Российские учёные установили рекорд разогрева плазмы в сферическом токамаке «Глобус-М2»

Читать в полной версии

Как сообщает портал N+1, на российском сферическом токамаке «Глобус-М2» в Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе РАН был поставлен рекорд разогрева плазмы для отечественных установок такого рода. Российская установка по своим параметрам многократно уступает реактору ИТЭР, но она вносит существенный вклад в разработку будущих термоядерных реакторов, значительно превышающих возможности ИТЭР.

Источник изображения: ФТИ имени Иоффе РАН

Сферические токамаки, у которых рабочая камера больше похожа на шар, чем камеры в форме бубликов у классических токамаков, обещают оказаться компактнее последних и, как следствие, должны быть более удобны в эксплуатации и обслуживании. Но на пути к электростанциям на сферических токамаках остаётся масса нерешённых проблем, хотя в Великобритании, например, уже говорят о будущих термоядерных электростанциях на основе именно сферических решений.

Концепция сферических токамаков предложена более 20 лет назад. Установка «Глобус-М2» запущена в Физико-техническом институте имени А. Ф. Иоффе РАН в 1999 году. В 2018 году она подверглась модернизации, что, в том числе, позволило сегодня выйти на рекордные показатели — близкие к максимально возможным для «Глобус-М2». Так, в ходе экспериментов в установке дейтериевая плазма была доведена до 4 кэВ (килоэлектронвольт). Температура ионов дейтерия достигла нагрева 46 млн °C. В ИТЭР температура ионов должна быть в два раза больше, но и его рабочая камера по объёму в 1000 раз больше камеры установки «Глобус-М2».

Российские физики отмечают, что плазма держалась зажжённой 10-12 мс при напряжённости тороидального поля 0,9 Тесла. Для рабочей камеры объёмом 1,1 м3 — это рекордно долго, что позволяет уточнить модели поведения плазмы в реакторе и учесть полученную информацию при проектировании установки нового поколения. «Глобус-М2» достиг предела своих возможностей и перед учёными стоит задача создать новую установку для расширения знаний о поведении плазмы в сферических токамаках.