Сегодня компания BMW продает две модели, которые можно со спокойной совестью назвать инновационными: i3 и i8. Первая — это городской электрокар с весьма нетривиальным внешним видом, вторая же относится к редкому виду гибридных спорткаров. Однако пока нельзя говорить о том, что немецкий производитель может составить конкуренцию Tesla Motors на ее поле. Судя по последней информации, у BMW уйдет еще целых пять лет, чтобы представить электрическую модель с большим запасом хода.
BMW AG выйдет на рынок продвинутых электрокаров в 2021 году. К тому моменту в данном сегменте будет представлена не только Tesla Motors, но и заклятые конкуренты BMW в лице Audi и Mercedes-Benz. Аналитики Bloomberg считают, что дебютная модель станет новым флагманом BMW и сместит с этой позиции седан 7 Series.
Автомобиль с вымышленным именем iNext станет «нашим новым инновационным локомотивом, оснащенным функцией автопилота, цифровой связью, интеллектуальной облегченной конструкцией и совершенно новым интерьером», — заявил генеральный директор немецкой компании Харальд Крюгер (Harald Krueger) во время ежегодного собрания акционеров. «Мы всегда подчеркивали, что столетний юбилей станет нашим трамплином в будущее» (компания BMW была основана в 1916 году).
Если отвлечься от пламенной речи CEO, то в сухом остатке планы BMW на ближайшее будущее фактически можно рассматривать в качестве признания того, что компания действительно не поспевает за передовыми тенденциями и, в частности, за Tesla Motors. Также немецкая компания попробует подстроиться под меняющиеся вкусы жителей Германии и всей Европы. Для этого BMW придется дать отпор новым вызовам, которые производитель видит не только в продвинутых электрокарах, но и в набирающих популярность сервисах вроде Uber или каршеринга. Сегодня городские жители развитых стран все чаще отказываются от собственного автомобиля в пользу краткосрочной аренды. Свой первый проект в области каршеринга BMW уже открыла в Сиэтле.
Даже если все замыслы руководства BMW осуществятся, отставание от остальных местных производителей будет ощутимым. К примеру, Audi планирует представить свой первый электромобиль с запасом хода не менее 500 километров в 2018 году. Его производство будет налажено на заводе компании в Брюсселе, там же будут выпускаться и аккумуляторные батареи. При этом на прошлой неделе председатель правления Audi AG Руперт Штадлер (Rupert Stadler) обещал к 2025 году вывести на рынок первую модель с полностью автономным управлением.
Все современные легковые автомобили позволяют использовать компьютерную диагностику. Для этого они оборудованы встроенной электронной системой управления и универсальным разъемом OBD-II, к которому подключается диагностическое оборудование. К подобным процедурам прибегают в трех случаях: когда по какой-то причине загорелся индикатор Check Engine на приборной панели, когда появились какие-то явные неполадки в работе машины или когда на очередном техобслуживании просто требуется проверить основные параметры работы. Но инженеры General Motors решили пойти дальше: новая система OnStar Proactive Alerts научится предсказывать поломки.
Американцы сравнивают новую технологию с бортовыми системами пассажирского самолета Boeing 787 Dreamliner. Он еще в полете отправляет сообщения наземным службам при малейшем подозрении на неисправность. В итоге к моменту приземления механики уже знают, что проверять и какой инструмент для этого понадобится.
Пока новая функция будет доступна только подписчикам сервиса OnStar. При этом технология Proactive Alerts реализована лишь на некоторых моделях Chevrolet: Silverado, Tahoe, Suburban, Equinox и Corvette. Возможности системы далеко не безграничны: сейчас поддерживается только мониторинг состояния стартера, топливного насоса и аккумулятора.
Современные автомобили уже давно предупреждают о низком заряде батареи, а выход из строя стартера или топливного насоса трудно не заметить, поскольку машина попросту не заведется. Так что же нового предлагает OnStar Proactive Alerts? Эта система записывает ключевые параметры упомянутых узлов при каждом запуске двигателя. Отслеживание динамики их изменений и позволяет строить предположения об остаточном сроке службы и как бы «предсказывать» поломку. Также в расчет берется сравнение с показателями аналогичных моделей, накопленными в ходе тестов и испытаний.
Представители концерна GM объясняют работу OnStar Proactive Alerts на примере аккумулятора. Он может немного разрядиться при долгом простое автомобиля или поездках на короткие дистанции. Но ведь это не значит, что он вскоре сломается: достаточно проехать чуть больше обычного, чтобы его параметры пришли в норму. В то же время система OnStar Proactive Alerts отслеживает и другие параметры, помимо заряда, в том числе внутреннее сопротивление. Динамика изменений в конечном счете и позволяет компьютеру строить прогноз, предупреждать владельца о возможных проблемах и рекомендовать посетить ближайшего дилера.
Сторонники теории заговоров уже решили, что основной задачей OnStar Proactive Alerts является выманивание денежных средств у владельцев: по окончании гарантийного срока система может потребовать замены вполне исправных агрегатов. Впрочем, это лишь пессимистический взгляд на вещи. Жаль только, что пока технология анализирует работу только трех агрегатов.
Пока General Motors учит свои автомобили распознавать усталость отдельных компонентов, Элон Маск (Elon Musk) занят куда более масштабными проектами. Сейчас даже трудно поверить, что из скромного стартапа Tesla Motors столь стремительно превратилась в ведущего инновационного производителя, на которого ориентируются мировые лидеры в лице Audi, BMW и Mercedes-Benz. И это при том, что Маск одновременно занимается массой других начинаний. К примеру, в 2016 году его космической компании SpaceX все же удалось приземлить первую ступень ракеты Falcon 9 на плавающую платформу. Очередным амбициозным начинанием американского предпринимателя в области транспорта является концепция скоростных поездок по вакуумной трубе Hyperloop. Впервые о проекте заговорили летом 2013 года, а в декабре 2015-го стали доступны новые подробности. Теперь же состоялся первый пробный запуск прототипа Hyperloop.
Новый вид транспорта подразумевает создание огромного трубопровода, внутри которого будут находиться специальные пассажирские капсулы. Благодаря снижению давления воздуха внутри этой замкнутой сети удастся существенно уменьшить потери на силы трения и сопротивления, благодаря чему станут доступны высокие скорости (свыше 1 000 км/ч).
В прошлую среду, 11 мая, основанная в 2014 году компания Hyperloop One провела первые реальные испытания нового линейного двигателя, разработанного для вакуумных поездов. Для этого в штате Невада был построен прототип. И хотя на некоторых фотографиях демонстрируется процесс постройки трубопровода, никакого отношения к презентации он не имеет. По большому счету, Hyperloop One построила в пустыне небольшой отрезок железной дороги, установила на нее вагонетку и разогнала при помощи линейного электромотора. Так что это скорее не презентация технических возможностей, а неплохая PR-акция: новость дружно подхватили мировые массмедиа.
Тем не менее заметные подвижки в технической сфере все же присутствуют. К примеру, буквально на днях компания Hyperloop Transportation Technologies подписала соглашение с Ливерморской национальной лабораторией, согласно которому стартап сможет использовать технологию Inductrack. Ее суть сводится к установке в состав постоянных магнитов по схеме Хальбаха, что при увеличении скорости движения поезда создает магнитную левитацию над неподключенными катушками, вмонтированными в пути. Одним из преимуществ такой техники является возможность отказа от сверхпроводников и криогенного охлаждения магнитов. Все это позволит существенно снизить энергозатраты и расходы на строительство транспортной сети.
Использование магнитной левитации в системе Hyperloop позволит существенно снизить потери энергии на трение. Можно провести аналогию с поездами на магнитной подушке класса маглев (правда, в них не используется технология Inductrack).
Так почему же во время испытания линейного электромотора в Неваде никто не упомянул о перспективной системе Inductrack? Да потому, что Hyperloop Transportation Technologies, которая подписала соглашение с Ливерморской национальной лабораторией, и Hyperloop One, которая провела презентацию в пустыне, являются совершенно разными компаниями. Их нередко путают между собой, и это притом, что еще совсем недавно Hyperloop One носила имя Hyperloop Technologies, то есть прежде у двух стартапов и вовсе было фактически одно название.
Именно конкуренцией объясняется тот факт, что Hyperloop One и Hyperloop Transportation Technologies проводят странные презентации и максимально красочно описывают буквально каждый свой шаг: чем больше инфоповодов они создадут, тем больше о них будут говорить в СМИ. А ведь имеется в виду не только разработка технологии, но и строительство разветвленной сети вакуумных трубопроводов по всей территории США. Трудно даже представить, о каких суммах может идти речь. Так что сейчас две компании стараются обыграть друг друга в области не только технологий, но и рекламы.
На этом свежие известия о проектах серии Hyperloop не заканчиваются. Оказывается, инвестиции в это перспективное направление осуществляют и российские предприниматели. К примеру, на прошлой неделе издание Forbes объявило о том, что совладелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов посредством фонда Caspian VC Partners вложил в Hyperloop One 80 миллионов долларов. Это уже не первая инвестиция фонда Магомедова в американский стартап. Еще в феврале 2015 года Caspian VC Partners совместно с Sherpa Capital и Zhenfund профинансировали проект на 11,1 миллиона долларов.
По версии Forbes, Зиявудин Магомедов занимает 93 место в списке «200 богатейших бизнесменов России». Его состояние оценивается в 900 миллионов долларов.
Примерно за 12-15 миллионов рублей можно купить нечто вроде Bentley Continental GTC или Mercedes-Benz Maybach S-Класса. Однако можно остановить свой выбор и на куда более скромной на первый взгляд модели — Mercedes-Benz Vito 119 Tourer. Выставленный на аукционе eBay фургон обладает непримечательным внешним видом, да и с технической точки зрения он вполне зауряден: 2,2-литровый битурбодизель мощностью 190 лошадиных сил, семиступенчатая трансмиссия 7G-Tronic и задний привод являются обыденным оснащением автомобилей подобного рода. И лишь салон действительно заслуживает внимания.
Это не совсем стандартный Mercedes-Benz Vito: над его доработкой трудились мастера польского тюнинг-ателье Megabus Automotive S.A. За основу был взят самый обычный серийный микроавтобус с колесной базой 3 430 мм (общая длина кузова составляет 5 370 мм). На европейских дорогах он будет выделяться разве что тонировкой всех стекол.
Интерьер перешит бежевой кожей и алькантарой. Примечательно, что мастера не ограничились переделкой задней части салона, как это нередко бывает в подобных случаях. Место водителя и передних пассажиров тоже облагорожено в соответствии с общим стилем. Но все же наибольший интерес вызывает роскошная лаунж-зона, рассчитанная на четырех VIP-гостей. Установленные друг напротив друг пары кресел немного различаются. К примеру, третий ряд предусматривает возможность изменения угла наклона спинки и выдвижения подставки для ног, в то время как второй ряд лишен подобных привилегий.
Кроме всего прочего, тюнинг-ателье отмечает установку двух ЖК-телевизоров, Apple TV, консоли PlayStation 4, планшетов, сейфа и холодильника. Что еще нужно для комфортных поездок? Роскошный Mercedes-Benz Vito оценен в 198 000 долларов, что эквивалентно примерно 12 870 000 рублей.
Создание Mercedes-Benz Vito с продвинутым салоном не является чем-то из ряда вон выходящим. Подобные микроавтобусы могут быть востребованы в коммерческих и государственных структурах, где они нередко используются для встречи высоких гостей или их сопровождения. К тому же продать такой автомобиль можно практически в любой стране. А вот кабриолет на базе Lexus LX570 является вещью в себе. При этом догадаться о местонахождении открытой версии внедорожника совсем несложно: он продается в Объединенных Арабских Эмиратах.
На самом деле в мире существуют серийные внедорожные кабриолеты. Представителями редкого вида являются Nissan Murano CrossCabrio (правда, теперь уже прошлого поколения) и Range Rover Evoque Convertible. Среди более серьезной техники можно вспомнить Jeep Wrangler Rubicon или даже УАЗ-469 со съемным верхом. Однако все они являются заводскими моделями, поэтому открытый верх смотрится на них уместно. В свою очередь, представленный в ОАЭ экземпляр родился в результате того, что кто-то надругался над Lexus LX570 с использованием «болгарки».
Хуже всего японский внедорожник выглядит с поднятым верхом. К сожалению, качественных фотографий такого агрегатного состояния продавец не выложил, поэтому приходится довольствоваться тем, что есть. Удивляет и цена автомобиля — около 350 000 американских долларов. При этом в тех же Эмиратах стандартный Lexus LX570 стоит более чем в три раза дешевле (примерно 105 000 долларов). Впрочем, даже с учетом этого нетривиальный автомобиль может найти владельца. Судя по всему, открытый внедорожник создан не только для прогулок, но и для соколиной охоты. Так что увлекающийся ею шейх вполне может приобрести себе подобную игрушку без оглядки на цену.
Обратный пример был продемонстрирован в США. Там индустрия тюнинга поставлена на поток, поэтому даже официальные дилеры зачастую предлагают доработанные автомобили. К примеру, на прошлой неделе представительство компании Ford в штате Огайо продало 727-сильную версию купе Ford Mustang GT всего за 39 995 долларов. Да, с учетом текущего курса это не покажется такой уж скромной суммой (около 2 600 000 рублей), однако мы привыкли, что располагающие подобной мощностью новые автомобили стоят в пять-десять раз дороже.
Дилер Lebanon Ford уже давно не только продает стандартные «Форды», но и модифицирует их. К примеру, неплохим спросом пользуются доработанные пикапы F-Series. Рядовой тюнинг включает лифт подвески и прочие доработки с целью повышения внедорожных качеств, хотя нередко для пикапов заказываются нагнетатели, фильтры нулевого сопротивления и остальные спорткаровские атрибуты. Вот и на Ford Mustang GT был установлен механический компрессор фирмы ROUSH. Благодаря этому мощность была поднята с 435 лошадиных сил до 727. Впечатляет и максимальный крутящий момент — 827 Н·м.
Одним из преимуществ подобного тюнинга является официальная гарантия от дилера: три года или 57 000 километров. При этом такая версия Ford Mustang GT получается одним из самых доступных спорткаров (если не самым доступным) с мощностью свыше 700 лошадиных сил. Даже 707-сильный Dodge Challenger Hellcat стоит в США примерно в полтора раза дороже (от 59 995 долларов). К тому же, по данным производителя, если установить на представленную модификацию Mustang GT другие покрышки и немного поколдовать над подвеской, то при заезде в четверть мили (402 метра) можно уложиться в 10,95 с. Примерно такой же результат демонстрируют McLaren 570S, Pagani Huayra и прочие суперкары.
К текущему моменту Lebanon Ford продал уже 24 доработанных «Мустанга». При этом некоторые экземпляры покупают уже через несколько часов после размещения объявления. Судя по всему, американцы не прочь получить много мощности за мало денег.
Почти год прошел с тех пор, как американский гигант Amazon пригласил на работу Джереми Кларксона (Jeremy Clarkson), Ричарда Хаммонда (Richard Hammond) и Джеймса Мэя (James May). Как известно, первого из них выгнали из легендарного шоу Top Gear за драку с продюсером Ошином Таймоном (Oisin Tymon) (тот якобы не приготовил ведущим ужин после трудного рабочего дня, за что впоследствии поплатился), а двое соратников добровольно ушли за ним. Все это время британцы нагоняли интригу в «Твиттере», и лишь на прошлой неделе наконец-то стало известно название нового шоу — The Grand Tour (для краткости GT, на русском «Большое путешествие»).
Обычно GT в автомобильном мире обозначает Gran Turismo, то есть класс мощных и быстрых машин, хорошо подходящих для дальних путешествий (при наличии хороших дорог). Само понятие «Гран-тур» уходит к эпохе Возрождения, когда сыновья европейских аристократов отправлялись в образовательную поездку по Старому Свету. Вероятно, Кларксон, Хаммонд и Мэй хотят провести аналогию и с этим историческим явлением, поскольку все 12 выпусков первого сезона будут сняты в разных городах.
В остальном бывшая команда Top Gear скупа на подробности. Известно лишь, что первая серия The Grand Tour выйдет осенью. Скорее всего, как минимум часть выпусков будет снята в США и Великобритании, также авторы получают много приглашений из Мексики. Доступ к шоу получат обладатели подписки Amazon Prime, которая обойдется в 11 долларов за месяц или 100 за год. Остается лишь дождаться запуска дебютного сезона: миллионы поклонников британского трио возлагают на новое шоу грандиозные надежды.
Теперь посмотрим на интересный видеоролик другой британской телепередачи, Fifth Gear. Кстати, ее ведущий Тифф Нидл (Tiff Needell) длительное время работал в Top Gear (с 1987 по 2001 год). Именно ему и пришла в голову неординарная идея сравнить на бездорожье Land Rover Defender и Fiat Panda Cross. И если первый — это легендарный внедорожник, то второй — всего лишь компактный итальянский хетчбэк с подключаемым полным приводом и вставками из некрашеного пластика. Все это напоминает сражение Давида и Голиафа.
На самом деле у Fiat Panda Cross есть несколько сильных сторон с точки зрения проходимости. Первая — компактная колесная база и короткие свесы кузова. Благодаря этому угол въезда составляет 24 градуса, угол съезда — 34 градуса. Весьма неплохо даже по меркам внедорожников. К тому же «Панда» весит всего 1 090 кг. Однако даже с учетом установки модифицированной подвески дорожный просвет итальянской пятидверки составляет всего 161 мм (максимальная глубина преодолеваемого брода — 410 мм). Да и сможет ли крошечный двухцилиндровый моторчик TwinAir с рабочим объемом всего 0,9 литра вытянуть беднягу из канавы?
