Ретро — это модно. Если говорить про фотоаппараты, то ответственность за воскрешение ретро в массовом сегменте можно свалить на Olympus — это она возродила данный стиль в своих «беззеркалках» серии PEN. Однако сейчас они всё больше стали походить на современные камеры, пусть и не совсем обычные. Зато мотивы ретро в оформлении камер Olympus получили продолжение в линейке «беззеркалок» OM-D, которая стоит чуть выше PEN. Однако OM-D E-M1 выделяется не только дизайном. Тут есть всё для того, чтобы конкурировать с продвинутыми зеркалками, — два диска управления и масса различных программируемых органов управления, цифровой видоискатель с огромным разрешением, наклонный сенсорный дисплей, защита от пыли и брызг, морозоустойчивость, новый быстрый процессор TruePIC VII, минимальная выдержка в 1/8000 секунды, а по скорости серийной съёмки новинка конкурирует с ранее недосягаемым лидером в лице Sony NEX-7. Да и про множество опций, что для системной камеры является большим плюсом, тоже забывать не стоит. Похоже, у OM-D E-M1 есть все шансы здорово подвинуть конкурентов.
⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
Olympus OM-D E-M1 | |
---|---|
Сенсор изображения | 4/3 дюйма, 17,2 Мп |
Эффективное количество точек, Мп | 16,3 |
Формат сохранения изображения | Фотокадр: JPEG (EXIF 2.2, DCF), RAW Видео: MOV(MPEG-4AVC/H.264), AVI (Motion JPEG) |
Диапазон фокусных расстояний | Сменный объектив Olympus M.ZUIKO DIGITAL 12-50 mm 1/3.5-6.3 |
Размер кадра в пикселях | Фотокадр: 4608x3456, 4608x3456, 2560x1920, 1024x768 Видео: 1920x1080, 1280x720, 640x480 |
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте | Автоматическая, LOW (100), 200–25600 шагом в 1/3 и 1 EV |
Диапазон выдержек, с | от 60 до 1/8000 |
Экспозамер | ESP-экспозамер, Точечный экспозамер, Центрально-взвешенный экспозамер, Светлая зона, Тень |
Экспокоррекция | +/- 5 EV (1, 1/2, 1/3 EV) |
Встроенная вспышка | Нет |
Автоспуск, с | 2/12 |
Устройство хранения информации | SD/SDHC/SDXC |
ЖК-дисплей | Сенсорный ЖК-дисплей, 7,6 см (3,0 дюйма), разрешением 1037 тыс. точек |
Видоискатель | Электронный, 2,36 млн точек |
Интерфейсы | HDMI, USB, AV-выход |
Дополнительно | WiFi-модуль 802.11 b/g/n |
Питание | Литий ионный аккумулятор BLN-1, 9,3 Вт·ч |
Габариты (ШхВхД), мм | 130,4x93,5x63,1 (без выступающих частей) |
Масса, г | 497 (включая батарею и карту памяти) 443 (только корпус) |
Всего доступно три варианта комплектации, но различаются они лишь объективами. В базовой модификации оптики нет вовсе, вторая комплектуется объективом M.ZUIKO DIGITAL ED 12-40mm 1:2.8, а третья, которая и попала на тестирование, может похвастаться зум-объективом M.ZUIKO DIGITAL ED 12‑50mm 1:3.5‑6.3 EZ с моторизированным приводом трансфокатора, который здорово облегчает управление камерой во время видеосъёмки. Итак, полный комплект тестовой модификации включает следующее:
⇡#Внешний вид и удобство использования
С первого взгляда Olympus OM-D E-M1 чрезвычайно сильно напоминает вторую, теперь уже младшую модель линейки — камеру OM-D E-M5: очертания корпуса совпадают, материалы тоже одинаковые, схож и набалдашник «горячего башмака», под которым всё так же также интегрирован аксессуарный порт. И дисплей тоже наклонный. Однако если присмотреться внимательнее, можно заметить, что камера совершенно другая — в первую очередь благодаря органам управления, которых стало гораздо больше. В общем, всё как и в случае зеркалок — чем выше класс камеры, тем больше на ней разнообразных клавиш, которые позволяют быстро изменять многие параметры, не забираясь в дебри меню.
