Оригинал материала: https://3dnews.ru/999991

Обзор беззеркальной фотокамеры Nikon Z50: младший брат

Основные характеристики. Дизайн и эргономичность. Автофокус, серийная съемка, буфер

2018 год выдался прорывным для беззеркальных камер — сразу несколько производителей выпустили свои полнокадровые профессиональные беззеркалки, и, кажется, даже скептики готовы согласиться с тем, что за этими камерами — будущее. Модели Nikon Z7 и Z6 получили хорошие отзывы профессионалов, и, вполне ожидаемо, в этом году компания решила расширить линейку камер Z, выпустив на рынок аппарат любительского класса. Но им стала не «младшенькая» полнокадровая камера, а модель DX-формата (как их называет Nikon – для всего остального мира это APS-C). В «зеркальном» семействе компании ближайшим аналогом Z50 можно назвать модель Nikon D7500, а среди конкурентов на ум приходят Sony a6400, Fujifilm X-T30, Canon EOS M6 Mark II. То есть компактные и удобные в управлении камеры, но с весьма широкой функциональностью — рассчитанные в первую очередь на энтузиастов, которые не зарабатывают фотографией на жизнь, но ставят этот вид искусства на очень важное для себя место.

#Основные характеристики

Nikon Z50 — по сути «младший брат» Z7 и Z6, камера со схожей концепцией, схожими принципами дизайна и управления. Часть функциональности полнокадровых моделей урезана в угоду компактности и более низкой цене. Последнее очень хорошо выделено — на данный момент новинка стоит почти в два раза дешевле модели Z6.

Изменились практически все базовые характеристики: меньше дисплей, меньше разрешение видоискателя, меньше точек фокусировки, длиннее минимальная выдержка, отсутствует внутрикамерная стабилизация. Но в первую очередь, конечно, Z50 — это «кропнутая» камера, как я уже отмечала выше. Здесь установлена новая матрица формата APS-C с эффективным разрешением 20,9 мегапикселя. По современным меркам разрешение кажется не очень большим, однако на практике заметить разницу в снимках, сделанных на камеры с сенсорами аналогичных размеров, но разных по разрешению, не так-то просто. Гонка мегапикселей, к счастью, в прошлом, и сейчас гораздо более актуальный вопрос — насколько хорошо справится камера со съемкой при слабом освещении. А в этом смысле Z50 обещает неплохие перспективы, ведь новый сенсор, судя по всему, сделан на основе сенсора Nikon D500, хорошо зарекомендовавшего себя малошумной работой.

В камере используется тот же байонет Z-mount, что и в старших моделях. Таким образом, Nikon Z50 совместима со всеми объективами, выпускаемыми для полнокадровых беззеркалок серии Z. Также уже выпущены два объектива для нее. А с помощью адаптера становится доступно использование оптики Nikon F-mount — причем стоит отметить, что адаптер входит в базовую комплектацию камеры, предлагаемой в варианте body (без объектива). Nikon вполне ясно осознает, что на сегодняшний день оптики, выпущенной для Z-mount, недостаточно, и позволяет рассчитывать на огромный парк объективов под классический байонет.

Тем не менее свежие объективы для Z-mount выходят регулярно. В частности, к анонсу Z50 приурочен выпуск двух объективов специально для этой камеры DX-формата: NIKKOR Z DX 16-50mm f/3.5-6.3 VR и NIKKOR Z DX 50-250mm f/4.5-6.3. Первый из них предлагается в качестве комплектного в kit-версии камеры. В обоих новых объективах есть встроенные стабилизаторы изображения, выполненные по технологии VCM — смещение линз с использованием линейных двигателей.

Два других объектива, с которыми я тестировала Z50, – полнокадровые. Это NIKKOR Z 24mm f/1.8 S и NIKKOR Z 85mm f/1.8 S.

Nikon Z50 Nikon Z6 Fujifilm X-T30 Sony α6400 Canon EOS M6 Mark II
Сенсор изображения 23,5 × 15,7 мм (APS-C), CMOS 36 × 24 мм (полный кадр) 23,6 × 15,6 мм (APS-C), X-Trans CMOS IV 23,5 × 15,6 мм (APS-C), Exmor CMOS 22,3 × 14,9 мм (APS-C) CMOS
Эффективное разрешение сенсора 20,9 мегапикселя 24,5 мегапикселя 26,1 мегапикселя 24,2 Мп 32,5 мегапикселя
Встроенный стабилизатор изображения Нет 5-осевой Нет Нет Нет
Байонет Z Nikon Z Nikon Fujifilm X-mount Sony E-mount Canon EF-M
Формат фото JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW (NEF) JPEG (EXIF 2.3, DCF 2.0), RAW JPEG (DCF Ver. 2.0, Exif Ver. 2.31), RAW 14 бит JPEG (EXIF 2.30), RAW 14 бит, C-RAW
Формат видео MOV, MP4 MOV, MP4 MPEG 4 XAVC S, AVCHD, MP4 MP4
Размер кадра До 5568 × 3712 пикселей До 6048 × 4024 пикселей До 6240 × 4160 До 6000 × 4000 До 6960 × 4640
Разрешение видео До 3840 × 2160, 30p До 3840 × 2160, 30p До 4096 × 2160, 30p До 3840 × 2160, 30p До 3840 × 2160 (30 кадров в секунду)
Чувствительность ISO 100–51 200 с возможностью расширения до 204 800 ISO 100–51 200 с возможностью расширения до 50–204 800 ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 ISO 200–12800 с возможностью расширения до ISO 80–51200 ISO 100–25600 с возможностью расширения до ISO 51200
Затвор Механический затвор: 1/4000 30 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Механический затвор: 1/8000 30 с;
длительная (Bulb)
Механический затвор: 1/4000 30 с;
электронный затвор: 1/32000 30 с;
длительная (Bulb); бесшумный режим
1/4000—30 c; бесшумный режим Механический затвор: 1/4000 30 с;
электронный затвор до 1/16000;
длительная (Bulb); бесшумный режим
Скорость серийной съемки До 11 кадров в секунду До 12 кадров в секунду До 8 кадров в секунду, до 20 кадров в секунду с электронным затвором; с дополнительным кропом 1,25х – до 30 кадров в секунду 11 кадров в секунду До 14 кадров в секунду с покадровой фокусировкой; до 30 кадров в секунду с фокусировкой по первому кадру
Автофокус Гибридный (контрастный + фазовый), 209 точек Гибридный (контрастный + фазовый), 273 точки Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек Гибридный (контрастный + фазовый), 425 точек Гибридный, Dual Pixel CMOS, 143 точки
Экспозамер, режимы работы TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам TTL-датчик: матричный, центровзвешенный, точечный, по ярким участкам TTL-замер в 256 точках: многоточечный, центровзвешенный, средневзвешенный, точечный 1200-зональный оценочный: мультисегментный, центровзвешенный, точечный, точечный по стандартному/крупному участку, усредненный для всего экрана, по самой яркой области TTL-замер в 384 зонах, оценочный/частичный/центровзвешенный/точечный
Экспокоррекция ±5,0 EV (с шагом 1/3 EV или 1/2 EV) ±5,0 EV (с шагом 1/3 EV или 1/2 EV) ±5 EV с шагом 1/3 ступени ±5,0 EV (с шагом 1/3 EV или 1/2 EV) ±5 EV с шагом 1/3 ступени
Встроенная вспышка Встроенная, ведущее число 7,7 (ISO 100) Нет, X-синхронизация
1/200 с
Встроенная, ведущее число 7 (ISO 200) Встроенная, синхронизация 1/160 с, ведущее число 6 (ISO 100) Встроенная, ведущее число приблизительно 4,6 (ISO 100)
Автоспуск 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с 2 с, 5 с, 10 с, 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалом 0,5; 1; 2 или 3 с 2/10 с 2/10 с 2/10 с
Карта памяти Один слот SD/SDHC/SDXC (UHS-I) Один слот для XQD/CF-Express Один слот SD/SDHC/SDXC (UHS-I) Один слот Memory Stick PRO Duo/Memory Stick PRO-HG Duo; SD/SDHC/SDXC до UHS-I Один слот SD / SDHC / SDXC (UHS-II)
Дисплей Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 1,04 млн точек Cенсорный наклонный ЖК, 3,2 дюйма, разрешение 2,1 млн точек 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, наклонный ЖК, 3 дюйма, разрешение 921 тыс. точек, сенсорный, наклонный ЖК, 3 дюйма, 1 040 тыс. точек, сенсорный, поворотный
Видоискатель Электронный (OLED, 2,36 млн точек) Электронный (OLED, 3,69 млн точек) Электронный (OLED, 2,36 млн точек) Электронный (OLED, 2,36 млн точек) Нет, только опциональный
Интерфейсы microUSB (USB 3.0), HDMI тип D, 3,5-мм разъем для микрофона USB Type-C (USB 3.0), HDMI тип C, 3,5-мм разъем для наушников, 3,5-мм разъем для микрофона, разъем для пульта ДУ HDMI, USB 3.1 (Type-C), 2,5-мм для внешнего микрофона/пульта ДУ microUSB, miсroDMI, 3,5-мм разъем для микрофона USB Type-C, microHDMI, внешний микрофон, порт для пульта ДУ
Беспроводные модули Wi-Fi, Bluetooth (SnapBridge) Wi-Fi, Bluetooth (SnapBridge) Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth, NFC Wi-Fi, Bluetooth
Питание Литий-ионный аккумулятор EN-EL25, 8,5 Вт·ч (1120 мА·ч, 7 В) Литий-ионный аккумулятор EN-EL15b, 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7 В) Литий-ионный аккумулятор NP-W126S емкостью 8,7 Вт·ч (1200 мА·ч, 7,2В) Литий-ионный аккумулятор NP-FW50, 7,3 Вт·ч (1020 мА·ч, 7,2 В) Литий-ионный аккумулятор LP-E17 емкостью 7,5 Вт·ч (1040 мА·ч, 7,2В)
Габариты 126,5 × 93,5 × 60 мм 134 × 101 × 68 мм 118,4 × 82,8 × 46,8 мм 120 × 67 × 60 мм 119,6 × 70 × 49,2 мм
Масса 450 граммов (с аккумулятором и картой памяти) 675 граммов (с аккумулятором и картой памяти) 383 грамма (с аккумулятором и картой памяти) 403 грамма (с аккумулятором и картой памяти) 408 граммов (с аккумулятором и картой памяти)
Актуальная цена 69 990 рублей за версию без объектива (body) и с переходником на байонет FTZ, 69 990 рублей (kit, с объективом 16-50 f/3,5-6,3 (kit) 112 500 рублей за версию без объектива (body), 159 990 рублей (kit, с объективом 24-70 f/4 (kit) 59 990 рублей за версию без объектива (body), 65 000 рублей за версию с комплектным объективом XF 18-55mm f/2,8-4 65 000 рублей за версию без объектива (body), 74 990 рублей за версию с комплектным объективом E 16-50mm 65 990 рублей за версию body (без объектива), 82 990 рублей за версию kit (с объективом 15-45 мм)

#Дизайн и эргономичность

Nikon Z50 внешне очень напоминает старшие модели Z7 и Z6 — это касается и общего дизайна, и расположения органов управления. Размеры ее при этом ощутимо уменьшены и составляют 126,5 × 93,5 × 60 мм, вес — приблизительно 450 граммов с батареей и картой памяти. Комплектный зум-объектив NIKKOR Z DX 16-50mm f/3.5-6.3 также весьма компактен и весит всего 135 граммов. Соответственно, связка «камера — объектив» легко помещается в небольшую сумку — и эта ноша совсем не тяжела.

Для того чтобы привести объектив в рабочее состояние, необходимо повернуть кольцо зуммирования, что приводит к выдвижению вперед скрытой части объектива и, соответственно, удлиняет его. Поначалу такой механизм кажется непривычным, но камера заботливо напоминает пользователю об этом каждый раз перед началом работы.

На штатном объективе также отсутствует рычаг переключения с автоматического фокуса на ручной — менять его придется с помощью меню. Очевидно, этот шаг был также сделан в угоду компактности.

Корпус камеры изготовлен из магниевого сплава и имеет защиту от погодных условий — для меня это большой плюс, и в этом смысле Nikon Z50 обходит многих конкурентов в классе, у которых подобной защиты нет. Большая часть корпуса покрыта прорезиненным материалом, благодаря чему камера не скользит в руках. При этом, несмотря на компактность, на корпусе есть и внушительный выступ для хвата правой рукой, и выступ на задней поверхности под большой палец. Возможно, фотографам с крупными руками будет не так комфортно, но, на мой взгляд, создатели камеры удачно просчитали баланс между компактностью и удобством.

Дизайн камеры не отличается какой-то особенной изысканностью — видно, что производитель делает ставку на функциональность и надежность. Давайте посмотрим, как расположены на Z50 органы управления.

На левом ребре камеры под двумя прорезиненными крышками находятся разъем для подключения микрофона и порты HDMI type D и microUSB. Резиновые заглушки, под которыми спрятаны интерфейсы, сделаны не слишком удачно — требуется время, чтобы обеспечить их плотное прилегание к корпусу.

На правом ребре какие-либо элементы отсутствуют.

Спереди мы видим кнопку высвобождения объектива, байонет Z-mount, две программируемые кнопки, индикатор подсветки автофокуса и на выступающей части — одно из колес управления. Сразу отмечу, что программируемые кнопки спереди — нечастая и любопытная идея, но мне со слегка отросшими ногтями работать с ними было не слишком комфортно. Мужчинам должно быть попроще, но тут уже могут быть проблемы из-за крупных пальцев — пространства между выступом для хвата и объективом не так уж много.

На верхней панели находится «горячий башмак» в связке со встроенной вспышкой. Последняя открывается с помощью рычага слева. Правее «башмака» мы видим диск выбора режимов съемки, совмещенный с рычагом переключения режимов фото- и видеосъемки (удачное решение, на мой взгляд, — даже удобнее, чем у старших моделей, где этот рычаг был вынесен на заднюю панель), управляющее колесо и, на выступе, кнопку спуска, совмещенную с рычагом включения-выключения камеры. Также тут есть кнопки записи видео, выбора ISO и ввода экспокоррекции.

Снизу мы видим отсек для батареи и карты памяти, а также штативное гнездо. Что особенно приятно, они находятся на заметном расстоянии друг от друга — таким образом, штативная площадка не перекрывает отсек, позволяя заменять карту памяти или батарею без каких-либо проблем. Для камер небольшого размера это нечастый бонус. В Nikon Z50 используются карты стандарта SD, с максимальным классом скорости UHS-I. Увы, не предельным.

На задней панели расположена кнопка переключения между видоискателем и экраном, сам видоискатель с прорезиненным наглазником и регулятором диоптрийной коррекции, кнопка блокировки экспозиции/фокуса, навигационный джойстик с кнопкой подтверждения выбора по центру, кнопки вызова быстрого меню, основного меню, просмотра и удаления кадров. Большую часть задней поверхности занимает ЖК-экран, и на нем тоже появились сенсорные кнопки — приближения/отдаления снимков, параметров дисплея. Решение оригинальное — и мне оно показалось вполне удачным. Сенсорными кнопками пользоваться было не менее удобно, чем аналоговыми, — пока работаешь с камерой голыми руками. На холоде, в перчатках, взаимодействовать с ними невозможно — тут применено емкостное сенсорное покрытие.

#ЖК-экран

Остановимся чуть подробнее на экране Nikon Z50. Это сенсорный дисплей диагональю 3,2 дюйма с разрешением, составляющим 1 040 000 точек, углом обзора 170° и практически стопроцентным покрытием кадра. Доступна регулировка яркости по 11 уровням. Экран имеет наклонный механизм: его можно повернуть перпендикулярно плоскости камеры, а также на 180 градусов вниз. Последнее решение довольно необычное, прежде я не встречала такого механизма. Назначение его очевидно — съемка селфи/видеоблогов. Обычно для этих целей используют поворот вбок от камеры, иногда наверх, но инженеры Nikon пошли по новому пути. Честно говоря, мне он непонятен. Дело не только в том, что все новое по умолчанию непривычно, но и в том, что при таком механизме поворота камеру невозможно поставить на штатив (или, например, на стол) для съемки автопортрета. Придется ограничиваться фотографированием с рук, а это означает съемку только на широкий угол (и, как следствие, оптические искажения).

Несмотря на то, что разрешение экрана практически вдвое меньше, чем у полнокадровых беззеркалок серии Z, работать с ним комфортно — картинка достаточно четкая, контрастная, детализированная. При съемке против солнца (например, закатные пейзажи) картинка становится плохо различимой, и тогда удобнее строить кадр через видоискатель.

#Видоискатель

В камере используется OLED-видоискатель с диагональю 0,39 дюйма, разрешением 2 360 000 точек (XGA), регулировкой цветового баланса, автоматической и ручной (7 уровней) регулировкой яркости. По своему выбору пользователь может видеть либо естественное изображение, как в оптическом видоискателе цифровой зеркальной фотокамеры, либо изображение, каким оно будет после нажатия на спуск затвора. Диапазон диоптрийной регулировки составляет от -3 до +3. При желании можно включить автоматическое переключение на съемку по видоискателю при приближении глаза, но для меня это не удобно, так как порой переключение происходит случайно от близости к постороннему объекту. Изображение в видоискателе очень четкое, яркое и детализированное, работать с ним было приятно.

#Интерфейс

Основное меню вызывается соответствующей кнопкой на задней панели корпуса. Оно организовано вертикально и содержит семь основных разделов, в каждом из которых — от одной до нескольких страниц с настройками. Настройки каждой опции открываются в новом окне. Меню полностью русифицировано, перемещаться по нему можно как с помощью аналоговых органов управления, так и сенсорно. Меню довольно обширное, и тем пользователям, которые еще не знакомы с камерами Nikon, может понадобиться время, чтобы освоиться и запомнить, где находятся нужные функции, но плюс в том, что интуитивно оно вполне понятно.

Общее впечатление от эргономики камеры — хорошая продуманность и удобство управления. Производитель явно стремился к тому, чтобы сделать камеру одновременно и максимально компактной, и удобной в работе. Органы управления достаточно крупные относительно размера камеры и отзывчивые, сочетание сенсорного и аналогового управления позволяет не перегрузить поверхность камеры. Пользователь может очень гибко настроить Z50 под себя, задав части клавиш те функции, которые актуальны именно для него. При этом одна и та же кнопка может выполнять разные функции в режимах фото и видео, а само переключение между этими режимами осуществляется одним движением с помощью верхнего рычага. Это очень современный и удобный способ, позволяющий экономить время. Для меня главным спорным решением в плане эргономики стал поворотный механизм экрана. Также мне неудобно было работать с настраиваемыми кнопками на передней части корпуса, и есть небольшая проблема с сенсорными значками в правой части блока дисплея — они не реагируют на прикосновение руки в перчатке.

#Беспроводные соединения

Как на любой современной камере, у Nikon Z50 есть опции подключения к мобильному устройству посредством Bluetooth-сопряжения и по Wi-Fi. Для обмена данными необходимо установить на смартфон бесплатное приложение SnapBridge. Приложение очень понятное и удобное, проблем с его использованием не будет даже у новичка. С его помощью можно просматривать снимки с фотокамеры на экране мобильного устройства, можно настроить автоматическую пересылку файлов в фоновом режиме с камеры на смартфон, а также вести удаленную съемку по Wi-Fi, меняя все настройки прямо на смартфоне.

#Автофокус, серийная съемка, буфер

Nikon Z50 имеет 209 точек фокусировки (они покрывают 90 % кадра), причем использованы как фазовые датчики, расположенные прямо на сенсоре, так и контрастный метод автоматической фокусировки. В режиме покадровой фокусировки пользователь может выбрать один из следующих вариантов: точечная фокусировка (место фокуса можно задать с помощью сенсорного или аналогового управления, область фокуса обозначается небольшим квадратиком), при этом «шаг» движения точки очень маленький (по факту получается больше 209 позиций); одноточечная фокусировка (несколько путаная система формулировок в русской версии меню, с ходу можно не разобраться в чем разница, но достаточно один раз сравнить на практике — здесь фокусировочный квадратик уже ощутимо больше, чем в первом случае); широкая область АФ (S) — также квадратная область, в которой камера удерживает резкость; широкая область АФ (L) — аналогичная прямоугольная область; автоматический выбор зоны автофокуса — в этом случае объекты в резкости подсвечиваются, как правило, одним или несколькими квадратами/прямоугольниками.

В камере есть функция распознавания лиц и глаз, что очень облегчает фокусировку при портретной съемке. Для того чтобы она активировалась, необходимо включить ее в соответствующем разделе меню и установить автоматический выбор зоны фокусировки. Возможности задать приоритетный левый или правый глаз нельзя, но, по моему опыту, это чаще излишняя опция, так как модель постоянно двигается во время съемки, и можно доверить определение глаза для фокусировки автоматике. Также нельзя задать приоритет конкретных лиц, но все-таки это опция уже для более продвинутого класса камер. Nikon Z50 моментально определяет лицо в кадре и надежно «удерживает» его при движении как модели, так и фотографа. Всевозможные визуальные преграды — например, вечернее освещение и яркие огни на переднем плане — не ввели автоматику в заблуждение: лицо было опознано так же быстро, как и при съемке днем.

Сложное освещение и наличие визуальных преград в кадре не помешало Nikon Z50 корректно распознать лицо и сфокусироваться на нем.

Определенный процент промашек все же неизбежен — некоторые кадры, снятые с открытой диафрагмой (по большей части это мелкие планы), сфокусированы не идеально по глазам. Но в целом впечатления от работы автофокуса остались положительные.

Пример некорректно сфокусированного снимка

Еще один обязательный тест — серийная съемка в движении. Модель бежит в сторону камеры, съемка ведется в режиме следящего автофокуса с автоматическим выбором зоны. Мне удалось снять серию из 30 кадров (в режиме H+, с параметрами качества RAW+JPEG Fine), и большинство кадров оказались сфокусированными верно. Несколько раз камера не успевала за моделью, и резкость на лице пропадала, но буквально на следующем же снимке она снова оказывалась на месте.

Несколько кадров из тестовой серии. На некоторых фокус на лице недостаточный, но большинство снимков сфокусированы корректно

Максимальная скорость серийной съемки Nikon Z50 — 11 кадров в секунду. Это вполне хороший современный показатель, для большинства съемочных ситуаций более чем достаточный. Размер буфера при этом не самый большой — 17 кадров при съемке в RAW на максимальной скорости. По этому показателю рад конкурентов опережает обозреваемую камеру.

Стоит сказать, что предельная выдержка, с которой позволяет снимать механический затвор Nikon Z50, – 1/4000. В этом камера вполне адекватна своему классу. Добавлю, что все камеры Z имеют бесшумный режим (электронный затвор) и режим автоматического выбора типа затвора — камера умеет переключаться с механического на электронный затвор в зависимости от используемой скорости. Правда, более короткие выдержки с электронным затвором на Z50 недоступны.

Съемка в JPEG, авторежим, баланс белого, творческие возможности. Съемка в RAW, обработка снимков, динамический диапазон. Работа на высоких ISO

#Съемка в JPEG, авторежим, баланс белого, творческие возможности

Nikon Z50 — камера в большей степени не для профессиональных фотографов, а для фотолюбителей, в том числе и начинающих, поэтому возможности съемки в JPEG, и в частности — в авторежиме, для многих актуальны. Чтобы проверить, как камера справится с этой задачей, пару дней я снимала исключительно в «зеленой зоне» (режим «авто» обозначен на управляющем колесе значком зеленой камеры).

Во-первых, отмечу, что в авторежиме вы можете снимать как в формате JPEG (как на камерах некоторых других производителей), так и в формате RAW – это большой плюс. Таким образом, даже неопытный фотограф в ответственных ситуациях может подстраховаться, включив съемку в RAW, а затем либо поколдовать над кадрами самостоятельно (неплохие возможности для обработки есть в самой камере, но об этом — в соответствующем разделе), либо доверить обработку более опытному товарищу.

В большинстве же случаев авторежим, конечно, подразумевает JPEG-формат. И надо признать, исходники из Nikon Z50 смотрятся весьма достойно. Цветопередача вполне натуральная и близкая к тому, как видит сцену глаз. Однако иногда заметна тенденция к уходу в красноватые тона.

Пример съемки в автоматическом режиме на Nikon Z50

Хороший результат камера продемонстрировала при съемке портрета в очень пасмурный день: многие конкуренты грешат в таких условиях «нездоровым» цветом лица, Nikon Z50 же выдал очень приятную картинку:

Пример съемки в автоматическом режиме на Nikon Z50. Снимки сделаны на «китовый» объектив NIKKOR Z DX 16-50mm

При съемке с искусственным светом результат также вполне адекватный: как правило, цвета получаются теплыми, но не чрезмерно желтыми.

 Пример съемки в автоматическом режиме на Nikon Z50. Фото сделано в помещении со смешанным светом от ламп накаливания с разной температурой на объектив NIKKOR Z 24mm f/1.8 S

Пример съемки в автоматическом режиме на Nikon Z50. Фото сделано в помещении со смешанным светом от ламп накаливания с разной температурой на объектив NIKKOR Z 24mm f/1.8 S

К экспозиции снимков вопросов нет — камера справляется корректно. Разумеется, в случае сильно контрастных сюжетов фотографу стоит быть внимательнее, так как в кадре могут появиться пересветы: динамический диапазон в JPEG у Nikon Z50 неплох, но и не бесконечно широк. Как раз в такой ситуации может подстраховать формат RAW либо переход на съемку в полуавтоматический режим (наиболее комфортный для новичка — программный, P).

 При съемке в авторежиме камера усредняет экспозицию в кадре, поэтому в случае особенно контрастных сцен (задний план в глубокой тени, объекты съемки частично на ярком солнце) некоторые области на фото могут быть пересвечены. В таких случаях лучше обратиться к другим режимам и попробовать функцию HDR

При съемке в авторежиме камера усредняет экспозицию в кадре, поэтому в случае особенно контрастных сцен (задний план в глубокой тени, объекты съемки частично на ярком солнце) некоторые области на фото могут быть пересвечены. В таких случаях лучше обратиться к другим режимам и попробовать функцию HDR

Снимки отличаются весьма высокой для данного класса камер детализацией даже при работе с «китовым» объективом:

В камере нет встроенного стабилизатора, и порой это сказывается на общей резкости снимков. Не стоит делать снимки на ходу, лучше остановиться и надежно держать камеру двумя руками.

 Несмотря на то, что кадр сделан с адекватной выдержкой (1/125 сек при фокусном расстоянии 85 мм), заметен небольшой смаз

Несмотря на то, что кадр сделан с адекватной выдержкой (1/125 сек при фокусном расстоянии 85 мм), заметен небольшой смаз

В целом авторежим показал себя неплохо и вполне подойдет для съемки на первых порах. Однако возможности Nikon Z50 намного шире, и, изучив их поглубже, можно добиться лучших результатов.

Первым шагом может стать освоение режима SCN – по сути, все настройки камера по-прежнему подбирает автоматически, но пользователь может «подсказать» тип снимаемой сцены, выбрав один из шестнадцати вариантов (например, «портрет», «спорт», «свет свечи», «цветение», «еда» и др.).

Первый снимок сделан в режиме приоритета диафрагмы, второй — в режиме SCN с выбором сцены «закат»

Один и тот же сюжет снят: 1). в режиме SCN с выбором сюжета «еда»; 2). в полностью автоматическом режиме; 3). в режиме приоритета диафрагмы. Можно заметить, что, «подсказывая» камере тип снимаемой сцены, можно получить более красивую, «сочную» картинку

#Настройка баланса белого

Баланс белого, который легко правится при съемке в RAW, может создать проблемы тем, кто работает с JPEG-форматом: править некорректные либо просто не соответствующие видению фотографа цвета в редакторе довольно муторно и не всегда эффективно. Поэтому верно настроить баланс белого при съемке необходимо. Автоматические настройки, как правило, неплохо срабатывают при съемке днем на улице (хотя многое также зависит от индивидуальных предпочтений: кто-то любит цвета потеплее, кто-то — похолоднее), а вот при искусственном и смешанном освещении доверять автоматике уже более рискованно. Часть камер грешит тем, что при съемке с лампами накаливания цвета на автомате получаются излишне теплыми. Другие производители вполне успешно обходят этот нюанс, но часть пользователей остается недовольна как раз таки идеально «правильными» цветами — а как же та самая уютная атмосфера, почему на снимках все такое «холодное»? Nikon весьма изящно обошлась с этой темой, угодив, пожалуй, всем категориям пользователей, — в Z50 мы видим не просто автоматическую настройку баланса белого, но три варианта этой автонастройки: сохранение белого (уменьшение теплых тонов), сохранение общей атмосферы (на снимках сохраняется «теплинка», но они не выглядят излишне желтыми), сохранение теплых цветов (такой баланс белого формально считается некорректным, но некоторые пользователи любят именно его).

Возможности регулировки автоматического баланса белого на Nikon Z50

В данном обзоре практически все снимки сделаны с первыми двумя вариантами настроек. Вот так разница выглядит на практике:

Первый снимок сделан в режиме уменьшения теплых тонов, второй — с сохранением общей атмосферы, и третий — с сохранением теплых цветов. По ощущениям, второй снимок ближе всего к тому, какой сцену видит глаз

Также есть возможность скорректировать автоматический баланс белого для естественного освещения, сместив «точку» с нейтральной позиции в сторону желаемого оттенка. В остальном мы видим хорошо знакомые пользователям фотокамер предустановки баланса белого — «облачно», «тень» и так далее.

#Творческие возможности

Компания Nikon подготовила для пользователей много интересных способов разнообразить свои снимки, не прибегая к постобработке. Давайте кратко рассмотрим основные опции.

На колесе выбора режимов есть раздел EFCT, предлагающий пользователям выбор различных эффектов для фото. Здесь есть, например, знакомый многим эффект миниатюры, съемка с высоким и низким ключом, эффект игрушечной камеры и другие. При выборе эффекта он отражается на дисплее в реальном времени, и пользователь сразу может оценить, насколько он «идет» данной сцене, что очень удобно.

Пример съемки в режиме EFCT: эффект миниатюры и эффект игрушечной камеры

Более интересен и богат на творческие решения, на мой взгляд, режим Picture Control, который находится в меню режимов фотосъемки. Помимо «классического» набора установок (портрет, пейзаж, монохром, насыщенный и прочие), в Nikon Z50 есть целых 20 творческих вариаций тонирования, которые можно сравнить с фильтрами в инстаграме. Эффект фильтра показан на миниатюрной картинке напротив его названия — по ней можно составить общее представление, если у вас хорошее зрение, но, конечно, гораздо удобнее, когда эффект виден непосредственно на актуальном сюжете. Сейчас же действие эффекта можно увидеть только после того, как кадр уже сделан, — соответственно, на подбор наиболее удачного цветового решения может уйти много времени. К сожалению, это не слишком удобно, и, полагаю, ряд фотографов будет просто лениться пользоваться этой опцией, хотя сами фильтры и богатство их выбора мне очень приглянулись. Особенно интересно, что пользователь может самостоятельно тонко настроить каждый эффект, задавая как уровень его интенсивности, так и параметры резкости, насыщенности, контраста. В общем, простор для экспериментов огромный, а вот будет ли на него спрос — покажет время.

Несколько примеров съемки в режиме Creative Picture Control. Процесс выбора подходящего цветового решения весьма увлекателен и при удачном раскладе снимок можно сделать более атмосферным. Однако, реализована опция не очень удобно — хотелось бы иметь возможность наблюдать эффект режимов в реальном времени и переключать их подряд

Также из творческих функций можно отметить режим мультиэкспозиции, в котором пользователь может объединить несколько кадров в одно изображение. По его функциональности Nikon, пожалуй, опережает всех конкурентов: доступно наложение от двух до аж десяти снимков, а также пользователь может выбрать один из четырех режимов наложения. Честно скажу, что мои попытки объединить в одном кадре более четырех изображений не приводили ни к чему хорошему: при любом типе наложения получалась «каша»:

Но, возможно, если действовать не наобум, а стремиться к конкретному результату, из этих манипуляций может выйти что-то стоящее. Опция, конечно, далеко не обязательная, но любопытная.

#Съемка в RAW, обработка снимков, динамический диапазон

RAW-формат востребован не только профессиональными фотографами, но и многими любителями, так как именно он позволяет полностью раскрыть потенциал кадра, а также исправить некоторые допущенные при съемке промашки. Для обработки изображений можно пользоваться как фирменным конвертером компании Nikon, так и универсальными программами сторонних разработчиков. Однако даже к ним прибегать не обязательно: компания позаботилась о том, чтобы базовые элементы обработки пользователь мог выполнить на самой камере. Это будет очень удобно для тех, кто привык пользоваться связкой «камера — смартфон» без участия ноутбука или компьютера. Снимок можно обработать за минуту-другую, придав ему более презентабельный и качественный вид, и тут же отправить на мобильное устройство — очень в духе времени. Помимо стандартной коррекции экспозиции и баланса белого при обработке RAW можно обратиться к функции Picture Control, наложив один из многочисленных эффектов и отрегулировав степень его воздействия, к функции «Активный D-Lighting», расширив динамический диапазон кадра, поэкспериментировать с виньетированием.

Процесс обработки RAW непосредственно на камере. Опций довольно много: возможно, с профессиональным RAW-конвертером не сравнится, но для того, чтобы быстро «подтянуть» снимок, скажем, для размещения в соцсети, — более чем достаточно

Но давайте посмотрим, каких результатов можно добиться при работе в профессиональном RAW-конвертере. Я традиционно использую конвертер Adobe Camera Raw.

В качестве примера я взяла очень контрастный снимок, сделанный в солнечный день. Здесь мы видим пересветы на скульптурной группе и сильно затененный, почти лишенный деталей задний план. С помощью манипуляций в конвертере удалось добиться лучшего баланса: прорисовать задний план и вернуть большую часть деталей в светах. Однако совсем от пересветов избавиться не удалось, на самых ярких участках отсутствует фактура. Таким образом, при съемке подобных сцен лучше немного недоэкспонировать снимок, так как «вытянуть» тени больше шансов.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по вкусу

Еще один схожий по контрасту сюжет, но снятый в ночное время. Здесь также были приглушены света и осветлены тени, также изменен баланс белого и добавлено немного насыщенности. Фото сделано на значении ISO 5000, и в оригинальном JPEG мы не видим сильного шума благодаря работе внутрикамерного шумодава. Однако при осветлении теней в RAW проявился достаточно сильный цветной шум, который особенно заметен в светлых областях неба. Несмотря на это, в целом кадр стал смотреться значительно лучше:

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по вкусу

Ниже можно увидеть еще несколько примеров конвертации, а также скачать оригинальные RAW-файлы и поэкспериментировать с ними самостоятельно.

Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные с настройками по вкусу

Скачать RAW-файлы (241 Мбайт)

Общее впечатление от динамического диапазона Nikon Z50 — он неплох для данного класса камер, но, конечно, не дотягивает до полнокадровых камер той же серии, Z7 и Z6, что и логично. Для меня проблематичной оказалась работа с цветом — привычными средствами мне не удалось добиться в Adobe Camera Raw цветов, которые бы меня полностью удовлетворили. На мой вкус, цвета смотрятся несколько «пластиково», но это вопрос, во-первых, вкуса, во-вторых, использованного софта.

#Работа на высоких ISO

Диапазон светочувствительности Nikon Z50 составляет 100-51 200 единиц ISO с возможностью расширения до 102 400 и 204800 единиц — очень внушительные характеристики, по которым новинка опережает всех ближайших конкурентов. Но посмотрим, какие значения ISO на практике можно назвать рабочими. Я сняла несколько ночных сюжетов с автоматической установкой светочувствительности. Надо отметить, что камера часто обращалась к промежуточным значениям ISO (2 200, 14 400 и т. п.).

Первый снимок сделан на значении ISO 1 000. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию. Обратите внимание, что JPEG намного менее контрастный, тени как будто матовые — очевидно, здесь сработала функция «активный D-Ligting», настроенная на работу по умолчанию. При этом заметных невооруженным глазом шумов нет ни на одной из вариаций снимка. Мы можем наблюдать хорошую детализацию как в JPEG, так и в RAW.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию.

Далее — кадр на ISO 2 000. Снимок слегка переэкспонирован, и в RAW можно заметить небольшой шум в светлых областях неба, в JPEG же с ним боролся шумодав (подавление шума на всех снимках на уровне «нормальный»), но небо получилось не идеально «гладким», скорее «пятнистым», — впрочем, это нюанс, к которому надо тщательно приглядываться.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Для сравнения — похожий сюжет, но с экспозицией по ярким областям: здесь небо практически черное, и шумы на нем не заметны. Использовано значение 2 800 ISO. Это напоминает нам о том, что важно не только само по себе значение светочувствительности, но и экспозиция кадра в целом.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На ISO 3 200 картинка также смотрится очень неплохо и нет существенной разницы между RAW и JPEG. Работа шумодава довольно деликатна, снимок не смотрится «мыльно».

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На ISO 4 500 уже заметнее цветной шум на небе, но нижняя часть снимка смотрится отлично, сохранена детализация и сочность цветов.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

А здесь значение светочувствительности в два раза выше — ISO 9 000. В RAW уже отчетливо заметен крупный цветной шум в тенях, в JPEG его практически нет, но вместе с ним «стерты» и мелкие детали изображения. В целом кадр немного «мыльный», но качество все еще вполне приемлемое. Для публикации в интернете или печати небольшим форматом его вполне достаточно.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На ISO 12 800 шум уже довольно «агрессивный», но некоторые сюжеты вполне приемлемо снимать на таком значении: здесь, например, из-за игры красных и зеленых оттенков в кадре шум не так уж сильно бросается в глаза:

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Скачать RAW-файлы с примерами фотографий выше (220 Мбайт)

Далее можно увидеть пример тестовой сцены, снятой на всех основных значениях светочувствительности.

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1 600

ISO 3 200

ISO 6 400

ISO 12 800

ISO 25 600

ISO 51 200

ISO 102 400

ISO 204 800

Скачать RAW-файлы (365 Мбайт)

На мой взгляд, качество вплоть до ISO 6 400 можно назвать хорошим, далее оно снижается, но снимки до ISO 12 800 вполне приемлемы. Более высокие значения можно использовать уже не для художественной съемки, но для ситуаций, когда необходимо зафиксировать момент. На значении ISO 204 800 шумы зашкаливают так, что печатный текст в книге становится неразличим, поэтому оно присутствует в камере скорее формально.

#Видеосъемка

В Nikon Z50 доступна съемка 4K-видео с задействованием всей поверхности сенсора, без кропа. Максимальная частота при съемке в максимальном разрешении — 60 кадров в секунду. Камера имеет порты для микрофона и microHDMI, но разъем для наушников отсутствует — уже этот момент указывает на класс камеры в вопросах видеосъемки. Еще один важный момент — поскольку в камере нет механизма внутренней стабилизации, при съемке с рук приходится в первую очередь полагаться на стабилизацию в объективе. В камере предусмотрена, правда, цифровая стабилизация, но она, как вы понимаете, как раз требует пусть небольшого, но кропа. Еще один ограничивающий фактор в сравнении с конкурентами — отсутствие возможности съемки несжатого файла (тот или иной Log-формат), который частично компенсируется специальным режимом Picture Control (да, он доступен не только для фото, но и для видео). Максимальная продолжительность непрерывной съемки видео на Z50 – 30 минут.

Есть также три режима замедленной съёмки Full HD без звука c частотой до 240 кадров в секунду.

Данное видео снято при сложном — слабом и меняющемся освещении. Камера установлена на штативе. Можно заметить, как при смене освещения камера периодически теряет фокус.

Скачать оригинал (1,02 Гбайт)

Nikon Z50 умеет снимать видео с автофокусом, в том числе с распознаванием лиц и глаз. Ниже как раз пример работы автоматической фокусировки в динамичном сюжете. Увы, уровень не очень высокий — камера теряет фокус, хотя был включен режим распознавания лиц и следящая непрерывная фокусировка. Фокус вернулся после нажатия на кнопку спуска.

Скачать оригинал (546 Мбайт)

Съемка с включенным режимом Picture Control (розовый). Фокус переходит резко (не плавно. См. Елку). Есть хорошо заметная пыль на сенсоре — и это еще один момент, про который надо сказать. Дело в том, что в Nikon Z50 не предусмотрена ультразвуковая очистка сенсора — базовый элемент любой современной камеры. Предполагается, что связанные с этими проблемы изображения сегодня легко убираются (как и муар) программными методами — но для видео это сделать, конечно, сложнее. Отметим, что эффект «плавающего затвора» не выражен.

Скачать оригинал (738 Мбайт)

#Автономность

В Nikon Z50 используется новый элемент питания — литий-ионная аккумуляторная батарея EN-EL25. Зарядить батарею можно как непосредственно в камере с помощью USB, так и с помощью специального зарядного устройства. На мой взгляд, это оптимальный вариант: можно подзарядить камеру на ходу, используя внешний накопитель, при этом вторую батарею можно заряжать стационарно. Понадобится ли вам более одного аккумулятора, зависит от интенсивности съемки. Производитель обещает возможность снимать 320 кадров на одном заряде (CIPA), мой опыт работы с Z50 это подтверждает: как правило, батареи мне хватало на полный день размеренной съемки. Однако если ваш стиль съемки или творческие задачи предполагают более активное использование камеры, лучше иметь несколько батарей.

#Заключение

Nikon продолжает развивать свою беззеркальную линейку и осваивает весьма популярный нынче сегмент — любительские камеры с кроп-сенсором. За последнее время мы видели немало интересных новинок в этой области, и Z50, возможно, не выделяется на общем фоне какими-то сверхспособностями, но держится на достойном уровне и определенно найдет своего почитателя.

Камера удалась своей эргономикой, и, несмотря на компактность, корпус исполнен на очень серьезном уровне, он получил влагозащиту и производит отличное субъективное впечатление. Несмотря на то, что фотокамеры с байонетом Z появились только в прошлом году, мы уже имеем достаточно неплохой выбор оптики — благо новинка совместима со всеми объективами, которые выпущены для полнокадровых беззеркалок Z, отлично зарекомендовавших себя в плане качества и красоты картинки. Для беззеркальной серии выпущены также сверхлегкие и компактные зум-объективы, покрывающие все наиболее востребованные фокусные расстояния. Пока для Z50 не выпущено светосильной оптики DX-формата, но не сомневаюсь, что это только начало и линейка будет активно развиваться. Впрочем, даже уже выпущенная (и не впечатляющая характеристиками «на бумаге») оптика произвела весьма хорошее впечатление. Пользователи, уже имеющие объективы Nikon, без проблем смогут использовать их с новой камерой с помощью адаптера.

Переход на Z50 с зеркалок младшего и среднего сегмента кажется мне весьма логичным и грамотным шагом — по качеству съемки новинка не уступает соседям по классу (той же Nikon D7500, к примеру), зато обилие современных удобных опций сделает более комфортным процесс съемки и минимизирует количество брака. Что и говорить — автофокусировка с распознаванием лиц и глаз, возможность очень гибко настроить камеру под свои потребности, сенсорное управление, поворотный (пусть и не идеально удобный для меня лично) экран, обилие интересных творческих функций, мгновенный обмен данными с мобильным устройством и возможности дистанционного управления и многие другие современные «фишки» делают Z50 привлекательным и «умным» аппаратом.

Такая камера вполне пригодна не только для любительских, но и для определенных коммерческих целей — на нее, например, вполне удачно можно делать портретные съемки как на пленэре, так и в студии. Камера хорошо показала себя, в частности, при работе на высоких значениях ISO. Благодаря своей компактности, легкости и при этом пылевлагозащищенному корпусу Nikon Z50 также может быть отличным инструментом для тревел-блогеров и просто любителей путешествий.

Скачать RAW-файлы (912 Мбайт)

Достоинства:

  • продуманная эргономика, наличие пыле- и влагозащиты;
  • возможности тонкой подстройки камеры под себя, отдельные настройки кнопок для фото- и видеосъемки;
  • автофокус по лицу/глазам в режиме фото- и видеосъемки;
  • обилие интересных творческих эффектов;
  • большое количество совместимой оптики, легкая и компактная оптика в комплекте;
  • хорошие возможности съемки на высоких значениях ISO;
  • хороший видоискатель;
  • расширенные опции установки баланса белого в JPEG;
  • адекватная цена.

Недостатки

  • отсутствие функции удаления грязи с матрицы;
  • своеобразный поворотный механизм экрана, затрудняющий съемку со штатива/опоры;
  • отсутствие внутрикамерной стабилизации;
  • не очень большой объем буфера;
  • невозможность использовать выдержки короче 1/4000;
  • не лучшие показатели автономной работы.


Оригинал материала: https://3dnews.ru/999991