Nikon вернула «гонку мегапикселей» на повестку дня в 2012 году, выпустив Nikon D800 – полнокадровую камеру с разрешением сенсора 36 миллионов пикселей. Этот аппарат, предназначенный в первую очередь для студийной и пейзажной съемки, запустил «эффект домино»: за ним последовали и конкуренты.
Nikon, впрочем, решила не останавливаться на достигнутом – не только оснастить новую камеру D8xx полнокадровым сенсором с огромным (на этот раз 46 Мп) разрешением, но и попытаться занять с ее помощью сразу несколько ниш. Диапазон доступной светочувствительности: ISO 64-25600. Скорость съемки: до семи кадров в секунду у стандартной комплектации и до девяти с батарейной ручкой. Автофокус переехал без изменения с D5: 153 фазовых датчика, из которых 99 – крестового типа. Есть поворотный сенсорный дисплей и Wi-Fi + Bluetooth. И это только часть длинного списка.
Неужели у Nikon получилось сделать почти 50-мегапиксельную камеру, пригодную для репортажа?
Nikon D850 | Nikon D810 | Canon EOS 5D Mark IV | Sony a7R II | |
Сенсор изображения | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) | 36 × 24 мм (полный кадр) |
Эффективное разрешение сенсора | 45,7 мегапикселя | 36,3 мегапикселя | 30,4 мегапикселя | 42,4 мегапикселя |
Стабилизатор изображения | Нет | Нет | Нет | 5-осевой |
Байонет | F Nikon | F Nikon | Canon EF | Sony E |
Формат фото | JPEG (DCF Ver. 2.0, Exif Ver. 2.31), RAW (NEF) | JPEG (DCF Ver. 2.0, Exif Ver. 2.3), RAW (NEF) | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW, Dual Pixel RAW | JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (ARW) |
Формат видео | MOV, MP4 | MOV, MP4 | MOV, MP4 | XAVC S, AVCHD, MP4 |
Размер кадра | До 8256 × 5504 пикселей | До 7360 × 4912 пикселей | До 6720 × 4480 пикселей | До 7952 × 5304 пикселей |
Разрешение видео | До 3840 × 2160 пикселей, 30p | До 1920 × 1080 пикселей, 60p | До 4096 × 2160 пикселей, 30p | До 3840 × 2160 пикселей, 30p |
Чувствительность | ISO 64–25600 с возможностью расширения до 32, 51200 и 102400 | ISO 64–12800 с возможностью расширения до 32 и 51200 | ISO 100–32000 с возможностью расширения до ISO 50, 51200 и 102400 | ISO 100–25600 с возможностью расширения до 50, 51200 и 102400 |
Затвор | Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb) |
Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb) |
Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb): |
Механический затвор: 1/8000 – 30 с; длительная (Bulb) |
Скорость серийной съемки | До 9 кадров в секунду с батареей EN-EL18b, установленной в батарейный блок MB-D18; в стандартной комплектации – до 7 кадров в секунду | До 5 кадров в секунду | До 7 кадров в секунду в обычном режиме, до 4,3 кадра в секунду в режиме Live View со следящей фокусировкой | До 5 кадров в секунду |
Автофокус | Фазовый (Multi-CAM 20K), 153 точки, из которых 99 – крестового типа; контрастная фокусировка в режиме Live View | Фазовый (Advanced Multi-CAM 3500FX), 51 точка, из которых 15 – крестового типа; контрастная фокусировка в режиме Live View | Фазовый, 61 точка, из которых 41 – крестового типа; Dual Pixel CMOS AF при фокусировка в режиме Live View | Гибридный, 399 точек фазового АФ, 25 точек контрастного АФ |
Экспозамер, режимы работы | TTL-датчик, 180 000 точек: матричный, центровзвешенный, точечный | TTL-датчик, 91 000 точек: матричный, центровзвешенный, точечный | TTL-замер в 252 точках: оценочный, частичный, центровзвешенный, точечный | Замер по матрице, 1200 зон: матричный, центровзвешенный, точечный |
Экспокоррекция | ± 5,0 EV с шагом 1, 1/3 или 1/2 EV | ± 5,0 EV с шагом 1, 1/3 или 1/2 EV | ± 5 EV с шагом 1/3 или 1/2 ступени | ± 5,0 EV с шагом 1, 1/3 или 1/2 EV |
Встроенная вспышка | Нет, X-синхронизация 1/250 с |
Нет, X-синхронизация 1/250 с |
Нет, X-синхронизация 1/200 с | Нет, X-синхронизация 1/250 с |
Автоспуск | 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с |
2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалами 0,5; 1; 2 или 3 с |
2/10 с | 2 с, 5 с, 10 с; автотаймер для съемки с брекетингом; автотаймер для непрерывной съемки (до 3 кадров) |
Карта памяти | Cлот для XQD + слот для SD/SDHC/SDXC типа UHS-II | Слот для CF тип I (совместима с UDMA) + слот для SD/SDHC/SDXC типа UHS I | Слот для CF тип I (совместима с UDMA 7) + слот для SD/SDHC/SDXC типа UHS I | Два слота, совместимых с картами Memory Stick (PRO, Pro Duo) и SD/SDHC/SDXC типа UHS I |
Дисплей | Сенсорный наклонный, ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2359 тыс. точек; дополнительный монохромный дисплей | ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 1229 тыс. точек; дополнительный монохромный дисплей | ЖК, 3,2 дюйма, 1620 тыс. точек, сенсорное покрытие; дополнительный монохромный дисплей | Наклонный, ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 1229 тыс. точек |
Видоискатель | Зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой, область изображения 100 % |
Зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой, область изображения 100 % |
Зеркальный прямой видоискатель с пентапризмой, область изображения 100 % |
Электронный (OLED с 2360 тыс. точек) |
Интерфейсы | USB 3.0, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, HDMI тип С, разъемы для пульта управления и синхронизатора | USB 3.0, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, HDMI тип С, разъемы для пульта управления и синхронизатора | HDMI, USB 3.0, 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ | HDMI, USB 3.0, 3,5-мм для внешнего микрофона, 3,5-мм для наушников, порт для пульта ДУ |
Беспроводные модули | Wi-Fi, NFC, Bluetooth (SnapBridge) | Нет | Wi-Fi, NFC, GPS | Wi-Fi, NFC |
Питание | Литий-ионный аккумулятор EN-EL15a, 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7 В) | Литий-ионный аккумулятор EN-EL15, 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7 В) | Литий-ионный аккумулятор LP-E6N емкостью 14 Вт·ч (1865 мА·ч, 7,2В) | Литий-ионный аккумулятор NP-FW50, 8 Вт·ч (1080 мА·ч, 7 В) |
Габариты | 146 × 124 × 79 мм | 146 × 123 × 81,5 мм | 150,7 × 116,4 × 75,9 мм | 126,9 × 95,7 × 60,3 мм |
Масса | 1015 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 980 граммов (с аккумулятором и картой памяти) | 890 граммов (вкл. батарею и карту памяти) | 625 граммов (вкл. батарею и карту памяти) |
Актуальная цена | 230 000 рублей (body-версия, без объектива) | 190 000 рублей (body-версия, без объектива) | 200 000 рублей за версию без объектива (body) | 200 000 рублей за версию без объектива (body) |
⇡#Внешний вид и эргономичность
Цифровые камеры Nikon – это такая же современная классика, как, например, камеры Canon. Да, эта не самая свежая шутка напрашивалась. Оба главных производителя зеркалок действительно крайне редко экспериментируют с обликом своих камер. Тем не менее ощущение, что от модели к модели ничего не меняется, обманчиво. D850 отличить от предшественника, D810, очень легко. Причем для этого не потребуется в обязательном порядке показывать пальцем на шильдик с названием модели.
Если на фронтальной панели бросается в глаза только изменившийся вид заглушек для синхроконтактов, то задняя изменилась едва ли не полностью. Во-первых, дисплей получил шарнир и, соответственно, выемки для пальцев. Во-вторых, блок клавиш слева от экрана прирос дополнительной программируемой кнопкой, а сами клавиши больше не утоплены в углубления. В-третьих, появился джойстик — как на старших моделях. В-четвертых, клавиши смены режимов работы и изменения ISO поменялись местами. Габариты почти не изменились, но при этом визуально D850 кажется чуть шире и динамичнее. Весит камера 1005 грамм — с батареей и картой памяти, конечно.
Переработана форма ручки – удивительно, но D850 держать в руках еще удобнее, чем D810. Пространство для прогресса, оказывается, есть и в комфортности использования старших зеркалок. Анатомический выступ подходит под любую руку, есть аккуратный выступ на тыльной панели. Все они покрыты нескользким прорезиненным материалом, но это уже классика.
Корпус, естественно, монолитный, брызго- и пылезащищенный. Сделан он из магниевого сплава, а собирается D850 в Таиланде – производство даже старших камер постепенно переводится в Южную Азию.
На фронтальной панели, помимо байонета и кнопки высвобождения объектива, находятся две программируемые клавиши, селекторный диск, а также прикрытые индивидуальными резиновыми заглушками синхроразъем для вспышки и 10-контактный разъем подключения проводного пульта управления. Сюда же, конечно, выведен и ИК-датчик для беспроводного пульта.
На правой грани расположился отсек для карт памяти стандартов XQD и SD.
На левой грани находится большая интерфейсная площадка с разъемами для наушников и микрофона, портом USB 3.0, исполненным в формате USB Micro-B 3.0 (потребуется специфический кабель, который, правда, есть в комплекте), и портом HDMI. Налево же «смотрит» и фирменная кнопка смены режимов работы автофокуса с переключателем между автоматической и ручной фокусировкой. Кнопка с оребрением – нащупать вслепую ее очень легко.
На верхней панели находится фирменный блок основных настроек с четырьмя клавишами: режим работы (P/S/A/M, специальный переключатель для этого не предусмотрен), качество съемки, экспозамер и баланс белого. Данный блок поворачивается – за счет этого можно переключаться между режимами протяжки; поворот блокируется кнопочкой спереди. Тем, кто впервые столкнется с камерой Nikon, будет поначалу крайне неудобно, но привыкаешь действительно быстро. По центру – горб пентапризмы с многофункциональным разъемом «горячий башмак»; по бокам горба легко заметить отверстия стереомикрофона. Правее – монохромный экран с подсветкой, кнопка спуска с трехпозиционным рычажком (выключено, включено, активирована подсветка) и еще три кнопки: пуск видеозаписи, регулировка ISO, экспокоррекция.
На нижней панели находится отсек для батареи, штативное гнездо на достаточном расстоянии от него и синхроконтакт для батарейной ручки.
На тыльной панели главные места занимают поворотный дисплей с сенсорной поверхностью, а также огромный глазок видоискателя с круглым наглазником, шторкой, убирающей засвет матрицы, и рычажком диоптрийной коррекции. Слева от глазка находятся клавиши воспроизведения и удаления снимков. Ниже – кнопки, отвечающие за вызов меню, защиту снимков/справку, зуммирование на сделанных снимках, а также кнопка подтверждения выбора и еще одна программируемая клавиша. Правее экрана – джойстик выбора точки фокусировки (с навигацией по меню он не связан), кнопка принудительного автофокуса, второй селекторный диск и второй джойстик – уже навигационный, совмещенный с фиксатором переключения зон фокусировки. Ниже – клавиша вывода на дисплей информации о съемочных параметрах, клавиша быстрого вызова последних пунктов меню и фирменный переключатель фото- и видеорежимов, также активирующий Live View.
⇡#Управление, дисплей, видоискатель
Схема управления, как можно было понять по перечню описанных выше функциональных элементов, гораздо ближе к той, что применяется в старших камерах (D5, D500), чем к привычной по первым двум камерам серии D8xx. Ключевыми моментами, открывшими D850 дорогу в «высшую лигу», можно назвать пару лишних программируемых клавиш, а также джойстик для управления автофокусом.
Про особенности во взаимодействии с переключателем режимов протяжки я писал выше. Стоит обязательно упомянуть такие моменты, как возможность сброса параметров для каждого раздела меню или довольно запутанный для новичка список форматов снимка. Впрочем, во-первых, новичок к такой камере если и подойдет, то по трагической случайности (родители подарили); во-вторых, любому более-менее опытному «никонисту» подобные вещи покажутся родными. Здесь же важно отметить большое число программируемых органов управления – с возможностью использования очень тонких настроек и специфических комбинаций. Это инструмент, который должен служить пользователю, а не условный айфон, перестраивающий пользователя под себя.
