Жанр |
Платформер |
Издатель | |
Разработчик | |
Дата выхода | 26 октября 2017 года |
Возрастной ценз | от 7 лет |
Платформа | Nintendo Switch |
Под конец года очень хочется достать актуальный мем и показать его Nintendo. Японцы еще в марте включили первую космическую и не думают останавливаться — чуть ли не каждый месяц с момента запуска на Switch сваливается какой-нибудь эксклюзив от внутренних студий или, на худой конец, порт с Wii U. Иногда получается не очень хорошо, чаще — прекрасно или необычно. И «нины» продолжают удивлять! Super Mario Odyssey — это не только один из самых затягивающих и удобных трехмерных платформеров, но и еще один весомый повод всерьез присмотреться к необычной гибридной консоли.
Не поверите, Боузер вновь похитил принцессу Пич. Никогда злодей такого не творил — и вот опять. Заклятый враг усатого водопроводчика собирается жениться на милой девушке, а раз так, то нужно и банкет организовать, и цветы купить, и вообще провести церемонию идеально. Правда, негодяи на то и негодяи — они не могут просто заказать что-нибудь для мероприятия. Нужно обязательно украсть, отобрать или еще как-то нарушить идиллию сказочных королевств. Нам же остается лишь следовать по пятам злостного нарушителя спокойствия, попутно помогая всем, кто встретится в путешествии.
Как вы наверняка догадались, сюжет в Super Mario Odyssey присутствует лишь для галочки. Для жанра куда важнее геймплейная составляющая: удобное и отзывчивое управление, интересные и разнообразные ситуации и изобилие локаций. Как раз с этим Nintendo справилась на отлично, хотя не обошлось без спорных моментов.
Super Mario Odyssey отошла от привычной схемы с отдельными платформенными уровнями и взяла старую формулу из Mario 64, где игроки могли бегать по обширным локациям так, как им удобно. Поскольку цель всегда одна — собрать определенное количество энергетических лун для своего судна, то такой исследовательский подход отлично вписывается в происходящее. Сами же королевства различаются по размерам, но их площадь всегда подобрана таким образом, чтобы вы не заблудились в песчаных дюнах или мегаполисе, но и не чувствовали себя зажатым в коробке.
Благодаря такому подходу Nintendo решила еще и проблему масштабирования сложности игры. Перемещаться в новый мир можно только при помощи «Одиссеи», летающего судна в форме шляпы, но ему требуется энергия — обычно не больше 15-20 лун. Вернуться в места, где вы уже побывали, позволяют бесплатно. Во время сюжетного прохождения необходимые предметы можно собрать не напрягаясь, поскольку часть из них дается за определенные простенькие действия, другая — за прохождение отдельных платформенных участков, а третья валяется буквально под ногами, нужно лишь внимательно смотреть за светящимися объектами.
Это позволяет маленьким геймерам или людям, не слишком знакомым с жанром, без особых проблем добраться до финальных титров. Однако не стоит думать, что Super Mario Odyssey так проста, как кажется на первый взгляд. Список умений Марио не зря вынесен в отдельный пункт меню — герой способен вытворять куда больше, чем просто прыгать ввысь, причем существенная часть навыков требует хорошей реакции, чувства ритма и понимания того, как лучше комбинировать способности.
Все разнообразие возможностей пригодится тем, кто захочет «пропылесосить» миры по максимуму и открыть секретные локации. На освоение всех приемов потребуется немало времени, зато если удастся ими овладеть, то перемещаться станет еще интереснее, не говоря уже о возможности добраться до недоступных ранее мест. По дурной традиции трехмерных платформеров этому могла бы помешать камера, но в Super Mario Odyssey она работает практически идеально — за время прохождения ни разу не пришлось с ней воевать. Ровно то же можно сказать и об управлении: оно очень отзывчивое и интуитивно понятное, но с небольшой оговоркой.
При запуске Super Mario Odyssey предупреждает, что лучше всего держать по контроллеру в каждой руке, но не запрещает использовать другие способы управления. Так-то оно так, но тогда невозможно выполнять некоторые движения, для которых требуется размахивать «джойконом» в воздухе. Получается добровольно-принудительная привязка к одной схеме, что понравится не всем.
⇡#Туристическая спасательная операция
С физикой перемещения Марио, как и с его умениями, тоже получилось достаточно интересно. Например, стоит учитывать, что водопроводчик при отклонении стика стартует с места не сразу, а разгоняется постепенно. Вообще, в игре хорошо чувствуется вес героя (без обид, Марио) — можно, к примеру, разогнаться, спускаясь с горки, а затем быстро пролететь несколько препятствий. Часть испытаний как раз завязана на умении поймать ритм, а затем несколькими изящными прыжками добраться до заветной луны. Ну или свалиться в очередной раз в бездну из-за ошибки в расчетах.
