Оригинал материала: https://3dnews.ru/927474

Обзор зеркальной камеры Pentax K-3 II: второй подход

Характеристики. Комплектация. Внешний вид

Два года назад Pentax K-3 оставил после себя крайне приятные впечатления. Да, были программные недоработки — ими фотоаппараты Pentax грешат по сей день, несмотря на инвестиции Ricoh, но в целом этот аппарат уникален и самобытен. Одна проблема: он ощутимо дороже конструктивно схожей модели K-5 II, но при этом не слишком существенно от неё отличается. Так что если вы определились с маркой — и это Pentax, заставить себя переплатить и взять старшую модель «кропнутой» линейки, а не K-5 II может быть очень трудно. Это тот самый каннибализм внутри модельного ряда, о котором мы периодически говорим в обзорах. Само собой, для Pentax это крайне нежелательно, ведь у неё и так небольшая доля «зеркального» рынка, а K-3 создавалась именно для того, чтобы расширить модельный ряд и привлечь новых пользователей.

В общем, с обновлённой моделью производитель решил сильнее развести серии K-3 и K-5. У K-3 II пропала вспышка, но появился GPS-модуль, добавилась функция Pixel Shift Resolution, повышающая чёткость снимков путём склейки нескольких кадров, стабилизатор теперь в пределе готов обеспечить компенсацию вибраций до 4,5 EV, тогда как у K-3 первого поколения этот параметр не превышал 3,5 EV. Что ещё? Да, собственно, больше ничего, ведь процессор, модуль фокусировки, система экспозиции, экран и аккумулятор остались прежними, даже корпус практически не отличается. Но не опробовав камеру, не стоит делать выводы, ведь, как показывает практика, нередко программная начинка может чрезвычайно сильно повлиять на результаты испытаний.

Технические характеристики, заявленные производителем

Pentax K-3 II
Сенсор изображения 23,7 × 15,6 мм (размер APS-C)
Высокочувствительный CMOS-сенсор с фильтром первичных цветов
Оригинальная технология подавления муара - оптико-механический сглаживающий фильтр.
Общее количество пикселей: 24,71 Мп
Эффективное количество точек, Мп 23,35
Формат сохранения изображения Фотокадр: RAW (PEF/DNG), JPEG (Exif 2.30), DCF2.0
Видео: MPEG-4 AVC/H.264 (MOV), Motion JPEG(AVI) для режима интервальной видеосъемки
Байонет объектива Pentax KAF2
Размер кадра в пикселях Фотокадр:
JPEG: L (24M: 6016 × 4000), M (14M: 4608 × 3072), S (6M: 3072 × 2048), XS (2M: 1920 × 1280),
RAW: L (24M: 6016 × 4000)
Видео:
1920 × 1080, 1280 × 720
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте Автовыбор, ручная установка: ISO100–51200 (с шагом 1 EV, 1/2 EV или 1/3 EV)
Диапазон выдержек 1/8000-30 секунд (с шагом 1/3EV или 1/2EV)
Длительная выдержка от руки (Bulb)
Выдержка синхронизации — 1/180 с
Экспозамер 86 000-зональный оценочный
Экспонометрия: многозонная, центровзвешенная, точечная
Экспокоррекция От –5 до +5 EV с шагом 1/3 или 1/2 EV
Встроенная вспышка Нет
Автоспуск, с 2, 12
Устройство хранения информации Два слота SD/SDHC/SDXC (совместимы со стандартом USH-1), Eye-Fi card, FLU card
ЖК-дисплей 8,1 см (3,2"), 1,037 млн точек
Интерфейсы HDMI, USB 3.0, разъём дистанционного управления, разъём подключения микрофона (mini-jack 3,5 мм), разъём подключения наушников (mini-jack 3,5 мм), разъём подключения кабеля синхронизации
Питание Литий-ионный аккумулятор D-Li90 14 Вт*ч, возможность использования элементов питания AA/LR6;
Батарейная рукоятка D-BG5 (с возможностью установки элементов AA);
Сетевой адаптер K-AC132E
Габариты (Ш × В × Д), мм 131,5 × 102,5 × 77,5
Масса, г 785 (с аккумулятором и картой памяти), 700 (без аккумулятора)

#Комплект поставки

Pentax не боится на тестирование предоставлять ознакомительные образцы, даже зная, что в них может быть масса программных ошибок, которых не будет в коробочных камерах. К тому же предпродажные образцы подразумевают неполную комплектацию: зеркалки Pentax часто попадают на тестирование с аккумулятором, объективом и зарядным устройством. Так же получилось и с тестируемым фотоаппаратом. Коммерческие же образцы, кроме того, получат наплечный ремень, USB-кабель, руководство пользователя, крышки объектива и байонета, а также диск с ПО и электронным руководством пользователя — все как обычно.

