Жанр | Приключение |
Издатель | Team17 Digital Ltd. |
Издатель в России | «Бука» |
Разработчик | Playtonic Games |
Минимальные требования | Процессор Intel Core i5-2500 3,3 ГГц или AMD FX-6300 3,5 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 1 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTS 450/AMD Radeon 6850 HD, 9 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam |
Рекомендуемые требования | Не указаны |
Дата выхода | 11 апреля 2017 года |
Возрастной ценз | от 7 лет |
Платформы | PC, PlayStation 4, Xbox One |
Официальный сайт |
Игра протестирована на PlayStation 4
Понять, насколько сильно аудитория изголодалась по играм, подобным Yooka-Laylee, можно по сборам на Kickstarter. Изначально авторы просили около $219 тыс., и эта сумма набралась всего за 38 минут. Всего же пользователи пожертвовали более $2,5 млн, что сделало кампанию одной из самых успешных в истории краудфандинговой платформы.
Причина проста — популярный в девяностых и нулевых поджанр красочных приключений-головоломок о путешествующих по ярким мирам забавных персонажах слишком быстро умер. Некогда прославленная студия Rare выпустила на Nintendo 64 немало запомнившихся проектов: Banjo-Kazooie, Banjo-Tooie, Conker's Bad Fur Day. Затем ее выкупила Microsoft ради создания спортивных игр для Kinect, и с тех пор все словно забыли о трехмерных приключенческих платформерах. Все, кроме Playtonic Games, созданной выходцами из Rare.
Yooka-Laylee рассказывает историю двух закадычных друзей — хамелеона Юки и летучей мыши Лейли. В поисках потерявшейся книги они оказываются в штаб-квартире главного злодея, узнают о его планах по монополизации книжной индустрии, знакомятся с новыми героями и… в общем, серьезно воспринимать сюжет не стоит. Все в игре сделано по лекалам эпохи Nintendo 64, в том числе повествование — на этом постоянно акцентируют внимание даже сами персонажи. Приходить сюда ради отличной истории, ожидая чего-то в духе Ratchet & Clank или Sly Cooper, не стоит — создатели ставили перед собой совсем другую задачу. Главную скрипку играет сам процесс.
После небольшого вступления игроку открывается первый из пяти миров. Попадать в эти миры герои могут с помощью фолиантов, которые надо заполнять разбросанными повсюду страничками. Собрали нужное количество — получите доступ к очередной книге. Фолианты эти поначалу небольшие и позволяют посетить лишь уменьшенные версии миров. Но стоит найти еще несколько страниц, как открываются расширенные локации с новыми возможностями и загадками.
Всевозможных головоломок очень много, и чаще всего они уникальны и не похожи друг на друга. На каждом шагу встречаются либо второстепенные персонажи, либо коллекционные предметы, открывающие новые задачи. Кто-то предлагает мини-игры, кто-то хочет посоревноваться в гонках. А некоторые герои отказываются общаться с хамелеоном — тогда приходится искать так называемую «молекулу мира» и нести ее доктору, способному превратить Юку и Лейли в другое существо или объект. Некоторые загадки многоэтапны и требуют хорошей памяти — в том числе знания того, где на карте находятся те или иные предметы.
Но бывает и так, что никто ничего не объясняет: стоит клетка с запертой внутри страничкой — значит, где-то рядом можно найти разгадку. Либо кнопки нажать в правильном порядке, либо обойти и обнаружить скрытую подсказку. И почти всегда Yooka-Laylee удивляет своей изобретательностью. Даже в «Казино», где есть порядка десяти одинаковых задач с игровыми автоматами, такие повторения не вызывают раздражения — решения хоть и минимально, но все же различаются. Расширенные версии миров достаточно велики, чтобы провести в каждом из них целый вечер и все равно не «зачистить» полностью. И дело не в большом количестве пустого пространства (здесь этот порочный подход практически не используется), а в обилии скрытых ходов и головоломок.
А пока не дойдешь до финального мира, решить все головоломки даже в первом из них не удастся. Змея Траузер, которую мы встречаем в самом начале приключения, снабжает героев дополнительными приемами и новыми полезными трюками. Очень быстро Юка учится кататься по земле, потом летать по воздуху с помощью Лейли, а затем и высоко прыгать. Со временем герой осваивает искусство временного изменения характеристик — полакомившись красным растением, хамелеон дышит огнем, а съев черные ягоды, плюется ядрами. Взаимодействуя с некоторыми объектами, он увеличивает свой вес или может прилипать к скользким поверхностям.
На этом богатстве способностей главных героев строится весь геймплей Yooka-Laylee. К концу игры у неразлучной парочки набирается больше десятка умений — какие-то вручают бесплатно, а другие нужно выменивать у змеи на перышки, разбросанные там и сям. Если внимательно изучать каждый уголок и не спешить, перьев всегда хватит для покупки нужных навыков. А вот для разблокирования расширенных версий всех миров придется постараться — тщательно изучать каждый подозрительный предмет или рычаг и не бросать на полпути нерешенные загадки.
