Все 15 лет своего существования Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ) занимался сборкой чужих моделей. Ранее это были автомобили южнокорейских производителей, позже под своим брендом начали выпуск китайских машин. Летом 2009 года ТагАЗ разработал собственную — Tagaz Vega. Но уже осенью того же года корейское подразделение General Motors в лице GM Korea Company (на тот момент GM Daewoo) подало в суд с обвинением в нарушении прав на интеллектуальную собственность. По версии истца, для разработки новой модели ТагАЗ использовал украденную документацию. Вскоре производство Vega было приостановлено, в таком подвешенном состоянии оно находится и по сей день. Однако прошлой зимой предприятие объявило о разработке совершенно нового автомобиля. Как водится, не обошлось без штампа «специально для российского рынка». Зачастую после этих слов производитель выкатывает компактный седан, на скорую руку созданный из хэтчбека. Но только не на этот раз: ТагАЗ планирует пустить на производственную линию «пятидверное купе».
Решение о выпуске необычного автомобиля может стать опрометчивым шагом для завода, едва держащегося на плаву. ТагАЗ не в состоянии погашать взятые кредиты, не в первый раз конвейер удается не останавливать лишь благодаря помощи правительства в реструктуризации долга. Но очередной иск о банкротстве уже находится в рассмотрении, причем на этот раз его подало само предприятие. Следующее слушание пройдет в начале июня. По неофициальным данным, сокращению будет подвержена большая часть коллектива рабочих. Трудно поверить в то, что именно такой необычный автомобиль может стать спасительной соломинкой для крупного производства. Но оставим в покое финансовые дела завода и перейдем к рассмотрению автомобиля. Наконец-то ТагАЗ выпустил партию официальных снимков, благодаря которым можно по достоинству оценить экстерьер новинки.
Внешность «пятидверного купе» с уверенностью можно назвать одиозной. Кому в голову пришло выпускать автомобиль в спортивном стиле, если до этого компания специализировалась на производстве только бюджетных и зачастую уже устаревших моделей? Похоже, руководство завода идет ва-банк. Помпезными описаниями пресс-центр компании не гнушается: «Автомобиль, получивший условный индекс PS511, практически воплощает в себе новые для автомобилей массового производства технические решения, ранее использовавшиеся в автоиндустрии исключительно для спорткаров. Технологии, уменьшающие вес PS511, гарантируют оптимальную эффективность использования и экономию топлива. Для автомобиля предусмотрено также максимально эффективное повторное использование материалов при утилизации». В чем разработчики модели точно себе не льстят, так это в подчеркивании уникальности машины: где еще найдешь семейный 5-дверный хэтчбек, напоминающий суперкары Ferrari?
Техническая часть модели PS511 наверняка не будет соответствовать вызывающему внешнему облику. ТагАЗ пока не публикует точные спецификации, но указывает на позиционирование новинки. Она будет относиться к бюджетному C-классу, то есть стоимость должна быть на уровне 500 тысяч рублей. Несмотря на впечатляющую внешность с коротким капотом и массивной кормой, вряд ли силовой агрегат пропишется сзади. Единственным вариантом компоновки должна стать переднемоторная переднеприводная. Логично ожидать появления в гамме двигателей бензиновых рядных «четверок» объемом полтора-два литра. Смогут ли разработчики PS511 удивить нас не только дизайном нового российского автомобиля? Вряд ли в сложившихся финансовых реалиях ТагАЗ способен разработать собственную агрегатную базу. Гадать не будем: уже 10 июня компания обещает не только рассказать о начинке интригующей новинки, но и назвать ее стоимость.
Интерьер PS511 под стать кузову, все пропитано спортивным духом. Тагазовцы установили даже спортивные сиденья-ковши! Левый подрулевой переключатель помимо управления указателями поворотов принял блок головного света — в духе азиатских автомобилей, в том числе производимых Таганрогским автомобильным заводом. В целом кокпит не выглядит качественным и дорогим.
В области покраски автомобилей производители давно достигли того уровня технологий, при котором дальнейшее повышении потребительских качеств перестало интересовать мировые концерны. Но есть и исключения. Например, в последнее время Nissan занимается активным продвижением уникального покрытия своих автомобилей: некоторые кроссоверы японской марки и ее люкс-подразделения Infiniti способны без внешней помощи заживлять небольшие царапины верхнего слоя покрытия.
Немного иначе ситуация обстоит с тюнинг-ателье. Всем известно, что чем ярче автомобиль, тем лучше. Но зеркальные и золотые пленки уже приелись, пурпурный цвет давно вышел из моды, да и оклеивать в черную матовую пленку становится моветоном. В Gemballa изобрели новый вид краски — особый шик ей придают вкрапления бриллиантов.
Принято считать, что бриллианты — лучшие друзья девушек. Но Gemballa собирается ассоциировать их со стилем унисекс: заказать уникальную покраску автомобиля смогут как леди, так и джентльмены. Глава студии Андреас Шварц утверждает, что под бриллиантами они имеют в виду именно настоящие бриллианты — не металлический пигмент, не кусочки стекла или прочих кристаллов. Главной проблемой на пути создания уникальной краски было получение алмазной крошки таких размеров, чтобы ее можно было смешать с краской, но при этом разглядеть отдельные частички невооруженным взглядом.
Сильные стороны нового покрытия с практической точки зрения в Gemballa не уточняют. Хотя алмаз и обладает рекордной для минералов твердостью, вряд ли этот факт как-то скажется на прочности кузова автомобиля. Зато в немецком ателье не преминули отметить отличную совместимость новой краски с карбоновыми кузовными панелями Gemballa: и там и там основным химическим элементом является углерод. Стоимость уникальной краски не уточняется.
Вряд ли из каких-либо практичных целей автовладелец захочет покрыть кузов своего железного коня измельченными алмазами. Gemballa вообще никогда не гналась за функциональностью. Это уже забота производителей массовых автомобилей. И скоро одной удобной системой на серийных машинах станет больше. Вспомните, сколько хлопот доставляет простая подкачка шин. На большинстве недорогих автомобилей нет никаких средств мониторинга текущего давления, поэтому следить за этим показателем приходится вручную, периодически проверяя его при помощи манометра. Но даже модели с современными системами лишь укажут на колесо, которое следует подключить к насосу. Теперь некоторые автомобили Nissan для североамериканского рынка получат возможность оповещать водителя о достижении оптимального давления во время накачивания: как только этот момент наступит, машина подаст владельцу звуковой сигнал.
Хотя новая технология Nissan лишена каких-либо откровений, она может оказаться полезной и очень удобной. Неравномерно накачанные шины приводят к ухудшению управляемости, комфортности, топливной экономичности. На последнем факторе особый акцент делают «зеленые». К тому же такие колеса будут подвержены усиленному износу. Внедряемая система Nissan позволит забыть про таблицу верного давления, которую производители зачастую крепят на среднюю стойку крыши. Автомобиль проинформирует водителя о снижении давления, укажет на конкретное колесо, а также подаст сигнал об окончании накачивания.
Небольшая инновация от Nissan будет доступна на седанах Altima и мини-вэнах Quest 2013-го модельного года. О планах распространения подобной опции на всю линейку японских автомобилей пока не сообщается.
Каждый год производители автомобилей привозят на крупные мотор-шоу концепты, лишенные наружных зеркал заднего вида. На их месте зачастую установлены небольшие цифровые камеры, в режиме реального времени передающие изображение на дисплеи в салоне машины. К счастью, государственный контроль такие инновации не проходят по соображениям безопасности. Но в некоторых условиях эта система все же может быть полезна. В Ингольштадте объявили о начале установки камер на спортивные прототипы Audi R18 TDI. По версии разработчика, они позволят пилотам более уверенно чувствовать себя на треке.
Сама камера интегрирована в заднюю часть корпуса — она немного выступает из карбонового хвостового плавника. Удивительно, что в Audi Motorsport пошли на осознанное ухудшение аэродинамики. Тем не менее вряд ли это существенно повлияет на технические данные болида: автомобили класса LMP просчитаны до мелочей, тем более R18 TDI не первый год удерживает лидирующие позиции в своем классе. Немцы уточняют, что масса и размеры камеры минимальны. Выполненный по технологии AMOLED дисплей находится в кокпите, он установлен сверху по центру. Необходимость замены обычного зеркала электроникой продиктована отсутствием заднего окна.
По мнению главы Audi Motorsport Вольфганга Ульриха, камеры заднего вида позволят улучшить активную безопасность спортивных болидов. В сравнении с обычными зеркалами современная техника имеет ряд преимуществ. Место расположения глазка видеосистемы и аэродинамика ее углеродного кокона рассчитаны на устойчивую работу при любых погодных условиях. Во время сильного дождя боковые стекла нередко становятся загрязненными, ухудшая обзор, — с электроникой такого не случится. Дополнительно инженеры проработали несколько дневных и ночных режимов: даже когда сзади движется соперник с включенными фарами дальнего света картинка на AMOLED-экране будет четкой и яркой. Плавная передача изображения сохраняется даже при 330 км/ч. На такой скорости каждую секунду болид преодолевает примерно 92 метра, поэтому прецизионная точность может стать определяющим фактором успеха. Поскольку цифровое поле дисплея будет полностью программируемым, на него можно вывести дополнительную полезную информацию. Возможно, это будут данные по остатку топлива в баках, коэффициенту сцепления шин или показания датчиков давления воздуха в них.
Современные камеры заднего вида на спортивных прототипах Audi появятся уже к следующим соревнованиям по выносливости «24 часа Ле-Мана». Можно ли ожидать внедрения подобных цифровых зеркал в серийных автомобилях? Учитывая склонность производителей к созданию моделей с очень узкими задними стеклами, которые ухудшают обзорность, камера была бы совсем не лишней опцией.
Внешний вид современных автомобилей — компромисс между желаниями дизайнеров, инженеров, технологов, маркетологов, финансистов, руководителей… Немудрено, что нередко конечный результат получается не впечатляющим. Мнения художников по этому поводу мы в силах лицезреть довольно часто, невообразимые концепты появляются с завидной регулярностью. Что им ответят механики? Онлайн-сообщество GrabCAD, включающее более 195 тысяч инженеров со всего света, объявило конкурс на лучший дизайн суперкара. За 40 дней было прислано 194 работы. Условия максимально демократичны: победителя определяют сами участники GrabCAD. Первое место достается набравшему максимальное количество «лайков» конкурсанту. Все работы разбиты на две категории: спорткары для дорог общего пользования и болиды для закрытых трасс. Первые должны быть отображением желаний их владельцев, вторые — стать серьезными гоночными автомобилями в стиле прототипов LMP. Посмотрим, какими были бы автомобили, создавай их только инженеры.
Занявший третье место в классе автомобилей для дорог общего пользования BarG от участника коммунити Мариуса Флитара организаторы конкурса похвалили за целостность внешнего вида. По их мнению, концепт обладает пропорциональным кузовом.
Немного больше симпатий пользователей собрал проект Луи Кордоба STURA-R. Автор придерживался традиционного подхода к созданию спорткара. Здесь нет переизбытка линий, все строго и лаконично. Узкий перед и мускулистая корма — настоящая классика.
