное количество ученых из самых различных областей. Соответственно, и всевозможных НИИ в Сибири тоже немало, как вокруг НГУ, так и на удалении от него. Некоторые из этих НИИ тесно связаны между собой: ведут совместные проекты, используют общие вычислительные ресурсы. Примером такой связи может служить ССКЦ СО РАН (сибирский суперкомпьютерный центр), который обсчитывает различные задачи для институтов, разбросанных буквально по всей Сибири.
В свое время все эти задачи обсчитывались на машинах типа БЭСМ, затем руководство института приняло решение перейти на персональные компьютеры и через некоторое время с ужасом выяснило, что ПК годятся вовсе даже не для всех случаев. Некоторые задачи на сколь угодно мощных персоналках считаются по году, а если изначально заданы хоть чуть-чуть неверные условия, то и результат будет соответствующий. На помощь пришла все та же самая Intel, подарившая вычислительному центру маленький кластер на процессорах Itanium. Этот кластер и сейчас функционирует, хотя его размеры и были увеличены в разы, а в силу своей старости он был переведен на не слишком ресурсоемкие задачи. В дополнение к нему в ВЦ сейчас функционирует намного более мощный кластер на процессорах Intel Xeon.
С научными организациями Intel старается дружить — представители таких организаций и топ-менеджеры регионального офиса Intel чаще всего лично знакомы, и последние всегда готовы предоставить сервера или кластеры с большими скидками — так завязывается более тесное сотрудничество, выгодное как НИИ, так и самой Intel.
⇡#Новосибирское отделение Intel само-по-себе
Мои коллеги, побывавшие в Новосибирске до меня, успели осветить в своих публикациях (позволю себе еще раз привести на них ссылки: раз, два, три) деятельность компании Intel в России. Так что мне остается лишь сказать некие общие слова. Чем интересна Россия такой компании, как Intel, притом что высокотехнологичного производства в этой стране на данный момент нет и в ближайшем будущем не предвидится? Тем, что в бывшем Советском Союзе есть мощные школы естественных наук и программирования. Мозги, в общем, есть в нашем краю. Именно поэтому в России существует немало успешных софтверных компаний, и именно всевозможным софтом и занимаются офисы Intel в Новосибирске, Нижнем Новогороде и Сарове.
Так, новосибирское отделение, когда-то представлявшее собой отдельную компанию UniPro, занимается созданием компиляторов под всевозможные платформы и операционные системы. Эти компиляторы пользуются спросом, и немалым. Например, компания Walt Disney рисует свои трехмерные мультики не без помощи компиляторов Intel.
Также в российских отделениях Intel занимаются разработкой и другого ПО, среди которого стоит выделить специальные программы для высокопроизводительных кластеров Intel Cluster Tools, ПО для поиска ошибок распараллеливания Intel Threading Analysis Tools и высокооптимизированные библиотеки функций Intel Performance Libraries.
Вообще Новосибирск — один из ведущих российских научных центров. А раз инновации и modernizatsiya — это тренд как прошлого, так и этого года, то и в Новосибирске кипит и бурлит деятельность, связанная с созданием маленьких локальных Кремниевых Долин/Сколково. Местная Кремниевая Долина именуется Технопарком и на первый взгляд к Intel никакого отношения не имеет. Но Intel слишком тесно связана со всей научной отраслью Новосибирска и просто не могла не принять участие в создании и наполнении Технопарка.
Во-первых, Технопарк обещает быть местом с развитой инфраструктурой, которое должно привлекать немало российских и иностранных ученых и предпринимателей. Поэтому там, наверное, исключительно хорошая среда для обитания инновационной компании, и одна из двух стеклянных башен, которые вы видите на плане, возможно, станет новым офисом Intel. Пока что башни только строятся, но с фантастической скоростью — один этаж в неделю.
Во-вторых, в той небольшой части Технопарка, которая уже построена, сосредоточено некоторое количество небольших производств — чуть меньше 20 маленьких фирм, не оказывающих услуги, не производящих софт, а выпускающих вполне реальную, физически осязаемую продукцию. Конечно, ни о каком крупномасштабном производстве речи не идет — Технопарку нет еще и года, а все, что в нём производится, — либо единичные индивидуальные заказы, либо мелкая серия. Причем тут Intel? А притом, что несколько этих мелких фирмочек основаны людьми, которые окончили Школу Лидерства Intel, упомянутую выше. Сама корпорация от этого ничего не имеет, кроме имиджа, зато на территории нашей многострадальной Родины с помощью Intel появилось несколько независимых производств.
В этой статье я постарался осветить те стороны деятельности компании Intel, о которых не так много известно пользователям и потребителям ее продукции. Направлений, которыми занимается компания — множество. Более того, их число непрерывно растет — расползаться по России корпорация начала не так давно и вряд ли планирует останавливаться. Неохваченных научных центров у нас еще много, а появление Intel в каждом отдельном регионе несет вроде бы только пользу.
Честно признаюсь, ваш покорный слуга до пресс-тура к компании Intel относился с прохладцей. Она рисовалась мне как гигантская корпорация зомби — так изображена IBM в том самом рекламном клипе Apple. После поездки я, конечно, не стал евангелистом компании, но относиться к ней начал куда теплее.
Очень надеюсь, что эту статью прочитают в том числе и владельцы, директора или даже просто менеджеры российских компаний, мелких ли, крупных ли. Хочется в лоб задать вопрос: «А вам так слабо?» Можете органично влиться в окружающую среду? Можете сотрудничать с образовательными учреждениями? Хоть одно дерево посадить можете? Пусть в микроскопических масштабах (таких мастодонтов, как Intel, у нас нет), хоть что-нибудь. Если каждая компания осознает свою миссию, поймет свою ответственность перед людьми и сделает даже самый крошечный шаг в сторону улучшения мира вокруг себя — жить на нашей планете станет гораздо приятнее.
Благодарим компанию Intel и лично главу пресс-службы Михаила Рыбакова за организацию пресс-тура.