Оригинал материала: https://3dnews.ru/773854

Beyond: Two Souls — недушевное приключение. Рецензия

Жанр Приключения
Издатель Sony Computer Entertainment
Издатель в России Sony Computer Entertainment
Разработчик Quantic Dream
Дата выхода 9 октября 2013 года
Возрастной ценз от 17 лет
Платформы PlayStation 3
Официальный сайт

Анонс нового проекта студии Quantic Dream — это сразу же огромный ажиотаж, ожидание чего-то невероятного, берущего за душу, оперирующего не такими понятиями, как «прямое воздействие на спинной мозг», а куда более тонкими материями. Сказать, что от Beyond: Two Souls ожидали многого, — значит ничего не сказать. К сожалению, мало того, что оправдались определенные опасения по части геймплея, так еще и подвох оказался там, где его точно не ждали, — в сценарии и эмоциональной составляющей. Но обо всем по порядку.

#Искусство как самоцель

История повествует о девушке по имени Джоди Холмс, наделенной особым даром, вернее — спутником по жизни. С самого рождения к ней привязана некая бесплотная сущность по имени Айден. Сущность эта не подчиняется Джоди и может действовать против ее воли. С другой стороны, у Айдена нет возможности отправиться в свободный полет, и оберегать героиню он вынужден. Эта парочка в буквальном смысле не может жить друг без друга. Все вышеописанное вы, скорее всего, и так знаете из бесконечных трейлеров, геймплейных отрывков и дифирамб овсобственному детищу из уст Дэвида Кейджа. Проблема в том, что непосредственно в первый час игры вы не будете понимать ничего из того, что происходит.

Вероятно, в определенный момент кто-то шибко умный из команды разработчиков решил, что истории не хватает изюминки и для большей пикантности ее стоит подать не в хронологическом порядке, а в виде набора перемешанных между собой эпизодов. Кроме того, в этот раз сценарий вышел не столь интригующим, как в Fahrenheit или Heavy Rain. Здесь нет какой-то глобальной загадки. Господин Кейдж с самого начала заявлял, что перед нами должна была быть история взросления маленькой девочки с необычными талантами. Родители ее боятся, сверстники называют ведьмой и дьяволом во плоти. В итоге Джоди отдают в исследовательский центр, где она знакомится с профессором Коллинзом, который практически заменяет ей семью. В повествовании есть интересные и насущные мысли: как сложно быть не таким, как все, как страшно оставаться в одиночестве, наедине со своими внутренними демонами, которые в случае малышки Холмс обретают материальный вид. И как постепенно, шаг за шагом, человек может и должен бороться за себя, свое будущее и свое счастье. Как в конечном итоге найти себя. Но сценаристы сделали все, чтобы эти идеи ускользнули от играющего.

Порой хронологически непоследовательное повествование является авторской задумкой и позволяет раскрыть весь потенциал сюжета. Первое время в Beyond: Two Souls утешаешь себя именно такой мыслью: наверняка все это недаром и в финале все сложится в красивый пазл, да еще и с каким-нибудь лихим поворотом! В общем-то картина действительно собирается, но в тот момент, когда последний кусочек встанет на свое место, вы, скорее всего, вместо радости испытаете дикое разочарование — это дерганое повествование оказалось самоцелью. Артхаус ради артхауса, и не более. Без этого легко можно было обойтись, а последовательный сюжет смотрелся бы намного лучше. Не говоря уже о цельности происходящего, создатели разрушили главное, что так привлекало в их предыдущих творениях, — живых персонажей, которым хочется сопереживать и в которых хочется верить.

Главных героев в этот раз играют не малоизвестные актеры, а самые настоящие голливудские звезды: Эллен Пейдж и Уиллем Дефо. Справились они со своими ролями отлично, особенно удался персонаж Дефо, доктор Коллинз. Пожалуй, именно с ним связаны самые сильные моменты в игре. Проблема в том, что случайно перетасованные эпизоды рушат любую эмоциональную связь с персонажами. А ведь именно этой отождествленностью так бахвалился Кейдж, заявляя, что «вы проживете целую жизнь героини». Теоретически да, вы пройдете вместе с Джоди самые тяжелые и важные этапы за двадцать с лишним лет. Но привязаться к ней не получается при всем желании: как опавший лист порывами ветра, вас бросает из одного временного промежутка в другой.

Сперва вы оказываетесь в каком-то восточном посольстве и похищаете документы, затем возвращаетесь на десяток лет назад и уже маленькой девочкой участвуете в эксперименте, потом снова вперед, еще вперед, назад и так далее. Развитие характера в такой ситуации ощутить не получается, равно как и сочувствовать героине. Вот девушка грустит, а виртуальный режиссер намекает: «Смотри, она в печали, поэтому ты сейчас должен жалеть ее». Но игрок этого сделать не может, потому что он вообще не имеет ни малейшего понятия, почему ей плохо. Возникает только чувство непричастности к Джоди и всему происходящему. Что уж говорить о второстепенных персонажах, которые появляются на десять минут и тут же исчезают. И все они, за двумя исключениями, максимально скучны и шаблонны.

#За гранью интерактивности

К сожалению, непосредственно игрового процесса в Beyond: Two Souls очень мало. В Heavy Rain, несмотря на преобладание QTE, было много напряженных сцен, и проиграть было проще простого. Причем это выражалось как в сложности самих сценок (ох уж эта поездка по встречной полосе!), так и в моральном выборе — признайтесь, кто из вас в комнате с ядом не сомневался 15 минут реального времени, как поступить? Ваше решение всегда явным образом отражалось на всем прохождении, вплоть до появления или отсутствия целых сюжетных линий. Да, при втором заходе ощущение свободы улетучивалось, но всегда оставалось чувство — это именно твоя история, и ни у кого нет абсолютно такой же. Здесь с нелинейностью приходится распрощаться: любое решение имеет какие-либо последствия исключительно в текущем эпизоде, но никак не отражается на будущем.

В Beyond предстоит в основном ходить от одной активной точки до другой и активировать события. Некоторые можно пропустить, но единственное, что вы потеряете, — это какую-нибудь мини-сценку. QTE упразднили, заменив необходимостью дергать стик в нужном направлении или бешено долбить по одной кнопке. Хорошо хоть, постановка осталась на высоком уровне. Экшен-сцены действительно впечатляют — жаль, что их мало, да и не все имеющиеся уместны.

Помимо прочего, создатели разрешают взять на себя роль Айдена и свободно парить по уровню. Ну как свободно — не отходя дальше пары метров от Джоди. И любой ваш шаг заранее просчитан геймдизайнерами. Взаимодействовать получится лишь с единичными объектами или людьми. Разработчики никак не объясняют, почему разрешается пролететь сквозь дверь, но запрещается — через стену или почему одного человека можно придушить, в другого вселиться, а с оставшимися десятью ничего нельзя сделать вообще. А ведь можно было бы при желании создать такой простор для экспериментов… К сожалению, вас постоянно и чересчур навязчиво ведут за ручку все десять часов.

Зато уж к чему никак нельзя придраться, так это к внешнему оформлению. Каждый кадр буквально кричит, что перед нами дорогущий блокбастер. Красочная, насыщенная, полная деталей картинка, порой достигающая фотореализма. Как такое смогли выжать из старушки PlayStation 3 — загадка. Эффекты частиц — это нечто потрясающее: призраки, огонь, песчаные и снежные бури — ими можно любоваться бесконечно, как и великолепными, детализированными лицами и потрясающей анимацией. Конечно, видно, что ради такого качества местами пришлось идти на жертвы в разрешении текстур или размере уровней, но это нисколько не умаляет достижений ответственных за визуальную сторону людей. Не отстает и музыкальное сопровождение: тихие и спокойные мотивы сменяются мощными оркестровыми пассажами, в нужный момент пробирающими до мурашек.

* * *

Beyond: Two Souls оказалась совершенно не такой, как хотелось бы. Последний крупный эксклюзив для PS3 вышел просто неплохой игрой. Да, ее можно и нужно ругать за многое — в основном потому, что создатели сами испортили почти все, что могли. Игровой процесс низведен до дергания стика в нужный момент, хорошая история страдает от случайного порядка повествования, в котором нет никакого смысла. Нет ни ощущения целостности, ни развития героев, ни эмоциональной привязанности. Многие эпизоды просто кажутся лишними, добавленными по принципу «чтобы было». А ведь некоторые моменты удались на славу: это и сочный экшен во время погони, и по-домашнему уютное свидание в лучших традициях Quantic Dream. Скорее всего, вы не будете вспоминать Beyond: Two Souls как нечто потрясающее, но некоторые моменты вполне могут запасть в душу.

Достоинства:

  • великолепная визуальная составляющая;
  • убедительная игра главных героев;
  • качественный саунтдрек;
  • некоторые эпизоды действительно удались.

Недостатки:

  • ужасное повествование, рвущее сюжет на лоскуты;
  • скучные и статичные второстепенные персонажи;
  • очень условный геймплей.
Графика Одна из самых технически совершенных игр на текущем поколении консолей. Модели героев, спецэффекты, анимация — создатели явно не врали, когда обещали «частичку nextgen уже сейчас». 10
Звук Оркестровые партии, чередующиеся со спокойными мелодиями, — это то немногое, на чем держится местная атмосфера. Про отличную игру Пейдж и Дефо можно и не говорить, это очевидно. 8
Одиночная игра Геймплей низведен до переходов от одной активной точки до другой, что изредка перемежается полетами в роли бесплотного духа. Нелинейности или ощущения свободы просто нет. Остается только радоваться по-прежнему отличной постановке как экшена, так и «домашних» эпизодов. 5
Коллективная игра Зачем в этой игре кооператив — абсолютно непонятно. Здесь нет ситуаций, когда нужно действовать синхронно. Большую часть времени второй игрок будет просто наблюдать интерактивную историю, и без того не идеальную. 2
Общее впечатление Складывается ощущение, что создатели взяли огромное красивое полотно, разорвали его на несколько десятков кусочков, треть выкинули, остальное смешали в хаотичном порядке и выдали результат за «авторское видение». По факту — испортили потенциально хорошую и интересную историю. 7

Подробнее о системе оценок

Видео:

Ссылки по теме:



Оригинал материала: https://3dnews.ru/773854