Наиболее удачной была признана работа Даррена МакКига. Вдохновение он черпал в классических спортивных автомобилях. Именно поэтому его Tosa выглядит столь мускулисто, столь поджаро. Даррен визуально «накачал» передние и задние арки. Чтобы сделать внешний вид машины более динамичным, он продлил передние крылья за линию капота и установил огромные по площади воздухозаборники. Автомобиль имеет четко очерченную талию: перед задними колесами кузов сужается. Через вентиляционные отверстия воздух поступает к тормозным механизмам. Кузовные панели сделаны из карбона. Своим названием Tosa обязан специально выведенной в Японии бойцовской породе собак тоса-ину.
В стане потенциальных спортивных прототипов LMP третьим стал Колин Бонатан. Его работе не хватает утонченности, хотя Furtim LMP раз и навсегда врезается в память — неординарная машина с обилием прямых линий и острых граней. Немного лучше выступил украинец Андрей Чернорот. Двуцветная покраска кузова подчеркивает отдельные элементы автомобиля. Занявшая первое место «Дикая кошка» (LM wildcat) Сильвена Гербера полностью оправдывает свое название: выглядит болид хищно. Вычурные накладки на капоте созданы для изменения направления потока воздуха — все ради аэродинамики и большего давления шин на асфальт в пятне контакта. Этой же цели служит и большой плавник в стиле лемановских прототипов.
Несмотря на широкий охват аудитории, призовой фонд Supercar Body Challenge составил скромные $3 500, при этом победители в обоих классах получили по $1 000. Очевидно, гораздо более важной наградой станет приобретенный опыт, внимание единомышленников и потенциальная возможность найти заказчика. Пример проводимого сообществом GrabCAD конкурса показал практическую пользу краудсорсинга — даже разработку концепта автомобиля теперь можно доверить «толпе». К слову, в основе творчества инженеров гипотетически лежит вполне определенная техническая начинка. Партнером GrabCAD выступил концерн General Motors, поэтому подвеску своих моделей участники должны были делать из компонентов этого поставщика. В качестве силового агрегата предполагалось использовать 8-цилиндровые двигатели семейства SL: E-Rod LS3, LS7 и могучий турбокомпрессорный LS9 мощностью 638 лошадиных сил.
Помимо Supercar Body Challenge ушедшая неделя запомнится еще целой вереницей концептов, выполненных на самом высоком уровне. Один из них даже может лечь в основу новой марки спорткаров! Наконец-то официально представлен Renault Alpine A110-50. Для начала вспомним марку Alpine. Сегодня это имя на слуху благодаря японскому производителю мультимедийных устройств для автомобилей. Но еще недавно в Европе были хорошо известны спорткары компании Alpine, основанной французом Жаном Ределе в 1955 году. Долгие годы Alpine специализировалась на выпуске компактных спортивных автомобилей. В основной массе они использовали двигатели Renault, установленные над задней осью. Гоночные модели этого небольшого производителя неоднократно становились победителями Ралли Монте-Карло в 1970-х годах. Ряд успешных мелкосерийных моделей прервал нефтяной кризис. В период спада Alpine была куплена компанией Renault (1973 год). В 1995 году завод в Дьеппе прекратил выпуск последней модели — Alpine A610. Чуть позже там стали производить автомобили Renault Sport: Renault Clio Sport и Renault Megane Sport. Но французская марка решила возродить некогда известное имя. Знаменательное событие предвосхищает появление концепта Renault Alpine A110-50.
При первом же взгляде на спорткар вспоминается концепт двухлетней давности Renault Dezir. Своим именем новинка обязана успешному купе Alpine A110 — именно к его 50-летию и подготовлен впечатляющий проект. Карбоновый кузов покрашен в ярко-синий цвет — легендарный Alpine Blue. Хотя Renault Alpine A110-50 и основан на Renault Dezir, некоторая связь с предком в лице Alpine A110 все же прослеживается. Место противотуманных фар на капоте заняли полукольца желтых светодиодных огней. От них по капоту тянется рельефный аэродинамический шлейф — точно так же, как и на оригинальном Alpine A110. Кроме общей формы кузова от Dezir концепту достались гильотинные двери.
Технически Renault Alpine A110-50 основан на шасси Megane Trophy. Как мы теперь знаем, Megane Trophy успел преобразиться в серийный хот-хэтч Renault Megane RS. Но, несмотря на очевидное визуальное сходство, трехдверка является переднемоторным автомобилем с передними ведущими колесами, в то время как в Megane Trophy и привод и двигатель располагались сзади. Классическую для спорткаров компоновку сохранил и Renault Alpine A110-50. Его 3,5-литровый 6-цилиндровый двигатель развивает 400 лошадиных сил. Мотор носит имя Renault V4Y, то есть относится к широко распространенному семейству Nissan VQ. Одной из эволюционных версий последнего является Nissan VR, устанавливаемый в Nissan GT-R. Таким образом, техническая начинка Renault Alpine A110-50 может иметь непосредственные родственные связи с одним из самых известных японских спорткаров. Концепт получил 6-ступенчатую полуавтоматическую секвентальную трансмиссию, для переключения передач на которой можно использовать педаль сцепления или подрулевые переключатели. Инженерам удалось добиться практически идеального распределения веса: на переднюю ось давит 47,8% общей массы автомобиля, на заднюю — 52,2%. Разработчики гордятся натуральностью управления: Renault Alpine A110-50 лишен системы электронной стабилизации и даже антиблокировочной системы тормозов. Амортизаторы Sachs полностью настраиваемы: можно выставить параметры сжатия и растяжения. Спереди установлены 356-мм тормозные диски с шестипоршневыми суппортами, сзади — 330-мм с четырехпоршневыми. Машина «обута» в 21-дюймовые покрышки.
Презентация Renault Alpine A110-50 прошла на Гран-при Монако. Концепт не просто стал выставочным экспонатом, полностью подготовленный спортивный автомобиль проехал трассу. Новинку представил исполнительный директор Renault Карлос Таварес. Во время интервью он признался журналистам: сейчас существует по меньшей мере 50-процентная вероятность того, что бренд Alpine будет возрожден. Если смелому проекту все же дадут зеленый свет, марка выйдет на рынок с единственной моделью, чья стоимость будет находиться в пределах $37 000-$125 000. На разработку серийного автомобиля уйдет от трех до пяти лет. Жаль, ведь Renault Alpine A110-50 столь прекрасен уже сегодня. Будем надеяться, что французы все же решатся на возрождение спортивного подразделения.
С момента публикации юбилейного, сотого выпуска «Автодайджеста» прошел ровно год. Между тем в том номере мы обсуждали знаменитую выставку Concorso d'Eleganza Villa d'Este. Она проходит ежегодно в конце весны в скромном итальянском городке Черноббио. Одним из наиболее запоминающихся концептов тогда стал Aston Martin в исполнении Zagato, который также был признан лучшим среди дизайнерских проектов. В этом году кузовное ателье вновь не проигнорировало событие в Villa d'Este, хотя для проекта выбран совершенно иной бренд — BMW. Можно ли считать совпадением тот факт, что баварская компания второй год подряд посещает Concorso d'Eleganza с потрясающими концептами? Вряд ли, ведь и 328 Hommage, и Zagato Coupe являются произведениями настоящих мастеров.
Итальянский BMW? Сегодня исконно немецкая марка ассоциируется исключительно с Германией, иного представить невозможно. На самом деле во многих моделях BMW примешана итальянская кровь: мастера с Апеннинского полуострова трудились над кузовами BMW 3200 Michelotti Vignale (1959 год), BMW 700 (1959 год), BMW 3200 CS Bertone (1962 год) и BMW M1 (1978 год). Каждый из этих автомобилей достоин восхищения, а сегодня они являются образцами классического дизайнерского искусства. Но такой концентрированной итальянскости нет ни в одном предыдущем BMW. Представленный на Villa d'Este концепт показал, каким стал бы родстер Z4, будь он создан в Zagato.
