Оригинал материала: https://3dnews.ru/639561

Цифровое фото. Итоги 2012 года

Завершившийся 2012 год стал одним из самых насыщенных событиями за пока еще недолгую историю индустрии цифрового фото. Для начала вспомним прогнозы, озвученные в аналогичном материале ровно год назад. Итак, были высказаны предположения о появлении большого количества моделей беззеркальных камер, выходе на этот рынок компании Canon, сокращении сегмента DSLR-камер начального уровня под давлением более компактных сородичей со сменной оптикой. Также мы ожидали уменьшения рынка дешевых цифрокомпактов по причине роста популярности смартфонов с качественными камерами и прогнозировали постепенный уход SLR-like-фотоаппаратов с рынка в связи все с теми же «беззеркалками». В целом, прогноз оказался довольно правдивым, но подробнее мы поговорим о главных тенденциях уходящего года и подведем его итоги уже в конце материала. Пока же вспомним самые интересные модели 2012 года, благо представлено их было огромное количество.

Начнем, пожалуй, с обычных компактных цифровых камер. Очевидно, что этот сегмент рынка сокращается — «снизу» долю отъедают смартфоны, «сверху» — беззеркальные камеры. Поэтому производители вынуждены прилагать все усилия, чтобы хоть как-то продавать данные фотоаппараты. Компании используют различные способы привлечения внимания к своей продукции. К примеру, Sony напирает на внешний вид — ультракомпакт Cyber-shot TX200V действительно выглядит достаточно необычно. При этом и характеристики у камеры весьма неплохие — 18,2-Мп матрица Exmor R с обратной засветкой, объектив Carl Zeiss с диапазоном ЭФР 26–130 мм и диафрагмой ƒ/3,5–ƒ/4,8, 3,3-дюймовый сенсорный экран с разрешением 1,2 Мп. Компакт может похвастаться способностью снимать видео в формате AVCHD с разрешением Full HD 1080p и частотой 60 кадров/с, также им можно снимать под водой на глубине 5 метров.

Fujifilm решила не ограничиваться работой лишь над внешностью камеры, хотя ультракомпакт XF действительно выглядит отлично, и снабдила ее качественной начинкой. Выполненная в ретростиле камера оснащается крупной 2/3" матрицей с разрешением 12 Мп, светосильным (ƒ/1,8–ƒ/4,9) объективом с ЭФР 25–100 мм, умеет записывать видео в формате Full HD при 30 кадрах в секунду. Также можно отметить поддержку формата RAW и быструю готовность аппарата к съемке — всего 0,55 с, а включается он, к слову, тоже весьма необычно — поворотом кольца на объективе.

Еще одну тенденцию — появление в фотоаппаратах поддержки Wi-Fi — можно наблюдать на примере Samsung MV900F. Ультракомпакт с размерами 98,5х59,9х17,2 мм и массой всего 132 г оснащается также откидывающимся 3,3-дюймовым сенсорным AMOLED-дисплеем — такая конструкция позволит облегчить съемку автопортретов, так что вставать напротив зеркала уже не понадобится. Остальные характеристики стандартны для данного типа камер: 1/2,33-дюймовая 16,3-Мп матрица, объектив с 5-кратным оптическим зумом, возможность съемки Full HD-видео, а также система оптической стабилизации изображения.

Из-за падения спроса на простые камеры производители стараются отыгрываться за счет продаж high-end-моделей. Именно поэтому в минувшем году было выпущено немало так называемых компактов премиум-класса вроде модели Panasonic Lumix LX7. Фотоаппарат продолжает славные традиции линейки LX и предлагает потенциальным владельцам 10,1-Мп сенсор размером 1/1,7 дюйма, объектив LEICA DC VARIO-SUMMILUX с ЭФР 24–90 мм и выдающейся светосилой ƒ/1,4 на ШУ, при этом и в телеположении максимальная диафрагма составляет ƒ/2,3. Из других особенностей интересны серийная съемка со скоростью 11 кадров/с и возможность съемки Full HD-роликов в формате AVCHD при 60 кадрах в секунду.