В Nikon D850 используется наклонный (на 90 градусов вниз и примерно на 120 градусов вверх) дисплей с сенсорным экраном. После модели D500 такое решение уже не удивляет. Времена, когда ветераны фотографии фыркали на сенсорную поверхность, давно минули – возможности быстрого ввода точки фокусировки и построения кадра с необычных ракурсов гораздо ценнее мнимых традиций. Полноценного быстрого меню, как на «беззеркалках» или компактах, здесь нет – только в режиме Live View, в данном случае сугубо вспомогательном, но на экране со списком настроек можно менять определенные параметры.
Дисплей используется точно такой же, как в Nikon D500 или D5: ЖК, 3,2 дюйма, разрешение в 2359 тысяч точек. Нет проблем ни с цветопередачей, ни с яркостью – снимки выглядят естественно, пользоваться камерой в режиме Live View можно не только в сумерках или в пасмурный день. Когда наступят времена массового использования AMOLED-матриц в фотокамерах – не известно, единственным апологетом такого подхода было фотоподразделение Samsung, уже, увы, скончавшееся. Экраны на органических светодиодах и контрастнее, и лучше себя проявляют под прямыми солнечными лучами. Но в целом здесь достаточно хороший дисплей, придираться к нему не хочется.
В режиме Live View на экран можно вывести основные настройки, сетку, гистограмму и виртуальный горизонт. Также горизонт можно отображать в видоискателе, наряду с сеткой и, само собой, точками фокусировки — даже в режиме слежения.
Сам по себе видоискатель классический – оптический, с 100-процентным охватом кадра и коэффициентом увеличения 0,75х. Должен отметить, что традиционную болячку видоискателей Nikon — бледное отображение фоновой информации — в этот раз я не заметил: все достаточно насыщенно, ярко-красное подтверждение точки фокусировки можно заметить даже в солнечный день. Наглазник круглый, никаких проблем с ним я не испытал. Есть шторка, предотвращающая засвет матрицы в режиме Live View.
⇡#Функциональность и автофокус
Главная гордость Nikon D850 – полнокадровый (FX в терминологии Nikon) сенсор разрешением 46,89 млн пикселей, из которых 45,7 млн – эффективные. Размер сенсора, естественно, 36 × 24 мм. Nikon традиционно использует матрицы авторства Sony, дорабатывая их под себя. Но это тот самый случай, когда у Sony в настоящий момент нет камеры с аналогичной матрицей, D850 в этом плане уникальна. Чтобы подчеркнуть преимущество в детализации, Nikon лишила камеру низкочастотного фильтра – за счет этого довольно сильно вырастает конечная резкость на снимках, но при съемке как фото, так и видео легко можно поймать муар. Судя по всему, от решения, используемого в D800/D800 E, компания намерена окончательно отказаться. Все это в теории. На практике, по-видимому, камера успешно с правляется с муаром программными методами – на фотоснимках я его не заметил.
В паре с матрицей работает старший процессор EXPEED 5 – такой же, как на D5 или D500. За счет процессора и постобработки частично муар выправляется в JPEG, но в RAW он почти неизбежен.
Серийная съемка для камеры с разрешением почти в 50 мегапикселей должна по определению быть слабым местом. Nikon вслед за Sony с моделью a99 II попыталась уйти от этого стереотипа. D850 по умолчанию может снимать со скоростью до 7 кадров в секунду. При использовании батарейной ручки скорость вырастает до девяти кадров в секунду, но проверить эту цифру я не мог – камера попала на тест без аксессуаров. Также не было возможности проверить и длину серии в таком режиме. При съемке со скоростью 7 кадров в секунду длина серии в формате RAW + JPEG составила 18-19 кадров (в зависимости от условий), в формате JPEG – 65-68 кадров. Съемка велась на карту памяти SanDisk Extreme Pro microSDXC UHS-II.
И по скорости, и по длине серии D850 не может соперничать с профессиональными «репортажниками» вроде того же D500, но реальное отставание совсем невелико. После D800 и D810 это действительно впечатляющий прогресс.
