— Одна промокашка, конечно, не очень вкусна, — прервал ее с волнением Рыцарь. — Но если смешать ее еще кое с чем — с порохом, например, или с сургучом — тогда совсем другое дело!
Л.Кэрролл. Приключения Алисы в Стране чудес
На этот раз мы решили получше узнать, как обстоит дело с читалками на российском рынке, и попросили ряд крупных производителей читалок и «продавцов» поделиться статистической информацией, да и просто рассказать о своих планах и прогнозах на будущий год. Этому будет посвящена первая часть нашего итогового обзора. Во второй части мы расскажем о самых интересных устройствах с экранами на базе электронных чернил и не только, а заодно поговорим о новых технологиях, любопытных сделках и тенденциях. Договорились? Тогда приступим.
Так, давайте сразу уточним один очень важный момент. Материал, который вы читаете, появился в начале января, но вот готовился он раньше. Поэтому все цифры, приведенные ниже, нельзя назвать окончательными итогами. Тем не менее общее представление о рынке ридеров по ним составить можно. Да и вряд ли последние месяц-другой уходящего года смогут значительно повлиять на тенденции, которые формировались в течение трёх предыдущих кварталов. Итак, что мы имеем?
Оценки объёмов проданных устройств несколько расходятся – от 1,5 млн штук по мнению PocketBook до всего 1 млн по мнению WEXLER. По данным компании «Евросеть», за первые 10 месяцев прошлого года в России было продано 1,1 млн ридеров, что на 19% меньше, чем за тот же период 2012 года. Средняя цена упала примерно до 3 300 рублей, при этом доля читалок с экранами e-ink выросла до 50%. А вот за 9 месяцев 2013 года прирост продаж планшетов (в штуках, конечно же) по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил аж 179% — за три квартала было продано 4,5 млн устройств! Из-за постоянно нарастающей конкуренции между различными вендорами средняя цена планшета упала примерно на треть — с 17 200 до 11 900 рублей. Аналогичные данные и у «Связного» — за 10 месяцев в России было продано 1,2 млн ридеров, что на 21% меньше, чем в первые 10 месяцев 2012 года. Продажи планшетов за три квартала 2013 года выросли на 180% и составили в прошлом году всё те же 4,5 млн штук. Средняя цена в третьем же квартале прошлого года упала до 11 500 рублей, тогда как годом ранее она составляла 16 000 рублей. Впрочем, о планшетах более подробно расскажут мои коллеги, а для нас важно то, что и «продавцы», и разработчики в один голос говорят одно и то же — покупатели всё чаще выбирают планшеты, которые для многих представляют собой уже не просто модные гаджеты, а вполне обыденный элемент IT-быта.
Собственно говоря, планшеты больше всего «отъедают» долю у читалок с ЖК-экранами, так как могут предложить гораздо большую функциональность — пусть и за большую цену. Смысла в покупке отдельного устройства с TFT-экраном только для чтения нет. Второе место закрепилось за так называемыми фаблетами – смартфонами с диагональю экрана больше пяти дюймов. Получается, что, отнимая долю у читалок с ЖК, планшеты и фаблеты тем самым повышают относительную долю ридеров с e-ink-экранами. Данные «Связного» подтверждают эту тенденцию – за 10 месяцев было продано примерно одинаковое количество ридеров с e-ink и ЖК-экранами, но во второй половине года доля электронных книг e-ink увеличилась примерно до 57%. В teXet и WEXLER говорят о соотношении 55 к 45, а MediaMarkt отрапортовал о ещё более заметном росте читалок с экранами на электронных чернилах – с 40% в начале года до 65% в конце. По мнению всех игроков рынка, то же самое будет происходить и в следующем году, когда доля ЖК-ридеров упадёт ещё больше. В Ritmix же считают, что они вообще практически исчезнут и останутся лишь совсем уж копеечные устройства стоимостью около 1 000 рублей, а MediaMarkt и вовсе собирается отказаться от их продаж в следующем году. При этом все ретейлеры аккуратно говорят о том, что продажи читалок вряд ли очень сильно вырастут. WEXLER, к примеру, сделает упор на развитие планшетов и смартфонов, не забывая, впрочем, и о ридерах с e-ink. Правда, в компании считают, что продажи ридеров в следующем году и вовсе слегка упадут и застынут на несколько лет.
А что же покупали наши сограждане в 2013 году? В целом все компании выделяют два важных ценовых сегмента — устройства ценой до 3-4 тысяч рублей (в основном TFT-ридеры) и до 6-7 тысяч рублей (а вот это уже e-ink). Более дорогие читалки намного менее популярны. Почти все компании оценивают объём продаж первого сегмента в районе 50%, а второго — около трети от общего числа проданных устройств. На общем фоне выделяются два производителя. Компания Ritmix, которая делает упор на недорогие решения, оценивает долю устройств стоимостью до 3 000 рублей в 80%. Аналогичная картина у teXet — 65% продаж относятся именно к этой ценовой категории. Компания ONYX, напротив, относит свои продукты к премиальному сегменту и описывает такую картину: устройства дешевле 3 000—6 000 рублей — 30%, 6 000—9 000 рублей — 60%, дороже 9 000 рублей — 10%.
Самыми популярными брендами, как и раньше, остаются PocketBook, teXet и Wexler. За ними идут PRESTIGIO, Ritmix и PROLOGY (по версии OLDI и «Евросети»). Ретейлеры отмечают особенную популярность модели PocketBook 623 (Touch 2). Кроме неё, «Евросеть» выделила teXet TB-526FL (хотя она только-только появилась в продаже), а OZON — Sony PRS-T2. В компании PocketBook также отмечают, что популярностью пользовались модели 515, Basic New и Touch. В ONYX считают, что «абсолютным хитом является ONYX BOOX C63ML Magellan», несмотря на то, что в продаже эта книжка появилась только в октябре. А вот у Ritmix среди самых покупаемых моделей нет ни одного устройства с экраном e-ink — все они относятся к серии RBK: 421, 423, 433 и 475.
Ключевые характеристики устройств, на которые покупатели обращали и будут обращать внимание, — это наличие сенсорного 6-дюймового экрана e-ink высокого разрешения (в данном случае это 1024x758 точек) с подсветкой. Наличие модулей беспроводной связи пока не так актуально. На мощность процессора и объём памяти внимания почти не обращают — «железо» повсеместно доросло до нужного уровня производительности. Ещё один тренд — это переход на Android. Цветные экраны e-ink пока остаются в стороне от всеобщего праздника, так как их цена и качество далеки от идеала. Возможно, в течение двух-трёх лет они всё-таки станут лучше во всех отношениях, но пока об их популярности говорить рано.
Вот здесь данные от компаний слегка разнятся, но практически все отмечают, что спрос на читалки перемещается из мегаполисов в регионы — города областного значения и более мелкие субъекты. Такую тенденцию связывают с низкой доступностью качественных бумажных изданий на периферии и одновременно с удешевлением самих ридеров. Ещё один важный штрих — это наличие у читателя среднего или высшего образования. Доли мужчин и женщин примерно равны, а возраст особого значения уже не имеет. Согласно опросам компании PocketBook, почти две трети покупателей входят в возрастную группу 24-41 лет, на втором месте (около 20%) — пользователи 18–24 лет от роду, а оставшиеся 15% — люди от 41 до 51 года. В OLDI говорят об аудитории возрастом 25–50 лет, в ONYX — 20–40 лет, а в Ritmix — старше 30 лет.
Ну давайте попробуем представить, что же нас ждёт в 2014 году. Или это будут не прогнозы, а чаяния? Число проданных устройств возрастёт, но ненамного — вряд ли больше чем процентов на 10–20. Сегмент недорогих читалок будет всё так же лидировать, но вот состав его изменится. Очень хочется, чтобы ЖК-ридеры наконец-то почти исчезли, уступив место e-ink и недорогим планшетам. Увы, они вряд ли куда-то денутся и скорее перекочуют в регионы, где их всё так же будут покупать исключительно из-за привлекательной цены. При этом «одноразовых» устройств, то есть тех, которые закупаются в ЮВА небольшими партиями малоизвестными компаниями под собственным брендом, будет меньше. Да и в целом количество различных моделей ридеров, скорее всего, уменьшится, а лидировать будут те же компании, что и сегодня. Устройства с сенсорными HD-экранами e-ink и встроенной подсветкой будут дешеветь — и доберутся-таки до заветной планки в три тысячи рублей, да и в целом читалки с e-ink станут дешевле. Также появится ряд моделей с новыми диагоналями — 8 дюймов и 13,3 дюйма. Судьба цветных дисплеев e-ink пока туманна. Скорее всего, крупные производители выпустят для галочки одно-два устройства с такими экранами, но массовыми они точно не станут.
Про российских производителей мы уже говорили выше, а в мировом масштабе властвовать будут всё те же компании — Amazon, Barnes&Noble и Kobo. Кого не хватает? Правильно — Sony, которая покинула крупнейший рынок США. Компания то ли задумалась на распутье, то ли замыслила что-то хитрое. И ещё один очень важный вопрос: придёт ли к нам Amazon? Сначала стала доступна доставка электроники из этого магазина, а потом и любопытные вакансии появились. Amazon привлекателен не только и не столько своими устройствами Kindle, сколько глубокой провязкой с разнообразными сервисами, чего так не хватает отечественным брендам. Пора, пора уже переходить к зарабатыванию на контенте, а не на «железе». А ну как мы увидим в этом году первые хотя бы частично субсидируемые устройства? Увы, в это не очень верится — и пиратство виновато, и желание всех игроков перетянуть одеяло, то есть прибыль, на себя. Да и Amazon, если он всё-таки доберётся до просторов России, предстоит узнать массу удивительных вещей. В общем, будем надеяться, что наступивший год будет интересным.