Apple хотела бы выпускать больше устройств в Индии и Вьетнаме, но отдалиться от Китая будет очень непросто
Читать в полной версииНедавние беспорядки и локдауны в китайском Чжэнчжоу, по данным The Wall Street Journal, лишь укрепили Apple в решимости увеличить долю продукции, выпускаемой на территории Индии и Вьетнама. Впрочем, реформировать складывавшуюся десятилетиями экосистему будет непросто, и Китай по-прежнему сохраняет преимущества по сравнению с ближайшими соседями в статусе производственной площадки Apple.
По словам первоисточника, Apple поставила перед подрядчиками и поставщиками задачу развивать производство за пределами Китая. Особое внимание будет уделяться развитию компетенций, позволяющих предприятиям за пределами Китая осваивать производство новых для Apple моделей и видов продукции. Пока подобными возможностями располагают только китайские предприятия подрядчиков компании, а Индия и Вьетнам могут претендовать преимущественно на выпуск уже знакомой и проверенной продукции.
Одной из проблем, которая может помешать реализации этого плана, стало замедление темпов роста мировой экономики. Чтобы развивать потенциал новых предприятий за пределами Китая, Apple должна командировать туда своих специалистов, а расширять их штат в условиях экономического кризиса становится проблематично. В долгосрочной перспективе, как считает известный аналитик Мин-Чи Куо (Ming-Chi Kuo), для Apple целью является увеличение доли поставок iPhone из Индии до 40 или 45 %, тогда как сейчас этот показатель не превышает 10 %.
Вьетнамские поставщики Apple, по мнению эксперта, сосредоточатся на производстве других устройств Apple вроде ноутбуков, умных часов и наушников AirPods. По данным других источников, в Индии и Вьетнаме у партнёров Apple могут возникнуть специфические проблемы при попытках воссоздать ту производственную экосистему, что существует в Китае. Так, Вьетнам банально страдает от нехватки рабочих рук, поскольку при численности населения около 100 млн человек стране просто сложно комплектовать кадрами предприятия с численностью персонала в сотни тысяч рабочих. Только в китайском Чжэнчжоу у тайваньской Foxconn на профильных предприятиях трудится около 300 тысяч человек.
Индия хоть и располагает внушительным запасом кадров, не может предоставить партнёрам Apple той же однородной и предсказуемой политики взаимодействия с местными властями, что и КНР. Как поясняют специалисты, каждый штат Индии может выдвигать свои требования к организации новых производств иностранными компаниями, при этом они порой непредсказуемо меняются. В Китае же местные власти благосклонно относятся к инвестициям тайваньских производителей. Одно только предприятие в Чжэнчжоу за 2019 год обеспечило китайский экспорт на сумму $32 млрд, а по итогам 2021 года группа Foxconn формировала до 3,9 % стоимости экспортной продукции Китая.
Бороться с проблемами в Чжэнчжоу Foxconn пыталась и за счёт переброски оборудования за 1600 км в Шэньчжэнь, где также расположены крупные предприятия, обслуживающие интересы Apple. Это позволило частично компенсировать потери производительности труда на предприятиях в Чжэнчжоу. Отмечается, что китайская молодёжь уже не так благосклонно относится к идее работать на подобных предприятиях, как раньше, и для самого Китая проблема поиска кадров может обостриться. Одним из способов диверсификации рисков Apple считает привлечение к выпуску продукции на территории КНР других компаний, помимо Foxconn. В их роли могут выступать Luxshare, Pegatron и Wingtech Technology. Рассредоточив предприятия подрядчиков внутри Китая, Apple тем самым снизит риски, связанные с их высокой географической концентрацией.