Игровой процесс сильно напоминает Banjo-Tooie и другие похожие игры прошлого, но при этом устаревшим его не назовешь. Вероятнее всего, дело как раз в том, что жанр успел забыться, и для многих Yooka-Laylee будет чем-то совершенно новым. А если какие-то механики и кажутся несовременными, то разработчики обязательно прикроют этот факт юмором. К примеру, многие странички спрятаны в весьма просторных клетках с большими промежутками между прутьями. Юка не раз на это указывает, но этому находится объяснение — дескать, правила игры такие, ничего не поделаешь.
Подшучивают здесь и над персонажами. Продающий способности Траузер — незадачливый торгаш, который лишь в своих глазах выглядит крутым бизнесменом, а на деле даже собственного офиса не имеет. Стоящий рядом с игровыми автоматами динозаврик состоит из нескольких полигонов, и его угловатость и старомодность часто становятся предметом для добрых шуток. Сами мини-игры — это гонки или бег по дорожке, сдобренные препятствиями и сбором перьев и очков. Условия весьма щадящие, поэтому среднестатистический игрок не будет раздражаться и перезапускать одно и то же испытание по 50 раз.
Все в Yooka-Laylee сделано с большой любовью и полным пониманием специфики жанра трехмерных платформеров. Играть увлекательно, музыка создает отличную атмосферу, а графически игра пусть и далека от «оживших мультфильмов» вроде Ratchet & Clank, но все равно выглядит приятно. Персонажи замечательные, а создателю змеи, облаченной в шорты, так вообще можно выдать награду за один из лучших образов второстепенного героя за последние годы. Странной может показаться разве что манера общения всех существ — вместо озвученных диалогов используются повторяющиеся звуки со случайными интонациями. Но так было и в Banjo-Kazooie много лет назад.
Два основных недостатка игры связаны с камерой и локализацией. Виртуальный оператор порой вытворяет странные вещи: то намертво приклеивается к спине персонажа (обычно это происходит, когда Юка летит по воздуху), то смотрит в противоположную от нужной сторону — это бывает сразу после облета локации или трассы для гонок. В маленьких помещениях прыгнуть на расположенную высоко платформу может быть непросто из-за высокой чувствительности камеры. К счастью, обычно эти проблемы не вынуждают начинать забег или задание на время заново — секунд на выполнение задач дают в полтора раза больше, чем надо.
Текстовый перевод отлично адаптирован (шипящая змея, растягивающая букву «с», а также шутки и отсылки обработаны без потерь), но опечаток неприлично много. Первая встречается уже в главном меню, где просят «нажать кнопка Х». Кроме того, имена персонажей оставлены нетронутыми — они так и прописываются везде латиницей. Причина наверняка в том, что одна из загадок связана со словом Pagie, и, если бы вместо него было написано «страничка», многим пришлось бы заглядывать в прохождение. А раз уж Pagie оставили без изменений, то и остальных тоже. Своя логика в этом есть.
***
В целом Yooka-Laylee оказалась именно тем, на что надеялись любители жанра, пожертвовавшие деньги на Kickstarter. Это возвращение в детство, куда наверняка будет интересно смотаться и современным игрокам. Множество секретов, большое количество побочного контента, оригинальные и редко повторяющиеся загадки, логичная и ненавязчивая система прогресса, замечательное визуальное оформление и атмосферная музыка. В этом ярком мире хочется проводить время до тех пор, пока не соберешь абсолютно все, а на это могут уйти десятки часов. Yooka-Laylee показала, что жанр трехмерных приключенческих платформеров был забыт совершенно незаслуженно.
Достоинства:
Недостатки:
Графика | Одна из самых ярких игр года, с забавными персонажами и большим вниманием к деталям. Миры не похожи друг на друга во всем: от дизайна окружения и противников до загадок. | 8 |
Звук | Веселая музыка создает отличную атмосферу. А вот манера общения героев друг с другом может оказаться для некоторых игроков раздражающей. К счастью, произносимые без пауз странные звуки чаще всего можно пропускать. | 8 |
Одиночная игра | Миры достаточно большие, чтобы провести в каждом не один вечер. С получением новых умений хочется возвращаться, искать дополнительные секреты и решать оригинальные загадки. Оторваться очень сложно, только камера иногда подводит. | 8 |
Коллективная игра | Мини-игры из игровых автоматов можно проходить вчетвером, а во время исследования мира второй пользователь может управлять курсором и собирать предметы (при этом камеру контролирует основной пользователь, управляющий Юкой и Лейли). На консолях, и уж тем более в Steam, есть куда более интересные кооперативные развлечения. | 6 |
Общее впечатление | Yooka-Laylee — старомодное, но отнюдь не устаревшее приключение в компании запоминающихся героев и множества загадок. | 8 |
Видео: