Tesla нарастила выручку на 56 % в прошлом квартале, но всё равно не дотянула до ожиданий рынка

Читать в полной версии

На этой неделе компания Tesla опубликовала подробную финансовую отчётность, дополнив недавние данные о количестве выпущенных и отгруженных за третий квартал электромобилей. Выручка выросла в годовом сравнении на 56 % до $21,5 млрд, но аналитики рассчитывали на $21,96 млрд в среднем. Зато компании удалось повысить норму операционной прибыли до 17,2 %, что в непростых условиях функционирования бизнеса является важным достижением.

Источник изображения: Tesla

Как сообщается в квартальном отчёте Tesla, выручка выросла за счёт увеличения объёмов поставок электромобилей и роста средней цены реализации, но укрепление доллара США оказало негативное влияние на финансовые показатели компании. Более того, в последовательном сравнении снизилась средняя цена реализации электромобиля, во многом из-за продолжительного локдауна во втором квартале, который не позволял предприятию в Шанхае выпускать электромобили в достаточном количестве и сформировал тем самым эффект «высокой базы» для сравнения.

Чистый доход за третий квартал составил $3,3 млрд, операционная прибыль достигла $3,7 млрд, но укрепление американского доллара оказало негативное влияние, сократив этот показатель примерно на $250 млн. Кроме того, затраты компании выросли из-за удорожания материалов, комплектующих, стоимости услуг по доставке. Увеличивали расходы Tesla и усилия по наращиванию объёмов производства электромобилей на предприятиях в Техасе и Берлине. На площадке в Остине объёмы производства аккумуляторных ячеек типа 4680 последовательно удалось увеличить в три раза, но это тоже негативно сказалось на прибыли. В Германии Tesla к концу третьего квартала вывела объёмы производства кроссоверов Model Y на 2000 штук в неделю, но лишь с использованием ячеек типа 2170. Несмотря на существующие слухи о задержке миграции на ячейки типоразмера 4680, Tesla рассчитывает до конца года внедрить на предприятии в Берлине интегрированные в силовую структуру кузова батареи и перейти на использование монолитной нижней передней части кузова кроссовера. В Техасе оба этапа техпроцесса сборки уже внедрены с начала года.

Предприятие в Шанхае продолжает оставаться для Tesla главным производителем электромобилей для экспорта за пределы США, здесь собираются седаны Model 3 и кроссоверы Model Y, проектная мощность превышает 750 тысяч электромобилей в год. В Техасе сейчас началось оснащение производственных линий под выпуск электрических пикапов Cybertruck, который стартует с середины следующего года. На предприятии в Неваде, где исторически производились тяговые аккумуляторы в сотрудничестве с Panasonic, уже запущена сборка электрических грузовиков Semi, их поставки клиентам начнутся в декабре этого года. К 2024 году по дорогам Северной Америки уже будут колесить около 50 тысяч таких грузовиков, по оценкам руководства компании.

Кстати, сугубо в сфере производства электромобилей норма прибыли Tesla достигла 27,9 %, мало кто из крупных автопроизводителей может похвастать подобной доходностью бизнеса, но год назад она достигала 30,5 %. Компания завершила квартал с запасом наличности в $21 млрд, в ближайшие годы она намеревается сохранить темпы экспансии производства на уровне 50 % в год. Если совет директоров одобрит эту инициативу, то Tesla могла бы в следующем году потратить на выкуп собственных акций от $5 до $10 млрд. В потенциал этих ценных бумаг Илон Маск (Elon Musk) предсказуемо верит, заявляя о способности капитализации Tesla в один прекрасный день обойти Apple и Saudi Aramco вместе взятых. Для сравнения, сейчас капитализация Tesla не превышает $700 млрд, а для Apple и Saudi Aramco этот показатель достигает $2,3 и $2,1 трлн соответственно.

Высказался на квартальном мероприятии Маск и по поводу предстоящей сделки с Twitter. Она внушает ему оптимизм, хотя и оставляет ощущение, что он и другие инвесторы за этот актив переплатят.

Как резюмировал Илон Маск, электромобили Tesla продолжают пользоваться отменным спросом, но в краткосрочной перспективе компания будет иметь дело с логистическими сложностями. Последние не только ограничат количество поставляемых клиентам электромобилей, но и повысят затраты компании. Чтобы решить эту проблему, Tesla начнёт переходить на более равномерный график отгрузки продукции, который до сих пор был сильно перекошен в сторону второй половины квартала. Напомним, что выпустив в третьем квартале 365 923 электромобиля, компания смогла отправить клиентам только 343 830 штук. Производство и сейчас растёт опережающими темпами по отношению к поставкам. Другим «узким местом» остаются низкие темпы расширения сервисной и торговой сети Tesla. Соответствующих представительств компании в третьем квартале стало больше всего на 6 %. В обозримом будущем темпы экспансии производства электромобилей продолжат сдерживать и факторы, связанные с производством тяговых батарей.