И этот прогресс подчеркивается качеством работы автофокуса. Здесь используется главный автофокусировочный модуль, который есть у Nikon на сегодняшний день, Multi-CAM 20K. Он устанавливается и в D500, и в D5. В нем 153 фазовых точки, из которых 99 – крестового типа, что обеспечивает покрытие примерно 75 % кадра (в D500 процент, конечно же, выше). Автофокус работает в следящем режиме, есть 3D-слежение, возможность группировки датчиков по 25 или 72 либо наведение по каждой из 153 точек. 15 датчиков работают со светосилой ƒ/8.
По точности и скорости наведения вопросов нет – конечно, если держать объект в зоне автофокуса, ведь покрытие все-таки неполное. Автофокус реагирует не только на объект в плоскости, но и на его удаление или приближение. Работу следящего режима можно настроить: есть выбор времени реакции на помеху в кадре, а также выбор типа движения объекта – равномерное или хаотичное.
К сожалению, сказанное не относятся к режиму Live View – работу в нем Nikon по-прежнему считает сугубо второстепенной. Здесь у D850 за фокусировку отвечает устаревшая контрастная система, причем сильно уступающая и по точности, и тем более по скорости – на фокусировку уходит по полсекунды, а то и по секунде. Автофокус ерзает и время от времени ошибается. Прогресс по сравнению с теми же D800/D810 есть, но не такой значительный, как хотелось бы.
Для замера экспозиции используется датчик RGB с разрешением 180 000 пикселей. Режимы замера традиционны: матричный, центрально-взвешенный (диаметр круга можно изменить на 8, 12, 15 или 20 мм в центре кадра) и точечный. Датчик опять же хорошо знаком по D500 и D5 – работает он здесь, естественно, на том же уровне. Отклонений в лабораторных условиях почти нет, в естественных условиях от фотографав любом случае требуется тщательный контроль и понимание своих потребностей.
Затвор работает в стандартном диапазоне выдержек — от 1/8000 до 30 секунд. Важный момент – возможность использования электронной шторки затвора при съемке в режиме Live View, за счет чего доступна бесшумная съемка. Сразу в голове рисуется сценарий использования D850 на какой-нибудь корпоративной вечеринке или пресс-конференции без привлечения к себе лишнего внимания, но, повторюсь, доступна эта функция только в режиме Live View с его медлительным автофокусом и быстрым расходом батарейки.
Встроенной вспышки нет – это настолько логично, что даже удивительно делать поправку на то, что у D800 и D810 эта вспышка была.
Съемка ведется на карты памяти XQD и SD (SDHC/SDXC, класс вплоть до UHS II). Nikon продолжает верить в свой формат и считать его перспективным. Когда-то и мне он таким казался, но с каждым годом эта вера все больше напоминает отношения Sony и Memory Stick. Однако Sony хотя бы использует совмещенные слоты – здесь же, если у вас нет карточки XQD, второй слот будет простаивать.
Еще одно направление, в котором именно Nikon задала тон, – это встроенный в камеру модуль Bluetooth Low Energy, который используется для непрерывной передачи снимков на мобильное устройство. Работает система действительно неплохо: один раз «подружил» смартфон и фотоаппарат — и получаешь ужатые до 2 Мбайт кадры для публикации в соцсетях по мере съемки (потихоньку, со скоростью 40 Кбайт/с). Именно в таком формате Snapbridge правда хорош. Но как приложение Snapbridge уже год как отстает: не слишком удобная система первого контакта с камерой (хотя за счет NFC D850 пробивает этот барьер), неудачная схема выбора полноразмерных фото для передачи на смартфон по Wi-Fi, ограниченные возможности для удаленного управления фотоаппаратом, нестабильная работа приложения. Примерно те же претензии был и год назад, когда я впервые познакомился со Snapbridge, – и очень жаль, что все пока не меняется.
Ни один современный фотоаппарат серьезного уровня не может проигнорировать тему видео. Эксперимент с Nikon Df был неудачным, и даже такие ретрограды, как Fujifilm, стали уделять видео в своих камерах какое-то внимание.
