Цифровой автомобиль

Автодайджест №333: Samsung и Baidu занялись созданием умных машин

⇣ Содержание

Автомобильные новости

В прошлом месяце мы рассказывали о создании компанией Hyundai нового премиум-бренда Genesis. Тогда южнокорейский производитель лишь в общих чертах  рассказал о будущем и показал логотип нового подразделения. Уже позже стало известно, что первенцем станет флагман новоиспеченной марки — седан представительского класса Genesis G90. Теперь же состоялся официальный дебют этого автомобиля.

Сегодня самым большим и дорогим автомобилем Hyundai является Equus. При этом бизнес-седан Hyundai Genesis стоит на ступеньку ниже. Так почему же именем нового бренда стал именно Genesis? Очевидно, дело в маркетинге. Дебютное поколение Hyundai Genesis появилось в 2008 году, и в этой модели корейская компания впервые сделала большой акцент на премиум-позиционировании. Вероятно, уже тогда руководство Hyundai вынашивало планы создания выделенной марки.

Презентация Genesis G90 прошла на родине автомобиля. Именно поэтому на фотографиях заметен индекс EQ900: так будет именоваться Genesis G90 в Южной Корее. Новинка выполнена в духе концепта Hyundai Vision G Coupe, над которым трудился шеф-дизайнер Hyundai-Kia Петер Шрайер (Peter Schreyer). Правда, за облик будущих представителей бренда Genesis будет отвечать уже другой человек — Люк Донкервольке (Luc Donckerwolke). Он больше двух десятилетий работал на концерн Volkswagen AG и в последнее время рисовал облик Bentley. Так что от следующих моделей Genesis можно ожидать еще более европейского или даже британского дизайна.

Hyundai Equus позиционировался в качестве конкурента флагманам немецкой тройки: Audi A8, BMW 7 Series и Mercedes-Benz S-Класса. Genesis G90 должен упрочить позиции производителя в этом непростом для него сегменте. Одним из преимуществ модели будут ее размеры. Общая длина кузова новинки составляет 5 205 мм при колесной базе 3 160 мм. И речь идет об обычной версии, а не удлиненной (про нее пока никто не говорит), хотя по размерам Genesis G90 существенно превосходит стандартные модификации немецких флагманов и соответствует длиннобазным моделям.

Кузов Genesis G90 более чем наполовину состоит из высокопрочных сталей. Правда, пушинкой автомобиль все равно не назовешь: в зависимости от версии большой седан весит от 2 420 до 2 595 кг. Разумеется, для такой туши требуются соответствующие двигатели. Младшим ДВС представительского седана будет атмосферный V6 объемом 3,8 литра, развивающий 311 лошадиных сил и 396 ньютон-метров. На вершине моторной линейки окажется пятилитровая «восьмерка», выдающая 420 «лошадок» и 519 Н·м. Топовая версия Genesis G90 сможет ускоряться с 0 до 100 км/ч за 5,7 секунды. С технологической точки зрения еще больший интерес представляет новый 3,3-литровый V6 с двойным турбонаддувом. Для него заявлена мощность 370 лошадиных сил и крутящий момент 509 Н·м. По разгону такая промежуточная версия почти не будет отставать от флагманской: на ускорение 0-100 км/ч седан будет затрачивать 6,2 секунды.

По умолчанию Genesis G90 будет оснащен только задним приводом. Желающие получить автомобиль со всеми ведущими колесами смогут заказать систему H-TRAC. В качестве опции производитель предложит также настраиваемую подвеску Genesis Adaptive Control Suspension. В салоне покупателей должны привлечь натуральная кожа и дерево, трехзонный климат-контроль, аудиосистема Lexicon, мультимедийная установка с экраном диагональю 12,3 дюйма, девятидюймовые планшетные компьютеры для задних пассажиров и функция беспроводной зарядки мобильных гаджетов.

Вряд ли руководство Hyundai надеялось, что новый седан мгновенно побьет рекорды продаж. В США, которые являются для большой четырехдверки ключевым рынком (поспорить с ним может лишь родина бренда — Южная Корея), в 2014 году было куплено лишь 3 415 автомобилей Hyundai Equus. При этом на обслуживание корпоративных парков ушло только десять машин, что катастрофически мало для этого сегмента. Вероятно, теперь, после создания отдельного бренда, спрос на флагманский седан пойдет вверх. Некоторые признаки интереса к новинке уже заметны, и они очень положительные: всего за сутки после начала приема заказов в Южной Корее заявки оставили 4 300 человек. При этом к текущему моменту в очередь за флагманом нового бренда уже выстроилось более 10 000 покупателей.

