NASA устранит протечку в лунной ракете SLS прямо на стартовой площадке, но запуск всё равно могут отложить до октября

Читать в полной версии

В NASA сообщили, что ремонт ракеты-носителя SLS для миссии Artemis I будет произведён непосредственно на стартовой площадке, возвращать ракеты в сборочный цех не придётся. Благодаря этому инженеры смогут проверить герметичность канала подачи криогенного водорода в топливные баки ракеты, что невозможно в условиях цеха. При этом успешный ремонт не будет означать, что ракета взлетит уже в сентябре и для этого есть веские причины.

Источник изображения: Joel Kowsky / NASA

Как мы рассказывали, в намеченные окна для отправки ракеты SLS и корабля Orion на орбиту Луны 29 августа и 2 сентября запуск был отменён. Сначала сбой произошёл в одном из двигателей ракеты, один из датчиком которого не подтвердил охлаждение двигателя до нужной температуры, а затем дал течь уплотнитель на быстросъёмном соединении бака для жидкого водорода. При этом важно отметить, что этот узел уже протекал ранее, и был подвергнут серьёзному ремонту, для чего инженерам потребовалось проникнуть внутрь корпуса ракеты.

Тем не менее, быстросъёмное соединение для подачи криогенного топлива снова придётся чинить — как минимум менять уплотнители. Эти работы инженеры NASA проведут прямо на стартовой площадке, что потребует специального ограждения и защиты оборудования в процессе «вскрытия» корпуса ракеты. Можно предположить, что в этот раз решено испытать канал подачи топлива сразу на практике, что невозможно в сборочном цехе — там нет необходимого оборудования и просто недопустимо с точки зрения техники безопасности.

В то же время успешная замена уплотнителя не означает, что ракета сможет взлететь в течение следующего окна с 19 сентября по 4 октября. Система автоматического аварийного уничтожения ракеты при отклонении от курса обычно сертифицируется на 20 суток и требует новой настройки и замены аккумуляторов, что можно сделать только в сборочном цехе. Для запуска SLS миссии «Артемида I» NASA подавало заявку на продление сертификации до 25 суток, но этот срок истекает сегодня или завтра.

Как вариант NASA может попросить продлить разрешение до 19 сентября, но это связано с рисками и вряд ли должностные лица пойдут на этот шаг. Следует ожидать, что специалисты NASA проверят на площадке надёжность работы уплотнителя в системе подачи криогенного водорода и укатят ракету обратно в ангар в надежде запустить в следующее стартовое окно с 17 по 31 октября. Что же, у миссии Artemis I есть шанс попасть в Книгу рекордов Гиннесса как прошедшую самые длительные транспортные испытания. Проблема только в том, что она на это не рассчитана и каждая выкатка туда и обратно снижает шансы на успешный запуск.