Качество материалов и сборки выше всех похвал. При попытках скручивания и сдавливания корпус не прогибается и не издаёт ни треска, ни скрипа. На чёрном корпусе совершено незаметны отпечатки. Что вдвойне удивительно — Olympus OM-D E-M1 практически не притягивает пыль и небольшие ворсинки, которые зачастую липнут к камерам с невероятной скоростью. Многие производители нередко заявляют о применении антистатических материалов, которые позволяют уменьшить притягивание пыли, но, похоже, получилось это сделать именно у компании Olympus, хотя в пресс-релизах каких-либо акцентов на этом нет.
Лицевая часть младшей модели семейства немного скучновата, ведь кроме байонета и светодиода подсветки автофокуса на ней ничего нет. У новинки же, помимо уже перечисленного, имеется ещё пара программируемых клавиш (по умолчанию — ручная установка баланса белого и предварительный просмотр), а также синхроразъём, скрытый за ввинчивающейся пластиковой заглушкой.
С тыльной стороны признать младшую камеру не то что сложно, а попросту невозможно, ведь кроме видоискателя и дисплея тут всё абсолютно новое. Левее всех находится клавиша переключения между дисплеем и видоискателем. Правее — клавиша блокировок AE/AF, которая дополнена рычажком выбора режима работы дисков управления, причём режимы эти программируемые. По умолчанию в первом положении рычажка диски отвечают за управление параметрами экспопары, а во втором — за выбор пресета баланса белого и уровня чувствительности. Правее дисплея расположены первая программируемая клавиша, кнопки выбора режима отображения информации, выхода в основное меню, перехода в режим просмотра и удаления. Клавиши навигации, дополненные кнопкой ввода по центру, по умолчанию не являются многофункциональными, причём отсутствуют даже пиктограммы дополнительных функций, но в настройках камеры можно активировать и эту возможность (по умолчанию же клавиши навигации отвечают за выбор зоны фокусировки).
Сверху тоже всё по-новому. Фактически совершенно без изменений остался только выступ в центральной части, на котором находятся «горячий башмак», дополненный аксессуарным портом, а также пара микрофонов. Левее выступа установлена пара клавиш, объединённых в схематический круг. Одна из клавиш отвечает за выбор режима протяжки и активацию HDR/брекетинга, а вторая позволяет быстро выбирать режим фокусировки и экспозамера. Данные клавиши не зря выполнены в виде полукругов, ведь управление осуществляется непосредственно при помощи дисков управления, а клавиши при этом необходимо лишь удерживать. Тут же находится и рычажок питания.
Правее «горячего башмака» целая россыпь различных органов управления. Центральным объектом тут является большой диск выбора режимов работы, дополненный клавишей-замком, которая предотвращает случайное изменение положения переключателя. Стоит отметить, что диск обладает довольно жёстким ходом, поэтому установка блокировки является не столько насущной необходимостью, сколько данью моде (нужно же походить на продвинутые зеркалки). Также тут находятся клавиша видеозаписи, программируемая кнопка Fn2, спусковая клавиша с диском управления, а также второй диск управления, центральная область которого пустует.
А вот снизу ничего нового — разъём установки на штатив, отсек для аккумулятора, а также резиновая заглушка, скрывающая контактную площадку подключения батарейной ручки.
На левой боковой поверхности заметны лишь две резиновые заглушки, одна из которых скрывает разъём для внешнего микрофона, а вторая — разъёмы подключения USB/AV- и HDMI-кабелей. Справа — только слот установки карты памяти, скрытый пластиковой дверцей, тогда как в большинстве «беззеркалок» карта памяти устанавливается в отсек рядом с аккумулятором, что не всегда удобно.
⇡#Дисплей видоискатель и интерфейс
Внешне видоискатель совершенно неотличим от того, который используется в младшей камере линейки. Тут и наглазник аналогичный, и датчик приближения такой же, однако на самом деле видоискатель совершенно другой, ведь его основная часть — матрица — может похвастаться гораздо большим разрешением: 2 360 тыс. точек против 1 440 тыс. точек у E-M5. Конечно, это не рекордный показатель, ведь есть ещё и Panasonic DMC-GX7, который оборудован видоискателем с разрешением 2 764,8 тыс. точек, но и такое разрешение по нынешним меркам огромно. Заметить отдельные точки совершенно невозможно даже на однотонных белых полях графических элементов меню. Однако у возросшего разрешения есть и недостатки, точнее имеются недоработки программного обеспечения. При работе с камерой появляется впечатление, что интерфейс, заточенный под 1 440 тыс. точек, не адаптировали под возросшее разрешение, из-за чего на косых линиях графических элементов заметны артефакты.
Дисплей, как и у младшей модели, поворотный и, разумеется, сенсорный. Однако в новинке используется не OLED-матрица, а ЖК (IPS). Параллельно со сменой типа матрицы возросло разрешение — 1037 тыс. точек против 610 у младшей модели. Дисплей обладает огромными углами обзора, приличным запасом яркости, впечатляющим контрастом, да и на солнце легко читается. В общем, при оценке на глаз никакого проигрыша OLED-матрице. К тому же цветопередача стала чуть точнее, но заметно это только при помощи измерительного комплекса. Возросшее разрешение не привело к искажению графических элементов — тут нет ощущения, что маленькую «шкурку» интерфейса натянули на большее разрешение.
Графический пользовательский интерфейс чрезвычайно сильно похож на меню камер серии PEN и младшей модели линейки. В принципе, большинство отличий заключается не столько во внешнем виде, сколько в способе управлении, ведь дополнительных клавиш множество, причём поведение дисков, переключателей и большинства клавиш можно программировать, тем самым затачивая интерфейс под себя. Вдобавок ко всему меню радует мгновенными откликами и минимумом анимации (кстати, вполне плавной и быстрой). Несмотря на огромное количество настроек, всё понятно даже новичку.
Правда, в этой бочке мёда есть и ложка дёгтя. Экран камеры сенсорный, но эта особенность очень слабо используется. У конкурентов от Panasonic и Sony гибридное управление настолько развито, что практически любой параметр можно изменить как при помощи клавиш, так и при помощи сенсорного экрана, тогда как в случае камер Olympus основная функция сенсорного экрана — это выбор зоны фокусировки. К тому же в Olympus, видимо, не слышали про жесты — даже для масштабирования снимка приходится для начала вызвать меню управления масштабом. Радует лишь то, что огромное количество дополнительных клавиш позволяет не задумываться о необходимости использования сенсорного управления. Ниже для возможности ознакомления приведено несколько снимков меню.
Как и младшая модель линейки, а также «беззеркалки» серии PEN, Olympus OM-D E-M1 не заманивает пользователя множеством разнообразных дополнительных функций вроде съёмки автоматических панорам, но всё же выделиться камере есть чем. Во-первых, это пыле- и брызгозащищённость, а также возможность работы при температуре до -10 градусов Цельсия. Конечно, камере далеко до показателей Nikon 1 AW1, которую можно ронять с двух метров и погружать на глубину 15 метров, но всё же неплохо. К тому же с самого начала продаж для OM-D E-M1 доступен бокс для подводной съёмки. Да и вообще линейка аксессуаров довольно велика.
Имеется в камере режим HDR, но настроек тут нет вовсе. Также стоит отметить довольно точный двухосный уровень с удобным отображением. В общем, долой заваленные горизонты! Разумеется, нельзя забывать и о встроенном 5-осном стабилизаторе, который позволяет здорово увеличивать выдержки и тем самым избегать необходимости повышения уровня чувствительности, а соответственно и шумов.
Стоит упомянуть режим соединения нескольких снимков в один предустановленный шаблон, причём с возможностью наложения одного из спецэффектов так называемого режима ART. Количество вариантов обработок режима ART такое же, как в камерах серии PEN, — их дюжина, плюс режим ART BKT, при активировании которого снимок обрабатывается всеми 12 фильтрами, разумеется, с раздельным сохранением результатов. Также из особенностей можно отметить двухосный индикатор уровня, который может быть отображён как на дисплее, так и в видоискателе. Ещё одна интересная дополнительная функция — это мультиэкспозиция, но количество экспозиций мизерно — всего две.
