Сегодня 02 июня 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

Музыкальный софт-рейтинг. Итоги 2004 года

⇣ Содержание

Итак, наступил ключевой момент этого года - подведение итогов. Так и хочется поставить что-нибудь торжественное из "Шахерезады" Римского-Корсакова. Год был очень трудным и разноплановым, индустрию носило как гонщика на скользкой трассе. Для начала давайте рассмотрим ключевые моменты, на которых мы заостряли внимание в течение 2004-го года:

  • Стандарт VST становится основным в области профессионального звука. Продукция компании Steinberg активно приходит на рынок США. Среди профессиональных представителей DirectX-диаспоры пал последний рубеж - компания iZotope выпускает свою знаменитую серию плагинов Ozone/Trash/Spectron для VST-стандарта. 

  • Появились программы - виртуальные вокалисты. Разработка Yamaha VOCALOID не только стала популярной, но результаты сотрудничества этого продукта с компанией Zero-G дали возможность впервые заговорить о ресинтезе реального вокала. Первой ресинтезированной певицей стала Мириам Стокли. Весной у VOCALOID появился конкурент - VirSyn Cantor.
  • В сфере процессоров обработки произошла маленькая революция - появление модулей с линейной фазой. Новые алгоритмы предусматривают практическое отсутствие задержек при программных пересчетах. Все старые алгоритмы и независимые разработчики стали плестись в хвосте.
  • Native Instruments выпустила педаль для программы B4 Organ. Это один из первых прецедентов, когда "железо" выпускается конкретно для узкоспециализированного ПО.

  • В конце прошлого, 2003-го года стало активно развиваться направление программных гитарных эффект-процессоров. Эмуляции подвергались как устройства обработки, так и "краска" акустических систем, особенности помещений. В 2004-м ситуация выплеснулась на пользовательский рынок. Наиболее выигрышно в этом сегменте сейчас выглядит IK Multimedia AmpliTube, превратившийся к концу этого года в обычный real-time процессор для гитаристов: "подключайся к компьютеру - и работай!". Называется он AmpliTube Live.
  • Наконец-то состоялась та программно-аппаратная проблема, к которой готовились несколько лет. Ресурсов РС стало не хватать существенно. В ПО появилась функция замораживания "freeze", отключающая неиспользуемые функции и модули. В "железе" стали задумываться о распределении вычислительной нагрузки на несколько компьютеров (читайте здесь). То есть речь идет о локальных мультимедийных сетях. Наиболее подготовленными в этом плане оказались RMLabs SAW Studio и Steinberg Cubase/Nuendo/V-Stack (в профессиональном сегменте), и Fasoft n-Track Studio  (в пользовательском).
  • Движение в области пользовательских программ-конструкторов, с помощью которых можно создавать VST или DirectX плагины из "кирпичиков" началось еще в 2002-м году. Все бы было хорошо, если бы результаты таких конструкторов не стали распространяться как бесплатные плагины и заняли достаточно большое место в спектре независимых разработок. О засилии такой продукции можно говорить уже сейчас, в 2004-м. В дальнейшем мы, скорее всего, столкнемся с проблемой "мусора" - наличии множества однотипных программ с разными графическими оболочками от различных производителей.

На всем этом мы остановимся более-менее подробно чуть ниже. Отдельно хочется отметить, что в рамках последних событий на рынке необходимо ввести нечто личности или брэнда года. В 2003-м году таковыми, безусловно, являлись компании db Audiware (продукт Quantum FX) и Emersys (продукт Maven 3D). В 2004-м мы обратим внимание на фирму Prosoniq и ее основателя Стефана Бернси (Stephan M. Bernsee). Новейшая программа Hartmann Neuron VS, выпущенная в продажу в самом конце ноября, может стать лучшим профессиональным инструментом последующих нескольких лет.

Stephan M. Bernsee


 конкурс

Стефан Бернси (Stephan M. Bernsee) является одним из самых удачливых бизнесменов и изобретателей в области современного звука. Его биография плотно связана с современным компьютерным звуком, системами синтеза и обработки, большинством имен ведущих производителей и звезд шоу-бизнеса.


Родившись в 1971 году в немецком городе Карлсрухе (Karlsruhe) Стефан Бернси с молодости увлекся системами аудио-DSP (DSP - Digital Signal Processing - цифровая обработка сигнала). Этот интерес был связан с его работой в качестве консультанта по программному обеспечению в одной из медицинских фирм, работающей с искусственными нейронными сетями (Artificial Neural Networks - сокращенно, ANN). В то время он реализовал цифровую систему, схожую с той, с которой мы работаем в современном звуке. Впоследствии это выросло в разработку ANN-CASE для сверх-компьютеров Silicon Graphics. На счету Бернси сейчас очень много собственных изобретений и разработок, которые широко используются в компьютерных аудиосистемах.

В период 1988-1990 Бернси совмещал работу журналиста в специализированных музыкальных изданиях с собственными исследованиями в области цифрового звука. В частности, он занимался новыми системами обработки, и как результат его поисков в этих же годах появилась программа эффект-процессинга для компьютеров Atari ST. Речь шла об аудио-морфине.

 Почувствовав, что "это - его" Бернси создает знаменитейшую на сегодня фирму Prosoniq Products Software, которая на первых этапах своего развития занималась разработкой звукового ПО для ATARI 1040ST, а также других систем, базирующихся на цифровых сигнальных процессорах Mot. 68k, 56k и некоторых других. Кстати, если пристально посмотреть на историю компьютерного звука, то именно в этот период компьютеры Atari являлись одними из лучших в области производства мультимедиа.

В период с 1991-го по 1993-й наступило некоторое "время передышки", Бернси занимался обучением по специальности "Комунникационная инженерия" в родном Карлсрухе, разработкой медицинского диагностического ПО и исследованиями в области трансформации и изменений разрешающей способности сигнального анализа. Такой ученый не мог не привлечь внимания крупных мира сего, и в 1993 году немецкая компания из города Хейельберга UCGM Corporation приобретает фирму Prosoniq, тем самым развивая свое направление мастеринга/постпродакшна, и, непосредственно, программирования звукового ПО.

В течение последующих двух лет Стефан Бернси становится ответственным за координацию и управление студиями UCGM, системами мастеринга и обработки. Он участвовал в создании генератора источника С-кода для SGI IRIX 5.2-6.2, разработки модульного DSP-компилятора, генерирующего С-код с языков программирования высокого уровня, а также создал программный эмулятор нарезания виниловой пластинки для процесса производства, который был тогда одним из главных для UCGM.

Среди интересных разработок того времени стоит отметить и психоакустический максимайзер нагрузки, предназначенный для мастеринга виниловых пластинок и CD, один из первых цифровых питч-шифтеров на базе Быстрого Преобразования Фурье. Работая в рамках UCGM, Стефан организовал новое подразделение систем шумоподавления. При этом Бернси начал сотрудничество со знаменитой компанией SonicWORX, занимающейся разработкой одного из первых звуковых редакторов.

В конце 1995 года была создана отдельная компания Prosoniq Gmbh, которую возглавил Бернард Буше (Bernhard Bouch?) и ее офис переехал от UCGM в стены Центра Технологий города Карлсрухе.

 Prosoniq Morph
Эффект процессор Prosoniq Morph - один из лучших в 2004 году.

 Prosoniq RaYverb
Открытие этого года - модуль реверберации Prosoniq RaYverb с уникальным алгоритмом.

 Prosoniq Magenta
Одна из любимых "фишек" - создавать музыкальный инструмент из любого звукового материала - Prosoniq Magenta.

В дальнейшем события начали развиваться по более интересному сценарию, причем разработки в период 96-97 гг. достаточно широко известны по всему миру. Сначала были созданы специальные банки фильтров, работающие в режиме реального времени, и предназначенные для речевого кодирования и создания эффекта вокодера. Их часть легла в основу программы Prosoniq OrangeVocoder. Другие исследования, касающиеся ресинтеза в режиме реального времени родили в последствии другой интересный плагин - Prosoniq Magenta. То, что было разработано в области изменения питча/стретча по прошествии некоторого времени стало неотъемлемой частью семейства продукции Emagic Logic Audio. Кстати, Prosoniq Gmbh разработала некоторую часть real-time плагинов для Emagic Logic Audio 3.0.

Далее у компании Prosoniq Gmbh все пошло по накатанной. В современное время, Prosoniq может вешать имена ведущих производителей ПО и "железа" как медали, или медальки (они должны быть небольшими, поскольку их много): Creative Labs, Steinberg, Emagic, Digidesign и т. д.

Мы не будем заострять внимание на этой части истории, поскольку ее уже можно проследить в рамках публикаций в нашей компьютерной прессе, а именно, алгоритмы MPEX, MPEX-2, плагины Magenta, Morph, RaYverb, NorthPole, Roomulator, VoxCite, Dynasone, Ambisone и т.п. Причем, успех Prosoniq - это заслуга не только Стефана Бернси, но и команды разработчиков, которая за ним стоит. Кстати, интересный факт… При приеме на работу в данную компанию, один из главных факторов - отсутствие такой вредной привычки как курение.

В итоге

 Питер Гэбриэл и Стефан Бернси в студии Realworld Studios
Питер Гэбриэл и Стефан Бернси в студии Realworld Studios. Бернси представляет свое новое детище - Hartmann Neuron.

О новой разработке, в которой Бернси работает с компанией Hartmann, мы расскажем в ближайшем будущем.

Выводы из приведенной биографии могут быть неоднозначными. С одной стороны мы говорили об уникуме, с другой хочу отметить: как все-таки слаженно и продуктивно работает немецкая индустрия звука! Страна, где проходит одна из крупнейших мировых выставок, страна, которая экспортирует множество ПО и звукового оборудования… Этому нужно учиться, в том числе учиться быть слаженными.
Переходим к практической области…

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Привет из 2014-го: Asus выпустила обновлённую GeForce GT 710 EVO с 2 Гбайт GDDR5 7 ч.
Apple выбрала процессоры М2 Ultra и М4 для серверов, на которых будут работать ИИ-функции iPhone 10 ч.
Выставка Computex 2024 откроется 4 июня, но презентации AMD, Intel и Nvidia пройдут раньше 11 ч.
iPhone 5s официально устарел, а iPod touch 6 стал винтажным 12 ч.
Vivo оккупировала значительную часть майского рейтинга производительности AnTuTu 13 ч.
Игровой монитор Xiaomi G Pro 27i на панели Mini LED с 1152 зонами затенения выйдет на мировой рынок 13 ч.
Starlink хочет открыть для пользователей спутниковую сотовую связь уже осенью 14 ч.
Новые спутники Starlink могут уничтожить радиоастрономию на Земле, предупреждают учёные 17 ч.
Корейский профсоюз Samsung объявил забастовку, но на производство и поставки памяти это не повлияет 17 ч.
Последний «дружественный» поставщик VSAT-оборудования Gilat Satellite Networks приостановил работу в РФ 17 ч.