Впереди бренд Genesis ждет расширение модельного ряда. Представленный два года назад бизнес-седан Hyundai Genesis переименован в Genesis G80, в ближайшем будущем будут показаны седаны младших классов, а позже появятся первые купе и внедорожники с новым именем.

#Электрокары и гибриды

Одним из самых интересных концептов недавнего автосалона во Франкфурте стал Citroen Cactus M. Он сконструирован на базе паркетника Citroen C4 Cactus и выделяется открытым верхом, ярким салоном и рядом специальных фишек для пляжного отдыха (чего стоит хотя бы обивка из неопрена, которая не боится воды). Подобные проекты почти никогда не превращаются в серийные автомобили, однако на прошлой неделе французы представили электрокар Citroen E-Mehari, который действительно можно будет купить. Жаль только, что новинка лишь отдаленно похожа на Citroen C4 Cactus.

Да, демонстрационный образец Citroen E-Mehari покрашен в тот же цвет, что и Citroen C4 Cactus, у этого автомобиля нет крыши, салон можно оставлять под дождем и мыть из шланга, а передок оформлен в узнаваемом стиле Citroen C4 Cactus, однако все же это совершенно разные модели. Впрочем, и такой вариант вполне подойдет для поездок на пляж. По примеру концепта Citroen E-Mehari оснащен мягким складным верхом.

Модель Citroen E-Mehari была разработана совместными усилиями Citroen и Bollore Group. Вообще концерн PSA Peugeot Citroen уже выпускает компактный электрокар Bluesummer, который также был создан специалистами Bollore Group. Именно на основе этого автомобиля и был построен Citroen E-Mehari. По большому счету, французы лишь изменили внешние панели, чтобы сделать новинку хотя бы немного похожей на Citroen C4 Cactus.

Citroen E-Mehari тоже является 100-процентным электрокаром. Полной зарядки литий-металл-полимерного аккумулятора емкостью 30 кВт·ч должно хватить на 200 километров. Максимальная скорость необычного транспортного средства составляет 110 км/ч. Электрическую машину можно заряжать от обычной электросети. По данным производителя, при силе тока 16 А батарея полностью наполнится за 8 часов, при 10 А время зарядки увеличится до 13 часов.

Стоит признать, что, хоть Citroen E-Mehari недотягивает до Citroen C4 Cactus, серийная версия оказалась гораздо ближе к раритетной модели Citroen Mehari (близкий родственник легендарного Citroen 2CV), которая и стала прародителем всего проекта. К тому же такая упрощенная версия наверняка гораздо дешевле в производстве. Впрочем, пока производитель не раскрывает данных о стоимости. Существует предположение, что за Citroen E-Mehari придется заплатить около 20 000 евро. Столь высокий ценник отпугнет основную часть потенциальных клиентов и сделает новинку выбором единиц.

#Автомобильные технологии

Одной из самых ожидаемых новинок 2016 года является следующее поколение Mercedes-Benz E-Класса. И дело здесь не только в том, что многие уже жаждут сменить свою устарелую «Ешку»: история развития автомобилестроения показывает, что Mercedes-Benz является одним из основных инноваторов, причем многие передовые системы дебютировали именно на седанах бизнес-класса. Некоторые технологии будущей модели немецкая компания раскрыла еще прошлым летом, однако кое-что инженеры Daimler оставили на десерт. Теперь стало известно, что автомобиль будет помогать водителю перестраиваться из ряда в ряд.

Технологии автономного управления являются одной из самых ожидаемых новинок текущего десятилетия. Некоторые крупные компании уже обещали представить первое поколение роботокаров к 2020 году. Новый E-Класс, который появится в 2016 году, конечно, не сможет полностью обойтись без человека за рулем. Однако эта машина сделает несколько шагов навстречу светлому будущему без нарушителей, пьяных шоферов и прочих превратностей автомобильной жизни. Одним из интересных компонентов новинки окажется система Active Lane Change Assist, которая войдет в опциональный комплекс Driving Assistance. Компьютер будет следить за окружающей обстановкой с помощью радаров и камер.

В целом работа технологии Active Lane Change Assist дублирует функции недавно появившейся системы Autopilot от Tesla Motors. При активированном больше двух секунд указателе поворота автомобиль без участия водителя начнет перестроение в соседнюю полосу. Правда, для этого необходимо соблюдение ряда обязательных требований. Во-первых, должен быть включен режим Steering Pilot. Во-вторых, навигационная система должна определить, что на данном участке действительно пролегает многополосная дорога. В-третьих, многочисленные сенсоры обязаны убедиться, что данный маневр не несет опасности. Воспользоваться помощью Active Lane Change Assist можно на скорости от 80 до 180 км/ч.

По мнению производителя, новая система позволит повысить комфорт водителя. К тому же она не будет лишней из соображений безопасности: согласно статистке, примерно 15 процентов всех ДТП в Германии происходит между автомобилями, движущимися в одном направлении, из них пятая часть приходится на опасное перестроение из ряда в ряд.

В новой системе нет ничего экстраординарного. В конце концов, именно человек принимает решение о перестроении, а автомобилю остается лишь убедиться в безопасности и совершить несложный маневр. Зато на прошлой неделе  появилась еще одна интересная новостьо будущем E-Классе: производитель опубликовал первые официальные фотографии салона. Доступные ранее шпионские снимки позволяли понять, что внутреннее убранство седана будет выполнено в духе смежных моделей: флагмана S-Класса и более компактной четырехдверки C-Класса.

К счастью для поклонников нового стиля Mercedes-Benz и к сожалению для его противников, немецкая компания останется верна выбранному направлению. Внутреннее оформление новинки практически ничем не напоминает прежнее поколение автомобиля. От строгих линий и острых углов не осталось и следа: теперь повсюду царят плавные изгибы и круглые элементы. На манер S-Класса большой экран мультимедиасистемы COMAND Online расположен под одним козырьком с приборным щитком. Диагональ экрана составляет 12,3 дюйма, причем по автомобильным меркам разрешение довольно высоко — 1920 × 720. В салоне можно использовать фоновую светодиодную подсветку с 64 цветами на выбор. Также немецкий производитель предложит аудиосистему Burmester 3D с 23 динамиками общей мощностью 1 450 Вт и три дизайна кресел на выбор.

Для техногиков наибольший интерес представляет система управления COMAND Online. По образцу младшего брата E-Класс получит тачпад, установленный между передними сиденьями. К счастью, большинство важных действий можно осуществить и с помощью старых добрых кнопок, поэтому далеко не всегда придется копаться в меню. Но не обойдется и без любопытных нововведений: на многофункциональном руле появятся сенсорные клавиши, которые будут распознавать прикосновения и даже работать с различными жестами, к примеру пролистыванием. К современным технологиям необходимо добавить богатый выбор отделочных материалов, с помощью которых можно создавать совершенно разные стили интерьера.

Ждать появления нового Mercedes-Benz E-Класса осталось совсем недолго. Дебют автомобиля состоится уже через месяц на Международном автосалоне в Детройте. Продажи на родине бренда должны начаться весной, чуть позже машина станет доступна и на других рынках.

Наверняка E-Класс получит новые двигатели, в частности нас ждет возвращение к рядным шестицилиндровым бензиновым и дизельным моторам. Но информация о них пока держится в секрете. А вот революции в трансмиссии ожидать не приходится. Всего пару лет назад немецкая компания стала предлагать новый «автомат» 9G-Tronic с девятью ступенями. Примечательно, что дебютировал он именно на E-Классе (точнее, это была дизельная версия E350 BlueTEC). Теперь стало известно, что в ближайшем будущем Daimler не планирует разрабатывать более сложные агрегаты.

Инсайдерской информацией поделился инженер Маркус Соммер (Marcus Sommer), отвечающий за разработку полноприводных систем 4Matic. В интервью британскому изданию Autocar он заявил, что команда Mercedes-Benz запустила огромное количество (приводится число 81 миллиард, хотя к чему конкретно оно относится, пока неясно) компьютерных симуляций. По их итогам стало понятно, что именно девятиступенчатая автоматическая трансмиссия является лучшим решением.

По данным немецкой компании, внедрение 9G-Tronic позволило снизить расход топлива в среднем на 6,5% относительно 7G-Tronic. При этом коэффициент полезного действия данной трансмиссии составляет 92%. Маркус Соммер не приводит никаких конкретных значений, касающихся более сложных «автоматов». Очевидно, либо внедрение десятой передачи приводит к снижению эффективности, либо выигрыш получается столь незначительным, что затраты на разработку нового агрегата будет невозможно окупить.

В автомобильной сфере уже несколько лет идут жаркие дебаты относительно предельного количества скоростей в автоматических трансмиссиях. Несмотря на то, что в бюджетных автомобилях все еще устанавливаются «автоматы» с четырьмя передачами, некоторые производители помимо Mercedes-Benz уже перешли на АКПП с девятью ступенями. К примеру, различные модификации ZF 9HP применяются на марках Acura, Chrysler, Fiat, Jeep, Land Rover и некоторых других.

В то же время Ford и General Motors не первый год ведут совместную разработку 10-скоростной автоматической трансмиссии. Одним из первых ее получит экстремальный пикап Ford F-150 Raptor. Вероятно, этот шаг является показательным, ведь КПП с большим количеством передач нередко критикуют за излишнюю сложность и хрупкость, а F-150 Raptor специально создается для очень непростых условий эксплуатации.

С невероятных трансмиссий переключимся на тему невообразимых двигателей. За пару десятилетий мощность суперкаров существенно возросла. Сегодня многие из них щеголяют запасом в 500-700 лошадиных сил. А  несколько серийных автомобилей  могут похвастаться табуном в 1 000 и более «лошадок». Однако в 2013 году на Международном автосалоне в Дубае был представлен прототип арабского гиперкара Devel Sixteen, заявленная отдача которого должна была составить 5 000 лошадиных сил. В эти данные было трудно поверить, тем более что оптимизма не добавлял неряшливо собранный экземпляр с карикатурной внешностью. Мы сразу предупреждали, что о Devel Sixteen можем больше и не услышать, ведь каждый год в пучину неизвестности отправляется несколько амбициозных проектов. Но на прошлой неделе появились новые сведения о разработке необычного автомобиля. И они как раз касались самого главного — мотора.

Созданием силового агрегата занимается компания Steve Morris Engines. Ее специализацией является конструирование уникальных двигателей. В год специалисты американской фирмы выпускают менее ста моторов. Их мощность начинается от 1 500 лошадиных сил и заканчивается где-то за 4 000: все зависит от желаний клиента и бюджета проекта. Продукция Steve Morris Engines устанавливается на драгстеры, масл-кары и внедорожники. Однако даже для матерых спецов этого ателье проект Devel Sixteen оказался очень сложным. Основатель и владелец предприятия Стив Моррис (Steve Morris) отметил, что цена ошибки стала очень высока: из-за использования специальных материалов один только блок цилиндров выходил дороже, чем полностью готовый V8 мощностью 2 500 лошадиных сил (по данным сайта компании, для клиентов такой ДВС стоит примерно 40-60 тысяч долларов). Это значит, что инженеры Steve Morris Engines не имели права на промах.

В отличие от современных V12 и W16, которые устанавливаются на модели Ferrari, Lamborghini и Bugatti, блок цилиндров V16 для Devel Sixteen должен быть создан из цельной металлической заготовки. Большинство элементов ДВС пришлось проектировать с чистого листа. В своем блоге Стив Моррис подробно описывает создание этого зверя, мы приведем лишь основные параметры. Рабочий объем 16-цилиндрового мотора составляет 12,4 литра. К мотору прилагается четыре огромных турбокомпрессора.

Новый ДВС уже прошел испытания на стенде, который был специально модифицирован, чтобы выдержать столь высокие нагрузки. Согласно последним замерам, на обычном бензине АИ-95 мотор развивает 3 047 лошадиных сил при 6 900 оборотах в минуту и 3 263 ньютон-метра при 6 400. Использование высокооктанового гоночного горючего C16 позволит поднять отдачу до 4 577 «лошадок» и 4 771 «ньютона». Однако Стив Моррис не собирается останавливаться на достигнутом: все же клиент заказал у него создание мотора мощность 5 000 лошадиных сил, и предприниматель собирается сдержать слово.

От автомобильного железа перейдем к программному обеспечению и сервисам. В августе Nokia объявила о намерении продать свой картографический сервис HERE. Вернее, о желании избавиться от него было известно еще задолго до этого, а тогда были окончательно определены покупатели. Равные доли в HERE должны были получить Audi, BMW и Daimler. Теперь стало известно о закрытии сделки.

Консорциум немецких производителей заплатил за HERE 2,8 миллиарда евро. Из этой суммы финская компания получит только 2,5 миллиарда: примерно 300 миллионов евро уйдет на компенсацию долгов компании. При этом HERE в последнее время не только вышел на самоокупаемость, но и продемонстрировал небольшую операционную прибыль по итогам третьего квартала 2015 года.

Теперь Nokia, которая состоит из Nokia Networks и Nokia Technologies, сможет сосредоточить все внимание на разработке и выпуске телекоммуникационного оборудования. С этой же целью ранее финская компания приобрела Alcatel-Lucent за 15,6 миллиарда евро. Но в чем же выгода немецких автопроизводителей? Скорее всего, покупка нового картографического сервиса не окажет существенного влияния на качество заводских навигационных систем. За новой сделкой стоят совершенно другие цели: максимально точные и постоянно обновляемые карты необходимы для разработки систем автопилотирования. Здесь уже не обойдешься простой навигационной системой: машине требуются куда более детализированные и надежные данные.

На текущий момент в HERE работает около 6 500 человек. Три немецкие компании обещают сохранить максимальную независимость организации. Карты HERE обновляются каждый день, основываясь на 80 000 источников. Все это позволит Audi, BMW и Daimler продвинуться дальше на пути создания роботокаров.

Конкуренция в сфере разработки систем автономного управления машинами усиливается: на прошлой неделе компания Samsung Electronics впервые объявила о намерении начать собственный бизнес по производству компонентов для умных транспортных средств. Пока многие детали держатся в секрете, неизвестен даже размер команды. Южнокорейский гигант лишь уточняет, что он также планирует создавать мультимедийные системы.

На данный момент появляется ощущение, что Samsung находится в поисках новых драйверов роста. Это происходит на фоне замедления динамики рынка смартфонов. К тому же сегодня разработка систем автономного управления транспортными средствами считается очень перспективной. Примечательно, что основные конкуренты Samsung тоже проявляют интерес к автомобильному рынку: LG Electronics сотрудничает с General Motors по поставкам батарей для перспективного электрокара Chevrolet Bolt, Google уже много лет самостоятельно учит машины обходиться без людей, а намерения Apple относительно автомобильного рынка все еще остаются в секрете.

Можно добавить, что Samsung фактически уже много лет является непосредственным участником автомобильного рынка, ведь под этим брендом в Южной Корее выпускаются автомобили. Правда, производитель Renault Samsung Motors на 80% принадлежит Renault, а Samsung владеет лишь пятой частью акций.

По любопытному совпадению на прошлой неделе еще одна достаточно крупная компания в сфере информационных технологий сделала анонс касательно роботокаров. Китайская фирма Baidu, основой которой является одноименный поисковой сервис, заявила об удачном завершении тестирования своего первого прототипа автономной машины. Подопытный хетчбэк BMW 3 Series Gran Turismo успешно прошел испытания, «выполнив полный набор действий и точно реагируя на окружающие условия».

Экспериментальный автомобиль Baidu смог без помощи человека проехать 30 километров разных дорог при меняющихся погодных условиях. Во время поездки прототип поворачивал налево и направо, разворачивался, менял полосы движения, тормозил перед препятствиями и разгонялся до 100 км/ч. Все эти действия были осуществлены под управлением программного обеспечения Baidu AutoBrain. Этот комплекс отвечает за прокладку маршрута, определение текущих координат, обнаружение окружающих объектов и принятие решений.

В данный момент представители Baidu ничего не говорят о сроках разработки. Зато уже известно, в какой именно сфере перспективная технология появится раньше всего: в будущем автопилот можно будет использовать на маршрутных автобусах. Они постоянно следуют по одному и тому же маршруту, что существенно упрощает задачи компьютера. В то же время обкатка и оптимизация систем автономного управления в данной сфере позволит сделать их совершеннее.

Пока одни китайцы размышляют над созданием умных машин, другие разрабатывают внедорожник, которым можно управлять без рук. Необычным проектом заняты студенты Нанькайского университета, расположенного в городе Тяньцзине. Они пытаются передвинуть большой автомобиль с помощью одной лишь силы мысли. Инженеры полагаются не на экстрасенсорные возможности или шарлатанство, а на хитрую систему, над которой трудятся уже два года.

Большой внедорожник Haval H9 связан с мозгом человека посредством 16 сенсоров электроэнцефалограммы. Для контроля не используются даже провода: вся информация передается по воздуху.

Профессор Дуан Фенг (Duan Feng) рассказал, что проект был начат сразу по двум причинам, и ни одна из них не связана с простым развлечением. Во-первых, сотрудники Нанькайского университета хотели создать систему управления автомобилем, которая бы не требовала движений рук и ног, то есть подошла бы людям с ограниченными возможностями. Во-вторых, ученые намеревались предоставить и полностью здоровым водителям новый, более современный способ вождения.

Профессор Фенг считает, что с появлением полноценных систем автопилотирования мысленный способ управления станет еще удобнее: только подумаешь о доме, как машина уже выезжает к нему.

Завершая тему технологий, поговорим еще об одной системе будущего, которая пока кажется фантастикой. Во все времена футурологи и инженеры пытались представить общественный транспорт будущего. В основном это касается монорельса и маглева. В Европе и Азии уже развиты сети высокоскоростных поездов, небольшая ветка существует и в России. Однако при всех плюсах этого вида транспорта он все же жестко ограничен по предельной скорости ввиду законов физики и используемых материалов. В 2013 году знаменитый предприниматель Элон Маск (Elon Musk), который стоит за Tesla Motors, Space X и некоторыми другими известными проектами, впервые рассказал об идее создания капсул Hyperloop. Однако сам Маск решил не заниматься этим направлением. Согласно официальным данным, он слишком занят в Tesla Motors и Space X. Зато уже в начале следующего года независимая компания Hyperloop Technologies планирует построить первый действующий прототип в Лас-Вегасе.

Концепция Hyperloop предполагает использование трубопровода, внутри которого располагается пассажирская капсула. В теории такой транспорт может развивать скорость до 1 200 км/ч, то есть быть быстрее самолета. Тестовая установка Hyperloop Technologies, которая получила название Propulsion Open Air Test, пока должна разогнать состав только до 540 км/ч. Первый пробный отрезок длиной всего один километр будет построен в штате Невада в начале 2016 года. Пока до конца неясно, как стенд сможет продемонстрировать расчетную скорость на столь коротком отрезке.

Инженеры Hyperloop Technologies ожидают, что технические параметры серийной версии трубопровода окажутся более впечатляющими. К примеру, расчетная скорость такой системы тоже составит 1 200 км/ч. Однако на самом деле предложенная компанией Hyperloop Technologies система весьма существенно отличается от замыслов Маска. Основатель Tesla Motors предлагал использовать принцип насоса: в носовой части каждой капсулы должен был находиться мощный вентилятор, который бы перекачивал воздух в хвостовую часть. Такое решение связано с тем, что создание вакуума в столь протяженной трубе приведет к огромным расходам энергии. В то же время сохранение обычного давления не позволит поезду путешествовать с необходимой скоростью, поэтому и требуется использовать принцип насоса. Схожая технология упоминается и в версии Hyperloop Technologies. Но есть одно важное уточнение: эта компания все же предлагает существенно снизить давление в трубе. Но как сочетать принцип насоса с воздушным разрежением? Ответ на этот вопрос специалисты компании пока не дают. Сам состав должен использовать воздушную подушку, поэтому он будет левитировать внутри трубы.

К текущему моменту еще несколько американских компаний проявили интерес к системам Hyperloop. К примеру, Hyperloop Transportation Technologies намеревается построить отрезок пути длиной восемь километров. Он пройдет по Лос-Анджелесу, а финансовые затраты оцениваются в 100-150 миллионов долларов. Более того, свою заинтересованность в перспективном направлении уже обозначила подконтрольная Элону Маску компания SpaceX, основной специализацией которой является создание космического транспорта. Она планирует создать трубу длиной 1,6 километра возле своей штаб-квартиры в Калифорнии. Конкуренция продолжает обостряться, что является позитивным сигналом для технологии Hyperloop.

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