Выпустила подобную камеру и Canon. Модель PowerShot G1X получилась не столь компактной, зато оснащается CMOS-сенсором размером 1,5 дюйма — это даже чуть больше, чем у зеркальных камер стандарта Four Thirds. Фотоаппарат получил также объектив с 4-кратным зумом и диафрагмой ƒ/2,8 на коротком конце. Приятным дополнением стали поворотный 3-дюймовый экран, разъем для подключения внешних вспышек и симпатичный ретродизайн.

Но лучшей, по мнению многих ведущих изданий, в этом сегменте стала камера Sony Cybershot DSC-RX100 — в частности, журнал Time назвал ее лучшим изобретением 2012 года. Итак, компакт Sony оснащается дюймовой матрицей с разрешением 20,2 Мп с максимальной чувствительностью 25 600 единиц в ISO-эквиваленте и объективом Carl Zeiss Vario-Sonnar T* с ЭФР 28-100 мм и светосилой ƒ/1,8–ƒ/4,9. RX100 может осуществлять серийную съемку со скоростью до 10 кадров/с, снимать Full HD-видео 1080@60p в формате AVCHD, поддерживает RAW-формат, съемку HDR-фотографий и панорам. При этом размеры камеры совсем невелики: 102х58х36 мм, а весит она 213 грамм. Так что носить RX100 можно в кармане и при этом всегда иметь возможность сделать фотографию в нужный момент.

В некогда весьма популярном сегменте ультразумов наблюдается затишье, новые модели понемногу выходят, а кратность зумов уже достигла психологической отметки 50х. Рекордсменом стала камера Canon PowerShot SX50 HS, оснащенная объективом с ЭФР 24–1200 мм. Фотоаппарат можно смело называть победой маркетинга над здравым смыслом — считающие иначе пусть попробуют поснимать камерой с рук при телеположении объектива в погоду, отличную от солнечной. Остальные характеристики на уровне обычных компактных камер среднего ценового диапазона — 12,1-Мп матрица размером 1/2,3 дюйма, скорострельность до 10 кадров/с, поворотный экран с диагональю 2,8 дюйма, поддержка формата RAW.

Гораздо более импонирует подход компании Panasonic, которая не стала гнаться за красивыми цифрами и выпустила достойный ультразум Lumix DMC-FZ200, примечательный постоянной светосилой ƒ/2,8 на всем диапазоне фокусных расстояний — 25–600 мм в 35-мм эквиваленте. Есть тут и поворотный дисплей с диагональю 3 дюйма, и поддержка RAW, и серийная съемка на скорости до 12 кадров/с. Среди прочих «фишек» в глаза бросается возможность HD-видеосъёмки на скорости до 120 кадров в секунду и видеосъёмки с разрешением VGA на скорости 240 кадров/с. Есть и поддержка привычного Full HD-видео на скорости 60 кадров/с.

Защищенные компактные камеры также продолжают эволюционировать, однако новинки, представленные в течение года, несильно отличаются от своих предшественников. К примеру, Fujifilm для любителей активного отдыха представила камеру FinePix XP170. Благодаря ударостойкому корпусу фотоаппарат можно ронять с высоты до 2 метров, также он способен пережить погружение на глубину до 2 метров и работать при морозе до -10 градусов. Из интересных возможностей можно отметить способность XP170 по воздуху передавать фотоснимки на смартфоны под управлением iOS и Android, так что владельцы камеры смогут оперативно выложить фотографии в социальные сети. Что касается фотографических возможностей устройства, тут все стандартно: 14,4-Мп сенсор, объектив с 5-кратным оптическим зумом, запись видео Full HD и система стабилизации на основе сдвига матрицы.

2012 год подарил нам новое направление в сегменте цифровых фотоаппаратов — так называемые смарт-камеры. Пусть пока такие аппараты можно пересчитать по пальцам одной руки, но тенденция наверняка будет продолжена и в будущем году количество подобных камер существенно возрастет. Самой яркой моделью в данном сегменте стала Samsung Galaxy Camera. Данный гибрид смартфона и цифрокомпакта оснащается 1/2,33-дюймовым сенсором с обратной засветкой и разрешением 16,3 Мп, объективом с 21-кратным оптическим зумом и диапазоном фокусных расстояний 23–481 мм в 35-мм эквиваленте. Тыльную сторону устройства практически полностью занимает огромный, 4,8-дюймовый сенсорный экран, с помощью которого и осуществляется управление камерой. Есть тут и 4-ядерный процессор с частотой 1,4 ГГц, модули Wi-Fi и 3G, правда, звонить с помощью устройства не получится. Зато можно с легкостью выкладывать только что сделанные снимки в Интернет, причем даже осуществляя редактирование снимков прямо в камере. Для этого достаточно скачать одно из множества приложений из магазина Google Play, ведь работает Galaxy Camera под управлением Android 4.1.

Итак, переходим к главному тренду 2012 года — беззеркальным камерам. По итогам прошедшего года эти фотоаппараты наверняка вплотную подберутся к классическим DSLR-камерам — к примеру в Японии уже летом рыночные доли данных видов системных камер практически сравнялись. За 2012 год производители анонсировали большое количество «беззеркалок». Вспомним самые примечательные модели. В начале года Olympus выпустила великолепную камеру E-M5 формата Micro 4/3, ставшую первенцем в линейке OM-D Series. Пыле- и влагозащищенный магниевый корпус выполнен в ретростиле, при габаритах 122х89х43 мм фотоаппарат весит 425 г. Разрешение сенсора Live MOS производства Panasonic составляет 16,1 Мп, среди остальных характеристик стоит упомянуть первый в мире 5-осный механизм стабилизации изображения, быструю систему автофокусировки с говорящим названием FAST, возможность серийной съемки со скоростью 9 кадров/с, 3-дюймовый OLED-дисплей с изменяемым углом наклона.

После не слишком удачного выхода на рынок беззеркальных камер с миниатюрной моделью Q компания Pentax Ricoh выпустила куда более интересный аппарат — K-01 для байонета K. Фотокамера выделяется среди прочих уникальным дизайном, в разработке которого принимал участие известный дизайнер Марк Ньюсон. Правда, одним из минусов корпуса является его большая толщина — почти 6 см. В основе K-01 лежит CMOS-сенсор формата APS-C с разрешением 16,28 Мп, который, к слову, используется и в DSLR-камере Pentax K-5. Камера имеет 81-точечную систему автофокусировки по контрасту, систему стабилизации изображения на базе сдвига матрицы, 3-дюймовый экран и три цвета исполнения на выбор — классические серебристый и черный и яркий желтый.

Неожиданно громким получился выход на рынок «беззеркалок» компании Fujifilm. Выпущенная в начале года X-Pro1 была тепло встречена обозревателями фототехники и просто увлекающимися фотографией людьми. Итак, в основе камеры лежит 16,3-мегапиксельный APS-C X-Trans CMOS-сенсор, имеется оптический видоискатель, 3-дюймовый экран с разрешением 1,23 Мп и поддержка съемки видео в формате Full HD. Внешне X-Pro1 напоминает старые пленочные камеры и имеет схожие элементы контроля. Осенью компания выпустила слегка упрощенную версию «прошки» — X-E1 лишилась оптического видоискателя (появился электронный), зато стала дешевле и компактнее. Кроме того, вместе с X-E1 был представлен и «китовый» объектив с неплохой светосилой и системой стабилизации изображения — FUJINON XF 18–55 мм ƒ/2,8–4 R LM OIS.

Важным событием и своеобразным признанием перспективности рынка стал дебют компании Canon с моделью EOS-M. Однако несмотря на тот факт, что японцы вышли в этот сегмент одними из последних, их камера не стала откровением и заинтересовала в основном лишь обладателей парка оптики под байонет EOS. Характеристики Canon EOS M выглядят так: APS-C-матрица с разрешением 18 Мп, процессор обработки изображений DIGIC 5, 3-дюймовый сенсорный дисплей с разрешением 1,04 Мп, возможность съемки Full HD-видео. В общем, ничего сверхвыдающегося на фоне многочисленных конкурентов.

Главного конкурента Canon на рынке DSLR-камер, компанию Nikon также пока нельзя назвать серьезным игроком рынка беззеркальных камер. Японцы продолжают пополнять свою серию камер Nikon 1 новыми моделями, но по сравнению с предшественниками они ничем принципиальным не отличаются. К примеру, Nikon 1 V2 получила улучшенный дизайн корпуса, матрицу чуть большего разрешения (но не размера), выдвижную вспышку и немного иное расположение органов управления. В остальном отличий от модели V1 практически нет.

