Оригинал материала: https://3dnews.ru/936433

Через боль и страх: когда герои игр получают по полной

А затем я замахнулся на них дубинкой, но случайно ударил тебя, ведь было темно, а они разозлились, и оказались ворами, и сперли всю нашу одежду (капрал Шноббс из цикла Терри Пратчетта о Ночной Страже).

Во времена зеленой травы и сладкого сахара дизайнеры игр не ломали голову над зигзагами сложности своих проектов. Есть отряд условных плотоядных грибов, одна ловушка, две пропасти и самый пузатый гриб в конце уровня. Но в процессе стремительного развития стало понятно: иногда геймера нужно схватить за воротник и хорошенько встряхнуть, чтобы он не переключился с игры на какое-нибудь бесполезное занятие вроде работы или учебы.

Простейший способ усложнить жизнь герою — и взбодрить игрока — ограничить способности к борьбе и выживанию. К примеру, в Dead Space Айзеку Кларку пришлось удирать от космической нечисти, будучи упакованным в смирительную рубашку. И никаких вам лазерных резаков и атомных гвоздодеров — даже пальцем в глаз некроморфу не ткнешь! Оставался только отчаянный бег от гротескных чудовищ. Причем это эпизод из самого начала игры. С места в карьер, что называется.

Частенько наши виртуальные альтер эго попадают в лапы врага и оказываются полностью беспомощными перед лицом надвигающегося ужаса. Мэтью Кейн из Quake 4 был успешно схвачен злокозненными строггами, которые собирались превратить десантника в себе подобного. Шокирующая операция проходила без анестезии, с наплевательским отношением к санитарии, и запомнилась почитателям шутеров окровавленной конвейерной лентой и обилием циркулярных пил. Для придания моменту дополнительной остроты разработчики оставили игроку возможность вертеть камерой от первого лица, проникаясь чудовищностью происходящего. Из «операционной» Кейна вытащили товарищи по оружию, которые и вернули в строй недоделанного получеловека-полустрогга.

 Бесплатная медицина в действии

Бесплатная медицина в действии

Ловкач Риддик в культовой Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay за постоянные попытки слинять из мест лишения свободы был помещен в особую тюрьму. Заключенных там постоянно держали в состоянии искусственного сна и приводили в сознание лишь на несколько секунд в сутки. Следовало проявить немалую смекалку, чтобы успеть осмотреться и подметить путь к свободе! Журналист Майлз Апшер из Outlast попал в лапы доктора-садиста с философским (и весьма извращенным) складом ума. Проходившие Outlast наверняка запомнили хирургические ножницы и до сих пор с опаской косятся на парикмахеров. Многострадальный Майлз попал и в другую жуткую передрягу: его видеокамера с режимом ночной съемки, служившая ему как ПНВ, выпала из рук и исчезла среди руин. Герою пришлось практически на ощупь брести по темной психушке, полной опасных «весельчаков».

Некоторые разработчики питают особую страсть к подвешиванию вниз головой. Контрабандист Джоэл из The Last of Us однажды попал в петлю-ловушку — тут-то и оказалось, что целиться и стрелять из пистолета, болтаясь на веревке вверх ногами, гораздо сложнее, чем стоя на твердой земле. С этим утверждением наверняка согласятся Макс Пейн времен Max Payne 3 и Майкл из GTA V.

В начале Tomb Raider (2013) Лара Крофт приходит в себя в таком же незавидном положении, как герои выше, да вдобавок в окружении пылающих декораций. Когда с помощью игрока Ларе удается раскачаться и пережечь веревку пламенем факела, она под воздействием бессердечной гравитации падает вниз. И тут ее юное тело пронзает зловещего вида железяка! Хлещет кровь! Слезы по обе стороны экрана! (Спойлер: Лара выживет.)

 В ранних играх серии расхитительнице гробниц жилось проще и веселее

В ранних играх серии расхитительнице гробниц жилось проще и веселее

Многие представители играющего сообщества помнят знаменитую особенность Doom 3: морпех мог держать в руках или оружие, или фонарь. Это сильно осложняло попытки выбраться из проклятого марсианского комплекса, особенно если учесть плотность демонического населения и то, что темноты в коридорах Doom 3 было не меньше, чем в черной душе доктора Бетругера. Высветив лучом фонарика очередную адскую харю, нужно было успеть выхватить ствол, теряя источник света. В свое время это решение вызвало немало споров, но в одном ему не откажешь — геймплей получился самобытный.