На самом деле, над BMW Zagato Coupe итальянцы трудились не в одиночку. На всех этапах им помогали немцы. Несмотря на богатую историю двух брендов, BMW и Zagato практически не имели точек соприкосновения в прошлом. Совместной работе помогали личные связи: главный дизайнер итальянского дома дизайна Норихико Харада является старым другом Адриана ван Хойдонка, вице-президента BMW Group Design. Поэтому, когда глава Zagato Андреа Загато обратился с предложением о сотрудничестве, в Баварии раздумывать над ответом не стали. Еще один любопытный факт: и основатель итальянской студии Уго Загато, и немецкий бренд пришли к автомобилестроению через авиационное дело. Случайное совпадение?
Единственный экземпляр BMW Zagato Coupe собран вручную. Но это не значит, что помимо восхищающего дизайна в него ничего не заложено: формы алюминиевого кузова просчитаны с точки зрения как эстетики, так и аэродинамики. Полное тестирование модели было проведено на собственных испытательных полигонах BMW в Германии. Технические особенности концепта навсегда останутся секретом двух компаний, но наверняка в основе уникального автомобиля лежит родстер Z4. Точно известно одно: купе соответствует всем европейским требованиям и даже поставлено на учет в Германии.
Облик концепта таит много приятных деталей. Всмотритесь в переднюю решетку, она состоит из крошечных букв Z! А чего стоит оформленная в исконно итальянском стиле двухгорбая крыша! А эти мощные, но элегантные наплывы вокруг колесных арок… Если закрыть все еще узнаваемое лицо автомобиля рукой, ни за что не угадаешь, какой лейбл установлен на капоте. Итальянские художники сохранили лишь три фирменные черты BMW: длинный капот, хищный прищур фар с «ангельскими глазками» и две «ноздри».
Самым ярким элементом BMW Zagato Coupe бесспорно является корма. В этом весь Zagato: вспомните прошлогодний концепт Aston Martin V12. Тогда британское купе тоже потеряло третий объем кузова. Кокпит BMW Z4 не претерпел существенных изменений. Щепетильные итальянцы лишь обшили своей кожей некоторые элементы интерьера да добавили красной прострочки с фирменными логотипами. Снаружи концепт украшают 19-дюймовые колесные диски. Особая гордость Zagato — специальная краска Rosso Vivace. В зависимости от освещенности и угла падения солнечных лучей автомобиль может становиться от бриллиантово-красного до практически черного. Итак, что же такое BMW Zagato Coupe? Итальянцы считают, что это BMW глазами Zagato. А еще этот концепт можно назвать Z4 из параллельной реальности.
Не упускает возможности предстать перед состоятельными джентльменами и Aston Martin. Как мы помним, в 2011 году это был концепт V12, волею судеб выполненный студией Zagato. На этот раз в Черноббио предстал родной проект Aston Martin — AM 310. Британская компания готовится вот-вот показать миру преемника модели DB9, находящейся в производстве с 2004 года. Предвестником новинки является этот концепт.
Aston Martin AM 310 основан на платформе VH, на которой построены все ныне выпускаемые модели бренда. Купе оснащено обновленным двигателем V12 объемом 6 литров. Этот агрегат начал свой путь еще на DB7. Угадать в концепте технологическую преемственность можно и не заглядывая под капот: AM 310 жутко напоминает DB9. Наиболее заметным визуальным элементом являются новые задние фонари. Они выполнены в духе эксклюзивного купе One-77, только боковые секции здесь не соединены горизонтальной светодиодной полоской. Более гибкая пластика кузова в районе кормы позволила сделать привычный образ DB9 еще более элегантным и утонченным.
Пока рано делать окончательные выводы относительно преемника Aston Martin DB9. Все факты указывают на то, что британцы будут придерживаться консервативного сценария развития. Новая модель пойдет по эволюционному пути.