Еще один сильный игрок и основатель рынка беззеркальных камер, компания Panasonic активно пополняла свое портфолио новыми фотоаппаратами. Так, летом была анонсирована модель Lumix G5. Внешне камера напоминает младшие зеркалки, что положительно сказывается на удобстве использования, хотя габариты ее не назвать небольшими. G5 оснащается 16-Мп сенсором Live MOS, умеет снимать серии со скоростью 6 кадров/с и видео Full HD в формате AVCHD при 60 кадрах/с. Электронный видоискатель разрешением 1,44 Мп дополнен сенсорным поворотным экраном с диагональю 3 дюйма.

На выставке Photokina Panasonic представила «беззеркалку», претендующую на звание самой продвинутой в классе. Lumix DMC-GH3 по своим возможностям вплотную подобралась к продвинутым зеркальным камерам, правда, и размеры у нее куда больше, чем у большинства «беззеркалок». Итак, камера оснащается 16,05-Мп матрицей Live MOS с чувствительностью до 25 600 единиц в ISO-эквиваленте, трехъядерным процессором обработки изображений Venus 7 FHD, 3″ OLED-экраном с возможностью поворота по двум осям и электронным OLED-видоискателем с разрешением 1,7 Мп. GH3 способна производить видеозапись Full HD 1080/60p в форматах MP4–AVC/MOV–H.264/AVCHD Progressive со стереозвуком. Из других особенностей можно отметить встроенный модуль Wi-Fi и батарейную ручку в качестве аксессуара.

Один из лидеров рынка беззеркальных камер, компания Sony пополнила семейство NEX несколькими интересными аппаратами. Так, была представлена замена бестселлеру NEX-5N в лице камеры 5R, главным нововведением стала гибридная система автофокусировки, в дополнение к контрастному добавился фазовый автофокус. Новая «пятерка» оснащена APS-C-матрицей с разрешением 16,1 Мп, процессором обработки изображений Bionz и откидным 3-дюймовым сенсорным экраном с разрешением 920 тыс. точек. Среди других приятных особенностей — запись видео Full HD 1080@60p в формате AVCHD, модуль Wi-Fi и поддержка приложений, расширяющих возможности камеры.

Куда более интересной новинкой стала NEX-6, которая заняла промежуточное положение между камерами NEX пятой и седьмой серии. Итак, фотоаппарат оснащается той же матрицей, что и младшая модель, трехдюймовым несенсорным экраном, который можно повернуть вверх (до 90°) и вниз (до 45°). У «шестерки» имеется электронный OLED-видоискатель, диск выбора режимов съемки, и габариты у нее чуть больше, чем у 5R. В общем, неплохая альтернатива более дорогой NEX-7, ведь далеко не каждому нужны 24 Мп.

Для тех, кто считает, что DSLR-камеры являются лучшим выбором, и готов мириться с их габаритами, производители по-прежнему выпускают «зеркалки» начального уровня. Canon в минувшем году вывела на рынок EOS 650D, пришедшую на смену 600-й модели. В основе камеры лежит 18-Мп APS-C-сенсор и 63-зональная система замера экспозиции. Также присутствуют 9-точечная система автофокуса и процессор обработки изображений DIGIC 5, а скорость серийной съёмки достигает 5 кадров в секунду. Стоит отметить поворотный сенсорный 3-дюймовый дисплей и возможность съемки видео в формате Full HD на скорости 30 кадров в секунду.

Приверженцам другой «религии» Nikon предлагает свое решение в лице D3200. Сердцем камеры стал 24,2-Мп сенсор с максимальной чувствительностью до 12 800 единиц в ISO-эквиваленте. Система фокусировки здесь 11-точечная, а скорость серийной съемки ограничена отметкой в 4 кадра в секунду. Разрешение 3-дюймового экрана стандартное — 921 тыс. точек, есть и поддержка съемки видео с привычными показателями — 1080@30p. Из интересных особенностей — режим учебника, который пошагово может обучить новичков различным приёмам съёмки, а также красный цвет камеры.

Тем, кому нужна камера чуть посерьезнее, можно предложить обратить внимание на Sony Alpha SLT-A57. Камера с полупрозрачным зеркалом предлагает скорострельность на уровне 12 кадров в секунду, имеет 15-точечную систему фокусировки, встроенную систему стабилизации изображения на основе сдвига матрицы, поворотный 3-дюймовый ЖК-экран и электронный видоискатель. Максимальная чувствительность 16,1-Мп APS-C-матрицы составляет 25 600 единиц ISO. Также A57 может похвастаться возможностью снимать видео в формате MPEG-4/AVCHD/H.264 с Full HD-разрешением вместе со стереозвуком.

Если же вам приходится часто снимать в дождь, а компактные защищенные камеры не устраивают из-за качества картинки, то представленная осенью всепогодная зеркалка Pentax K-5 II должна вам подойти. Фотоаппарат обладает пыле- и влагозащищенным корпусом и при этом отличается неплохими возможностями. Обновленная «пятерка» получила новый 16,28-Мп сенсор с чувствительностью до 51 200 единиц ISO, поддерживает выдержки до 1/8000 с, умеет делать фотографии со скоростью 7 кадров/с и снимать видео в формате Full HD при 25 кадрах/с. Также можно отметить встроенную систему стабилизации на основе сдвига матрицы и технологию очистки матрицы от пыли.

В этом году увлеченные фотолюбители наконец-то дождались выхода относительно недорогих полнокадровых зеркальных камер. В течение одной недели свои продукты представили и Canon, и Nikon. Последняя выпустила камеру D600, получившую 35-мм сенсор с разрешением 24,3 Мп и светочувствительностью до 25 600 единиц ISO. Несмотря на бюджетность, D600 оснащается 39-точечной системой автофокуса с 9 крестовыми датчиками. Гарантируется 150 тысяч срабатываний затвора. При размерах 141х113х82 мм камера весит 760 грамм, а корпус из магниевого сплава обладает пыле- и влагозащитой.

Canon EOS 6D, за которую просят те же $2 100, что и за конкурента, оснащается полнокадровой 20,2-Мп CMOS-матрицей с максимальной чувствительностью 102 400 единиц в ISO-эквиваленте. За обработку изображений отвечает процессор Digic 5+, поддерживающий 14-бит RAW. Система фокусировки у 6D 11-точечная, с одним крестообразным датчиком в центре. Скорость серийной съемки равна 4,5 кадра/с, а видео в формате Full HD записывается на скорости до 30 кадров/с. Трехдюймовый экран с разрешением 1,04 Мп дополнен монохромным служебным и оптическим видоискателем с 97%-м охватом кадра. Также в EOS 6D присутствуют модули Wi-Fi и GPS.

Компания Sony в минувшем году также отметилась выпуском новой полнокадровой камеры, правда бюджетной ее точно не назовешь. Sony Alpha A99 является первой в мире FF-камерой с полупрозрачным зеркалом — раньше оно применялось компанией лишь в «кропнутых» камерах. A99 получила 24,3-Мп сенсор Exmor с максимальной чувствительностью до 102 400 единиц ISO, новый процессор обработки изображений BIONZ с поддержкой 14-бит RAW-файлов и подавление шумов по областям изображения, двойную систему автофокуса — 19-точечный фазовый автофокус дополнен 102 точками фокусировки прямо на матрице. Как и все камеры Alpha, 99-я имеет систему стабилизации изображения на основе сдвига матрицы. 3-дюймовый дисплей может поворачиваться в трех плоскостях, а видоискатель здесь электронный — он выполнен по технологии OLED. Максимальная скорость серийной съемки — 6 кадров/с, поддерживается запись видео Full HD с частотой 60 или 24 кадра/с со стереозвуком, ручными настройками и возможностью вывода через HDMI в реальном времени. Корпус Alpha SLT-A99, выполненный из магниевого сплава, защищает внутренности камеры от пыли и влаги.

Вышеупомянутую A99 можно рассматривать в качестве конкурента представленной весной 2012 года камере Canon EOS 5D Mark III. Третья версия «пятака» оснащается 22,3-Мп 35-мм матрицей с чувствительностью до 102 400 единиц в ISO-эквиваленте, имеет 61-точечную систему автофокусировки, перекочевавшую со старшей модели EOS-1D X, и предлагает скорострельность до 6 кадров в секунду. 3,2-дюймовый дисплей с разрешением 1,04 Мп дополнен оптическим видоискателем со 100%-м покрытием кадра. Корпус из магниевого сплава обладает пыле- и влагозащитой, а вместе с батареей 5D Mark III весит 950 граммов. Запись видео осуществляется с разрешением 1920х1080 точек при 30 кадрах/с.

И в лагере Nikon найдется конкурент двум предыдущим камерам. D800 предлагает запредельное разрешение в 36,3 Мп, а максимальная светочувствительность ограничена отметкой 25 600 единиц в ISO-эквиваленте. За автофокус отвечает модуль Multi-CAM с 51 датчиком. Минимальная выдержка камеры равняется 1/8000 с, а скорость серийной съемки — 4 кадра/с (6 кадров/с при наличии батарейного блока). Как и 5D, D800 умеет снимать видео Full HD лишь на скорости 30 кадров/с. Среди интересных особенностей стоит отметить поддержку интерфейса USB 3.0.

На этом поток полнокадровых новинок 2012 года не заканчивается. Самой интересной фотокамерой года стал продукт компании Sony, которая выпустила на рынок компакт с полнокадровой матрицей и несменным объективом с фиксированным фокусным расстоянием. Sony Cyber-shot DSC-RX1 оснащается той же 24,3-Мп матрицей, что и Alpha A99, а в качестве объектива использован Carl Zeiss Sonnar T* 35/2. При этом размеры камеры (без объектива) — всего 113,3х65,4х69,6, весит она 453 грамма. Разрешение 3-дюймового ЖК-экрана — 1,3 Мп, а видоискатель здесь опциональный — он докупается в качестве аксессуара. В России новинка недавно появилась в продаже и предлагается по цене 120 тысяч рублей. Конкурентов у нее по сравнимой или меньшей стоимости нет, хотя вряд ли она разойдется большим тиражом, ведь далеко не все могут себе позволить потратить на игрушку весом менее полукилограмма почти 4 тысячи долларов.

Как уже было отмечено в начале материала, камеры в смартфонах становятся все качественнее, и самым интересным с этой точки зрения продуктом прошедшего года стал смартфон финской компании Nokia — 808 PureView. Symbian-смартфон оснащается дюймовой матрицей — в подавляющем большинстве компактных фотоаппаратов используется сенсор меньшего размера. При этом разрешение камеры у Nokia 808 также рекордное — 41 Мп, что, впрочем, нельзя однозначно отнести к плюсам. С момента анонса смартфона прошел почти год, но финны так и не выпустили подобный аппарат на современной платформе Windows Phone 8. Причина тому — аппаратные требования самой WP8, которая пока способна работать только на процессорах Qualcomm Snapdragon, которые не поддерживают камеры с разрешением выше 22 Мп.

Тем не менее можно быть практически уверенным в том, что тенденция улучшения камер в смартфонах получит свое продолжение и в году наступившем. Последние знаковые анонсы 2012 года подтверждают это — камеры iPhone 5 и Nokia Lumia 920 весьма хороши. Еще одной функцией, которая, возможно, будет значительно усовершенствована в 2013 году, станет съемка видео. Стоит ожидать появление первых аппаратов, поддерживающих съемку в формате 4K, благо предпосылки к этому уже имеются. По слухам, камеры семейства Nikon 1 станут первыми аппаратами, получившими такую возможность. Правда, в 2012 году один такой аппарат уже вышел — это Canon EOS-1D C, оснащенный 18,1-Мп полнокадровой матрицей и способный осуществлять запись видео в формате MPEG-4/H.264 с разрешением 4096x2160 пикселей при частоте 24 кадра в секунду. Правда, его стоимость — 15 тысяч долларов — существенно ограничивает потенциальную аудиторию данного продукта.

Рынок беззеркальных камер в 2013 году продолжит уверенно расти, в том числе и за счет DSLR-моделей начального уровня. Возможно, мы увидим и первую полнокадровую «беззеркалку» — слухи о работе Sony над такой камерой циркулируют уже давно. Наверняка основные производители выпустят и свои первые смарт-камеры, а возможности редактирования и загрузки фотографий в Сеть прямо с камеры будут появляться все в большем числе цифрокомпактов. Интересно будет посмотреть на то, как производители зеркалок решат задачу сохранения в модельном ряду продвинутых «кропнутых» камер, ведь выход «бюджетного фуллфрейма» серьезно ударил по таким аппаратам. В общем, год обещает быть не менее насыщенным. Оставайтесь с нами, чтобы узнавать все самое интересное из первых рук!

Материалы по теме:



Оригинал материала: https://3dnews.ru/639561