#Внешний вид и удобство использования

При попытке описать внешность K-3 II невольно приходишь к детской игре «найди 10 отличий». Но детские игры подразумевают возможность найти-таки и выиграть, а здесь это невозможно — десяти не наберется. Корпус немного, на 2 мм, раздался вширь, что визуально совершенно незаметно. При этом аппарат стал на 15 граммов легче, что также сложно заметить. Кроме того, на боковой поверхности вместо клавиши вспышки находится клавиша GPS — потому что встроенной вспышки, традиционно располагавшейся у подножия «горячего башмака», здесь нет. Производитель как бы намекает на то, что столь шикарное решение стоит использовать только с более мощными, накамерными вспышками. Да, у большинства полнокадровых камер встроенных вспышек тоже нет, но камере на базе APS-C-матрицы вспышка не помешала бы как минимум для активирования внешних вспышек – дешёвое и сердитое решение.

Но вернёмся к корпусу. Собран фотоаппарат на филиппинском заводе, но в современных условиях это никак не влияет на качество сборки – просто отметка. Качество сборки высокое, тем более что фотоаппарат, по заявлению производителя, защищён от попадания дождя, песка и пыли внутрь корпуса (разумеется, только при использовании всепогодного объектива). За это отвечают 92 специальных уплотнителя, расположенные по всей поверхности корпуса камеры, в том числе под элементами управления, а также под крышками отсеков и разъёмов. Батарейный блок D-BG5 (приобретается отдельно) также имеет пылевлагозащищённую конструкцию.

Сам корпус выполнен из магниевого сплава, а его шасси — из высокопрочной и стойкой к коррозии стали. В общем, фотоаппарат вполне способен пережить даже весьма экстремальные условия работы, в том числе мороз до 10 градусов ниже ноля. В последнем случае ключевую роль в определении граничной планки играет не сам фотоаппарат, а аккумулятор, который обычно жутко не любит холод. Стоит отметить, что камера попала к нам на тестирование спустя пару месяцев чрезвычайно активного использования на презентациях и прочих мероприятиях, но выглядела будто только из коробки. В принципе, на качество фото и удобство работы это не влияет, но всегда приятнее держать в руках не затёртую вещь.

С лицевой стороны находится байонет, лампа подсветки автофокуса, лицевой диск управления и окошко приёмника ИК-пульта дистанционного управления. Такой же приёмник имеется и с тыла. Тут стоит напомнить, что среди аксессуаров Pentax есть всепогодный пульт, который, как и камера, не боится дождя и пыли.

Сзади под экраном пропала надпись Ricoh. Видимо, производитель окончательно решил оставить зеркалки под старым именем. Над дисплеем установлен видоискатель без датчика приближения. Левее видоискателя находятся клавиши перехода в режим просмотра и выбора режима экспозамера. Расположение не самое удачное — при работе с фотоаппаратом одной рукой до неё не добраться. Впрочем, для второй функции клавиши — «удаление» — позиция вполне актуальная. Чуть правее видоискателя находится клавиша видеозаписи, которая также отвечает за переход в режим LiveView.

Правая часть тыльной стороны довольно загружена. Тут установлены тыльный диск управления, клавиши фокусировки и блокировки экспозиции, привычная пользователям камер Pentax «зелёная» клавиша сброса настроек на значение по умолчанию, рычажок переключения между режимами фото и видео, собранные в кольцо многофункциональные клавиши навигации с кнопкой ввода по центру, а также клавиши смены режима отображения, входа в меню и выбора точки фокусировки.

Сверху, как мы уже говорили, нет подъёмной вспышки, но привычный горб остался, более того, заглушка в точности повторяет форму вспышки, что поначалу немного вводит в замешательство. «Горячий башмак», разумеется, находится на прежнем месте. У левого края расположился диск выбора режима работы, дополненный клавишей блокировки. При желании механическую блокировку вращения диска можно отключить при помощи рычажка у основания диска. В правой части находится дополнительный сегментный дисплей с изумрудной подсветкой, а также клавиши коррекции экспозиции, выбора уровня чувствительности и спуска затвора, причем вокруг последней находится кольцо-рычажок питания, крайнее положение которого отвечает за предварительный просмотр глубины резкости.

