Сегодня 25 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Звук и акустика

Музыкальный софт-рейтинг. Итоги 2004 года

⇣ Содержание

Массовое обновление продуктов

Осенью 2004-го года состоялся настоящий бум. Практически все флагманы индустрии переменили заглавные цифры версий своего ПО, среди них:

  • Magix Samplitude 8 и Sequoia 8.
  • Steinberg Cubase SX3 и Nuendo 3.
  • Sony Pictures Digital ACID 5.
  • Cakewalk SONAR 4.
  • Tascam/Teac Gigastudio 3.
  • Image-Line Fruity Loops 5.
  • Waves L3 и IR-2.

И все это произошло за каких-то три месяца, причем синхронно. То есть, речь идет не о каком-либо апдейте с 3.12b на 3.12d, а об эпохальной смене цифр. Почему я говорю об эпохальности? Просто, наверное, порядок цифр небольшой, а главенствующему большинству из приведенных программ как минимум по пять лет. И все вдруг, как говорится: "Трах-бах, Вася!". Тут, понимаете ли, жизнь налаживалась. Причем существенных нововведений ни в одной из программ не было, как и перемен в графической части интерфейсов. Чем это обосновано, остается только догадываться.

Новые имена

Ливерпульская компания Sonalksis в сегменте звукового ПО профессионального класса уже в 2005-м году может составить достойную конкуренцию пресловутому Waves Ltd. Немцы из qSonic упорно продолжают продвигать свою уникальную программу sonicOne. Специальный алгоритм позволяет исправлять артефакты, а также характер звучания, используя спектральное представление звуковой волны. Эффект от его работы достаточно уникален и востребован, а о серьезности данного алгоритма могут сказать и минимальные требования к РС: 2 ГГц CPU, 256 Мб RAM.

Компания Kjaerhus также может составить конкуренцию сильным мира сего. Ее плагин Golden Peak Processor (GPP-1) сочетает в себе взаимосвязанные модули софт-лимитера и пик-компрессора. Обработка происходит на уровне 64 бит/192 КГц.
В принципе, эта тройка (Sonalksis, qSonic, Kjaerhus) имеет все шансы на широкий успех в следующем году.

Что касается интересных новичков позапрошлого года OhmForce, то сейчас уже стало известно, что они вошли в конгломерат GMedia Music, который занимается выпуском и распространением звукового ПО и "железа". Одна из самых ярких новинок с участием OhmForce - это программный эмулятор аналогового синтезатора ARP Odyssey - GForce Oddity.

Кстати, в связи с эмуляцией классических аналоговых синтезаторов в этом году всплывает еще одно новое имя - Wate Out Ware, воссоздавшая ARP 2600, правда, пока только на уровне анонсов.

Уникальные новинки

С чем же будет ассоциироваться 2004-й год?
Ну, во-первых, это VOCALOID Miriam, в котором ресинтезирован натуральный человеческий голос, имеющий реального хозяина, а именно, профессиональной английской певицы Мириам Стокли. Во-вторых, это появление тройки новых уникальных эффект-процессоров от Prosoniq: Morph, Magenta, RaYverb. В третьих, выход модуля обеспечения реверберации для многоканальных систем Waves IR-360. Аналогов такового нет даже в профессиональном "железе".

Но можно сказать и о начале чумы 2005-го года, а именно, массовое внедрение модульных конструкторов для создания плагинов. Об этом далее…

Конструкторы плагинов

Примерно в 2002 году уже стал очевиден раскол в спектре звуковых программ модульного типа. Одни решили продвигать идею создания виртуальных студий, другие занялись созданием конструкторов, на базе которых пользователь может самостоятельно создавать процессоры эффектов, инструменты и ритм-машины.

Что это такое?

Для того, чтобы объяснить, что же такое программы модульного типа необходимо обратиться к объектно-ориентированным моделям, применяемым в высокоуровневых языках программирования.  Например, для того, чтобы создать стандартный графический интерфейс для программы под ОС Windows, пользователю не нужно программировать и рисовать его стандартные элементы. Существуют наборы компонент (кнопки, панели, окна и т.п.), из которых собирается оболочка. Для каждой из таких компонент существует список его свойств, с помощью которых за любым элементом можно закрепить определенные функции. Для связи между компонентами используется стандартный программный код.

В звуковых программах также есть стандартные элементы, такие, как например, аудио-входы/выходы, модули БПФ, фильтры, простые эффекты. Для программных синтезаторов, эмулирующих аналоговые модели, также применяются стандартные узлы, такие как, генераторы различных форм волны, фильтры и т.п. Только есть и одно различие. Если мы имеем стандартный набор компонент, эмулирующих те или иные узлы звуковых трактов, то для их взаимосвязи достаточно провести виртуальную коммутацию между ними, и не нужно никакого программного кода. Например, фильтр имеет один вход и два выхода и т.п. То есть при создании звуковых приложений можно использовать некий стандартный набор компонент и программу-конструктор, в которой из них собирается некий единый программный модуль.

Раскол в королевстве

Изначально идея модульных программ была не коммерческой. В основном ей занимались независимые разработчики и энтузиасты. Мы уже очень много раз упоминали программу австралийца Росса Бенсина (Ross Bencina) Audio Mulch. Он представил виртуальную студию, состоящую из коммутационных матриц переключений, инструментов и уникальных эффект-процессоров. Соединительные линии рисовались мышью. После такого нетрадиционного решения (в то время мы пользовались звуковыми редакторами, многодорожечными программами и MIDI-синтезаторами), стало понятно, что модульные программы позволяют "крутить" звуком как угодно, и данная идея не имеет границ. Например, в AudioMulch можно было создать и студию синтеза, и мощный эффект-процессор, и программу для сведения аудио.

На базе данной идеи появились коммерческие разработки, такие как Propellerheads Reason, Native Instruments Reactor, Synapse Audio Orion, Arturia Storm и т.п. Они и сейчас развиваются как коммерческие, но достаточно сложные для понимания программы.
Для более низкоуровневого подхода, специалисты использовали оболочки MAX/MCP, SoundLogical WaveWARP, а также серьезные математические комплексы типа MathWorks MATLAB. В данном случае, речь уже шла об изготовлении самостоятельных программ или подключаемых модулей (DirectX, VST). Причем этот метод является очень близким к реальному программированию.

На данный момент идеи объединились, и появились специальные программы-конструкторы, которые позволяют создать отдельные самостоятельные приложения с использованием стандартных компонент. Причем пользователям не нужно ни одной строчки кода, а желательными являются познания в области DSP (цифровой обработки сигналов). На сегодня наиболее перспективными и интересными являются db Audioware Quantum FX, SynthMaker и SynthEdit.

Quantum FX

Мы уже писали об этой программе, которая появилась не так давно. Ее суть состоит в том, что базе большой библиотеки из стандартных модулей обработки звука и коммутации, а также графических элементов собирается VST или DirectX-плагин. В момент своего появления компонентная база не была такой обширной как сейчас. Огромное внимание было уделено и графической части. В принципе, пользователь мог и сам рисовать ручки, движки, текстуры и т.п.

Недостатки Quantum FX видятся в следующем: набор из стандартных компонентов предусматривает очень тривиальные решения. Например, компрессор вы можете взять самый простой из всех существующих. Ни о каком внедрении внутрь процесса, например, для придания звуку аналоговой окраски, речи быть не может. То же касается и фильтров, и других модулей. То есть, вы можете создать собственный очень простой плагин, каких много.

SynthEdit

Программа SynthEdit начала свою историю с января 2002 года. За основную идею разработчиками была принята цель создания конструктора VST-инструментов. Поскольку самая благодарная отрасль - это сегмент эмуляции аналоговых синтезаторов, то решено было начать с них. Набор компонент SynthEdit включает программную эмуляцию стандартных транзисторных узлов, таких как генераторы звуковых волн различной формы, фильтры и т.п. Из всего этого можно было собрать собственный синтезатор. Причем разработчики стали задумываться над тем, что необходимо использовать как можно большее количество типов синтеза. Стандартными аддитивным (органы, аналоговые синтезаторы типа Hammond) или субтрактивным (синтезаторы Moog) сейчас никого не удивишь. То есть, SynthEdit стала обрастать новыми модулями и компонентами. В результате чего сейчас в этой программе можно создавать не только синтезаторы, но и эффект-процессоры, и даже ритм-машины (все для стандарта VST).

Недостатки у SynthEdit очевидны. Вы никогда не сможете получить полноценную эмуляцию какого-либо реального прототипа, поскольку все структурные элементы стандартны и не имеют "краски". На базе программы создаются так называемые программные синтезаторы "аналогового типа". Плюс ко всему достаточно трудно менять внешний вид получившегося плагина - можно пользоваться только стандартными графическими элементами, предлагаемыми программой. Их база постоянно пополняется, но это не исправляет ситуацию.

SynthMaker

SynthEdit является, пожалуй, самой популярной в сегменте, хотя параллельно с ней развивалась и другая интересная программа-конструктор - SynthMaker. Первое упоминание о ней датируется ноябрем 2002-го года. Она позволяет создавать законченные модули эффектов и инструменты стандарта VST. Разница с SynthEdit состоит в том, что SynthMaker представляет из себя достаточно мощный графический редактор, то есть позволяет самостоятельно рисовать элементы и использовать векторную графику.

Что касается элементной базы в плане звука, то SynthMaker несколько проигрывает, так что нужно выбирать, или вам нужна красивая картинка, или что-то большее в звуке.

К сведению

Я уже не раз сталкивался с тем, что некоторые модули, появляющиеся на рынке, созданы не программным способом, а собраны в конструкторе. В основном это касается freeware инструментов и процессоров эффектов. И, хотя, созданное в SynthEdit, можно узнать невооруженным взглядом (поэтому разработчики и говорят открыто, что модуль создавался в этом конструкторе), то Quantum FX и SynthMaker определить достаточно трудно.

Конструкторы плагинов - выводы

В принципе, основные проблемы современных конструкторов выражены в отсутствии хорошей элементной базы, включающей нестандартные решения. Вместе с тем, не так далеко будущее, когда такие системы достигнут какого-либо идеального уровня, и тогда пользователям нужно будет выбирать между вариантами аналоговых схематик Алана Перлмэна (ARP) или Роберта Муга (Moog). Это может дать новый виток развития в области разработки новых звуков и их сочетаний. Пока же мы имеем очень тривиальные решения.

Итоговый список

Вот тут-то и нужно включить что-либо торжественное из "Шахерезады" Римского-Корсакова. Переходим к итоговому списку…

Рабочие станции:
Steinberg/Pinnacle Nuendo 3
Steinberg/Pinnacle Cubase SX 3
RML Labs SAWStudio 3.9
Sony Pictures Digital Vegas 5

Виртуальные студии и алгоритмические программы:
Propellerhead Software Reason 2.5
Image-Line FL Studio 5
VirSyn TERA 2.0
db Audioware Quantum FX
DelayDots SpectrumWorx

Программы для ремиксинга/ди-джеинга:
Propellerhead Software Reason 2.5
Image-Line FL Studio 5
Ableton Live 4
Sony Pictures Digital ACID 5
Uebershall VLP 120, VCP 120, PLP 120

Звуковые редакторы:
Steinberg/Pinnacle WaveLab 4.0 - 5.0
Sony Sound Forge 7.0
Adobe Audition 1.5

Музыкальные инструменты:
Uebershall VLP 120, VCP 120, PLP 120
IK Multimedia SampleTank
Native Instruments Absynth
Native Instruments B4 Organ
Arturia CS-80V
Arturia Moog Modular V
Arturia Moog Minimoog
Swar Systems SwarShala 2.0
Prosoniq Magenta
Cameleon 5000
VirSyn TERA 2.0

Эффект-процессоры:
Prosoniq Rayverb
IK Multimedia AmpliTube
iZotope Ozone/Trash/Spectron
WaveArts MasterVerb
Prosoniq pi-WARP
db Audioware Quantum FX
DelayDots SpectrumWorx
Kjaerhus Audio GPP-1
qSonic sonicOne 1.3

Программы для работы в 5.1:
Sony Pictures Digital Vegas 5.0
Steinberg/Pinnacle Nuendo 3
Steinberg/Pinnacle Cubase SX3
Steinberg/Pinnacle WaveLab 5
Emersys Maven 3D
MAGIX Samplitude/Sequoia 8

Лучшие программы для мастеринга:
Steinberg WaveLab 4.0/5.0
BBE Sonic Maximizer
iZotope Ozone
WaveArts MasterVerb
Waves L3-Ultramaximizer
Waves L3-Multimaximizer
qSonic sonicOne 1.3

Автотюнеры:
Celemony Software Melodyne 2.0 SE
Antares Auto Tune

Тюнеры:
Marco Gallo Wtune v2.1.0.1

Вспомогательные программы:
Antares Microphone Modeller

Лучшая программа года:
VOCALOID Miriam
Prosoniq Morph, Magenta, RaYverb
Waves IR-360

Обратить внимание на:
Выход Hartmann Neuron VS

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Контрактное производство электроники в России выросло за прошлый год в полтора раза 10 мин.
Micron получит $6,1 млрд госсредств на строительство полупроводниковых заводов в США 13 мин.
Глава Nvidia лично привёз ИИ-ускоритель DGX H200 первому покупателю — им оказался Сэм Альтман 18 мин.
Испарение воды от света уже стало научным шоком, а теперь учёные выяснили, как лучше светить на воду 26 мин.
Seagate: надёжность HAMR HDD ничуть не хуже, чем у PMR-дисков 34 мин.
Xiaomi набрала 75 723 заказа на электромобиль SU7 и к июню намерена выпускать по 10 000 машин в месяц 2 ч.
У Seagate упала квартальная выручка, но компания показала чистую прибыль 2 ч.
Tesla в течение квартала инвестировала в ИИ-инфраструктуру около $1 млрд 2 ч.
Скандал в EKWB разрастается: сотрудники пожаловались на нездоровый климат в компании 3 ч.
Одноплатный компьютер ASRock SBC-262M-WT получил чип Intel Amston Lake и три коннектора M.2 3 ч.