Nikon D850, в отличие от своих прямых предшественников, умеет писать 4К-видео (3840 × 2160) с частотой до 30 кадров в секунду, а Full HD (1920 × 1080) — c частотой до 120 кадров в секунду. И если 4К сейчас уже никого толком не удивишь, то Full HD на 120 кадрах – это для Nikon (да и не только) отличный шаг вперед. Битрейт для 4К составляет 144 Мбит/с. Это далеко не рекорд, Panasonic Lumix GH5 может снимать в несжатом формате видео с битрейтом до 400 Мбит/с, к примеру. Здесь функция съемки видео остается вторичной по отношению к фото, но серьезных ограничений для использования камеры в этом плане нет.
Скачать ролик в оригинальном разрешении (MOV, 717 Мбайт)
Есть все необходимые разъемы – и выход для наушников, и микрофонный вход, и HDMI-разъем, через который можно вести прямую трансляцию на рекордер. Есть неплохие возможности работы со звуком, в том числе и со встроенным микрофоном (регулировка чувствительности, подавление шума ветра). Доступны ручные настройки, возможность использовать как полный кадр, так и формат DX, профиль изображения «Равномерный», входящий в пакет Picture Control, – он позволяет снимать с расширенным динамическим диапазоном, пусть и уступающим профилю Log, который используется в камерах Sony и Panasonic. Ну и управление: переназначать клавиши можно раздельно для режимов фото и видео.
Качество картинки не вызывает вопросов – многие видеооператоры используют фотокамеры именно из-за крупной матрицы и более широких возможностей по выбору оптики. Nikon D850, само собой, предоставляет здесь пространство для маневра, но также вынуждает и мириться с муаром, который возникает на поверхностях с повторяющимися узорами.
В Nikon D850 использован классический байонет Nikon F, для которого подходит весь парк оптики Nikon – причем использовать можно даже DX-объективы. Камеры последних поколений научились автоматически менять охват кадра с полного (FX) на кроп (DX), избегая тем самым крупной виньетки. D850 в этом плане не исключение.
Я тестировал Nikon D850 по большей части с классическим зумом AF-S Nikkor 24-70mm f/2.8G. Крупным, ладно скроенным, с телескопической конструкцией. Он выделяется хорошей резкостью с закрытой диафрагмой (на ƒ/2,8 резкость недостаточна), отсутствием серьезных оптических искажений и тем, что избегает хроматических аберраций. Это один из главных объективов Nikkor, и он отлично подходит для того, чтобы с его помощью оценить работу D850, – разрешающей способности ему хватает. Часть кадров также была сделана на довольно простенький бюджетный фикс 35mm ƒ/1,8.
Режимы угадываются заранее: P/A/S/M, никаких сюжетных сценариев или полной автоматики. За программную обработку картинки отвечают только профили Picture Control 2.0, дело обходится без спецэффектов.
Естественно, есть программное расширение динамического диапазона Active D-Lighting, внутрикамерная склейка HDR [три варианта шага экспозиции (1, 2 и 3 ступени), а также три варианта смягчения при сведении – доступен только для JPEG и TIFF], мультиэкспозиция, интервальная съемка с гибкими настройками, программное управление пространственными искажениями и виньетированием. Внутрикамерная склейка панорамы не предусмотрена.
Доступна съемка как в оригинальном разрешении, так и с различными вариантами кропа: 1,2x (30 × 20 мм), DX (24 × 16 мм), 5:4 (30 × 24 мм), 1:1 (24 × 24).
То, что камера уверенно работает с экспозицией, я уже отмечал выше. Здесь скажу, что у D850 неплохо обстоят дела и с балансом белого. Камера умудряется не провалиться в «желтизну» даже на сценах с освещением лампами накаливания. Вечерние и ночные снимки в JPEG с автоматическим балансом белого смотрятся очень хорошо. Нет проблем и с ярким солнечным светом – в синеву камера не скатывается. Для придирчивых есть множество настроек: помимо обязательных предустановок, это ручная регулировка с возможностью записать ее в один из шести контейнеров. Автоматических режимов, к слову, тоже три.
Камера с разрешением сенсора в 45,7 мегапикселя автоматически попадает в «зону риска» по светочувствительности. Позволить себе такое число пикселей на полном кадре и совсем не заметить «отдачу» на ISO невозможно. Тем не менее Nikon D850 умудряется держаться здесь достойно. Рабочим можно смело назвать диапазон вплоть до ISO 6400. Встроенная система шумоподавления позволяет при съемке в JPEG на ISO 12800 получать относительно приличную картинку с нормальной детализацией. Выше – уже ничего хорошего не получится. Тем не менее для полнокадровой камеры с почти «среднеформатным» разрешением результат просто замечательный. Ну и конечно, стоит отметить низкую границу минимальной светочувствительности – ISO 64 с возможностью расширения до ISO 50 или даже ISO 32.
Само собой, у Nikon D850 все просто превосходно с детализацией – возможности для кропа огромны, кадры размера 8256 × 5504 «весят» очень много (20-40 Мбайт – JPEG, 90-100 Мбайт – RAW), но и режутся отлично. Резкость впечатляет, однако тут очень многое зависит, конечно, от объектива. Это стандартное замечание для разговора о подобных камерах, но парк оптики, которая сможет раскрыть такое разрешение, не так велик. Преимущество систем Canon и Nikon по сравнению с той же Sony с ее свежим байонетом Е здесь сводится уже практически к нулю. Стоит внимательно отнестись к подбору оптики для D850.
Цветопередача в JPEG мне очень понравилась – картинка смотрится сочно, насыщенно, но при этом без переборов, классическую претензию к Nikon с уклоном картинки в желтый цвет оставлю на этот раз при себе. Динамический диапазон остался примерно на уровне D810 – и это, в принципе, хорошие новости. Со средним форматом даже при съемке с ISO 64 потягаться камера еще не может, но приблизиться в какой-то степени – почему бы и нет.
Скачать первую часть RAW-файлов (1,55 Гбайт)
Скачать вторую часть RAW-файлов (1,18 Гбайт)
В Nikon D850 используется заслуженная батарея EN-EL15a емкостью 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7,4 В). Ее хватает, чтобы камера спокойно выдерживала съемочный день: 1200-1300 снимков с размеренным ритмом и просмотром материала и более 2000 снимков в режиме серий.
Естественно, увеличить это число можно с помощью батарейной ручки, которая включает в себя более емкий аккумулятор Nikon EN-EL18b. Впрочем, это дает не только прирост в плане времени автономной работы, но и, как я уже отмечал выше, возможность снимать с более высокой скоростью. Интервальная съемка и съемка со сдвигом фокусировки (еще одна фишка D850, своеобразный брекетинг по фокусировке) тоже доступны только с использованием опционального аккумулятора. Зарядка возможна исключительно при помощи комплектного зарядного устройства, питание по USB не поддерживается.
Nikon с моделью D850 попыталась убить двух зайцев, усидеть на двух стульях… ну, понятно. Полнокадровая камера с огромным разрешением, которая получила автофокус от старшей модели D5 и возможность снимать со скоростью до семи кадров в секунду, а с батарейной ручкой – и до девяти. Ведь возможность сделать качественный кроп в репортаже может оказаться бесценной – почему бы и не сыграть в эту игру? Звучит утопично – где-то тут должен был быть подвох. Например, со светочувствительностью, которая могла зарубить возможность использования D850 в условиях, не идеальных по свету. Подобное ведь уже было с D800.
Но у Nikon все получилось. Да, D850 не поспорит с D5 по светочувствительности: всерьез рабочим можно называть диапазон до ISO 6400. Также она, конечно же, отстает и по реальной скорости съемки – стрелять бесконечные серии RAW здесь невозможно, буфер даже с карточкой SD категории UHS-II начинает переполняться уже на 20 кадрах в секунду – заявленной теоретической скорости можно достичь, вероятно, только с быстрейшей карточкой XQD.
Тем не менее Nikon D850 – действительно универсальный аппарат. Эта камера вполне применима и в свадебной фотосъемке, и на вечерних фотосетах. И, с определенными допущениями, на съемках мероприятий в помещении – хотя здесь уже чувствительности может не хватить. При этом аппарат только усилил те достоинства, что были у серии раньше, – разрешение выросло, динамический диапазон остался на том же уровне, а управление стало еще более комфортным.
Вдобавок D850 научилась снимать 4К-видео – но по общей функциональности камера уступает здесь в первую очередь конкурентам Sony: a99 II и a7R II. Хотя серьезных ограничений для использования ее в качестве видеокамеры нет: разъемы на месте, качество картинки высокое; недостает Log-гаммы и мешает муар.
Достоинства:
Недостатки: