Оригинал материала: https://3dnews.ru/1033470

Обзор видеокарты NVIDIA GeForce RTX 3060: самый доступный RTX

Графический процессор GA106. Технические характеристики, цены. Конструкция. Печатная плата

На данный момент NVIDIA полностью укомплектовала верхушку модельной линейки GeForce 30 устройствами на чипах архитектуры Ampere. По сравнению со своими предшественниками все новые предложения NVIDIA существенно прибавили не только в абсолютных метриках производительности, но и в быстродействии на единицу рекомендованной стоимости. Тем не менее даже GeForce RTX 3060 Ti при официальной цене в $399 (или 39 990 российских рублей) доступен не всем геймерам или попросту обладает избыточными возможностями для тех, кто играет лишь эпизодически и не пользуется требовательными рабочими приложениями. Львиную долю продаж у производителей графических карт составляют устройства по цене ниже $400 — именно этот сегмент рынка стал следующей зоной экспансии для архитектуры Ampere. GeForce RTX 3060 оказался первым решением такого класса в новом поколении ускорителей NVIDIA и вместе с тем — самой дешевой видеокартой, когда-либо выпущенной под маркой RTX.

А пока AMD медлит с релизом аналогичных по быстродействию моделей на чипах Navi второго поколения, у покупателей, которые намерены сменить свои GeForce GTX 1060 и Radeon RX 570/580 на что-то помощнее и при этом сэкономить, не остается иного выбора, кроме GeForce RTX 3060. Главное, чтобы беспрецедентный дефицит компьютерных комплектующих обошел новинку стороной. NVIDIA получит больше компактных GPU, которыми укомплектован RTX 3060, с каждой кремниевой пластины. Кроме того, чипмейкер объявил, что криптомайнерам в данном случае ловить совершенно нечего: хешрейт RTX 3060 будет искусственно ограничен на уровне согласования между BIOS и драйвером. Помогли ли эти меры насытить спрос на видеокарту (а в данной ценовой категории он особенно велик), мы сможем узнать в первые дни после публикации обзора — продажи RTX 3060 стартуют уже сегодня. А пока выясним, что именно новинка сможет предложить геймерам (и экономным профессионалам) за свою стоимость.

#Графический процессор NVIDIA GA106

NVIDIA по традиции выстраивает модельный ряд высокопроизводительных графических ускорителей вокруг GPU трех категорий под номерами 102, 104 и 106 с префиксом соответствующего поколения. На основе GA102 и GA104 уже появились на свет четыре устройства серии GeForce 30, а теперь эстафету должен перехватить процессор GA106. По функциям рендеринга и конфигурации основного строительного блока архитектуры NVIDIA — потокового мультипроцессора (SM) — младший GPU ничем не отличается от флагманских чипов. Читатели могут освежить память о том, что представляет собой Ampere и какими достоинствами он обладает по сравнению с предшествующей логикой Turing, в нашем обстоятельном обзоре. А для того, чтобы получить кремний, соответствующий ценовой категории GeForce RTX 3060, NVIDIA всего лишь изменила количественные показатели. Так, GA106 располагает 30 SM, в то время как у полностью функциональных кристаллов GA104 и GA102 этих блоков 48 и 84 штуки соответственно.

Прямым аналогом GA106 в семействе Turing является, разумеется, чип TU106, лежащий в основе GeForce RTX 2060, RTX 2060 SUPER и RTX 2070, но если GA104 и GA102 как минимум не уступают своим предкам по числу SM, то GA106 представляет собой шаг в обратном направлении: TU106 располагает в общей сложности 36 SM, а у GA106 их всего лишь 30. Как следствие, и объем кеша второго уровня можно было смело сократить с 4 до 3 Мбайт. Но сравнительно небольшое количество SM с лихвой компенсирует удвоенный объем вещественночисленных ALU стандартной точности внутри каждого из них. Это характерная черта Ampere, которая еще не гарантирует удвоенного быстродействия в любых ситуациях, кроме изолированных синтетических бенчмарков, но есть приложения, которые хорошо ложатся на подобную архитектуру (включая игры с рейтрейсингом), не говоря уже о массе прочих оптимизаций, свойственных Ampere. Количество блоков растеризации в составе GA106 также, на первый взгляд, невелико — всего лишь 48 штук против 64 у TU106, но и это нельзя считать компромиссным решением со стороны NVIDIA. Просто массив ROP теперь независим от контроллеров оперативной памяти и обеспечивает именно такой пиксельный филлрейт, который соответствует пропускной способности растеризаторов, — не больше и не меньше (ROP у TU106 как раз были в избытке).

Бросается в глаза то, что конфигурация чипа GA106 существенно уступает TU106 по другому важному параметру: в то время как TU106 сообщается с оперативной памятью широкой 256-битной шиной, у GA106 она 192-битная, что в предыдущем поколении было прерогативой младшей ветки Turing (видеокарты серии GeForce 16) и максимально урезанной разновидности TU106, которая используется в GeForce RTX 2060.

ПроизводительNVIDIA
Название TU106 GA106 GA104 GA102
Где используется

GeForce RTX 2060;

GeForce RTX 2060 SUPER;

GeForce RTX 2070

GeForce RTX 3060

GeForce RTX 3060 Ti;

GeForce RTX 3070

GeForce RTX 3080;

GeForce RTX 3090

Микроархитектура Turing Ampere Ampere Ampere
Техпроцесс, нм 12 нм FFN 8 нм (8N) 8 нм (8N) 8 нм (8N)
Число транзисторов, млн 10 800 12 000 17 400 28 300
Площадь чипа, мм2 445 276 392,5 628
Число SM/TPC/GPC
Streaming Multiprocessors (SM) 36 30 48 84
Thread Processing Clusters (TPC) 18 15 24 42
Graphics Processing Clusters (GPC) 3 3 6 7
Конфигурация потокового мультипроцессора (SM)
CUDA-ядра FP16 Нет Нет Нет Нет
CUDA-ядра FP32 4 × 16 4 × 32 4 × 32 4 × 32
CUDA-ядра FP64 2 2 2 2
CUDA-ядра INT32 4 × 16 4 × 16 4 × 16 4 × 16
ALU специального назначения (SFU) 4 × 4 4 × 4 4 × 4 4 × 4
Тензорные ядра 4 × 2 4 × 1 4 × 1 4 × 1
RT-ядра 1 1 1 1
Блоки наложения текстур (TMU) 4 4 4 4
Объем регистрового файла, Кбайт 256 256 256 256
Объем кеша L1, Кбайт 32/64 из 96 (общий с разделяемой памятью) До 64 из 128 (общий с разделяемой памятью) До 64 из 128 (общий с разделяемой памятью) До 64 из 128 (общий с разделяемой памятью)
Объем разделяемой памяти, Кбайт 32/64 из 96 (общий с кешем L1) До 100 из 128 (общий с кешем L1) До 100 из 128 (общий с кешем L1) До 100 из 128 (общий с кешем L1)
Программируемые вычислительные блоки GPU
CUDA-ядра FP16 Нет Нет Нет Нет
CUDA-ядра FP32 2 304 3 840 6 144 10 752
CUDA-ядра FP64 72 60 96 168
CUDA-ядра INT32 2 304 1 920 3 072 5 376
ALU специального назначения (SFU) 576 480 768 1 344
Тензорные ядра 288 240 192 336
RT-ядра 36 30 48 84
Блоки GPU фиксированной функциональности
Блоки наложения текстур (TMU) 144 120 192 336
Блоки операций растеризации (ROP) 64 48 96 112
Конфигурация памяти
Объем кеша L2, Кбайт 4 096 3 072 4 096 6 144
Разрядность шины RAM, бит 256 192 256 384
Тип микросхем RAM GDDR6 SGRAM GDDR6 SGRAM GDDR6 / (GDDR6X?) SGRAM GDDR6/GDDR6X SGRAM
Интерфейс NVLINK Нет Нет Нет 4 × NVLink 3.0 x4
Интерфейс PCI Express 3.0 x16 4.0 x16 4.0 x16 4.0 x16

