США могут обязать соцсети предоставлять данные для исследователей
Читать в полной версииВ минувшую среду в американском Сенате состоялись слушания, озаглавленные как «Прозрачность платформ: понимание влияния социальных сетей». Законодатели попытались определиться с вопросом, нужен ли закон, согласно которому соцсети обязаны будут предоставлять собранные данные для исследования представителями общественности и научного сообщества.
В декабре группа сенаторов уже подготовила соответствующий законопроект — «Закон о прозрачности и подотчётности платформ» (Transparency and Accountability Act). Потребность в таком нормативном акте на слушаниях обозначил Брендон Сильверман (Brandon Silverman), бывший сотрудник Meta✴ и теперешний сооснователь сервиса CrowdTangle, который позволяет отслеживать популярность размещённых в Facebook✴ ссылок и постов. Он заявил, что YouTube, TikTok, Telegram и Snapchat стали крупнейшими и наиболее влиятельными платформами в США, но за отсутствием прозрачности своих систем избегают проверок и расследований.
В результате правду о происходящем в закулисье соцсетей мир узнаёт только после того, как их бывшие сотрудники перед увольнением похищают внутреннюю документацию и становятся информаторами как Фрэнсис Хауген (Frances Haugen). Профессор Школы права Стэнфордского университета Нейт Персили (Nate Persily) сказал, что закон, предписывающий соцсетям обеспечить прозрачность, позволит общественности не ждать показаний информаторов.
В Стэнфорде даже подготовили список основных норм, которые должен включать такой закон.
- Учёные должны получить возможность подавать заявки в Национальный научный фонд США на исследования в области соцсетей. Если заявка одобряется, администрация соцсети предоставляет учёному доступ к необходимым данным. Здесь возможно принятие неких защитных мер: анонимизация данных или организация работы только на территории офиса компании.
- Федеральная торговая комиссия США должна получить полномочия затребовать у соцсетей регулярного предоставления некоторых данных, например, статистики по таргетированной рекламе.
- Платформы должны создать базовые исследовательские инструменты, позволяющие изучать популярность того или иного контента.
- Платформы не должны пресекать работу независимых научных проектов — необходим механизм обеспечения конфиденциальности пользователей соцсетей при реализации подобных исследований.
По мнению профессора Персили, с принятием подобного закона платформы сами изменят своё поведение, если будут знать, что за ними наблюдают. Однако никакой конкретики относительно дальнейших действий американские сенаторы пока не огласили.