Иногда сценаристы попросту не оставляют героям игр шансов. Бывший учитель Ли из The Walking Dead от студии Telltale Games был укушен-таки одним из вездесущих зомби. Срочная ампутация поврежденной руки помогла слабо. А впереди его, умирающего, еще ждали прыжки по крышам, эпический прорыв с кухонным тесаком сквозь толпу мертвецов, спасение малышки Клементины от психопата... Но исход был предрешен. Второй сезон «Ходячих» также не щадил игроков. В одной из интерактивных сцен Клем, десятилетняя девчушка, зашивает себе рваную рану на руке суровой нитью. Водить мышью или шевелить стиком, направляя руку малышки, и при этом оставаться равнодушным попросту невозможно.

 На долю Клементины, одного из самых ярких и самых юных персонажей игр последнего десятилетия, выпало немало испытаний

На долю Клементины, одного из самых ярких и самых юных персонажей игр последнего десятилетия, выпало немало испытаний

В некоторых случаях разработчики не ограничиваются одними только физическими страданиями, а прибавляют к ним атаку на тонкую душевную организацию. В шутере Prey инопланетяне утащили с Земли индейца Томми. Похитители не догадывались, что им придется иметь дело с потомком племенного шамана, и вскоре поплатились за это чешуйчатыми головами, но до этого успели здорово напакостить Томми. Так, путешествуя по гигантскому космическому кораблю, индеец сталкивается со своей любимой девушкой, которую инопланетные инженеры успели превратить в боевого киборга. При этом подруга Томми сохранила остатки сознания и успела прошептать: «Я не могу это контролировать...» Дальнейшая сцена по накалу эмоций затмила все, что показывали игры в далеком 2006 году.

В седой ролевой классике, играх на движке Infinity, тоже хватало моментов, когда партии авантюристов приходилось извиваться, как ужам на сковородке. Baldur's Gate 2: Shadows of Amn, одна из лучших CRPG в нашей части Млечного Пути, обладала одной интересной сюжетной деталью: изредка скрытые гены протагониста просыпались, и тот превращался в мерзостного вида чудище. Под контролем игрока оставались другие члены команды, за которыми озверевший главный герой гонялся с вполне конкретной целью. Приходилось хитрить и изворачиваться, использовать сдерживающие заклинания и прятаться в недоступных монстру уголках локаций.

Демоны Забытых Королевств — существа злобные и неприятные в общении

В менее серьезных проектах героев подстерегают не менее серьезные испытания. Так, в полюбившейся игрокам начала нулевых пародии на бондиану — No One Lives Forever, — агентесса Кейт Арчер проходит огонь, воду и медные трубы. И много чего вдобавок! Кроме классических перестрелок, плавания среди акул, бегства с тонущего судна и гонок на снегоходах, бессердечные сценаристы команды Monolith Productions (F.E.A.R., Condemned, Middle-earth: Shadow of Mordor) бросают красотку Кейт в ледяное озеро и заставляют потом очень быстро искать теплое убежище. А еще героиня войдет в пусковую шахту готовящейся к старту ракеты. Но, пожалуй, самая интересная и сложная миссия — прыжок с самолета. Само собой, без парашюта. Спасительный ранец предстоит добыть в процессе, догнав злодея и попутно отстреливаясь от его приспешников.

Даже ведьмак Геральт — знаменитый Белый Волк, Мясник из Блавикена и просто красавчик, попадал впросак. Во второй части трилогии Геральт присоединился к термоядерной попойке, устроенной отрядом темерийского спецназа. Соревнуясь в метании ножей и кулачных боях, ведьмак не заметил, как залил за воротник лишнего. В итоге охотник на чудовищ очнулся утром под кустами в одних кальсонах. Победитель грифонов и кикимор спасовал перед зеленым змием! Известны случаи, когда игроки после такого шока загружали ближайшее сохранение.

 Геральт сходил на собрание анонимных алкоголиков и ему там не понравилось

Геральт сходил на собрание анонимных алкоголиков, и ему там не понравилось

Всевозможные изощренные беды для героев игр, как бы цинично это ни звучало, геймерам только в радость. Мы вживаемся в роль, мы симпатизируем центральным персонажам и временами искренне любим их. Но без суровых испытаний ощущение прогресса было бы далеко не таким сильным. Боль, страдание и ужас? Отгрузите побольше!



Оригинал материала: https://3dnews.ru/936433