Как бы то ни было, резко увеличенное количество шейдерных ALU в кристалле GA106 отразилось на компонентном бюджете процессора: он составляет 12 млрд транзисторов, что на 1,1 млрд превышает данные TU106. Но благодаря высокой плотности самсунговского техпроцесса 8 нм кристалл GA106 получился весьма компактным: его площадь составляет всего 276 мм2.

#Технические характеристики, цены

Графический процессор GA106 на плате GeForce RTX 3060 урезан по числу активных вычислительных блоков. 2 из 30 SM на кристалле были отключены — в первую очередь для того, чтобы создать резерв на случай дефектов фотолитографии, но дистанция по характеристикам и быстродействию между RTX 3060 и RTX 3060 Ti достаточно велика (около 27 % в пропускной способности операций FP32), чтобы NVIDIA при необходимости смогла выпустить усиленную версию видеокарты в ответ на будущие действия AMD. А в существующем виде RTX 3060 почти вдвое превосходит своего непосредственного предшественника — RTX 2060 — по теоретической скорости вещественночисленных шейдерных расчетов. Но если принять во внимание тот факт, что дополнительные FP32-совместимые ALU внутри каждого SM архитектуры Ampere конкурируют за такты планировщика с веткой целочисленных блоков, можно считать GeForce RTX 3060 обновленной разновидностью RTX 2060, которая напоминает ускоритель прошлого поколения конфигурацией основных параметров, но сулит повышенное быстродействие за счет архитектурных усовершенствований. По официальным оценкам, RTX 3060 развивает на 30 % более высокую частоту смены кадров в играх, чем RTX 2060, и приблизительно соответствует базовой версии RTX 2070. Не удивительно, что на шкале потребляемой мощности RTX 3060 стоит ближе всего именно к RTX 2070 (170 Вт у первого и 175 у второго): самсунговский техпроцесс 8 нм, который NVIDIA использует для производства чипов Ampere потребительской категории, сам по себе не дал крупного прироста энергоэффективности, а у сравнительно небольших GPU мощность хуже масштабируется вместе с количеством основных вычислительных блоков.

ПроизводительNVIDIA
Модель GeForce RTX 2060 GeForce RTX 2060 SUPER GeForce RTX 2070 GeForce RTX 3060 GeForce RTX 3060 Ti
Графический процессор
Название TU106 TU106 TU106 GA106 GA104
Микроархитектура Turing Turing Turing Ampere Ampere
Техпроцесс 12 нм FFN 12 нм FFN 12 нм FFN 8 нм (8N) 8 нм (8N)
Число транзисторов, млн 10 800 10 800 10 800 12 000 17 400
Тактовая частота, МГц: Base Clock / Boost Clock 1 365/1 680 1 470/1 650 1 410/1 620 (Founders Edition: 1 410/1 710) 1 320/1 777 1 410/1 665
Шейдерные ALU FP32 1 920 2 176 2 304 3 584 4 864
Блоки наложения текстур (TMU) 120 136 144 112 152
Блоки операций растеризации (ROP) 48 64 64 48 80
Тензорные ядра 240 272 288 112 152
RT-ядра 30 34 36 28 38
Оперативная память
Разрядность шины, бит 192 256 256 192 256
Тип микросхем GDDR6 SGRAM GDDR6 SGRAM GDDR6 SGRAM GDDR6 SGRAM GDDR6 SGRAM
Тактовая частота, МГц (пропускная способность на контакт, Мбит/с) 1 750 (14 000) 1 750 (14 000) 1 750 (14 000) 1 875 (15 000) 1 750 (14 000)
Объем, Мбайт 6 144 8 192 8 192 12 288 8 192
Шина ввода/вывода PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 3.0 x16 PCI Express 4.0 x16 PCI Express 4.0 x16
Производительность
Пиковая производительность FP32, GFLOPS (из расчета максимальной указанной частоты) 6 451 7 181 7 465/7 880 (Founders Edition) 12 738 16 197
Производительность FP64/FP32 1/32 1/32 1/32 1/32 1/32
Производительность FP16/FP32 2/1 2/1 2/1 1/1 1/1
Пропускная способность оперативной памяти, Гбайт/с 336 448 448 360 448
Вывод изображения
Интерфейсы вывода изображения DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DL DVI-D, DisplayPort 1.4a, HDMI 2.0b DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1 DisplayPort 1.4a, HDMI 2.1
TBP/TDP, Вт 160 175 175/185 (Founders Edition) 170 200
Розничная цена (США, без налога), $ 349 (рекоменд. в момент выхода) 399 (рекоменд. в момент выхода) 499 (рекоменд.)/ 599 (Founders Edition) — в момент выхода 329 (рекоменд. в момент выхода) 399 (рекоменд. в момент выхода)
Розничная цена (Россия), руб. 31 990 (Founders Edition, в момент выхода) 32 990 (рекоменд. в момент выхода) 47 990 (Founders Edition в момент выхода) 32 990 (рекоменд. в момент выхода) 39 990 (рекоменд. в момент выхода)

Несмотря на то, что вычислительный потенциал GPU на плате RTX 3060 существенно увеличился по сравнению с устройствами прошлого поколения, скорость шины памяти, обслуживающей чип, пошла на убыль. В референсных спецификациях фигурирует пропускная способность 15 Гбит/с на контакт шины, но в силу того, что сама шина 192-битная, совокупная ПСП интерфейса ограничена 360 Гбайт/с, в то время как у GeForce RTX 3070 она достигает 448 Гбайт/с. Трудно сказать, насколько это обстоятельство сдерживает производительность GPU, но цифры 15 Гбит/с говорят о том, что чипы GDDR6 в данном случае не работают в полную силу (такого номинала не бывает) и наверняка без труда разгоняются до 16 Гбит/с и больше.

В чем GeForce RTX 3060 не испытывает недостатка, так это в объеме VRAM — 12 Гбайт. Это выглядит избыточно для RTX 3060 — видеокарты, которая явно не претендует на игры при разрешении выше 1440p, но при 192-битной шине памяти выбор невелик: либо ограничиться таким объемом, который даже не позволит выставит максимальные настройки графики в некоторых тайтлах, либо оставить крупный запас VRAM на будущее. Как бы то ни было, ирония ситуации очевидна: теперь GeForce RTX 3060 располагает большим объемом оперативной памяти, чем любая другая модель в линейке GeForce 30, за исключением RTX 3090. Существует и 6-гигабайтная версия RTX 3060. Пока она зарезервирована для мобильных компьютеров, но, по неофициальным данным, имеет все шансы появиться и в десктопах.

