Учебные спутники Сколтеха начали отрабатывать в космосе приёмы роевого взаимодействия

Читать в полной версии

На днях ракета-носитель «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» вывела на намеченную орбиту 16 спутников проекта «Space-π», включая спутники формата CubeSat 3U+ Skoltech B1 и Skoltech B2. Одной из задач этих космических платформ станет серия экспериментов по межспутниковой связи. Это позволит создать решения для роевого взаимодействия спутников.

Источник изображения: Сколтех

«Спутники — это сложная инженерная система, их создание требует напряжённой и аккуратной работы слаженного коллектива. Этот запуск особенно важен тем, что кубсаты запускают университеты как исследовательские объекты. Сейчас перед нами стоит несколько целей: тестирование и отработка системы межспутниковой связи, регистрация гамма-вспышек и сбор данных о них, а также привлечение школьников к космической деятельности. Во многом это всё и делается ради ребят», – заявил инженер Центра системного проектирования Дмитрий Рис.

Первые данные со спутников, полученные вскоре после вывода на орбиту, подтверждают корректную работу батареи, солнечных панелей, передатчика и системы определения положения спутников. Детальный анализ телеметрии и определение наиболее оптимальных параметров работы спутников — это работа на следующие две недели.

Источник изображения: Сколтех

Оба спутника разработаны инженерами Центра системного проектирования Сколтеха в рамках проекта «Space-π». Космические аппараты несут три вида полезных нагрузок: оборудование для межспутниковой связи, гамма-детекторы разработки НИИЯФ МГУ и камеры для съёмки. Выполнение запланированных работ приведёт к созданию программного обеспечения, с помощью которого впервые станет возможным взаимодействие аппаратов в космосе для выполнения совместных действий. На следующем этапе Сколтех намерен вывести на орбиту четыре кубсата и на практике доказать возможность их роевого взаимодействия без участия человека.

Проект «Space-π», напомним, нацелен на привлечение школьников и студентов к участию в образовательных космических программах. Учащиеся могут пройти путь от постановки задачи до участия в экспериментах на орбите.