Модуль Wi-Fi в современной дорогой «беззеркалке» быть попросту обязан, даже если для пользователя данная функция не слищком важна. Есть он и у героя материала, но тут не всё гладко. В отличие от тех же камер Sony или Panasonic, а также Samsung, оборудованных данным модулем, камера не умеет пересылать материал без ПК или смартфона в социальные сети или отправлять на электронную почту. Более того, Olympus OM-D E-M1 просто не умеет отправлять снимки на ПК. Фактически, предусмотрены только две функции передачи данных — это пересылка отснятого материала на смартфон, а также управление при помощи смартфона. Интересно реализована загрузка ПО, необходимого для работы камеры со смартфоном. При активировании модуля беспроводной связи на экране отображает QR-код, считав который можно быстро загрузить необходимый софт — Olympus Image Share. Данная программа, позволяет не только загружать данные на смартфон, но и добавлять к снимкам геометки, а также управлять камерой. Подход весьма интересный, ведь часто у пользователя недешёвой камеры смартфон есть, поэтому нет смысла интегрировать в камеру ещё один GPS-модуль, который не святым духом питается. Конечно, подобная запись геотегов не столь удобна, как в случае встроенного модуля, зато это снижает цену устройства. Да и у конкурентов такой функции нет, а встроенным GPS-приёмником среди «беззеркалок» на момент написания материала мог похвастаться только защищённый Nikon 1 AW1, оборудованный дюймовым сенсором. К сожалению, изменять параметры съёмки при удалённом управлении нельзя, то есть предусмотрена лишь установка таймера автоматического спуска затвора. Впрочем, зачастую большего при удалённом управлении с помощью смартфона и не нужно.
⇡#Съёмка и впечатления от работы
По скорости подготовки к работе при включении питания «беззеркалки» находятся где-то посередине между компактами и зеркалками. Например, младшая модель линейки OM-D способна сделать снимок уже через 0,36 секунды после включения питания — не рекорд, но весьма неплохо. А вот Olympus OM-D E-M1, к сожалению, оказалась медлительнее почти на секунду — первый снимок камера способна сделать лишь через 1,32 секунды. С большой долей уверенности можно утверждать, что это лишь огрех прошивки, который будет исправлен в ближайшее время. Вот только на тестирование нам попала камера с коммерческой версией прошивки, с которой первые образцы и поступят на прилавок.
Изменение фокусного расстояния в «китовом» объективе может производится как в ручном режиме, так и при помощи электронного привода, причём на двух скоростях. На первой скорости трансфокатор проходит от края до края за 1,7 секунды, а на второй, медленной — за 5,49 секунды. Если возникнет необходимость более быстрого перемещения — можно воспользоваться ручным режимом. К сожалению, промежуточных скоростей перемещения трансфокатора, как у гибридных камер Panasonic, дополненных объективом с моторизированным приводом, не предусмотрено.
Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта съемки использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. В нашем распоряжении имелся только «китовый» зум-объектив 12-50 мм, с которым и были произведены замеры. Как и в случае младшей модели, скорость фокусировки очень сильно разнится в зависимости от фокусного расстояния. На широком угле Olympus OM-D E-M1 наводится за 0,1 секунды, а на «длинном конце» — за 0,28 секунды.
Выбор зоны фокусировки может быть осуществлён автоматически — 35 зон (с покрытием всего кадра 7х5 зон) либо в пределах блока в 9 зон (3х3 стандартные зоны) с возможностью выбора места расположения блока в кадре. Кроме того, предусмотрен и 1-зонный режим — разумеется, с возможностью выбора зоны. Но и это ещё не всё. Стоит напомнить, что экран сенсорный, а это подразумевает возможность простейшего выбора зоны — достаточно просто ткнуть пальцем в необходимую точку на экране.
Автофокус работает в четырёх режимах — покадровом, постоянном, а также покадровом с ручной постфокусировкой и следящем режиме. Последний неожиданно ведет себя весьма неплохо — он способен удерживать объекты даже на слабоконтрастном фоне, но только при их медленном перемещении, а вот с ведением юрких небольших животных и птиц он не справляется. Но в любом случае прогресс по сравнению с OD-D E-M5 тут существенный. Разумеется, есть и режим определения лиц. Как лица определяются только лица, либо портеры, причём держит их камера довольно цепко. А вот в плане дополнительных «плюшек» режим определения лиц как был простым, так и остался — нет ни возможности создания списка избранных лиц с указанием имени/возраста, ни режима определения морганий, ни автоматического спуска затвора при появлении на лице улыбки.
Ручной режим фокусировки немного доработан по сравнению с тем, что мы видели в младшей модели, и главным отличием является режим подсветки зон резкости, или же «пикинг». Данной функцией уже трудно кого-то удивить, но у предшественника ее не было. К сожалению, активность подсветки не регулируется, нельзя выбрать и ее цвет — доступен только белый. Разумеется, предусмотрена функция увеличения зоны фокусировки, причём коэффициент масштабирования можно изменять при помощи диска управления (5, 7, 10 и 14 раз). Радует и то, что в режиме покадровой фокусировки с ручной подстройкой помощники в виде увеличения зоны фокусировки и «пикинга» также доступны.
Одним из сильнейших преимуществ беззеркальных камер Sony изначально была скорость серийной съёмки — конкуренты поначалу отставали вдвое. Но всё же прогресс не стоит на месте. Не так давно мы тестировали камеру Olympus PEN E-P5, которая способна снимать серии со скоростью 9 кадров в секунду, что уже весьма неплохо. Olympus OM-D E-M1 отстреливает серии со скоростью 10 кадров/с. Именно с такой скоростью способны снимать камеры Sony NEX-6 и NEX-7. Однако важна не только скорость серийной съёмки, но и длительность серий, отснятых с максимальной скоростью, ведь те же 10 кадров/с способен выдать и компакт, но только длительность серии не будет превышать секунды.
Скорость и длительность серийной съемки замерялась в трех режимах — в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в форматах RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из доступных карт памяти (SDHC Class 10), фокусировка переведена в ручной режим, а выдержка при тестировании составляла 1/1000 секунды. Результат нас, признаемся, удивил. При сохранении в формате RAW камера смогла отснять на максимальной скорости серию с впечатляющей длительностью в 35 кадров, а при съёмке в JPEG — и вовсе 40 кадров! При использовании RAW+JPEG камера смогла сделать на максимальной скорости 33 кадра, что также является потрясающим результатом. С такими показателями OM-D E-M5 легко обходит продвинутые зеркалки. Стоит отметить, что, например, Sony NEX-7 на скорости 10 кадров/с смогла отснять серии длительностью 12 (RAW), 13 (JPEG) и 11 (RAW+JPEG) кадров. Кроме как разгромным такой счёт не назовёшь. Конкурировать тут может только Nikon 1 V2, но данная камера оборудована гораздо меньшим сенсором, да и разрешение снимков, а следовательно — и размер файлов, существенно меньшее.
Разумеется, беззеркальная камера, претендующая на роль конкурента продвинутым зеркалкам, помимо поддержки всех возможных режимов установки экспопары должна удивить ещё чем-то. Одна из таких особенностей — это два дополнительных режима экспозамера. Кроме привычных центрально-взвешенного, точечного и мультизонного доступны режимы «зона тени» и «зона света». Они бывают чрезвычайно удобными в тех случаях, когда классические режимы, причём не только у тестируемой камеры, но и у конкурентов, пасуют. Например, при съёмке тёмных объектов или, скажем, сильно затенённого крупного объекта очень кстати оказывается режим «зона тени». Предусмотрена и функция введения коррекции экспозиции с шагом в треть, половину или одну ступень в диапазоне от -5 до +5 EV. Но тут же всплывает недостаток — шкала отображает компенсацию только в пределах -3…+3 EV, а при использовании большей компенсации её величина отображается лишь цифрами над шкалой. Подобный подход ещё понятен в случае дополнительных сегментных дисплеев, но на ЖК-экране смысла в такой оптимизации нет. Также предусмотрена съёмка с автоматическим брекетингом 2, 3 и 5 кадров с шагом 0,3, 0,7 и 1 EV, а также 7 кадров с шагом 0,3 или 0,7 EV.
Однако и это ещё не всё, ведь предусмотрено ещё и ручное управление яркостью тёмных и светлых участков. По сути, это обычная постобработка наподобие интеллектуальной экспозиции, но в ручном режиме. Реализована данная функция весьма интересно. Есть четыре предустановки, параметры которых можно изменять, а также три пользовательские установки. Изменение яркости теней осуществляется при помощи тыльного диска управления, а светлых участков — при помощи переднего диска. Конечно, внести подобные изменения можно в любом графическом пакете при помощи коррекции гамма-кривой, но если же возможности обработки на ПК нет, то данный инструмент может оказаться весьма кстати, ведь не всегда есть возможность расширить динамический диапазон при помощи режима HDR. В целом же при естественном освещении автоматическая установка экспозиции работает довольно точно в большинстве типовых ситуаций — ручная коррекция требуется крайне редко. А вот в лабораторных условиях камера допускает ошибку порядка трети ступени, причём как при флуоресцентном освещении, так и при свете ламп накаливания. Если быть точным, то ошибка достигает -0,35 EV при освещении лампами дневного света, и до -0,37 EV при освещении лампами накаливания.
В настройках баланса белого доступно множество предустановленных настроек: солнечно, тень, облачно, лампа накаливания, один пресет для флуоресцентных ламп, вспышка, а также подводная съёмка. Кроме того, предусмотрен режим установки цветовой температуры в довольно широких пределах — от 2 000 до 14 000 K. Для любой предустановки предусмотрена тонкая настройка по шкале A-B/G-M (+/-6 позиций). К сожалению, тонкая настройка спрятана глубоко в основном меню, тогда как у многих конкурентов она доступна непосредственно в быстром меню управления основными параметрами. Разумеется, в камере предусмотрен ручной (три контейнера) и автоматический режимы. Традиционно для беззеркальных камер Olympus доступна функция сохранения тёплых цветов.
Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5 500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.
На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].
Шумы
Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием, а также в формате RAW с последующим конвертированием в формат TIFF со стандартными настройками при помощи пакета OLYMPUS Viewer 3 с настройками по умолчанию. При съёмке в формате RAW шумоподавление было отключено, а при съёмке в формате JPEG съёмка велась со всеми вариантами активности шумоподавления. Баланс белого был выставлен автоматически. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CС с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты со всеми доступными значениями чувствительности от 100 до 25 600 единиц в ISO-эквиваленте с шагом в 1 ступень. В настройках камеры значение чувствительности 100 отображается как LOW, однако в EXIF-тегах снимка при этом сохраняется значение 100 единиц, тогда как во многих камерах конкурентов при использовании значений чувствительности из расширенного диапазона данный тег зачастую либо не заполняется, либо указывается какое-то стандартное значение, не имеющее ничего общего с действительностью.
Фр 1 | RAW Шумоподавление отключено |
JPEG Фильтр шумоподавления «слабо» |
JPEG Фильтр шумоподавления «стандарт» |
JPEG Фильтр шумоподавления «сильно» |
ISO 100 |
||||
ISO 200 |
||||
ISO 400 |
||||
ISO 800 |
||||
ISO 1600 |
||||
ISO 3200 |
||||
ISO 6400 |
||||
ISO 12800 |
||||
ISO 25600 |
Фр 2 | RAW Шумоподавление отключено |
JPEG Фильтр шумоподавления «слабо» |
JPEG Фильтр шумоподавления «стандарт» |
JPEG Фильтр шумоподавления «сильно» |
ISO 100 |
||||
ISO 200 |
||||
ISO 400 |
||||
ISO 800 |
||||
ISO 1600 |
||||
ISO 3200 |
||||
ISO 6400 |
||||
ISO 12800 |
||||
ISO 25600 |
Фр 3 | RAW Шумоподавление отключено |
JPEG Фильтр шумоподавления «слабо» |
JPEG Фильтр шумоподавления «стандарт» |
JPEG Фильтр шумоподавления «сильно» |
ISO 100 |
||||
ISO 200 |
||||
ISO 400 |
||||
ISO 800 |
||||
ISO 1600 |
||||
ISO 3200 |
||||
ISO 6400 |
||||
ISO 12800 |
||||
ISO 25600 |
Без шумоподавления (RAW, проявлено в TIFF)
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/3 с, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/6 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/13 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/25 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/50 c, ISO 1 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/100 c, ISO 3 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/200 c, ISO 6 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/400 c, ISO 12 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/800 с, ISO 25 600
Фильтр шумоподавления «слабо»
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/3 с, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/6 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/13 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/25 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/50 c, ISO 1 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/100 c, ISO 3 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/200 c, ISO 6 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/400 c, ISO 12 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/800 с, ISO 25 600
Фильтр шумоподавления «стандарт»
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/3 с, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/6 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/13 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/25 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/50 c, ISO 1 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/100 c, ISO 3 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/200 c, ISO 6 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/400 c, ISO 12 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/800 с, ISO 25 600
Фильтр шумоподавления «сильно»
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/3 с, ISO 100
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/6 c, ISO 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/13 c, ISO 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/25 c, ISO 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/50 c, ISO 1 600
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/100 c, ISO 3 200
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/200 c, ISO 6 400
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/400 c, ISO 12 800
По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/13, 1/800 с, ISO 25 600
Здесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками.
В режиме видеосъёмки OM-D E-M1 особо удивить нечем — Full HD и 30p являются пределом её возможностей. Впрочем, среди фотокамер большее — редкость, и доминируют тут решения от Sony и Panasonic, тогда как остальные довольствуются режимом 30p либо 60/50i, причём в последнем случае зачастую с сенсора снимается видео с скоростью потока 30/25 кадров в секунду. Поддерживаются форматы сохранения MPEG-4 AVC/H.264 и старый добрый Motion JPEG. Во время видеозаписи предусмотрена работа оптического стабилизатора, причём активировать его можно отдельно от режима фото, что встречается довольно редко. Впрочем, необходимости в отключении стабилизатора нет, ведь изображение не только хорошо стабилизируется, но и радует корректной работой без рывков при панорамировании. Конечно, такой же стабилизации в режиме видео, как у продвинутых видеокамер, ожидать не стоит, но всё же с этой задачей камера вполне неплохо справляется. Порадовала и работа автофокуса — корректно, быстро и точно, без каких-либо невнятных ёрзаний, а вдобавок ко всему ещё и очень тихо, поэтому даже при съёмке в тихом помещении с использованием встроенного микрофона жужжание управляющего двигателя на звуковой дорожке практически незаметно.
В режиме видеосъёмки пользователю дана возможность не только вводить экспосдвиг, но и управлять параметрами экпопары в режимах ASM, а также задавать уровень чувствительности, который ограничен 3200 единицами в эквиваленте ISO (у конкурентов предельное значение — ISO 6400). К сожалению, все эти настройки можно изменять только перед съёмкой, а непосредственно во время видеозаписи все органы управления заблокированы. В настройках звука предусмотрен выбор уровня чувствительности, причём отдельно для встроенного микрофона, линейного входа и внешнего микрофона, подключаемого к аксессуарному порту. Кроме того, предусмотрена функция программного подавления шума ветра, которая весьма неплохо справляется со своей задачей.
Отдельно стоит отметить функцию создания фото с полным разрешением во время видеозаписи. В общем-то, она есть, но реализация функции двойной записи оказалась, прямо скажем, одной из самых неудачных. Если во время видеосъёмки нажать клавишу спуска затвора, то камера попросту прерывает видеозапись, создаёт снимок и возобновляет запись ролика. В принципе, такой подход также используется. Но беда в том, что после нажатия клавиши спуска затвора камера завершает съёмку видеоролика, а не приостанавливает её. В итоге после съёмки нескольких кадров во время видеозаписи на карте памяти оказывается несколько снимков и несколько видеороликов, что не слишком удобно. Настройка звука сводится к выбору одного из трёх уровней громкости записи и активированию функции подавления шума ветра. Контроль уровня громкости аудиозаписи, разумеется, не предусмотрен.
Пример видео 1080/30p (MPEG-4AVC/H.264)
⇡#Источники питания и автономная работа
Слабое место Olympus OM-D E-M1 — это аккумулятор. На первый взгляд у него вполне приличная ёмкость — 9,3 Вт·ч, но при этом заявленная длительность автономной работы при тестировании по методике CIPA составляет всего 350 кадров, что гораздо меньше, чем у прямых конкурентов. Например, уже немолодой Sony NEX-7, согласно заявлениям производителя, способен отстрелять на одном заряде 430 кадров, а немного более крупный Panasonic DMC-GH3 — и вовсе 540 кадров. На практике камера смогла отснять 420 кадров и 4 минуты видео. Однако стоит отметить, что тестирование проводилось при температуре -2…+1 ºC — как известно, при низких температурах литий-ионный аккумулятор весьма неохотно расстается с зарядом. Впрочем, производителем заявлено, что камера выдерживает морозы до 10 градусов, но аккумулятор в данном случае всё равно является слабым звеном, как и в любой другой фотокамере. Индикатор уровня заряда всего-навсего 3-сегментный, поэтому точности конкурента от Sony он обеспечить не может, но на его показания полагаться можно. Зарядка аккумулятора осуществляется исключительно в отдельном сетевом зарядном устройстве — подкормить аккумулятор от USB-шины, не вынимая из камеры, не получится. А зря, ведь запас хода у OM-D E-M1 самый маленький среди прямых конкурентов, и данная «фишка» здорово бы укрепила её позиции.
Общее впечатление о Olympus OM-D E-M1 у нас остались весьма положительные, хотя без недостатков, как это часто бывает, не обошлось. Сразу бросается в глаза неразвитость сенсорного управления. Конкуренты в этом плане ушли уже далеко, а Olympus который год топчется на месте, из-за чего складывается впечатление, будто сенсорный экран тут только для галочки — мол, всё как у всех. Однако Olympus OM-D E-M1 есть чем крыть этот недостаток — массой органов управления и широчайшими возможностями их программирования, что позволяет настроить камеру под себя и забыть о сенсорном экране и его куцей функциональности. Модуль Wi-Fi вот точно не для галочки — функция передачи данных на мобильное устройство и управление при помощи смартфона работают без нареканий, но всё же по функциональности местный беспроводной комплекс уступает аналогичным решениям от Sony и уж тем более от Panasonic.
Встроенной вспышки у камеры нет, зато, помимо горячего башмака с аксессуарным портом, предусмотрен разъем синхронизации, который среди прямых конкурентов («беззеркалок») имеется только у более крупного Panasonic DMC-GH3. Наконец-то появился режим HDR, пусть и лишённый возможности настройки функции, а вот возможности создания автоматических панорам как не было, так и нет. В плане скорости OM-D E-M1 оставляет двоякие впечатления из-за крайне медленной подготовки к работе (хотя, скорее всего, столь неприятный момент будет подправлен новой прошивкой). Зато автофокус довольно шустрый и точный, а в плане скорости и особенно длительности серийной съёмки камера на данный момент является неоспоримым лидером в классе, причём с колоссальныи отрывом от преследователей. В режиме видеосъёмки OM-D E-M1 показала себя весьма неплохо, хотя функция фотосъёмки во время видеозаписи работает ужасно неудобно. А вот в плане автономной работы камера уступает конкурентам. Положение могла бы спасти функция зарядки от шины USB, что позволило бы пополнить заряд в полевых условиях, но её, к сожалению, в камере нет.
Выражаем благодарность украинскому представительству компании Olympus за фотокамеру, предоставленную для тестирования.