Снизу находится разъём установки на штатив, скрытый под резиновой заглушкой, разъём подключения батарейного блока, а также крышка аккумуляторного отсека с двухступенчатой блокировкой.

Левая боковая поверхность довольно загружена. Тут находится рычажок переключения между автоматической и ручной фокусировкой, клавиша выбора режима работы автофокуса, кнопка быстрого перехода в режим сохранения в формате RAW, разъём подключения кабеля синхронизации, разъёмы подключения внешнего микрофона и наушников, а также клавиша активирования модуля GPS, при работе которого в верхней части корпуса загорается маломощный светодиод оранжевого свечения. Диод явно не бесполезен, ведь GPS-модуль довольно активно опустошает аккумулятор, поэтому дополнительное напоминание о его работе лишним не будет.

Правая боковая поверхность также не пустует. Тут находится крышка, скрывающая два слота установки карт памяти типа SD, а также резиновая заглушка разъёма подключения проводного пульта дистанционного управления.

Дисплей и интерфейс. Съёмка и впечатление от работы

#Дисплей, видоискатель и интерфейс

Одно из важных преимуществ зеркалок Pentax в бюджетном сегменте – это 100-процентное покрытие кадра и приличное увеличение. Однако в сегменте K-3 II практически у всех камер, включая прошлые поколения, покрытие кадра тоже 100-процентное — преимущество теряется. А у чуть более дорогой «семёрки» от Canon ещё и увеличение 1х. Конечно, остальные оппоненты тут капельку проигрывают, но они и дешевле. В остальном видоискатель, да и штатный наглазник только радуют. Хотя, с субъективной точки зрения, штатный наглазник Nikon D7200 всё же удобнее. Стоит отметить, что в случае K-3 II возможет вывод уровня в пределах 6 градусов в строку информации видоискателя, но, к сожалению, только горизонтального. При необходимости фокусировочный экран можно заменить одним из трёх опционально доступных (MF-60, ML-60 и ME-60).

Дополнительный сегментный дисплей, как и прежде, сверкает изумрудной подсветкой. Подсветка регулируемая, но доступно всего два уровня. Сегментный дисплей легко читается под углом порядка 45 градусов, а вот при взгляде под прямым углом символы тускнеют, из-за чего информация становится практически нечитаемой — это технологическая особенность дисплеев подобного типа. Впрочем, чаще всего пользователь смотрит на сегментный дисплей именно под углом порядка 45 градусов, так что придираться незачем.

Основной дисплей довольно крупный – 3,2 дюйма, среди конкурентов такой предлагает только Nikon. Он не поворотный, но и у всех прямых конкурентов так же. Разрешение матрицы вполне стандартное – 1,037 млн точек. У Nikon D7200 оно чуть выше (1,229 млн точек), но заметить это отличие на 3,2-дюймовом экране крайне сложно даже при непосредственном сравнении. Как и в случае K-3 первого поколения, между защитой и матрицей расположен специальный полимерный слой, который устраняет блики. Защита дисплея изготовлена из закалённого стекла, которое с лёгкостью переносит не только сильное давление по центру, но и варварский тест на прочность при помощи ножа. В общем, фотоаппарат можно смело транспортировать в одной сумке со связкой ключей и прочими твёрдыми предметами. В остальном матрица также оставила только приятные впечатления – большой запас яркости, хорошие углы обзора, неплохая цветопередача. В общем, придраться не к чему.

И вот мы добрались до грустного — начертания графических элементов и шрифтов. Некоторые буквы настолько отвратительно прорисованы, что приходится присматриваться, чтобы их различить. Например, маленькая буква «з». Казалось бы, с переходом под крыло Ricoh графический интерфейс всех камер должен был преобразиться, потому как у камер Ricoh шрифты весьма приятны. И ведь есть такие решения! Например, семейство зеркалок Pentax KS, у которых иерархия меню аналогичная, но всё настолько лучше прорисовано...

Однако K-3 II почему-то остался с родовыми недостатками. Видимо, производитель отложил красивый интерфейс для действительно новой, а не обновлённой модели. Впрочем, есть за что и похвалить. Интерфейс зеркалок Pentax совершенно не перегружен и интуитивно понятен, поэтому для привыкания к камере опытному пользователю достаточно пары минут, даже если опыта работы с фотоаппаратами Pentax у него ранее не было. Да и новичку не придётся рыться в инструкции в поисках необходимого параметра — всё и так на виду. Кроме того, меню совершенно не тормозит и мгновенно реагирует на нажатие. Ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.