Все это может показаться рекламным трюком, однако победителем оказался Fiat Panda Cross. Этот автомобиль проехал там, где застрял легендарный Land Rover Defender. Ключом к успеху стал скромный вес итальянской модели. Так что в некоторых ситуациях наличие рамы, раздаточной коробки и благородного имени не является залогом победы.
Перейдем к юмористическим новостям. В конце 2014 года компания Google впервые представила прототип автомобиля с полностью автономным управлением. Выглядело это транспортное средство, напоминающее скорее табуретку на колесах, чем полноценную легковушку, скажем так, удивительно. Возможно, IT-гигант готовит нас к будущему, в котором облик самоуправляемых транспортных средств существенно изменится. И хотя нет никаких гарантии того, что серийный «Гугломобиль» будет похож на этот прототип (к тому же Google вообще может не планировать самостоятельно производить автомобили), поклонник видеоигры GTA V все же представил, что будет, если подобной машине снесет крышу.
У пользователя PizzaForBreakfast получился весьма забавный видеоролик, в котором оформленный в стиле прототипа Google автомобиль рассекает по улицам Лос-Сантоса и без зазрения своей цифровой совести сбивает пешеходов.
В завершение обсудим положительную новость из реального мира, которая воодушевит любителей японского автопрома. Принято считать, что современные легковушки уже не столь надежны, как в 80-х и 90-х годах. Отчасти в этом виновато широкое использование современных технологий и сложных агрегатов. Но в снижении долговечности авто многие винят и инженеров-разработчиков, которые якобы стали уделять меньше внимания тестам и испытаниям. Некоторые даже уверены, что сегодня многие поломки являются программируемыми: детали должны отслужить гарантийный срок, после чего как можно скорее выйти из строя, чтобы вынудить владельца раскошелиться на ремонт, а лучше — сразу на покупку новой машины. И кажется, что истории о двигателях и коробках-«миллионниках» (то есть тех, которые могут пройти миллион километров) остались где-то в прошлом. Однако на минувшей неделе из США пришла любопытная новость: полноразмерный пикап Toyota Tundra все же смог преодолеть заветный миллион. Причем не километров, а миль (1,6 миллиона километров).
Эта история началась в 2007 году, когда Виктор Шеппард (Victor Sheppard) купил Toyota Tundra одной из первых партий. Вряд ли тогда он думал о том, что через девять лет прославится и его новенький пикап, и он сам. Виктор живет в Техасе, но при этом по долгу службы часто ездит в штаты Виргиния, Северная Дакота и Вайоминг. Этим и вызван столь внушительный ежегодный пробег — в районе 200 000 километров.
Страшные лохмотья на морде Toyota Tundra не должны вас испугать: это специальная накидка, которая защищает фронтальную часть автомобиля от небольших камней, насекомых и прочих неприятностей во время дальних поездок. Возможно, она является признаком того, что Виктор Шеппард заботливо относится к своему автомобилю.
За миллион миль с Toyota Tundra не приключилось ни одной большой поломки. Двигатель и трансмиссия не подвергались ремонту. Сохранена даже заводская краска кузова: владелец признается, что кое-где присутствуют небольшие вмятины, но при этом крашеные элементы отсутствуют. За прошедшие девять лет Шеппард 117 раз (страшно представить) проходил регламентированное ТО. По данным японской компании, под капотом этой «Тундры» установлен четырехлитровый бензиновый двигатель 1GR-FE V6 (он развивает 239 лошадиных сил).
В знак благодарности за верность своему пикапу с пробегом «чуть выше среднего» американский офис Toyota решил подарить Виктору новую Toyota Tundra 2016 года. Формально это то же самое поколение, только подвергшееся небольшому рестайлингу. Во всей этой истории есть еще одна очень удивительная цифра: новый пикап станет уже 16-й по счету «Тундрой» Шеппарда. Выдающийся поклонник японской компании!
«Я верил, что достижение миллиона миль не будет проблемой, — заявил Шеппард пресс-службе Toyota. Эти грузовики безопасны и надежны. Я думаю, что, если вы видите Toyota на обочине, это может быть аферой, потому что они не ломаются часто».