Хотя главная и самая яркая особенность Super Mario Odyssey — возможность при помощи кепки превращаться в разнообразных существ, а затем использовать их навыки. Причем каждый мир населен уникальными созданиями: где-то придется ломать камни, став тираннозавром, где-то летать в обличии пули, а где-то даже перевоплотиться в обычного человека. Количество вариантов исчисляется несколькими десятками, поэтому скучать точно не придется. Особенно с учетом того, что немалая доля собирательства требует задействовать умения тех или иных представителей сказочной фауны.
Невозможно не отметить и общий позитивный настрой игры. Она постоянно заставляет улыбаться и удивляет какими-нибудь милыми ситуациями. Сама же «Одиссея», вынесенная в заголовок, — не столько название судна, сколько то, чем предстоит заниматься во время прохождения Super Mario Odyssey. Вы побываете в самых разнообразных местах, сможете помочь забавным человечкам всех форм и размеров, а на память об очередном месте обязательно купите нашлепку на обшивку своего летающего чуда, а заодно сувенирчик в каюту.
Интересно наблюдать, как поначалу пустое помещение на корабле постепенно наполняется всякими фигурками и статуэтками из разных миров. Вот тут на полке стоит реплика башни из мегаполиса, а вот этот предмет принесен из жаркой пустыни. После пары десятков часов чувствуешь себя настоящим туристом, который исколесил весь мир, выставил дома добытые трофеи и прикупил себе десяток нарядов из разных стран. Это необязательные детали, но они вносят свой вклад в общую позитивную атмосферу платформера.
Однако чем больше играешь, особенно после финальных титров, тем сильнее чувствуешь, будто что-то идет не так. Я никогда не был против дополнительного контента, особенно если он открывается после основного прохождения и не требует начинать историю с нуля. В случае с сегодняшним гостем можно сказать, что завершение сюжета — это лишь половина приключения. Ведь потом вы попадаете в новый мир, а заодно можете добраться до секретных локаций или посетить старые, где появились новые предметы.
Но когда подходишь к пестрящей стикерами «Одиссее» и видишь сообщение о необходимости найти еще 250 (!!!) лун, то руки непроизвольно опускаются. Какие-то действительно интересно добывать, но подавляющее большинство отмечено на карте и представляет собой обычное «пришел-забрал-убежал». Это уже не быстрая пробежка, как в «сюжетке», а неизбежный переход к рутине промышленных масштабов.
И что, черт возьми, случилось с боссами? Обычно в платформерах они оказываются одним из самых ярких моментов уровня, но в Super Mario Odyssey это можно сказать только про Боузера — остальные получились безликими и серыми. Особенно раздражает четверка кроликов (не из стана Ubisoft), с которыми только по сюжету предложат сражаться по два раза, причем битвы копируют друг друга практически полностью. Потом с ушастыми предстоит встретиться вновь на одном из дополнительных уровней — победная тактика останется прежней. Выглядит так, будто разработчики совсем забыли про боссов и попытались подогнать их под игру уже на финальной стадии создания, а не планировали заранее.
Вот эти два момента не позволяют с чистой совестью поставить игре высший балл. Super Mario Odyssey прекрасна, когда идешь по сюжету, но после его окончания предлагает монотонно зачищать одну большую локацию за другой. Все-таки деление на отдельные уровни имеет свои плюсы, такие как возможность выдавать награды в зависимости от скорости прохождения участков или другими способами мотивировать возвращаться к старым мирам. Заодно это позволяет сделать боссов действительно запоминающимися, а не проходными.
Зато во всем остальном это чисто «нинтендовская» игра. С невероятно проработанным геймплеем, забавными персонажами, интересными ситуациями и запредельным вниманием к мелочам. Во время прохождения забываешь обо всем на свете, ведь нужно собрать монетки для нового наряда, помочь милым жителям с бытовыми трудностями, а заодно проверить свою ловкость в платформенных секциях. Switch уже получила в этом году немало замечательных игр, и Super Mario Odyssey по праву можно назвать одной из лучших в списке.
Достоинства:
Недостатки:
Графика | Стилизованная картинка по большей части удачно маскирует скромные мощности Switch, но все же иногда замечаешь, на чем разработчики экономят ресурсы консоли. И тем не менее это очень красочная игра, которая волшебно смотрится даже в портативном режиме. | 9 |
Звук | Как инструментальные, так и вокальные композиции прекрасно дополняют происходящее на экране. Да так, что мурашки бегут. | 10 |
Одиночная игра | Марио отправляется в путешествие по мирам, где встретит множество занимательных персонажей, попадет в огромное количество интересных и отчаянных ситуаций, а заодно еще раз покажет, что по части проработки платформенного геймплея Nintendo нет равных. | 9 |
Коллективная игра | Один игрок управляет Марио, второй — Кеппи, его кепкой-спутником. Полноценным кооперативом это сложно назвать, потому что Кеппи не может оторваться от «орбиты» главного персонажа. | — |
Общее впечатление | Super Mario Odyssey — не только отличный способ избавиться от осенней хандры, но и один из самых приятных трехмерных платформеров. | 9 |
Видео: