Оригинал материала: https://3dnews.ru/626729

Panasonic LUMIX DMC-FT4 — ищем 10 отличий

Характеристики. Комплектация. Внешний вид

Защищённый фотоаппарат — это весьма необычный, довольно дорогой, но незаменимый для любителя активного отдыха гаджет. Данному типу камер не страшны встряски, песок, грязь, погружение под воду и низкая температура. Конечно, подобные модели есть у многих производителей — Pentax, Canon, Nikon и Casio, но всё же основной кусок пирога принадлежит Olympus и Panasonic. В этот раз на тестирование попала модель DMC-FT4, очередное обновление серии FT. Все предыдущие камеры данной линейки также побывали в нашей лаборатории, и каждая заметно отличалась от предыдущей, но DMC-FT4 кажется точной копией FT3. Можно заметить только небольшие различия в надписях на лицевой и тыльной панели.

Бывает, что производители компактов выпускают "новинки" просто в новых корпусах, хотя "потроха" остаются прежними, но оставить прежним и корпус — нонсенс! Внешне выдает себя разве что более емкий аккумулятор. В общем, будем искать различия, потому как первичный осмотр ничего глобально нового не выявил.

#Технические характеристики, заявленные производителем

Panasonic LUMIX DMC-FT4
Сенсор изображения 1/2,33 дюйма ПЗС RGB, общее число мегапикселей 12,5
Эффективное количество точек, Мп 12,1
Формат сохранения изображения Фотокадр: JPEG (EXIF 2.3, DCF), 3D-фото MPO
Видео: MPEG-4, AVCHD
Размер кадра в пикселях Фотокадр: 4000x3000, 4000x2672, 4000x2248, 2992x2992, 2816x2112, 2816x1880, 2816x1584, 2112x2112, 2048x1536, 2048x1360, 1920x1080, 1600x1200, 1600x1064, 1600x904, 1504x1504
Видео: 1920х1080 60/30 кадров/с, 1280х720 60/30 кадров/с, 640х480 30 кадров/с,
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте 100, 200, 400, 800, 1600
Режим высокой чувствительности (ISO 1600-6400)
Диапазон выдержек, с 60—1/1300
Экспозамер Интеллектуальная экспозиция
Экспокоррекция +/-2 EV с шагом 1/3 EV
Диапазон действия встроенной вспышки, м
ШУ: 0,3—5,6
Теле: 0,3—3,1
Автоспуск 2/10 с
Устройство хранения информации SD, SDHC, SDXC
ЖК-дисплей 6,7 см (2,8″), разрешением 230 тыс. точек
Интерфейсы HDMI, USB, AV-выход
Питание Литий-ионный аккумулятор DMW-BCF10E,3,4 Вт*ч (310 кадров)
Габариты (ШхВхД), мм 103,5x64,0x26,5
Масса, г 197 (вкл. батарею/аккумуляторы и карту памяти)

#Комплект поставки и дополнительные аксессуары

На тестирование был предоставлен предсерийный, но всё же «коробочный» образец с полным комплектом поставки, который включает саму камеру, зарядное устройство, USB- и видеокабели, небольшое руководство пользователя, диск с дополнительным ПО и полной версией руководства, а также двустороннюю жёсткую кисточку, предназначенную для чистки камеры. Опциональных аксессуаров немного: пара чехлов да крепёжный ремешок. Единственной опцией, достойной внимания, является бокс для подводной съёмки, позволяющий погружаться на глубину до 40 м, тогда как корпус камеры без него выдерживает погружение не глубже 12 м.

#Внешний вид и удобство использования

Как уже упоминалось, корпус новинки совершенно такой же, как и у предшествующей камеры. Более того, судя по всему, для создания корпуса FT4 используются старые формы панелей. Разумеется, качество сборки очень высокое — иначе и быть не может, камера-то защищённая и водонепроницаемая, а огрехи сборки вода не простит. Поцарапать Panasonic FT4 довольно трудно, поэтому мелкие потёртости от песчинок камере не грозят. У предшественницы с пластиковой накладки вокруг объектива легко стиралось хромовое покрытие, но новинка этом не страдает.

Вид спереди

Спереди находятся объектив, окошко вспышки и мощная светодиодная лампа, которая используется не только для подсветки автофокуса, но и в качестве встроенного источника постоянного освещения.

Вид сзади

Органы управления на тыльной стороне не изменились вовсе. Сверху находится пара клавиш управления трансфокацией, чуть ниже — кнопки перехода в режим просмотра и вызова меню выбора режимов съёмки, тут же расположен динамик. Ещё ниже крестообразную клавишу заменила круглая многофункциональная клавиша с кнопкой ввода по центру, а у самого края установлены клавиши смены режима отображения дисплея и вызова быстрого меню. Последняя в режиме просмотра отвечает за удаление снимков.

Вид сверху

Сверху также без изменений: монофонический микрофон, антенна GPS-приёмника, клавиша питания, кнопка спуска затвора и видеоклавиша.

Вид снизу

Снизу находится только разъём установки на штатив.

Вид слева и справа

Слева расположена накладка с углублением, благодаря которой камеру удобнее держать двумя руками.

Правая боковая поверхность полностью накрыта крышкой с замком блокировки — за ней скрываются отсеки установки аккумулятора и карты памяти, а также разъёмы подключения HDMI- и USB/AV-кабеля.

Дисплей и интерфейс. Съёмка и впечатление от работы

#Дисплей и интерфейс

В отличие от Olympus, в Panasonic решили не улучшать характеристики дисплея, и в камере используется всё та же ЖК-матрица, что и в модели FT3, которая также использовалась и в FT2, — диагональ 2,7 дюйма и разрешение в 230 тыс. точек. В Olympus TOUGH TG-810 установлена 3-дюймовая матрица с разрешением 920 тыс. точек, а у её наследницы, модели TOUGH TG-820,которая скоро побывает у нас на тестировании, и вовсе 1,03 млн точек. Но не только в размере и разрешении Olympus TOUGH TG-810 обходит тестируемую камеру — углы обзора у Panasonic FT4 немного меньше, цветопередача хуже, при падении прямых солнечных лучей экран, конечно, читается, но тоже хуже, чем у Olympus. В целом дисплей весьма неплохой, а точнее, хороший, но всё же даже прошлогоднему конкуренту от Olympus он проигрывает. Из преимуществ перед конкурентом можно отметить только более прочное защитное стекло. Интерфейс камеры выполнен в новом фирменном стиле, но немного отличается от меню модели FT3. И хоть отличия в мелочах, но слегка доработанный интерфейс стал однозначно удобнее. Для возможности сравнения ниже приведено несколько снимков экрана.

Главное окно съёмки

Активирование GPS-приёмника

Выбор разрешения

Выбор уровня чувствительности

Выбор настройки баланса белого

Выбор зоны фокусировки

Выбор режима протяжки

Выбор разрешения видеоролика

Выбор уровня яркости экрана

Активирование встроенного прожектора

Основное меню настройки

Настройка параметров фотосъёмки

Настройка параметров видеосъёмки

Настройка GPS-приёмника

 

Системные настройки

Просмотр базовых данных снимка

Просмотр снимка с показаниями датчиков
положения

Полноэкранный просмотр

Просмотр максимально увеличенного
фрагмента

Матрица миниатюр 4х3

Матрица миниатюр 6х5

Календарь съёмок

Меню режима просмотра

#Особенности камеры

Основная особенность защищённых камер — это, конечно же, защитные функции, и тут топовые представители прочных фотоаппаратов практически идентичны. Ронять Panasonic DMC-FT4 можно с высоты 2 м — и после этого продолжать ей пользоваться так же, как и до падения. Однако роняют по стандартам не на бетон, а на фанеру толщиной 3 мм. Panasonic DMC-FT4 соответствует стандарту MIL-STD 810F Method 516.5-Shock. Кроме того, без специального кейса камеру можно опускать под воду на глубину 12 метров, тогда как основной конкурент в лице Olympus TG-820 выдерживает погружение максимум на 10 метров. Вода в наших широтах нынче холодная, на 12 метров мы не ныряли, так что камера всего лишь пролежала несколько часов в ванне. Затем мы стряхнули с корпуса воду и отправили «жертву» на полчаса в морозилку (ведь FT4 еще и морозы до 10 градусов выдерживает), где та работала в режиме видеозаписи. Камера без проблем справилась с этим испытанием, причём даже индикатор уровня заряда при низкой температуре остался более или менее корректным, что удивительно, ведь аккумулятор-то обычный, литий-ионный, а данный тип источников питания быстро расстается с зарядом при отрицательных температурах.

Разумеется, не менее важной особенностью для путешественника является встроенный GPS-приёмник. Старт приёмника происходит довольно быстро. На лицевой панели FT4 нанесена надпись «Quad indicator», которая подразумевает наличие не только GPS-приёмника, но и компаса, барометра и альтиметра (высотомера). Последние три функции не требуют активирования GPS-модуля, поэтому на энергопотребление практически не влияют. Откалибровать высотомер можно вручную либо по показаниям GPS-приёмника. Примечательно, что камера умеет вести журнал альтиметра — это оценят любители парашютных прыжков и альпинизма.

Следующая особенность немного необычна для камер, оснащённых ПЗС-сенсором, — это скорострельность. ПЗС-сенсоры медленнее современных КМОП-матриц, но производитель в пресс-релизе заявляет о «новой высокоскоростной ПЗС-матрице», которая позволяет снимать серии при полном разрешении со скоростью 3,7 кадра в секунду длительностью до 6 кадров, а также серии со скоростью 10 кадров в секунду с разрешением 3 Мп фактически без ограничения длительности, ведь в таком режиме можно отснять до 100 кадров. Ещё одной важной особенностью является возможность быстрой съёмки следующего кадра в обычном режиме без необходимости ожидания записи прошлого кадра на карту памяти, что весьма удобно. Кроме того, камера позволяет записывать видео с разрешением 1920х1080 точек 60i (с сенсора снимается 30 кадров/с). По всей видимости, такая функция в камере с ПЗС-сенсором реализована только компанией Panasonic и только в защищённой серии камер.

Функция съёмки 3D-фото, которая в фотоаппаратах, основанных на ПЗС-сенсоре, обычно встречается у Olympus, реализована и в тестируемом устройстве. Съёмка автоматизирована, так что совмещать два снимка вручную не приходится, достаточно лишь единожды нажать клавишу спуска затвора и провести камеру слева направо на 10 см. Во время проводки FT4 отстреливает несколько снимков, а в процессе перемещения отображается строка прогресса перемещения. К сожалению, результат съёмки проверить не удалось, так как в наличии не оказалось 3D-очков.

Кроме того, стоит отметить ручной режим установки экспозиции. Причём это не просто формальность — экспопарой действительно удобно управлять. Однако без недостатков не обошлось. Если выдержкой можно управлять без каких-либо ограничений от 1/1300 до 60 секунд, то при настройке раскрытия диафрагмы доступно всего два значения — максимально  открытая и максимально закрытая (значения различаются в зависимости от установленного фокусного расстояния).

Нельзя забывать и о типичной для камер Panasonic функции VIERA Link — управление просмотром слайд-шоу на подключенном с помощью опционального HDMI кабеля телевизоре и управление просмотром при помощи пульта ДУ телевизора. Расстраивает лишь одно: управление возможно только при подключении телевизоров серии Panasonic VIERA.

#Съёмка и впечатления от работы

Во время тестирования предшественницы из-за особенностей образца не получилось измерить скорость подготовки к работе при включении. Новинка хоть и попала на тестирование в виде предсерийного образца, но таких проблем не имела. Длительность подготовки к работе средняя — 1,92 секунды. Скорость трансфокации одна, впрочем, при небольшой кратности оптического зума вторая скорость и не нужна. От широкоугольного к телеположению дистанция проходится за 1,86 секунды, а в обратном направлении — за 1,92 секунды, что очень близко к результатам FT3 (разница составляет сотые секунды, поэтому можно это списать на погрешность измерений).

Замер скорости фокусировки проводился при освещении флуоресцентными осветителями, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Предшественница тут показала великолепный результат — 0,21-0,38 секунды независимо от установленного фокусного расстояния, поэтому особого улучшения от камеры ожидать не стоило, ведь и так довольно быстро. Результат снова не зависит от фокусного расстояния и в среднем колеблется в пределах 0,26-0,32 секунды, хотя крайне редко случается, что контрастный метод фокусировки проскакивает необходимое значение, в результате чего процесс фокусировки запускается заново. В результате длительность фокусировки в худшем случае достигает 0,68 секунды. Чаще всего подобное происходит при съёмке удалённых объектов в условиях слабого освещения, когда мощный встроенный прожектор подсветки автофокуса уже бессилен, но пару раз во время тестирования подобное случилось и при нормальном для рабочих помещений освещении в 350-550 люкс. Спишем это на сырую предсерийную прошивку камеры. Тем более что представители компании неоднократно намекали на сырость прошивки и возможные «баги».

В камере предусмотрено множество вариантов выбора зоны фокусировки: автоматический многозонный (11 зон), однозонный и точечный, кроме того, предусмотрены режимы определения лиц и ведения объекта. Режим определения лиц работает точно, причем позволяет не просто регистрировать лица, но и создать список избранных (до 6 лиц) с возможностью указания имени и возраста, а также присвоения собственной фокусировочной рамки. При регистрации лица можно создать до трёх снимков с разным выражением и разным освещением, чтобы впоследствии камере было легче определять важных для вас людей. Режим ведения стал работать лучше. Как и прежде, он быстро подхватывает необходимые объекты, но по-прежнему теряет их при быстром перемещении. Правда, в FT4, в отличие от FT3, рамка фокуса, немного помешкав, снова подхватывает объект съёмки. Режим работает неидеально, но прогресс есть.

Возможности выбора режима экспозамера в камере нет, но при этом есть ручной режим, о котором упоминалось в разделе особенностей камеры. Весьма странный подход, но наличие ручной настройки может только радовать. Ещё бы добавить возможность приоритета диафрагмы и выдержки, и было бы вообще замечательно: полностью ручной режим хоть и полезен, но иногда часть работы хочется взвалить на автоматику. Также пользователю даны возможности введения экспокоррекции в диапазоне от -2 до +2 ступеней с шагом в треть ступени и съёмки с автоматическим брекетингом по экспозиции (3 кадра с шагом 1/3, 2/3 или 1 EV). При естественном освещении автоматика отрабатывает неплохо и заметно ошибается только в сложных условиях, например при съёмке против солнца или в пасмурный день. Предшественница при искусственном освещении выступила не лучшим образом, поэтому от новинки тут ожидались кардинальные улучшения, и они есть. При освещении лампами накаливания ошибка составляет -0,21…-0,13 EV, а при флуоресцентном освещении — 0,03…0,07 EV, тогда как у FT3 ошибка составляла -0,42…-0,51 и +0,41…+0,49 EV соответственно.

В меню баланса белого предварительных настроек флуоресцентных ламп нет вовсе (вполне разумное решение), зато предусмотрена возможность ручной установки ББ по белому листу и тонкая настройка по шкале красный-синий (20 позиций), причём не только для ручной установки, но и для пресетов. Однако предшественница позволяла делать то же самое. FT3 серьезно промахивалась при искусственном освещении, так что от FT4 мы ждали улучшений. При флуоресцентном освещении они незначительны, а при освещении лампами накаливания ошибка уменьшилась в 2-3 раза! Тем не менее и в FT4 лучше использовать соответствующий пресет. При естественном освещении ошибки автоматики незначительны.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5600 К, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5600 К

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Фототесты. Примеры снимков. Выводы

#Фототесты

Шумы

Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием. Баланс белого был выставлен автоматически. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 100 до 1600 единиц в ISO-эквиваленте. В качестве оппонентов были выбраны Olympus TOUGH TG-810 и Panasonic LUMIX DMC-FT3.

Тестовый натюрморт с указанными зонами кроп-фрагментов

Фр 1 Olympus TOUGH TG-810 Panasonic Lumix DMC-FT3 Panasonic Lumix DMC-FT4
ISO
80
- -
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
Фр 2 Olympus TOUGH TG-810 Panasonic Lumix DMC-FT3 Panasonic Lumix DMC-FT4
ISO
80
- -
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600
Фр 3 Olympus TOUGH TG-810 Panasonic Lumix DMC-FT3 Panasonic Lumix DMC-FT4
ISO
80
- -
ISO
100
ISO
200
ISO
400
ISO
800
ISO
1600

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/3,3, 1/40 c, ISO 100

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/3,3, 1/80 c, ISO 200

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/3,3, 1/160 c, ISO 400

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/3,3, 1/320 c, ISO 800

По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=28 мм, f/3,3, 1/640 c, ISO 1600

#Вспышка

Вспышка работает в следующих режимах: авто, принудительный, подавление эффекта «красных глаз», медленная синхронизация, а также в режиме медленной синхронизации с подавлением эффекта «красных глаз». Компенсация вспышки не предусмотрена. Зарядка вспышки происходит очень быстро даже на подсевшем аккумуляторе: зачастую для этого достаточно времени записи снимка на карту памяти. Вспышка в камере та же, что и у модели FT3, но максимальная заявленная дистанция для вспышки в телеположении объектива на 0,2 метра меньше, что связано лишь с особенностями прошивки камеры. Тестовый снимок был сделан в тёмном помещении при автоматическом режиме срабатывания вспышки.

Съёмка в тёмном помещении со вспышкой в автоматическом режиме

#Съёмка при недостаточной освещённости

Для оценки возможностей камеры при недостаточной освещённости была проведена съёмка тестового натюрморта при освещении двумя лампами накаливания, подключенными к сети через реостат, при помощи которого устанавливалось освещение 10, 20, 50, 100, 200 и 1000 люкс. Установка баланса белого производилась в автоматическом режиме.

10 люкс

20 люкс

50 люкс

100 люкс

200 люкс

1000 люкс

#Примеры снимков

Здесь вы можете скачать архив с полноразмерными снимками.

#Режим видеосъёмки

В свое время FT3 отличалась от  от главного конкурента — Olympus TG-810 — возможностью съемки Full HD-видео. Сейчас этим никого не удивишь, но у модели FT3 был ПЗС-сенсор, с которого только Panasonic "снимает" 1920х1080 точек в режиме видеозаписи. У соперника Panasonic LUMIX DMC-FT4, фотоаппарата Olympus TG-820 iHS, также заявлена съёмка Full HD-видео, однако реализована данная возможность более привычным способом — благодаря использованию КМОП-сенсора. И всё же козыри в рукаве у Panasonic ещё есть — тестируемая камера способна записывать видео в формате AVCHD, тогда как у основного конкурента запись ведётся в формате MPEG-4.

В режиме видеозаписи возможна работа автофокуса, оптической трансфокации и стабилизатора. Последний заслуживает особого внимания. Компания Panasonic в рекламном ролике обращает внимание на то, что от дрожи можно избавиться даже в роликах, отснятых при ходьбе. Наш эксперимент этого не подтвердил.

Пример ролика, отснятого при ходьбе.

Тем не менее стабилизатор прекрасно гасит мелкую дрожь в руках и фактически является лучшим в классе, причём как при фотосъёмке, так и при записи видеороликов. Звук пишется в монофоническом режиме, зато защита от ветра у микрофона неплохая, кроме того, предусмотрена возможность активирования программного шумоподавления. Также стоит отметить наличие встроенного осветителя, полезного при подводной съемке, и HDMI-выхода, позволяющего просматривать отснятый материал на внешних экранах с большой диагональю.

Пример записи Full HD AVCHD.

#Источники питания и автономная работа

Аккумуляторный отсек

Весьма странным и непонятным шагом производителя стало использование в прошлогодней модели FT3 аккумулятора ёмкостью 2,7 Вт*ч, ведь даже у предшественницы был установлен аккумулятор ёмкостью 3,4 Вт*ч. Такой же аккумулятор ёмкостью 3,4 Вт*ч используется и в тестируемой камере. При тестировании по стандарту CIPA, как заявляет производитель, камера способна отснять 310 кадров. Для FT3 тоже было заявлено 310 кадров при меньшей ёмкости аккумулятора, но во время полевых испытаний камера смогла отснять только 289 кадров, хотя вспышка срабатывала крайне редко, а не в 50% случаев, как того требует методика CIPA. Новинка в режиме обычной повседневной работы смогла отснять 395 кадров при срабатывании вспышки в 28 кадрах, что уже вполне неплохо. Индикатор уровня заряда остался трёхсегментным, но теперь он гораздо точнее. Зарядка аккумулятора от USB-шины не поддерживается — а зря, для активных туристов это особенно важно.

#Выводы

В Японии четвёрка — число несчастливое: соответствующий ей иероглиф звучит так же, как иероглиф, означающий «смерть». По этой же причине в Японии в лифтах многоэтажных домов не указан четвертый этаж, в больницах нет палат под номером 4, и, что важнее для нас, системная беззеркалка GF следующего поколения будет распространяться под именем GF5, а не GF4. Однако в случае серии защищённых камер «четверку» по каким-то причинам решили не пропускать. И негативом тут не пахнет. FT4 стала лучше, хотя увеличение модельного номера на единицу звучит слишком гордо: это скорее «допиленная» FT3. Список изменений не обширный, но все обновления важные: GPS-приёмник стал запускаться быстрее, используется более ёмкий аккумулятор, появился ручной режим управления экспозицией, камера стала чуть шустрее — съёмка теперь возможна и во время записи на карту памяти. Экспозамер стал более точным, немного улучшена работа автоматики при установке баланса белого. Вот, собственно, и все заметные отличия.

Основной конкурент у камеры – это Olympus TG-820 iHS, у которого хуже защита объектива и светосила в телеположении, но лучше экран, к тому же имеется возможность зарядки от USB-шины. Но и других сильных конкурентов у Panasonic LUMIX DMC-FT4  хоть отбавляй: Pentax Optio WG-2 GPS, Fujifilm FinePix XP150, Canon PowerShot D20 и Nikon Coolpix AW100. Все представленные камеры оборудованы КМОП-сенсором и умеют снимать Full HD-видео, их можно погружать на глубину до 10 м, а Pentax Optio WG-2 GPS — и вовсе на 12 м. Однако Pentax Optio WG-2 GPS, Canon PowerShot D20 и Nikon Coolpix AW100 можно ронять только с полутора метров, тогда как остальные перечисленные камеры с двух.

Выражаем благодарность украинскому представительству компании Panasonic за фотокамеру, предоставленную для тестирования.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/626729