Именно для 12-гигабайтных разновидностей указаны рекомендованные цены GeForce RTX 3060: $329 или 32 990 руб. При условии, что дефицит железа обойдет RTX 3060 стороной, NVIDIA только что выпустила самую дешевую видеокарту под маркой RTX и вместе с тем самый дешевый ускоритель с функцией аппаратной трассировки лучей в принципе, поскольку единственным соперником RTX 3060 в красном углу ринга является Radeon RX 5700 XT, лишенный таких возможностей. Более того, рыночная ниша от $300 до $350 сейчас фактически свободна от конкуренции, ведь пресловутый дефицит добрался и до видеокарт прошлого поколения (тот же Radeon RX 5700 XT сейчас невозможно купить за сколь-либо приемлемую сумму).

В отличие от старших моделей на чипах Ampere, GeForce RTX 3060 не удостоился позиции в ряду фирменных устройств NVIDIA Founders Edition. Новинка будет представлена на рынке только партнерскими версиями, среди которых выбор для обзора пал на ускоритель Palit Dual OC.

#Palit GeForce RTX 3060 Dual OC: конструкция

Большинство видеокарт в наше время изначально разогнаны производителем, и продукт Palit не является исключением. Референсные спецификации предписывают графическому процессору RTX 3060 тактовую частоту в играх на уровне 1777 МГц, но Palit Dual OC ориентируется на 1837 МГц и, как мы успеем убедиться, обладает повышенным энергопотреблением. Однако с TBP на уровне 170 Вт или немногим больше должна легко справиться конструкция, созданная для заведомо более горячего устройства. Под маркой Dual OC компания Palit использовала одну и ту же систему охлаждения для GeForce RTX 3060 Ti и RTX 3060, а TBP у RTX 3060 Ti — это уже 200 Вт.

Знакомый нам кулер обслуживают два вентилятора с диаметром крыльчатки 85 мм, а укороченная PCB позволила организовать сквозной продув половины радиатора через прорези бэкплейта — все как у «взрослых» ускорителей RTX 3080 и RTX 3090, только в меньшем масштабе. Dual OC — экономичная серия, поэтому кожух системы охлаждения здесь изготовлен целиком из пластика, включая и бэкплейт. Зато есть светодиодная подсветка.

Графический процессор, микросхемы оперативной памяти GDDR6 и силовые каскады регулятора напряжения Palit GeForce RTX 3060 Dual OC отдают тепло простому низкопрофильному радиатору с тремя тепловыми трубками. Эта система охлаждения, как и большинство конструкций открытого типа, не способна самостоятельно извлекать нагретый воздух из корпуса компьютера, но при таком энергопотреблении, как у RTX 3060, проблема вентиляции не стоит настолько остро, как в случае GeForce RTX 3080 и RTX 3090.

#Palit GeForce RTX 3060 Dual OC: печатная плата

В силу того, что GeForce RTX 3060 комплектуется более компактным графическим процессором по сравнению со старшими моделями 30-го семейства, требования к питанию GPU снижаются. Однако чип GA106 и старший GA104 являются взаимозаменяемыми по разводке контактов судя по тому, что Palit GeForce RTX 3060 Dual OC собрана на точно такой же печатной плате, как Palit RTX 3060 Ti из серии Dual OC. Производителю было достаточно удалить компоненты одной из фаз регулятора напряжения GPU, чтобы осталось семь из десяти штук, на которые рассчитана PCB. Фазы укомплектованы силовыми каскадами ON Semiconductor NCP302045 с номинальным током 45 А под управлением ШИМ-контроллера uPI UP9512R. Питание микросхем VRAM осталось двухфазным. Другие признаки, к примеру конденсаторы сквозного монтажа на входе и выходе VRM, также говорят о том, что перед нами экономверсия печатной платы для GeForce RTX 3060.

Методика тестирования. Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон. Игровые тесты (1920 × 1080)

#Тестовый стенд, методика тестирования

Тестовый стенд
CPU Intel Core i9-9900K (4,9 ГГц, 4,8 ГГц в AVX, фиксированная частота)
Материнская плата ASUS MAXIMUS XI APEX
Оперативная память G.Skill Trident Z RGB F4-3200C14D-16GTZR, 2 × 8 Гбайт (3200 МГц, CL14)
ПЗУ Intel SSD 760p, 1024 Гбайт
Блок питания Corsair AX1200i, 1200 Вт
Система охлаждения CPU Corsair Hydro Series H115i
Корпус CoolerMaster Test Bench V1.0
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для GPU AMD
Все видеокарты AMD Radeon Software Adrenalin 2020 Edition 20.2.2
ПО для GPU NVIDIA
Все видеокарты NVIDIA GeForce Game Ready Driver 461.64
Игры без трассировки лучей
Игра API Метод тестирования Настройки графики Полноэкранное сглаживание
Assassin's Creed Valhalla DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA High
Cyberpunk 2077 DirectX 12 OCAT, скриптовая сцена после пролога Макс. качество графики TAA
Borderlands 3 DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA
Control DirectX 12 OCAT Макс. качество графики TAA
DOOM Eternal Vulkan OCAT, начало миссии Mars Core Макс. качество графики TAA
Metro Exodus DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики. Shading Rate 100% TAA
Red Dead Redemption 2 Vulkan Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA High
Total War: THREE KINGDOMS DirectX 12 Встроенный бенчмарк (Battle Benchmark) Макс. качество графики TAA
Watch Dogs: Legion DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA
Игры с трассировкой лучей
Игра API Метод тестирования Настройки графики Полноэкранное сглаживание/масштабирование
Control DirectX 12 OCAT Макс. качество графики. Ray Tracing Preset: High TAA/DLSS 2.0 (Quality)
Cyberpunk 2077 DirectX 12 OCAT, скриптовая сцена после пролога Макс. качество графики TAA/DLSS 2.0 (Quality)
Metro Exodus DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики. Shading Rate 100%. Ray Trace: Ultra TAA/DLSS 1.0
Minecraft with RTX Beta DirectX 12 OCAT, бенчмарк в мире Portal Pioneers Макс. дальность рендеринга MSAA 4x/DLSS 2.0
Quake II RTX Vulkan (расширения VK_KHR) Timedemo, demo1.dm2 Макс. качество графики TAA
Watch Dogs: Legion DirectX 12 Встроенный бенчмарк Макс. качество графики TAA/DLSS 2.0 (Quality)

В большинстве тестовых игр показатели средней и минимальной кадровых частот выводятся из массива времени рендеринга индивидуальных кадров, который записывает встроенный бенчмарк (или утилита OCAT, если бенчмарка нет).

Средняя частота смены кадров на диаграммах является величиной, обратной среднему времени кадра. Для оценки минимальной кадровой частоты вычисляется количество кадров, сформированных в каждую секунду теста. Из этого массива чисел берется значение, соответствующее 1-му процентилю распределения. Red Dead Redemption 2 является исключением: ее встроенный бенчмарк самостоятельно регистрирует 1-й процентиль времени рендеринга кадра, из которого выводится соответствующая кадровая частота. В Assassin’s Creed Valhalla мы вынуждены ориентироваться на минимальный фреймрейт по данным интегрированного бенчмарка.

Вычисления общего назначения, кодирование/декодирование видео
Приложение Настройки API
AMD NVIDIA AMD NVIDIA
Adobe Premiere Pro CC 2020 PugetBench for Premiere Pro 0.88 GPU Effects: живое воспроизведение (ProRes 422, 4K@59,94 FPS) OpenCL CUDA
GPU Effects: экспорт в H.264 40 Мбит/с и ProRes 422HQ (4K@59,94 FPS)
Blender 2.9 Демо Class Room с сайта Blender Foundation Рендерер Cycles. Feature Set: Supported. Размер тайла: 256 × 256 OpenCL CUDA/OptX
Демо Nissan GTR от AMD Рендерер AMD Radeon ProRender 3.0 OpenCL + Vulkan
DXVA Checker 4.1.2, Decode Benchmark H.264 (Microsoft H264 Video Decoder) 1920 × 1080 (High Profile, L4.1); 3840 × 2160 (High Profile, L5.1) D3D11VA
H.265 (Microsoft HEVC Video Extensions) 1920 × 1080 (Main Profile, L4.0); 3840 × 2160 (Main Profile, L5.0); 7680 × 4320 (Main Profile, L6.0)
VP9 (Microsoft VP9 Video Extensions) 1920 × 1080; 3840 × 2160; 7680 × 4320
AV1 (Microsoft AV1 Video Extension)
FFmpeg 4.2.1, кодирование H.264 1920 × 1080 -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 4.1 -refs 1 -b:v 3M AMF NVENC
3840 × 2160 -c:v h264_amf -quality speed -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M -c:v h264_nvenc -preset fast -coder cabac -level 5.1 -refs 1 -b:v 7.5M
FFmpeg 4.2.1, кодирование H.265 1920 × 1080 -c:v hevc_amf -quality speed -level 4 -b:v 3M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 4 -b:v 3M
3840 × 2160 -c:v hevc_amf -quality speed -level 5 -b:v 7.5M -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 5 -b:v 7.5M
7680 × 4320 Н/Д -c:v hevc_nvenc -preset fast -level 6 -refs 1 -b:v 20M
REDCINE-X PRO Декодирование файлов RED R3D с разрешением 4К, 6К и 8К OpenCL CUDA

Мощность видеокарт регистрируется отдельно от CPU и прочих компонентов ПК с помощью устройства NVIDIA PCAT. В качестве тестовой нагрузки для тестов мощности и уровня шума используется игра Crysis 3 при разрешении 3840 × 2160 без полноэкранного сглаживания и максимальных параметрах качества графики, а также стресс-тест FurMark с наиболее агрессивными настройками (разрешение 3840 × 2160, MSAA 8x). Замеры всех параметров выполняются после прогрева видеокарты, когда температура GPU и тактовые частоты стабилизируются.

#Участники тестирования

В тестировании производительности приняли участие следующие видеокарты:

Прим. В скобках после названий видеокарт указаны базовая и boost-частота согласно спецификациям каждого устройства. Видеокарты с заводским разгоном приведены в соответствие с референсными параметрами (или приближены к последним) при условии, что это можно сделать без ручной правки кривой тактовых частот. В противном случае (ускорители серии NVIDIA GeForce 16, а также GeForce RTX 2070/2080/2080 Ti Founders Edition) используются настройки производителя.

#Тактовые частоты, энергопотребление, температура, уровень шума и разгон

Поскольку для GeForce RTX 3060 не предусмотрена модификация Founders Edition, в бенчмарках новинку будет представлять партнерская видеокарта, изготовленная Palit. А современные видеокарты в большинстве своем хотя бы ненамного, но разогнаны. Графический процессор на плате Palit рассчитан на частоту Boost Clock в 1837 МГц по сравнению с эталонным значением 1777 МГц. Более важно, что и по энергопотреблению в играх ускоритель на 11 Вт превосходит референс (182 Вт в абсолютных значениях), а значит, это точно не бумажный разгон. Но разница невелика, так что мы согласны закрыть глаза на небольшой допинг, полученный GeForce RTX 3060 перед тестовой гонкой. Замеры показывают, что чип GA106 тактуется в привычном диапазоне для старших процессоров NVIDIA, изготовленных по норме 8 нм: под нагрузкой Crysis 3 частота GPU колеблется в районе 1938 МГц.

Простая на вид система охлаждения Palit Dual OC легко справляется с относительно небольшим тепловыделением GeForce RTX 3060. Кривая скорости вращения вентиляторов такова, что приоритетом для автоматики является температура компонентов, и GPU не прогревается выше 68 °C. Но в результате система охлаждения Palit Dual OC и работает громче, чем могла бы. Причина, скорее всего, в том, что кулер обслуживает не только GPU, но и микросхемы памяти, которые всегда охлаждаются хуже (API NVIDIA, к сожалению, не дает доступа к их температурным датчикам).

Рабочие параметры под нагрузкой (Crysis 3)
Видеокарта Настройки Тактовая частота GPU, МГц Напряжение питания GPU, В Частота вращения вентиляторов, об/мин (% от макс.) Частота вращения вентиляторов 2, об/мин (% от макс.)
Средн. Макс. Средн. Макс. Средн. Средн.
Palit GeForce RTX 3060 Dual OC (1320/1837 МГц, 15 Гбит/с, 12 Гбайт) 1938 1957 1,04 1,08 1730 (47%) 1730 (47%)
Palit GeForce RTX 3060 Dual OC (+200 МГц, 17 Гбит/с, 12 Гбайт) +5% мощности 2128 2152 1,04 1,08 1870 (52%) 1870 (52%)
NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti FE (1410/1665 МГц, 14 Гбит/с, 8 Гбайт) 1867 1905 0,98 1,01 1619 (46%) 1619 (46%)
NVIDIA GeForce RTX 3070 FE (1500/1730 МГц, 14 Гбит/с, 8 Гбайт) 1919 1935 1,00 1,01 1767 (50%) 1766 (50%)
NVIDIA GeForce RTX 2060 FE (1365/1680 МГц, 14 Гбит/с, 6 Гбайт) 1833 1860 0,99 1,01 1692 (46%) 1692 (46%)
NVIDIA GeForce RTX 2070 FE (1410/1710 МГц, 14 Гбит/с, 8 Гбайт) 1812 1845 0,98 1,00 1999 (54%) 1999 (54%)
NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti FE (1480/1582 МГц, 11000 Мбит/с, 11 Гбайт) 1735 1810 0,96 1,01 2377 (50%) Н/Д
AMD Radeon RX 5700 XT (1605/1905 МГц, 14 Гбит/с, 8 Гбайт) Термопаста ARCTIC MX-2 вместо графитовой прокладки 1795 1819 1,07 1,18 2102 (43%) Н/Д
AMD Radeon RX 6800 (1700/2105 МГц, 16 Гбит/с, 16 Гбайт) 2076 2198 Н/Д Н/Д 1603 (48%) Н/Д

Прим. Измерение всех параметров выполняется после прогрева GPU и стабилизации тактовых частот.

Несмотря на то, что графический процессор Palit Dual OC изначально разогнан, у него еще остался резерв для пользовательского оверклокинга. BIOS позволил увеличить потребляемую мощностью на 5 % (или еще 10 Вт), а расчетную тактовую частоту в играх (Boost Clock) нам удалось поднять на 200 МГц, да и реальные показатели не слишком разошлись с целью разгона: в тесте Crysis 3 GPU стабилизировался на уровне 2128 МГц, что на 190 МГц превышает результат со штатными настройками. Оперативная память GeForce RTX 3060 тоже не подкачала: чипы сохраняют стабильность при пропускной способности 17 Гбит/с вместо стандартных 15 Гбит/с. Что особенно приятно, в результате оверклокинга не так уж сильно пострадали характеристики системы охлаждения: температура ядра осталась прежней, а уровень шума, разумеется, возрос, но остался в приемлемых границах по соседству с Radeon RX 6800 и GeForce RTX 2070 Founders Edition.

Если учесть, что видеокарта Palit Dual OC изначально работает на повышенных частотах, дальнейший пользовательский разгон определенно удался. Осталось убедиться, что он проявит себя в тестах производительности.

#Игровые тесты (1920 × 1080)

По результатам первых же бенчмарков видно, что новый GeForce RTX 3060 действительно является полным аналогом RTX 2070. О превосходстве в 30 % FPS над RTX 2060, как обещала NVIDIA, речи еще не идет, но в более высоких разрешениях новинка будет приближаться к этому показателю, когда вступят в силу ограничения старой модели по объему и пропускной способности VRAM.

Коль скоро RTX 3060 и RTX 2070 обладают равным быстродействием, не удивительно, что Radeon RX 5700 XT и GeForce GTX 1080 Ti могут предложить в среднем лишь на 5 и 3 % больше FPS соответственно (при совсем ином энергопотреблении). А если взять для сравнения одну из популярных видеокарт позапрошлого поколения — GeForce GTX 1080, новинка превосходит ее на 25 % FPS.

Но когда на горизонте появляются более мощные ускорители современной архитектуры, сразу видна разница между чипами Ampere двух разных эшелонов: GeForce RTX 3060 Ti увеличивает быстродействие на 28 %, а RTX 3070 — сразу на 47 % FPS. Не говоря уже о Radeon RX 6800, который ушел вперед на 58 % среднего фреймрейта.

Игровые тесты (2560 × 1440, 3840 × 2160)

#Игровые тесты (2560 × 1440)

Переход к разрешению 1440p не повлиял на соотношение между GeForce RTX 3060 и GeForce RTX 2070: с точки зрения игрового быстродействия это по-прежнему эквивалентные устройства. Недалеко ушел и GeForce GTX 1080 Ti вместе с Radeon RX 5700 XT: оба превосходят новинку всего на 2 % усредненного фреймрейта.

Однако повышенная нагрузка заострила различия между изначально неравноценными видеокартами: преимущество RTX 3060 перед базовой модификацией RTX 2060 составляет 22 % FPS, а перед GTX 1080 — все 30 %. С другой стороны, и более мощные современные ускорители набирают обороты по мере роста экранного разрешения: GeForce RTX 3060 Ti даст на 29 % больше FPS, а RTX 3070 и Radeon RX 6800 — целых 51 и 61 % соответственно.

#Игровые тесты (3840 × 2160)

GeForce RTX 3060 явно не рассчитан на игры при разрешении 4К с максимальными настройками качества графики. Единственным тайтлом, в котором средний фреймрейт перевалил через отметку 60 FPS, является DOOM Eternal. В остальных играх, за исключением Assassin's Creed Valhalla, RTX 3060 не достиг и 30 кадров в секунду.

Тем не менее тестирование GeForce RTX 3060 в 4К не лишено смысла, поскольку в этом режиме быстродействия центрального процессора в нашем стенде заведомо достаточно, чтобы раскачать все сравниваемые GPU. В таких условиях RTX 3060 по-прежнему стоит на одном уровне с GeForce RTX 2070, GTX 1080 Ti и Radeon RX 5700 XT, но позиции новинки в ее ближайшем окружении укрепились на несколько процентов: ей удалось опередить RTX 2070 и RX 5700 XT на 2-3 % среднего фреймрейта и полностью сравняться с GTX 1080 Ti.

Среди участников тестирования базовая версия GeForce GTX 1080 меньше всего приспособлена к современным играм в 4К: RTX 3060 может предложить еще 38 % среднего FPS. Однако точно так же сам GeForce RTX 3060 выглядит по сравнению со старшими моделями 30-й серии и Radeon RX 6800. GeForce RTX 3060 версии Ti увеличивает фреймрейт на 30, RTX 3070 — на 53, а RX 6800 — на 61 % FPS. В отличие от RTX 3060, два последних ускорителя уже позволяют запускать игры в 4К с более-менее приемлемой частотой смены кадров.

Сравнивать GeForce RTX 3060 с базовой версией RTX 2060 в 4К не вполне честно. Если при разрешении 1440p 6 Гбайт локальной памяти более-менее хватает, в 2160p — уже нет, и в результате разница между RTX 2060 и RTX 3060 мгновенно увеличивается до 38 % FPS.

Игровые тесты в разгоне. Игровые тесты с трассировкой лучей

#Игровые тесты в разгоне

Оверклокинг модификации GeForce RTX 3060 от Palit не разочаровал. Подъем расчетной тактовой частоты GPU на 200 МГц с одновременным разгоном оперативной памяти выразился в приросте среднего игрового фреймрейта на 8 %. А если бы Palit Dual OC изначально работала на частотах, близких к референсным, то получилось бы еще больше. Этого еще недостаточно для того, чтобы целиком покрыть дистанцию между GeForce RTX 3060 и RTX 3060 Ti, но все же она сократилась с 30 до 20 % среднего фреймрейта.

#Игровые тесты с трассировкой лучей

В играх с рейтрейсингом GeForce RTX 3060 ограничен разрешением 1080p, если не пользоваться масштабированием изображения при помощи DLSS. Да и то, скорее всего, придется жертвовать качеством графики, чтобы удержать комфортную частоту смены кадров. Только в Quake II RTX и Minecraft фреймрейт равен 60 FPS или приближается к этой отметке. При разрешении 1440p без DLSS можно рассчитывать лишь на 30 FPS, и это в лучшем случае, а рейтрейсинг в 4К новинке тем более не по зубам. Тем не менее архитектуре Ampere трассировка лучей дается явно легче по сравнению с чипами Turing. Так, в актуальных для RTX 3060 разрешениях 1080p и 1440p новинка на 6–8 % превосходит по быстродействию GeForce RTX 2070, а преимущество перед базовой версией RTX 2060 достигло внушительных 30–39 % FPS.

Старшие модели NVIDIA 30-й серии намного лучше приспособлены к подобной нагрузке, чем RTX 3060, но в силу того, что их объединяет общая архитектура, преимущество RTX 3060 Ti и RTX 3070 примерно таково, как в играх без рейтрейсинга: первый набрал 31–32 % дополнительных FPS, второй — 50–55 %.

Если пустить в дело DLSS, положение GeForce RTX 3060 в корне меняется. Да, по-прежнему не во всех играх фреймрейт достигает уверенных 60 FPS даже при разрешении 1080p, но в качестве младшей модели актуальной серии видеокарт NVIDIA RTX 3060 справился со своей задачей лучше, чем его непосредственный предшественник — RTX 2060: разница в быстродействии между ними составляет 28–31 % FPS в режимах 1080p и 1440p.

Radeon RX 6800 — особый случай. Специализированная логика для рейтрейсинга в чипах AMD пока уступает тому, что сделала NVIDIA, и в результате RX 6800 лишь на 6–8 % превосходит по среднему фреймрейту GeForce RTX 3060 при разрешении 1080p и 1440p. Такой плачевный результат для RX 6800 связан с тем, как трудно чипу Navi 21 пришлось в полностью трассированных бенчмарках Quake II RTX и Minecraft. Если исключить их из сравнения, «красный» ускоритель в среднем уже на 18 % опережает GeForce RTX 3060, чего, впрочем, по-прежнему совершенно недостаточно в свете разницы по цене между RTX 3060 и RX 6800. А главное, при помощи DLSS даже в самом качественном режиме RTX 3060 просто-напросто опережает более дорогостоящий Radeon RX 6800, лишенный аналогичных инструментов апскейлинга.

Тесты в рабочих приложениях. Кодирование/декодирование видео. Таблицы результатов. Выводы

#Тесты в рабочих приложениях

Как стало очевидно из тестов старших моделей NVIDIA 30-й серии в сравнении с продуктами AMD на чипах Navi, «красные» и «зеленые» GPU поменялись местами в приложениях для профессиональной визуализации: теперь именно кремний NVIDIA с удвоенным массивом FP32-совместимых шейдерных ALU работает в полную силу только под расчетной нагрузкой (разновидностью которой также является игровой рейтрейсинг). Значит ли это, что из GeForce RTX 3060 получится неплохой ускоритель для бюджетных рабочих станций?

Судя по быстродействию в задачах, которые прямо упираются в гигафлопсы шейдерного массива (например, рендеринг в Blender Cycles без помощи RT-ядер), разница между базовой версией RTX 3060 и RTX 3060 Ti, не говоря уже о RTX 3070, весьма велика. Но если подключить к делу логику аппаратной трассировки, дистанция резко сокращается, а младшие видеокарты 20-го семейства не выдерживают конкуренции с RTX 3060. Новинка неплохо проявляет себя и в работе с движком ProRender, хотя в таком случае чипы Ampere и Turing, в отличие от AMD Navi 21, не в состоянии задействовать RT-блоки.

Видеокарты NVIDIA по-прежнему лучше всего подходят для разгрузки CPU при монтаже видео в Premiere Pro. Если использовать proxy с разрешением 1/2, производительности GeForce RTX 3060 более чем достаточно для воспроизведения 4К-проектов с фреймрейтом 60 FPS — или 30 FPS в полном разрешении. А вот на времени рендеринга RTX 3060 сказывается то, что GA106 — это все-таки GPU третьего эшелона в линейке Ampere. Здесь новинка ненамного превосходит GeForce RTX 2060 и уступает RTX 2070.

Быстродействия GeForce RTX 3060 за глаза хватает для декодирования и дебайеринга видео в формате RED R3D с привлечением тензорных ядер графического процессора: старшие модели 30-й серии здесь уже не дают ощутимого прироста быстродействия.

#Кодирование/декодирование видео

Процессор GA106 содержит точно такую же комбинацию декодера и кодировщика распространенных форматов сжатия видео, как чипы Ampere верхних эшелонов. Как следствие, GeForce RTX 3060 столь же эффективно выполняет распаковку HEVC, VP9 и нового стандарта AV1 при разрешении вплоть до 8К с кадровой частотой выше сотни FPS.

Кроме того, ускорители на чипах Ampere развивают непревзойденную скорость кодирования видео в формате H.264 и HEVC и достигают фреймрейта 60 FPS при разрешении 8К.

#Производительность на ватт

В GeForce RTX 3060 не используется полностью разблокированный графический процессор, что само по себе отрицательно влияет на отношение производительности к потребляемой мощности. Кроме того, видеокарта Palit Dual OC, на примере которой мы изучаем новый продукт NVIDIA, имеет заводской разгон. И наконец, чем меньше по размеру GPU в рамках одной и той же архитектуры и техпроцесса, тем большая доля транзисторного бюджета приходится на блоки, не поддающиеся масштабированию. В силу перечисленных причин GeForce RTX 3060 не отличается выдающейся энергоэффективностью на фоне среднебюджетных ускорителей прошлого поколения: по FPS на ватт мощности он лишь на 3 и 8 % соответственно опережает GeForce RTX 2070 и RTX 2060. Однако заметим, что расчеты выполнены на основе игровых бенчмарков при разрешении 1440p без трассировки лучей. Когда задействован рейтрейсинг, удельная производительность чипов Ampere возрастает.

Старшие модели 30-й серии, наоборот, выигрывают у RTX 3060 по энергоэффективности — на 18 % в случае RTX 3060 Ti и на 20 % в случае RTX 3070. То же относится к Radeon RX 6800 (на 31 % FPS больше в пересчете на ватт мощности).

Как бы то ни было, GeForce RTX 3060 является более экономичным устройством по сравнению с аналогами по игровому быстродействию: GeForce GTX 1080 Ti (разница в 23 %) и Radeon RX 5700 XT (15 %).

ПроизводительNVIDIAAMD
Модель NVIDIA GeForce RTX 3060 NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti NVIDIA GeForce RTX 2060 NVIDIA GeForce RTX 2070 FE NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3070 AMD Radeon RX 5700 XT AMD Radeon RX 6800
Графический процессор GA106 GP102 TU106 TU106 GA104 GA104 Navi 10 XT Navi 21 XL
Микроархитектура Ampere Pascal Turing Turing Ampere Ampere RDNA RDNA 2
Техпроцесс, нм 8 нм (8N) 16 нм FFN 12 нм FFN 12 нм FFN 8 нм (8N) 8 нм (8N) 7 нм FinFET 7 нм FinFET
Число транзисторов, млн 12 000 12 000 10 800 10 800 17 400 17 400 10 300 26 800
Площадь чипа, кв. мм 276 471 445 445 392,5 392,5 251 519,8
Средняя потребляемая мощность (Crysis 3), Вт 182 227 160 187 199 229 213 224
Производительность/Вт 100% −19% −7% −3% +18% +20% −13% +31%
Производительность/млн транзисторов 100% +2% −9% +11% −11% +4% +19% −28%
Производительность/кв. мм 100% −40% −49% −38% −9% +6% +12% −14%
Производительность/Вт (обратное сравнение) 100% +23% +8% +3% −15% −17% +15% −24%
Производительность/млн транзисторов (обратное сравнение) 100% −2% +10% −10% +12% −4% −16% +38%
Производительность/кв. мм (обратное сравнение) 100% +68% +96% +62% +10% −6% −11% +17%

#Результаты игровых тестов и цены

1920 × 1080
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 3060 NVIDIA GeForce GTX 1080 NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti NVIDIA GeForce RTX 2060 NVIDIA GeForce RTX 2070 FE NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3070 AMD Radeon RX 5700 XT AMD Radeon RX 6800
Assassin's Creed Valhalla TAA High 34 / 67 35 / 62 39 / 72 32 / 57 39 / 67 42 / 78 42 / 84 40 / 81 44 / 106
Borderlands 3 TAA 65 / 76 54 / 62 74 / 84 53 / 60 63 / 73 83 / 97 98 / 113 80 / 89 117 / 135
Control TAA 73 / 81 51 / 56 71 / 76 64 / 71 70 / 81 95 / 103 106 / 120 75 / 84 117 / 130
Cyberpunk 2077 TAA 47 / 58 32 / 39 42 / 52 41 / 51 50 / 61 60 / 75 71 / 89 44 / 55 69 / 86
DOOM Eternal TAA 106 / 176 72 / 125 88 / 161 80 / 138 107 / 170 136 / 224 158 / 255 112 / 176 195 / 291
Metro Exodus TAA 29 / 50 26 / 46 30 / 60 26 / 44 30 / 51 38 / 67 45 / 79 30 / 54 45 / 76
Red Dead Redemption 2 TAA High 42 / 45 29 / 32 38 / 42 32 / 36 38 / 43 53 / 58 62 / 67 38 / 42 55 / 65
Total War: THREE KINGDOMS TAA 44 / 52 39 / 46 48 / 57 40 / 46 48 / 56 57 / 68 67 / 78 39 / 48 64 / 81
Watch Dogs: Legion TAA 41 / 57 36 / 49 45 / 62 33 / 47 42 / 60 51 / 73 59 / 84 42 / 64 60 / 89
Макс. −7% +20% −12% +8% +34% +58% +21% +78%
Средн. −20% +3% −16% +1% +28% +47% +5% +58%
Мин. −33% −10% −22% −4% +16% +25% −8% +44%
2560 × 1440
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 3060 NVIDIA GeForce GTX 1080 NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti NVIDIA GeForce RTX 2060 NVIDIA GeForce RTX 2070 FE NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3070 AMD Radeon RX 5700 XT AMD Radeon RX 6800
Assassin's Creed Valhalla TAA High 33 / 52 29 / 46 29 / 57 23 / 43 33 / 52 32 / 64 44 / 70 36 / 60 38 / 83
Borderlands 3 TAA 46 / 53 38 / 42 51 / 58 36 / 41 44 / 50 59 / 68 69 / 81 57 / 62 88 / 99
Control TAA 50 / 54 32 / 35 46 / 49 43 / 46 49 / 54 68 / 70 76 / 81 48 / 54 85 / 92
Cyberpunk 2077 TAA 29 / 34 19 / 23 26 / 31 26 / 30 31 / 37 37 / 45 45 / 54 26 / 31 44 / 53
DOOM Eternal TAA 93 / 142 61 / 94 75 / 124 68 / 106 88 / 129 117 / 179 136 / 209 93 / 136 161 / 226
Metro Exodus TAA 25 / 41 22 / 37 28 / 50 22 / 35 25 / 41 32 / 55 39 / 65 26 / 44 39 / 65
Red Dead Redemption 2 TAA High 36 / 39 25 / 27 33 / 36 27 / 31 33 / 37 46 / 49 54 / 58 32 / 36 53 / 57
Total War: THREE KINGDOMS TAA 30 / 34 25 / 29 32 / 37 26 / 30 32 / 37 39 / 45 46 / 53 26 / 31 45 / 55
Watch Dogs: Legion TAA 33 / 44 27 / 35 35 / 46 25 / 34 34 / 44 42 / 57 49 / 66 35 / 48 50 / 68
Макс. −10% +22% −12% +9% +34% +59% +17% +87%
Средн. −23% +2% −18% −0% +29% +51% +2% +61%
Мин. −35% −13% −25% −9% +23% +35% −9% +46%
3840 × 2160
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 3060 NVIDIA GeForce GTX 1080 NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti NVIDIA GeForce RTX 2060 NVIDIA GeForce RTX 2070 FE NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3070 AMD Radeon RX 5700 XT AMD Radeon RX 6800
Assassin's Creed Valhalla TAA High 22 / 32 20 / 27 24 / 34 7 / 9 22 / 31 28 / 40 26 / 44 15 / 34 31 / 50
Borderlands 3 TAA 26 / 29 20 / 23 28 / 32 18 / 21 24 / 27 33 / 38 39 / 45 28 / 31 49 / 54
Control TAA 24 / 27 14 / 16 21 / 23 21 / 22 23 / 27 34 / 36 37 / 42 24 / 27 45 / 49
Cyberpunk 2077 TAA 13 / 15 6 / 8 11 / 13 10 / 12 13 / 16 17 / 20 21 / 25 10 / 13 20 / 23
DOOM Eternal TAA 61 / 82 36 / 54 50 / 73 46 / 61 53 / 70 76 / 103 92 / 121 49 / 61 98 / 127
Metro Exodus TAA 17 / 27 15 / 24 20 / 32 15 / 23 17 / 27 23 / 36 28 / 43 19 / 29 29 / 44
Red Dead Redemption 2 TAA High 26 / 28 17 / 19 23 / 26 20 / 22 24 / 26 33 / 36 39 / 42 24 / 26 38 / 41
Total War: THREE KINGDOMS TAA 15 / 18 12 / 14 16 / 19 11 / 13 17 / 19 20 / 23 24 / 27 11 / 16 24 / 27
Watch Dogs: Legion TAA 22 / 26 16 / 20 20 / 27 15 / 21 21 / 27 28 / 35 33 / 41 23 / 28 33 / 41
Макс. −11% +19% −15% +7% +35% +67% +8% +86%
Средн. −27% −0% −27% −2% +30% +53% −3% +61%
Мин. −47% −15% −72% −15% +25% +38% −26% +46%

#Результаты игровых тестов с трассировкой лучей

1920 × 1080
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 3060 NVIDIA GeForce RTX 2060 NVIDIA GeForce RTX 2070 FE NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3070 AMD Radeon RX 6800
Control TAA 46 / 50 37 / 40 44 / 47 58 / 62 67 / 71 49 / 52
Cyberpunk 2077 TAA 24 / 28 18 / 21 22 / 25 32 / 37 38 / 43 Н/Д
Metro Exodus TAA 25 / 40 21 / 34 25 / 40 33 / 55 41 / 66 35 / 53
Minecraft with RTX Beta TAA 52 / 57 37 / 42 46 / 53 64 / 71 69 / 81 39 / 45
Quake II RTX TAA Н/Д / 60 Н/Д / 43 Н/Д / 55 Н/Д / 82 Н/Д / 86 Н/Д / 54
Watch Dogs: Legion TAA 29 / 36 22 / 28 27 / 35 36 / 47 42 / 55 32 / 42
Макс. −15% 0% +38% +65% +33%
Средн. −23% −6% +31% +50% +4%
Мин. −28% −11% +24% +42% −21%
1920 × 1080 (DLSS)
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 3060 NVIDIA GeForce RTX 2060 NVIDIA GeForce RTX 2070 FE NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3070
Control TAA 69 / 73 56 / 59 68 / 71 85 / 89 90 / 97
Cyberpunk 2077 TAA 42 / 50 23 / 33 37 / 45 52 / 63 62 / 73
Metro Exodus TAA Н/Д 25 / 39 28 / 46 0 / 0 0 / 0
Minecraft with RTX Beta TAA 70 / 88 65 / 73 67 / 82 84 / 108 79 / 118
Watch Dogs: Legion TAA 36 / 49 30 / 40 36 / 48 46 / 63 53 / 72
Макс. −17% −2% +29% +47%
Средн. −22% −5% +25% +40%
Мин. −34% −10% +22% +33%
2560 × 1440
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 3060 NVIDIA GeForce RTX 2060 NVIDIA GeForce RTX 2070 FE NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3070 AMD Radeon RX 6800
Control TAA 30 / 33 23 / 26 28 / 31 38 / 41 45 / 48 33 / 36
Cyberpunk 2077 TAA 14 / 16 5 / 9 13 / 15 20 / 22 24 / 27 Н/Д
Metro Exodus TAA 19 / 30 16 / 24 19 / 29 26 / 40 31 / 48 28 / 39
Minecraft with RTX Beta TAA 31 / 34 23 / 27 28 / 31 40 / 45 48 / 52 24 / 27
Quake II RTX TAA Н/Д / 36 Н/Д / 23 Н/Д / 31 Н/Д / 49 Н/Д / 54 Н/Д / 34
Watch Dogs: Legion TAA 21 / 26 15 / 19 20 / 24 28 / 34 32 / 40 23 / 30
Макс. −20% −3% +38% +69% +30%
Средн. −28% −8% +32% +55% +6%
Мин. −44% −14% +24% +45% −21%
2560 × 1440 (DLSS)
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 3060 NVIDIA GeForce RTX 2060 NVIDIA GeForce RTX 2070 FE NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3070
Control TAA 49 / 52 39 / 42 47 / 50 62 / 65 70 / 74
Cyberpunk 2077 TAA 28 / 32 14 / 19 24 / 29 35 / 42 43 / 48
Metro Exodus TAA 23 / 35 20 / 30 24 / 36 31 / 47 37 / 57
Minecraft with RTX Beta TAA 68 / 74 51 / 57 60 / 67 78 / 88 84 / 92
Watch Dogs: Legion TAA 30 / 38 23 / 30 28 / 36 38 / 49 45 / 57
Макс. −14% +3% +34% +63%
Средн. −24% −5% +28% +46%
Мин. −41% −9% +19% +24%
3840 × 2160
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 3060 NVIDIA GeForce RTX 2060 NVIDIA GeForce RTX 2070 FE NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3070 AMD Radeon RX 6800
Control TAA 14 / 16 8 / 10 14 / 15 19 / 21 22 / 24 17 / 19
Cyberpunk 2077 TAA 6 / 8 1 / 1 3 / 5 4 / 7 5 / 9 Н/Д
Metro Exodus TAA 11 / 17 8 / 13 11 / 16 15 / 22 18 / 27 17 / 22
Minecraft with RTX Beta TAA 14 / 15 10 / 11 13 / 14 18 / 20 22 / 24 11 / 14
Quake II RTX TAA Н/Д / 17 Н/Д / 10 Н/Д / 13 Н/Д / 21 Н/Д / 26 Н/Д / 16
Watch Dogs: Legion TAA 12 / 14 5 / 6 11 / 13 15 / 18 19 / 22 12 / 16
Макс. −24% −6% +33% +60% +29%
Средн. −46% −14% +22% +49% +10%
Мин. −88% −38% −13% +13% −7%
3840 × 2160 (DLSS)
Полноэкранное сглаживание NVIDIA GeForce RTX 3060 NVIDIA GeForce RTX 2060 NVIDIA GeForce RTX 2070 FE NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti NVIDIA GeForce RTX 3070
Control TAA 27 / 29 12 / 15 25 / 27 34 / 37 40 / 42
Cyberpunk 2077 TAA 13 / 15 6 / 8 12 / 14 18 / 21 22 / 25
Metro Exodus TAA 17 / 25 Н/Д 18 / 25 23 / 33 28 / 40
Minecraft with RTX Beta TAA 43 / 47 32 / 35 38 / 43 56 / 61 65 / 70
Watch Dogs: Legion TAA 20 / 24 12 / 14 18 / 22 25 / 31 30 / 36
Макс. −26% 0% +40% +67%
Средн. −41% −6% +32% +54%
Мин. −48% −9% +28% +45%

#Выводы

GeForce RTX 3060 является прямым аналогом популярной модели прошлого поколения — RTX 2070 (и, соответственно, RTX 2060 SUPER) — как по быстродействию в играх без трассировки лучей, так и по энергопотреблению. Но вдобавок к этому RTX 3060 предлагает повышенный фреймрейт в условиях рейтрейсинга и целых 12 Гбайт VRAM. А главное, RTX 3060 назначили более низкую розничную цену даже по сравнению с RTX 2060.

Полноценной альтернативы GeForce RTX 3060 со стороны AMD пока не существует. Radeon RX 5700 XT никуда не делся, но все, что мы когда-то сказали о «зеленых» видеокартах 20-го семейства с приставкой SUPER в названии, справедливо и в сравнении Radeon RX 5700 XT с GeForce RTX 3060. Да, производительность RX 5700 XT немного выше, но он не располагает средствами для аппаратного рейтрейсинга и масштабирования кадров. Сегодня, когда трассированных игр стало больше, а качество алгоритмов DLSS существенно возросло, эти преимущества архитектуры NVIDIA как никогда актуальны. К тому же на практике выбора между GeForce RTX 3060 и Radeon RX 5700 XT и нет в связи с отсутствием последнего в розничной продаже.

Как бы то ни было, новинка адресована не владельцам ускорителей NVIDIA 20-го семейства или даже GeForce 16-й серии, а скорее тем, кто все еще пользуется GeForce GTX 1060 или Radeon RX 570/580. В качестве билета экономкласса на поезд RTX On это лучшее решение по сравнению с тем, что в свое время получилось из GeForce RTX 2060, — в силу щедрого объема VRAM и опять-таки развития DLSS. Без DLSS RTX 3060 с трудом тянет игры с рейтрейсингом на максималках, а с DLSS уже опережает Radeon RX 6800. Только советуем не экономить, если разновидности RTX 3060 c 6 Гбайт памяти все-таки появятся в десктопном исполнении. Острой необходимости в 12 Гбайт у таких видеокарт пока нет, но 6 Гбайт в наше время — точно не вариант.

Пожалуй, единственный повод для недовольства GeForce RTX 3060 связан с тем, что он, быть может, и дешевле RTX 2060 в момент релиза, но все равно дороже GTX 1060. И наконец, остается открытым вопрос, не собирается ли NVIDIA распространить возможности аппаратного рейтрейсинга и DLSS на видеокарты более низкой ценовой категории. Рано или поздно это, конечно, произойдет, но не факт, что в рамках текущего поколения GPU.

В завершение обзора скажем пару слов об ускорителе Palit Dual OC, благодаря которому мы познакомились с GeForce RTX 3060. В силу умеренного энергопотребления процессора GA106 это, по всем признакам недорогое, устройство поддерживает низкую температуру GPU и приемлемый уровень шума. Но эксперименты показали, что RTX 3060 очень недурно разгоняется, а это позволит партнерам NVIDIA выпустить изначально более мощные и, соответственно, дорогостоящие разновидности новинки.



Оригинал материала: https://3dnews.ru/1033470