#Особенности камеры

Pentax K-3 II оснащена встроенной системой стабилизации изображения PENTAX SR (Shake Reduction). По заявлению производителя, она позволяет выиграть до 4,5 ступеней, тогда как предшественник обеспечивал компенсацию до 3,5 EV. Данный механизм стабилизации совместим со всеми когда-либо выпущенными объективами PENTAX, в том числе для пленочных камер. Более того, он будет работать и при использовании резьбовых объективов, подключённых при помощи переходника M42. Система подвесов механизма SR позволяет сдвигать сенсор во всех направлениях, а также наклонять его, благодаря чему в камере реализован ряд весьма полезных функций. К их числу относится функция автоматического выравнивания горизонта в диапазоне ±2 градуса и функция изменения компоновки кадра при съемке со штатива, а также изменение компоновки кадра путём сдвига сенсора, чем не может похвастаться ни один конкурент.

Как и прежде доступна уникальная функция «АСТРОГИД» (ASTROTRACER) для съемки астрономических объектов с длительными выдержками и автоматическим отслеживанием перемещения небесных светил и коррекцией смазывания. Конечно, астрофотографией увлекаются далеко не все, тем не менее последнее время производители всё чаще выпускают камеры, в которых есть специальные функции для съёмки астрономических объектов. К слову, в случае первого поколения K-3 для работы данной функции был необходим опциональный и недешёвый модуль GPS, а у новинки он встроен. Он, кстати, также позволяет записывать координаты снимков и выступать в роли GPS-трекера (координаты записываются на карту памяти с шагом от 15 до 60 секунд в диапазоне от 1 до 24 часов).

Всё это достаточно интересно, у конкурентов этого нет, но всё же одна из важнейших особенностей – это матрица без низкочастотного фильтра. Впрочем, версии камер без AA-фильтра сейчас есть у всех производителей, но если конкуренты для подавления эффекта муара используют различные программные обработки, то в случае тестируемой камеры применена иная, уникальная технология. При необходимости подавления муара в K-3 II механизм SR (Shake Reduction) в процессе экспонирования производит микроскопические колебания матрицы, эмулируя работу классического сглаживающего фильтра. А в случае, когда фотографу требуется получить «звенящую» резкость кадра, механизм можно просто отключить — или же настроить степень эффекта сглаживания.

Реализованы в K-3 II и более привычные фишки зеркальных камер, например коррекция дисторсии и аберраций — камера может исправить искажения линз и боковую хроматическую аберрацию при использовании DA- и DFA-линз. Кроме того, имеется возможность интервальной автоматической съёмки и мультиэкспозиции. Нельзя не отметить и функцию HDR, которая позволяет расширить динамический диапазон путём склейки 3 кадров с различной экспозицией. Функция прекрасно работает даже в автоматическом режиме без необходимости указания уровня её активности. В случае К-5/К-5 II у нас по поводу данного режима было лишь одно замечание: склейка крайне медленная – занимает до 30 секунд! Но в новинке-то используется новый процессор PRIME III, который, по заявлению производителя, в 5 раз мощнее PRIME II. Впрочем, K-3 тоже оснащён PRIME III, но на склейку HDR ему всё равно требуется 10 секунд, что чрезвычайно долго. Новинка же справляется с заданием за 7 секунд. Прогресс, не поспоришь. Но конкуренту от Canon требуется всего пара секунд, а Nikon D7200 склеивает HDR так быстро, что и глазом не успеваешь моргнуть.

Ещё одна интересная особенность – это связь камеры со смартфоном, причём возможен не только просмотр отснятых изображений, но и управление в режиме LiveView, спуск затвора, выбор точек фокуса, а также установки экспозиции. Вот только в камере нет Wi-Fi-модуля, что производитель пытается компенсировать поддержкой карт Eye-Fi. К сожалению, ограничение у мобильного софта есть – для устройств Apple ОС должна быть не ниже 6 версии, что проблемой по сути не является, а для Android необходима версия ОС не ниже 4.2.

Но всё это, за исключением встроенного GPS, было и в K-3 первого поколения. А вот функции Pixel Shift Resolution — не было. Данная функция позволяет отснять четыре фотографии одной и той же сцены, смещая при съёмке каждого нового изображения матрицу на один пиксель, чтобы потом синхронизировать все четыре кадра в один итоговый снимок. В сравнении с обычной съёмкой, когда каждый пиксель получает информацию только об одном цвете и его цвет на итоговом изображении рассчитывается благодаря интерполяции, новая система позволяет получать для каждого пикселя реальные данные о каждом из трех базовых цветов. Благодаря работе Pixel Shift Resolution существенно увеличивается детализация изображения, реальное разрешение (не интерполированное) становится выше, проявляются гораздо более четко цветовые переходы. Особенно этот эффект заметен на высоких значениях ISO, когда без этой технологии обычно уже наблюдается деградация цветов и разрешения. Вот только работает данная функция лишь при съёмке статичных объектов и только со штатива, иначе толку от попиксельного сдвига матрицы не будет. Но в любом случае при использовании штатива результат более чем достойный.

Pixel Shift Resolution

Обычная съёмка

#Съёмка и впечатления от работы

Зачастую такой параметр, как скорость подготовки к работе, для зеркалок не измеряется вовсе, потому как это попросту бесполезно, ведь скорость реакции человека обычно в разы меньше. Но Pentax K-3 в своё время оказался не особо шустрым – 0,52 секунды, а новинка ещё медленнее – 0,62 секунды. В целом это соизмеримо со временем реакции человека, но уже ощущается.

Скорость серийной съёмки осталась неизменной – 8,3 кадра в секунду. Однако если два года назад K-3 в плане скорострельности оказался впереди планеты всей, то с появлением Canon EOS 7D Mark II с жёлтой майкой лидера пришлось распрощаться, ведь последний выдаёт на-гора 10 кадров в секунду. Конечно, конкурент от Canon ощутимо дороже, тем не менее факт имеет место быть. Для удобства использования предусмотрено три скоростных режима, причём каждый из них можно настраивать в отдельности.

Длительность серийной съемки замерялась в трех режимах — съемка в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в форматах RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из доступных карт памяти (Sandisk SDHC eXtremePro Class 10 UHS 1). Фокусировка была переведена в ручной режим, а выдержка составляла 1/1000 секунды, чувствительность же была установлена на уровне 6400 единиц в ISO-эквиваленте. Прямые конкуренты от Canon в JPEG могут снимать до полного заполнения карты памяти, да и Nikon D7200 на это способен, но производитель искусственно ограничил длину серии значением 100 кадров. А вот герой материала без искусственных ограничений начинает запинаться после 81 кадра. В RAW и RAW+JPEG длительность серии на максимальной скорости составляет 24 кадра. В принципе, тут Nikon немного проигрывает (22 и 16 кадров соответственно), а Canon немного выигрывает (34 и 24 кадра соответственно). В общем, средняя стоимость и средний результат. Несмотря на использование довольно скоростной карты памяти опустошение буфера после полного заполнения длится довольно долго – 38 секунд. К счастью, при копировании данных из буфера на карту или карты памяти, ни один орган управления не блокируется, поэтому ничто не мешает съёмке одиночных кадров. Но вот длинные серии приходится снимать с большими перерывами.

В камере используется новый модуль фокусировки SAFOX 11, который состоит из 27 автофокусных датчиков, 25 из них – крестообразные, а 3 центральных датчика покрывают светопоток светосильных объективов с диафрагмой от ƒ/2,8. Конечно, всё это здорово, но вот у конкурента от Canon 65 точек, а у Nikon D7200 – 51, что гораздо удобнее в работе. Однако важно не только это, но и скорость работы, а также корректность фокусировки при слабом освещении. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта съемки использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Как уже отмечалось, на тестирование был предоставлен не комплектный объектив, а всепогодный объектив HD PENTAX-DA 1:3.5-5.6 16-85 mm ED DC WR, поэтому результаты тестирования могут отличаться от результатов «китовых» комплектаций.

Итак, на широком угле камера навелась на объект съёмки всего за 0,21 секунды, а в телеположении — и вовсе за 0,14 секунды. Просто потрясающий результат — конкуренты прилично отстают: Nikon D7200 справляется за 0,39 и 0,29 секунды соответственно, а более дорогой Canon EOS 7D Mark II — за 0,32 и 0,18 секунды соответственно. В режиме LiveView автофокус, разумеется, не толь расторопный – 0,45 и 0,32 секунды соответственно. Но медленнее тут не только Pentax K-3, но и один из конкурентов. Canon 7D Mk II справился за 0,35 и 0,24 секунды, а Nikon… Nikon традиционно вчистую проигрывает всем в режиме LiveView – 0,77 и 1,07 секунды. При слабом освещении камера прекрасно работает при фазовом методе фокусировки, и автоматике достаточно освещённости 0,25 лк, что чуть лучше, чем у конкурентов, но в целом соизмеримо. А вот в режиме LiveView фотоаппарат неприятно удивил, ведь для наведения на стандартный шаблон ему потребовалась освещённость на уровне 11 лк — это наихудший результат среди всех протестированных нами камер, причём отрыв от прошлого аутсайдера двукратный! Скорее всего, это ошибка прошивки, ведь за K-3 первого поколения такой подслеповатости в режиме LiveView замечено не было.

Режимов выбора зон фокусировки три – по центральному блоку (3 × 3 точки), по центральной точке, ручной выбор точки или зоны, ну и еще автоматический выбор. Задать нужный режим можно при помощи соответствующей клавиши на левой боковой поверхности и диска управления. Ручной выбор зоны осуществляется при помощи многофункциональных клавиш, объединённых в схематически круг. При работе с LiveView доступны режимы фокусировки по центральной зоне, автоматический, по вручную выбранной зоне, а также режимы определения лиц и ведения объекта. Режим определения лиц работает практически безупречно — тут придраться трудно. А вот режим ведения объекта как был беспомощным, так и остался — автоматика не способна удержать даже плавно и линейно двигающийся объект на контрастном фоне. В общем, одна из худших реализаций данного режима. При ручной фокусировке и визировании через видоискатель из помощников имеется только звуковое подтверждение фокусировки по выбранной точке. В режиме LiveView доступна функция увеличения в 2, 4, 8 и 10 раз, а также функция усиления граней резкости — «пикинг».

Экспозамер работает в трёх стандартных режимах — многосегментном, центрально-взвешенном, точечном. Для переключения режимов, как и в случае выбора режима зоны фокусировки, не приходится бродить по меню — предусмотрена отдельная «горячая» клавиша. С субъективной точки зрения, рычажок выбора у K-5 II гораздо удобнее в работе, ведь для изменения режима нужна только одна рука, тогда как в случае горячей клавиши ещё приходится и диск управления крутить. Помимо привычных режимов PASM, камера может предложить такие режимы, как приоритет чувствительности, а также обратный ему режим приоритета выдержки + диафрагмы. Впрочем, они являются фирменной фишкой Pentax, а не только тестируемой камеры.

Управление коррекцией экспозиции осуществляется в пределах от -5 до +5 ступеней, что является стандартом для камер подобного класса. Также предусмотрен режим брекетинга, который традиционно для Pentax спрятан в меню выбора режима протяжки. Доступна съёмка от 2 до 5 кадров с шагом от 0,3 до 2 ступеней. Вроде неплохо, но тут Pentax K-3 II проигрывает как Canon 7D Mk II, который способен снять до 7 кадров, так и Nikon D7200, который в режиме брекетинга экспозиции способен отснять впечатляющие 9 кадров. К слову, в камере используется всё тот же RGB-датчик с разрешением 86 000 точек, что и в K-3 первого поколения.

При естественном освещении автоматика весьма неплохо устанавливает экспозицию независимо от условий освещения, что встречается не так уж часто. При искусственном же автоматика камер нередко даёт сбои, особенно при освещении лампами накаливания. Но герой материала тут показал высший пилотаж – ошибка экспозамера составила -0,05 EV. Стоит отметить, что точно такой же результат выдавала и предшествующая камера. При флуоресцентном освещении новинка также приятно порадовала, продемонстрировав мизерную ошибку в -0,07 EV, хотя K-3 допустила в тех же условиях ошибку -0,28 EV. Конкуренты тут показали себя значительно хуже. Nikon D7200 промахнулся всего на -0,04 EV при флуоресцентном освещении, но допустил ошибку 0,24 EV при освещении лампами накаливания. Canon EOS 7D Mark II также не особо проштрафился на лампах дневного света, допустив ошибку -0,13 EV, но при освещении лампами накаливания ошибка оказалась неприлично большой и составила -0,63 EV.

В настройках баланса белого возможен выбор одного из множества пресетов (солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, вспышка, четыре варианта флуоресцентных ламп), а также баланс белого с сохранением оттенка источника света. Доступны три отдельных контейнера с возможностью ручной установки цветовой температуры в диапазоне 2500-10000 К с шагом 100 K либо 20 майред (отображается в кельвинах), а также три контейнера ручной настройки и автоматический режим, причём любая из настроек может быть подстроена по шкале B-A/G-M непосредственно в быстром меню выбора настройки баланса белого. При выборе пресета или подстройке результат сразу же отображается на экране, но не в реальном времени, а на последнем созданном снимке. Кроме того, в меню настройки возможен предварительный просмотр. В пользовательских настройках предусмотрена установка пресета при использовании вспышки (вспышка, без изменений или авто), а также два варианта коррекции при освещении лампами накаливания.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.


Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K


Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [майредах].

Фототесты. Примеры снимков. Выводы

#Фото тесты

#Шумы

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в форматах RAW (шумоподавление в конвертере отключено), а также JPEG с минимальным сжатием с тремя вариантами активности шумоподавления, баланс белого был выставлен автоматически. В связи с тем, что комплектный софт на тестирование предоставлен не был, RAW-файлы конвертировались в TIFF при помощи пакета Lightroom 5 с настройками по умолчанию. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CC с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведённом ниже, зелёными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 100 до 51 200 единиц в ISO-эквиваленте.

 Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Фрагмент1 RAW JPEG
ШП слабое
JPEG
ШП стандартное
JPEG
ШП сильное
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800
ISO
25600
ISO
51200
Фрагмент 2 RAW JPEG
ШП слабое
JPEG
ШП стандартное
JPEG
ШП сильное
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800
ISO
25600
ISO
51200
Фрагмент 3 RAW JPEG
ШП слабое
JPEG
ШП стандартное
JPEG
ШП сильное
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12800
ISO
25600
ISO
51200

JPEG, шумоподавление слабое

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 0,3 c, ISO 100

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/6 c, ISO 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/13 c, ISO 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/25 c, ISO 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/50 c, ISO 1 600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/100 c, ISO 3 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/200 c, ISO 6 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/400 c, ISO 12 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/800 c, ISO 25 600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/1600 c, ISO 51 200

JPEG, шумоподавление нормальное

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 0,3 c, ISO 100

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/6 c, ISO 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/13 c, ISO 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/25 c, ISO 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/50 c, ISO 1 600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/100 c, ISO 3 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/200 c, ISO 6 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/400 c, ISO 12 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/800 c, ISO 25 600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/1600 c, ISO 51 200

JPEG, шумоподавление сильное

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 0,3 c, ISO 100

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/6 c, ISO 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/13 c, ISO 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/25 c, ISO 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/50 c, ISO 1 600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/100 c, ISO 3 200

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/200 c, ISO 6 400

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/400 c, ISO 12 800

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/800 c, ISO 25 600

По ссылке полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=25 мм, f/11, 1/1600 c, ISO 51 200

#Вспышка

Встроенной вспышки у фотоаппарата нет, что весьма странно. Но зато, помимо «горячего башмака», фотоаппарат может похвастаться наличием синхроразъёма. Проводной способ синхронизации, конечно, самый надёжный, но в то же время и самый неудобный. Режимов работы вспышки всего два – заполняющий и заполняющий с подавлением эффекта «красных глаз». А из настроек фактически предусмотрена только коррекция в диапазоне -2…+1 EV с шагом в треть ступени. Остальные настройки отданы на откуп навесному оборудованию.

Примеры снимков

#Режим видеосъёмки

И вот мы подошли к самому грустному – режиму видео. Со съёмкой видеороликов есть проблемы у всех фотоаппаратов Pentax, и K-3 II тут не исключение. Для начала качество роликов оставляет желать лучшего. Несмотря на доступное разрешение 1920 × 1080 точек, картинка получается мыльной и нечёткой. И автофокус тут ни при чём – он-то работает чётко, точно, быстро и не елозит линзой вперёд-назад, проскакивая необходимое положение, как большинство зеркалок Nikon. Кроме «мыльной» картинки, в копилку минусов добавляется отсутствие поддержки 1080/60p, что доступно и у Nikon D7200 и у Canon EOS 7D Mark II. Более того, последний полагается на кодек ALL-I, который желательно использовать при необходимости последующего редактирования видео. В общем, тут Pentax безоговорочно проигрывает. Да и Nikon, несмотря на промахи автофокуса, смотрится предпочтительнее благодаря поддержке режима 1080/60p и более чёткой картинке.

Дальше – больше. Звук у тестируемого фотоаппарата пишется в формате моно, тогда как все конкуренты, включая боле доступный Canon EOS 70D, могут похвастаться парой встроенных микрофонов. Конечно, есть возможность подключения внешнего микрофона и наушников, но всё же досадно. Громкость звука на записи настраивается как автоматически, так и вручную (20 позиций). Управление параметрами раскрытия диафрагмы и длительностью выдержки ничем не ограничено и доступно непосредственно во время видеозаписи. Управлять чувствительностью также можно во время записи ролика, но уровень ограничен значением ISO 3200, тогда как в Nikon D7200 возможно использование значений до ISO 6400, а в Canon EOS 7D Mark II — и вовсе до ISO 25600. Функция фотосъёмки одновременно с видеозаписью не предусмотрена. Ниже для ознакомления приведён пример видеозаписи в максимально доступном качестве.

Пример записи 1080/60p

Источники питания и автономная работа

Тестируемый фотоаппарат оборудован литий-ионным аккумулятором D-Li90 ёмкостью 14 Вт*ч. Этот же аккумулятор используется и в предшественнике, и в обоих поколениях K-5. Примечательно, что ёмкость батарей Canon EOS 7D Mark II и Nikon D7200 в точности такая же. У первого заявленная длительность автономной работы при тестировании по стандарту CIPA составляет 670 кадров, а у второго — внушительные 1110, ну а для героя материала заявлено 720 кадров. Но тут стоит отметить, что данный результат заявлен для съёмки без вспышки, ведь оной у K-3 II попросту нет. У K-3 первого поколения при съёмке без вспышки заявлены аналогичные показатели, но со вспышкой в 50 % случаев, чего требует методика, лишь 560. Собственно, у конкурентов результаты также приведены при срабатывании вспышки при съёмке половины кадров. В общем, фотоаппарат однозначно прожорливее конкурентов.

Правда, тут у K-3 II есть козырь в рукаве, ведь при помощи переходника в него можно ставить обычные элементы питания типа AA, что позволяет продлить время автономной работы без необходимости использования дополнительного недешёвого аккумулятора или батарейной ручки, с которой фотоаппарат становится более громоздким. Что до практических испытаний, то фотоаппарат при обычном повседневном использовании лишь немного не дотянул до 800 кадров – 789. Неплохой результат для бюджетной зеркалки, но для недешёвой маловато. Также к недостаткам стоит отнести не особо точный индикатор уровня заряда.

#Выводы

Итак, подведём итог. Камера традиционно для Pentax самобытна и необычна, но только на этом выехать нельзя. И если в случае бюджетных зеркальных фотоаппаратов продукция Pentax смотрится здорово за счёт пары дисков управления, 100-процентного покрытия поля кадра в видоискателе и прочих особенностей, то в верхнем ценовом сегменте кропнутых зеркалок разительного преимущества уже нет. Да, есть особенности. Например, функция «АСТРОГИД» и встроенный GPS-приёмник, сенсор, который умеет наклоняться и сдвигаться, функция автоматической подстройки линии горизонта, да и отличный стабилизатор в тушке, который способен работать даже с резьбовой оптикой, тоже не стоит забывать. Впрочем, практически всё это, за исключением встроенного модуля GPS, было и у первого поколения K-3. И хоть модуль навигации и является солидным бонусом при смене поколений, но его наличие второстепенно, ведь K-3 II — в первую очередь фотоаппарат. Впрочем, совсем без новшеств производитель не обошёлся. Функция Pixel Shift Resolution, совмещающая четыре кадра, отснятых со сдвигом на 1 пиксель (опять же благодарить за это нужно уникальную подвижную матрицу), работает здорово. Это не громкие заявления пресс-релизов — результат хорошо заметен невооружённым глазом.

Главный недостаток камеры – это режим видео, который на фоне конкурентов, можно сказать, отсутствует, ведь поддержки 1080/60p нет, да и общее качество видео расстраивает. Кроме того, K-3 II сравнительно долго готовится к работе при включении питания и слишком долго склеивает снимки при съёмке в HDR и работе с функцией Pixel Shift Resolution. Неожиданно расстроила работа автофокуса при крайне слабом освещении. В режиме LiveView подопытный показал наихудший результат среди всех протестированных камер и смог навестись на объект съёмки лишь при освещённости 11 лк. Скорее всего, это огрех прошивки, ведь за K-3 такой недостаток замечен не был, да и при фазовом методе фокусировки фотоаппарату достаточно лишь 0,25 лк. К тому же в остальном автофокус крайне шустрый, причём как в режиме LiveView, так и в обычном режиме съёмки. K-3 II тут превосходит не только предыдущую модель, но и конкурентов. Также неплохо работает автоматика и при установке экспозиции: при искусственном освещении результаты лучше, чем у конкурентов, причём при освещении лампами накаливания превосходство весьма внушительное.

В общем, Pentax K-3 II — это крайне интересный фотоаппарат с уникальными в классе функциями фотосъёмки и быстрым автофокусом, но практически без режима видеосъёмки.

Выражаем благодарность украинскому представительству компании Ricoh Imaging за фотокамеру, предоставленную для тестирования.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/927474